Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MORAL SELF-EDUCATION OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AS THE BASIS OF PROFESSIONAL TRAINING OF EMPLOYEE OF ORGANS OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Nefedeva V.E. 1
1 FGBOU VO "Moscow University of the Ministry of the Interior of Russian Federation named after V.Ya. Kikot "
The article considers the problem of moral self-education of youth in the modern conditions of the philosophy of postmodernism. Its special significance for representatives of law enforcement agencies (in particular, the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation) as the basis of their professional activity has been identified and argued. The necessity of updating this problem for employees of the internal affairs bodies of Russia from the beginning of their professional development, that is, from the beginning of training at an educational organization of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, is substantiated. Based on the author’s previous studies, the main characteristic features of the pedagogical process of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation are reflected in the part related to the identified research problem. A brief analysis of the scientific category «moral self-education» is carried out. The author's interpretation of the concept of «moral self-education of cadets» is presented. The need for the development of moral reflection and self-identification among cadets as an employee of the internal affairs bodies of Russia in the process of training in the educational organization of the Ministry of the Interior of the Russian Federation is determined. The relationship of the moral self-education of cadets with humanistic moral ideals is examined, to determine the formation of which, a pilot study was conducted. The necessity of developing and introducing into the pedagogical process of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia the Methods of the moral education of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia is indicated.
moral self-education
employee of the organs of internal affairs of russia
cadet
pedagogical process
moral ideal
moral reflection
self-identification
professional training

Вопросы о ведущей роли нравственного воспитания в процессе гармоничного развития человека ставились в педагогике с давних времен.

Проблема нравственного формирования личности становится все более актуальной, ибо существующая действительность, определяемая философией постмодернизма, ориентирует общество на гедонизм, потребительский характер существования, нигилизм духовных ценностей, меркантилизм и др. [1]. Все это задает тенденцию к деградации нравственности, напрямую связанную с деформацией личности, следствием которой является личностный кризис.

Особую значимость данная проблема приобретает, когда речь идет о представителях силовых ведомств. Так, сотрудники полиции, обладая властными полномочиями, в своей деятельности нередко сталкиваются с ситуациями морального выбора, ежедневно берут на себя ответственность за судьбу и жизнь других людей. В связи с этим невозможно переоценить значение нравственной воспитанности личности сотрудника полиции.

В случае когда у человека, служащего в ОВД России, нравственная воспитанность сформирована недостаточно, он руководствуется в своей деятельности прагматическими и (или) эгоцентрическими потребностями. В такой ситуации даже высокий уровень теоретической подготовки, наличие опыта работы и профессиональных навыков недостаточны для того, чтобы стать профессионалом в правоохранительной сфере. Это связано с тем, что в подобных ситуациях происходит блокирование потенциалов личностного и профессионального развития.

Формирование гуманноориентированного, высоконравственного сотрудника ОВД России начинается в процессе профессиональной подготовки курсанта. Однако она имеет временные рамки, ограниченные периодом обучения. И, если в образовательной организации МВД России проблеме нравственного воспитания курсантов в той или иной степени уделяется внимание, то после выпуска из высшей школы, приступив к службе в территориальных органах МВД России, молодой сотрудник, столкнувшись с ситуацией нравственного выбора, следствием которого является принятие моральной ответственности, остается наедине с этой проблемой. Безусловно, следует отметить, что с личным составом в территориальных органах МВД России проводится воспитательная работа, которая является одним из направлений морально-психологической подготовки сотрудников ОВД России, однако специалисту как личности уделяется недостаточное внимание, акцент в большей степени ставится на соблюдение сотрудником моральных норм с целью поддержания положительного имиджа полицейского. В данных условиях является необходимым мотивировать сотрудников ОВД России с первого года обучения в образовательной организации МВД России к постоянному самосовершенствованию и нравственному самовоспитанию. Потребность в личностном совершенствовании является высшей духовной потребностью человека в иерархии пирамиды А. Маслоу [2]. Творческая осознанная работа над собой – основной механизм в удовлетворении данной потребности. Такая работа невозможна без внутренней мотивации личности и рефлексии.

Актуальность проблемы самовоспитания (в том числе в нравственном контексте) курсантов ОО МВД России подчеркивается в трудах И.В. Ульяновой, И.Г. Евсеевой, Е.В. Борисовой, указывающих на то, что в условиях постиндустриального общества в школьном образовательном процессе недостаточно актуализируются вопросы становления личности, в связи с чем возникает необходимость восполнять существующие пробелы в условиях высшей школы [1, 3].

Цель исследования – научное обоснование проблемы нравственного самовоспитания курсантов в педагогическом процессе образовательных организаций МВД России как основы профессиональной деятельности сотрудника ОВД России.

Материал и методы исследования. В исследовании приняли участие 143 курсанта, обучающихся на 1-м курсе образовательной организации МВД России. Для достижения цели исследования использовались следующие методы: теоретические (анализ, сравнение, контент-анализ, индукция, дедукция, синтез, систематизация, интерпретация, обобщение), эмпирические (наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности обучающихся, описание).

