Трактовка термина «иноязычное образование» носит многогранный характер. Этот термин нельзя понимать однозначно, поскольку студенты в вузе не только обучаются иностранному языку как общеобразовательному предмету. Наряду с обучением через «иноязычное образование» идет непрерывный процесс воспитания и развития обучающихся средствами иностранного языка. Основная цель обучения, развития и воспитания – рост культурного и творческого потенциала студентов неязыковых факультетов. Мы солидарны с С.А. Лысиченковой в том, что «формирование гармонично развитой личности будущего учителя-предметника посредством иностранного языка предполагает, с одной стороны, учебное иноязычное общение, сотрудничество и активную креативную деятельность студента на аудиторных учебных занятиях, а с другой стороны, преподавателю необходимо включить студента в реальную иноязычную коммуникацию, смоделировать процесс "вхождения" в иноязычную культуру. Отсутствие у студента внутренней мотивации, основанной на натуральной потребности к речевому общению на изучаемом в вузе языке, а также отсутствие возможности применить свой иноязычный речевой опыт в реальной жизни замедляет темп достижения достаточно высоких результатов в вузовском иноязычном образовании» [1]. В этом смысле внеучебная деятельность в иноязычном образовании студентов приобретает специфическую актуальность. «Внеучебная деятельность – это специфический вид деятельности, основанной на принципах выбора, самообразования, добровольности, имитации основных сфер деятельности будущего специалиста» [2]. «Во внеучебной деятельности, организуемой после занятий, обучающиеся не ограничены жесткими рамками правил» [3].
Во внеучебной деятельности у студентов и преподавателей появляется больше возможностей для моделирования языковой среды, приближенной к естественной среде. Внеучебная деятельность инициирует, а также в дальнейшем поддерживает устойчивую мотивацию обучающихся к овладению языком и культурой страны изучаемого языка. То есть внеучебная деятельность генерирует все возрастающую роль «культурообразующей» (социокультурной) составляющей иноязычного образования. Приоритет внеучебной деятельности по сравнению с типовым учебным занятием состоит также в том, что траектория образовательной деятельности самостоятельно выбирается самим обучающимся на основе собственных мотивов и потребностей. Внеучебная деятельность, по мнению Смирновой, «побуждает студентов участвовать в принятии решений, повышает их инициативу, которая при этом является не принудительной, а внутренне мотивированной. Включение в различные виды внеучебной работы обогащает личный опыт студентов, его знания о профессиональной деятельности» [4].
Цель исследования
Исследование посвящено (1) определению места и роли внеучебной деятельности как интенсифицирующего средства иноязычного образования студентов неязыковых факультетов, готовящихся стать учителями-предметниками в будущем, и (2) обоснованию адекватных форм развития творческого потенциала студентов средствами иностранных языков во внеучебной деятельности.
Материал и методы исследования
В исследовании использованы теоретические и эмпирические методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; изучение нормативных документов; сравнение; обобщение теоретических исследований и эмпирического материала.
Результаты исследования и их обсуждение
Первоначально предположение о том, что «само название обучение языкам не только неточно, но и вредно, поскольку такая формулировка не соответствует содержательности и полноте процесса изучения иностранного языка» [5], было высказано немецким педагогом, филологом и философом Карлом Магером в XIX веке. Мнение таково, что иностранный язык выступает тем феноменом человеческого бытия, который позволяет расширить представление о мире, приобрести ценности, воспитать в каждом, кто изучает иностранные языки, толерантность к иной культуре и народу, найти свое место в мировом пространстве.
В соответствии с новыми образовательными ориентирами «воспитание рассматривается как миссия образования и как ценностно-ориентированный процесс, который включает в себя овладение новым вербальным кодом (1) как средством межкультурного общения и (2) как инструментом приобретения новых знаний о мире: воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [6].