Результаты исследования и их обсуждение. Профессиональная деятельность сотрудника полиции носит ярко выраженный гуманистический характер. Человек, сделавший выбор в пользу службы в ОВД России, берет на себя не только юридические, но и морально-нравственные обязательства перед обществом и государством. В.С. Зайцев, А.А. Ногина отмечают, что «…профессиональная идентичность личности очень тесно связана с нравственностью» [4]. Однако в существующих педагогических условиях образовательных организаций МВД России не всегда удается сформировать у обучающихся самоидентификацию как субъекта профессиональной деятельности ОВД России. Считаем, что данная проблема напрямую связана с реализуемым мероприятийным подходом к проблеме нравственного воспитания и самовоспитания курсантов в условиях педагогического процесса образовательных организаций МВД России. Для данного подхода характерными чертами являются: ориентация на количество проводимых мероприятий (в то время как качество значительно снижается); безынициативность обучающихся; отсутствие рефлексии курсантов по проводимым мероприятиям в воспитательном направлении педагогической деятельности и ее фрагментарное представление в рамках учебного направления педагогической деятельности. Учитывая, что «…самоидентификация носит предельно личностный характер, так как предполагает индивидуальный процесс, основанный на самосознании» [4], она неразрывно связана с рефлексией. Основываясь на позиции С.Л. Рубинштейна [5], мы рассматриваем рефлексию как основную и необходимую внутреннюю деятельность личности в процессе самовоспитания, самосовершенствования, и считаем, что одной из важнейших задач в педагогическом процессе образовательной организации МВД России должна стать актуализация активности курсантов к нравственному самовоспитанию посредством рефлексивных методик.

На прочную взаимосвязь рефлексивной деятельности и нравственного становления личности указывает А.В. Гущина, отмечая, что «…нравственный человек, осуществляя моральную рефлексию человеческих свершений, осознает смыслы нравственных ценностей, ставших мотивом свершений, ведущих к благу» [6].

«Нравственное самовоспитание – это определенная сознательная работа сотрудников ОВД. Она направлена на формирование и совершенствование у себя в соответствии с личными и общественными потребностями и сложившимися идеалами положительных и устранение отрицательных качеств личности» [7].

Мы интерпретируем нравственное самовоспитание курсанта как сознательный процесс нравственной рефлексии и интериоризации моральных ценностей в нравственные убеждения, определяющие поведение личности.

В.А. Кудин указывает, что формирование у сотрудников ОВД России «…целеустремленности, внутренней потребности и привычки во всем руководствоваться высокими нравственными идеалами и принципами, активно бороться за их претворение в жизнь» [8] является одной из задач нравственного самовоспитания полицейского.

На наш взгляд, решить обозначенные выше проблемы можно при помощи формирования у курсантов гуманистических нравственных идеалов. Нравственный идеал оказывает большое влияние на нравственные принципы и убеждения. Когда нравственный идеал сформирован, личность движется к достижению определенной цели, это движение представляет волевой акт, благодаря которому человек реализуется и который мотивирует его к постоянному развитию до уровня своего нравственного идеала. Кроме того, интеллектуальная оценка нравственного идеала всегда сопровождается эмоциональным отношением — восхищением, одобрением, желанием подражать образцу, действовать так же, выработать в себе соответствующие качества. Тем самым идеал становится важным стимулом и ориентиром нравственного воспитания и самовоспитания. Таким образом, можно сказать, что нравственный идеал выступает в качестве центрального элемента в процессе нравственного самовоспитания личности, способствуя формированию положительной мотивации, развитию навыков нравственной рефлексии и, как следствие, идентификации себя как сотрудника полиции.

У Л.Н. Антилоговой нравственные идеалы включены в «нравственную ценность», содержащую в себя также нравственные нормы, категории, принципы и иное, которая интерпретируется как целостное образование в сознании личности для достижения высших нравственных целей, функциями которой являются оценивание и регулирование поведения личности. Сформированный гуманистический нравственный идеала у человека – это критерий сознательного отношения к компонентам нравственной воспитанности личности; отсутствие нравственного идеала говорит об ущербности личности [9].

Подробный теоретический анализ «гуманистического нравственного идеала курсантов» как научной категории и педагогической проблемы подробно рассмотрен в научной работе В.Е. Нефедьевой «Оптимизация педагогических условий нравственного воспитания и самовоспитания курсантов в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя» [10].

На современном историческом этапе, отмечает Н.А. Гущина, молодежью, обучающейся в образовательных организациях высшего образования, не всегда осознается роль нравственного самовоспитания в процессе личностного и профессионального становления. «Ценностный вакуум», существующий в современном постиндустриальном обществе, определяет   необходимость «…выявления знаний о путях, педагогических условиях формирования профессионально значимых ценностных ориентаций, сохранения национальных ценностных аспектов отечественного образования, обеспечения их преемственности с приоритетными аксиологическими ориентирами современного российского образования» [11].

Посредством эффективных педагогических методов, форм и средств возможно содействовать обучающимся в преодолении проблемы разорванной связи между этической рефлексией и отдельным нравственным действием, поступком; «…наши поступки оторваны от нашего внутреннего мира, часто мы поступаем против собственной совести» [12].

Таким образом, необходим поиск актуальных методов, форм и средств нравственного воспитания в педагогическом процессе образовательных организаций высшего образования, в том числе в системе МВД России.

Первым этапом эмпирической работы по проблеме нравственного самовоспитания курсантов ОО МВД России было пилотажное исследование, в рамках которого обучающимся было предложено написать рефлексивное сочинение на тему «Мой нравственный идеал». Взаимодействие с обучающимися было выстроено с позиции «на равных», они могли честно и свободно высказывать свое мнение. Исследование проводилось анонимно, балльное оценивание работы не предполагалось, о чем курсанты были уведомлены заранее; совокупность этих фактов повышает достоверность результатов пилотажного исследования.

Изучение продуктов деятельности курсантов (сочинение на тему «Мой нравственный идеал»), педагогическое наблюдение, беседа с обучающимися на предмет сформированности у них гуманистических нравственных идеалов посредством анализа их творческой деятельности и поведения позволили зафиксировать средний уровень ориентации курсантов на гуманистические нравственные эталоны. У 61% обучающихся гуманистические нравственные идеалы сформированы, однако в основном они связаны с личной сферой, а не с профессиональной. Так, у 27% из них в качестве нравственного идеала представлены родители, и только у 15% курсантов сформирован гуманистический нравственный идеал, связанный с профессиональной сферой, что отражает упрощенные взгляды курсантов на действительность, профессиональную сферу и жизнь в целом.

Считаем, что полученные результаты можно обозначить в целом как удовлетворительные, так как данное исследование было проведено с курсантами, обучающимися на 1-м курсе (в 1-м семестре), однако необходимо определение перспектив работы по всем направлениям педагогической деятельности, связанной с формированием гуманистического нравственного идеала, относящегося к профессиональной деятельности, как для сотрудника правоохранительных органов, так и для специалиста в рамках конкретного направления подготовки.

Главными педагогическими условиями нравственного воспитания и самовоспитания курсантов являются: гуманистическая педагогическая парадигма (ее рационально-этико-экзистенциальная ветвь); реализация личностно-ориентированного, аксиологического, смысложизненно-ориентационного, деятельностного, средового подходов на конкретно-научном уровне методологии; актуализация проблемного обучения в широком смысле; синтез традиционных и новационных методов в целостном педагогическом процессе, к последним относятся: специальные (смысложизненно-ориентационные) методы, методы с рефлексивным уклоном, упражнения-аффирмации и др.; синтез традиционных и новационных форм (в качестве новационных в условиях педагогического процесса образовательной организации МВД России могут быть использованы различные варианты клуба и др.).

Анализ проблемы подвел нас к определению следующих задач.

  1. Представить полученные результаты исследования на кафедры и в Управление по работе с личным составом образовательной организации МВД России (Отдел морально-психологического обеспечения) для реализации в дальнейшем качественной работы по данной проблеме, с основой на комплексном подходе, суть которого заключается во взаимодействии и координации работы всех субъектов педагогического процесса по всем направлениям педагогической деятельности, актуализации проблемы формирования нравственного идеала, ориентирующего обучающегося на нравственные принципы и убеждение в процессе профессиональной деятельности сотрудника ОВД России, способствующего нравственному самовоспитанию курсантов.
  2. Разработать и внедрить в педагогический процесс высшей школы МВД России методику нравственного воспитания курсантов образовательных организаций МВД России.

Заключение. Анализ результатов исследования теоретического уровня показывает, что нравственное самовоспитание курсантов напрямую связано с внутренней мотивацией личности, нравственной рефлексией и профессиональной самоидентификацией.

Эффективным нравственное самовоспитание станет только тогда, когда желаемые нравственные качества личности будут рассматриваться как проекция идеала. Являясь центральным элементом в процессе нравственного самовоспитания, нравственным идеалом должен выступать лишь тот, который представлен образом значимой личности, которая максимально полно выполнила свое духовное предназначение.

Как показывает анализ научных трудов, проблема нравственного становления личности (в том числе нравственное воспитание, формирование нравственного идеала) имеет междисциплинарный характер. Однако в исследованиях педагогической науки проблеме формирования гуманистических нравственных идеалов личности уделяется недостаточное внимание, особенно в условиях педагогического процесса высшей школы. Это разрывает связь между общественным запросом в конструктивном сопровождении современной молодежи и существующими педагогическими условиями в образовательных организациях высшего образования.

При подготовке специалистов силовых ведомств (в том числе МВД России) нравственное воспитание курсантов, в процессе которого формируются гуманистические нравственные идеалы, имеет особое значение, так как интегрирует педагогические, психологические, социальные, правоохранительные задачи, способствует нравственному самовоспитанию, саморазвитию личности.

Возникает необходимость разработки методики нравственного воспитания курсантов образовательных организаций МВД России, в которой одним из направлений будет формирование у обучающихся гуманистических нравственных идеалов, относящихся к профессиональной сфере, способствующих нравственному самовоспитанию.