Разработка теории иноязычного образования в отечественной науке была инициирована в 90-е годы XX века Е.И. Пассовым. Теоретики осознали, что традиционное понятие «обучение иностранным языкам» устарело, поскольку оно недостаточно отражает сущность процесса. В настоящее время это понятие общепризнано в профессиональном сообществе ученых и практиков в области теории и методики обучения иностранным языкам. Под «иноязычным образованием», вслед за Е.И. Пассовым, мы понимаем «целостно организованный педагогический процесс обучения, воспитания и развития обучающихся в рамках дисциплины "иностранный язык", который способствует становлению опыта творческой деятельности, духовному развитию личности обучающихся и формированию их культуры» [7]. То есть «иноязычное образование» включает три важнейших составляющих, а именно: (1) обучение иностранному языку; (2) воспитание средствами иностранного языка; (3) развитие личности и ее непрерывное совершенствование в процессе познания.
В процессе современного иноязычного образования воспитание трактуется как «формирование нравственных качеств личности, прежде всего патриота-интернационалиста, при этом нравственность не приплюсовывается к познанию и развитию, а впитывается вместе с ними, благодаря им» [7].
Нигматов З.Г., Шайхуллина М.Т. резюмируют по этому вопросу следующим образом: «…иноязычное образование – это обучение и воспитание обучающихся содержанием и средствами иностранного языка, оказывающими положительное воздействие на их культурное обогащение и творческое развитие» [8].
Таким образом, уникальной чертой иноязычного образования в современном мире является не просто примитивное изучение иностранного языка как показатель образованности человека, но как индикатор познания культуры иного народа. В этой трактовке иноязычного образования заложен большой воспитательный и творческий потенциал. Воспитательный аспект иноязычного образования – важнейшая составляющая этого непрерывного процесса, направленного на духовное совершенствование обучающихся на базе диалога иной культуры и родной. «Образовать человека – значит, помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, то есть научить жизнетворчеству» [9], «…человек культуры – личность творческая и адаптивная» [9].
Следовательно, в авторском понимании «иноязычное образование» – это сложный многогранный диалектический феномен современного обучения (самообучения) и воспитания (самовоспитания) личности, формирующий и непрерывно развивающийся процесс познания как себя лично, так и других, и изучение и проникновение в сущность мира в целом при помощи иностранного языка сквозь призму родной культуры и других культур, это процесс «культуроосвоения» и «культуротворчества». Естественным образом в иноязычное образование красной нитью «вплетается» внеучебная иноязычная деятельность как его неотъемлемая составляющая. По мнению Соиной Э.И., необходимо «активное включение обучающихся в систему внеурочной деятельности профессиональной направленности с целью создания дополнительных условий для развития компетенций» [10]. Согласно авторам коллективной монографии, посвященной вопросам внеклассной работы, взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности – это «определенная методическая система, которая посредством диалектического взаимодействия этих двух видов деятельности производит успешное решение задач» [11].
Исходя из положений, представленных выше, очевидно, что в процессе иноязычного образования студентов неязыковых факультетов – будущих учителей-предметников особую роль в обучении и воспитании средствами иностранного языка может играть внеучебная деятельность.
Устоявшиеся тенденции и традиции в отношении изучения иностранных языков в педагогическом институте НИУ «БелГУ» позволяют осуществлять плавную связь учебной деятельности с внеучебной деятельностью на неязыковых факультетах. Это важный интенсифицирующий и мотивирующий компонент современного иноязычного образования в вузе. Институт готовит будущих учителей-предметников на шести факультетах, при этом иностранный язык сегодня изучают не только на первом-втором курсах, как это имело место ранее, но вплоть до выпускного курса включительно (иностранный язык (базовый), деловой иностранный язык, язык профессиональной коммуникации, академическое письмо на иностранном языке). У студентов есть также возможность изучать дополнительно другие иностранные языки в центре иноязычного образования вуза. Как результат, у студентов вуза появилось больше возможности реализовать себя в различных мероприятиях, проводимых на иностранном языке: конкурсы, олимпиады, научные студенческие конференции, круглые столы, проекты, вечера, заседания клубов по интересам, встречи с носителями языка и т.д. Имеющийся задел позволяет вывести внеучебную иноязычную деятельность студентов на более качественный уровень.
Исследование мотивации к внеучебной иноязычной деятельности проводилось со студентами 1-4 курсов неязыковых факультетов (бакалавриат) в течение 4 лет и показало достаточно стабильную мотивационную готовность и языковую способность студентов к участию во внеучебной иноязычной деятельности (в среднем – 69%). Самая высокая мотивация у студентов 1-2 курса, но она постепенно снижается к последнему курсу. Однако около 15% студентов сохраняют высокую мотивацию к внеучебной иноязычной деятельности в течение всего периода обучения в вузе. Как правило, на старших курсах они выступают «языковыми лидерами» и оказывают помощь студентам младших курсов в подготовке и организации внеучебных иноязычных мероприятий, особенно в рамках факультета или на уровне общеинститутских мероприятий. Языковые лидеры – это студенты неязыковых факультетов с высоким уровнем владения иностранным языком, они являются своего рода «ассистентами» преподавателей в организации внеучебной иноязычной деятельности и промоутерами интересных проектов на иностранном языке в педагогическом институте.
Примерный план иноязычных мероприятий в студенческих группах неязыковых факультетов утверждается на кафедре иностранных языков, но он может варьироваться как по срокам проведения, так и по содержанию. Исследование показало, что высокая мотивация в организации и личном участии студентов наблюдается именно в группах (95%). Фасилитативную функцию в организации групповых иноязычных мероприятий выполняет преподаватель, но активное участие в организации закреплено за студентами с целью развития инициативности и самостоятельности студентов. За участие в иноязычных мероприятиях студент получает бонусы, которые учитываются при выставлении окончательной оценки в рейтинге по дисциплине. Новые стандарты, таким образом, объединили учебную и внеучебную деятельность студентов, направленных на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы по иностранному языку в вузе.
Исследование эффективных форм и тематики иноязычных мероприятий показало, что предпочтение студенты отдают (1) творческим иноязычным конкурсам и проектам (54%), которые традиционно проходят в педагогическом институте. (Примерами творческих конкурсов может служить ежегодный конкурс иноязычной песни «Univision», «Языковая палитра», фонетический конкурс «Живая просодия» и другие проекты); (2) участие в студенческих олимпиадах и научных конференциях, таких как «Лингвоэрудит», «Опыт – лучший учитель» (28%); (3) работа в клубах по интересам (18%): «Фразеомастерская», клуб немецкого языка и культуры «Lorelei» и другие мероприятия.
Причина успеха кроется в том, что обучающиеся при подготовке и проведении внеучебных мероприятий получают положительный опыт открытия личностно значимого нового в языке, а именно: новая деятельность, новые знания о стране изучаемого языка, новая культура, новые ценности, новое у себя и у других – своих сокурсников и т.д., формируя личный портфолио студента. Это предоставляет возможность снять недостатки иноязычного образования и делает актуальными для практики развития внеучебной иноязычной деятельности поиск опыта оценки эмоционального отношения к миру в его вариативных проявлениях.
Исследованы также проблемы, связанные с организацией масштабных иноязычных мероприятий, которые требуют много времени и усилий со стороны всех участников и организаторов. В результате исследования определены (1) организационные формы, содержание и методы проведения массовых иноязычных мероприятий, (2) технические возможности для проведения внеучебной иноязычной деятельности, (3) оптимальные способы доведения информации до ее целевой аудитории – потенциальных участников различных языковых мероприятий, (4) способы стимулирования участников процесса иноязычного образования и др.
Как результат исследования был сформулирован банк методических разработок внеучебных мероприятий и разработаны методические рекомендации «Внеучебная иноязычная деятельность с воспитательной составляющей».
Заключение
Наблюдение за процессом иноязычного образования студентов неязыковых факультетов в целом и за процессом организации и проведения внеучебной иноязычной деятельности в частности, а также непрерывный мониторинг иноязычной деятельности дают нам основание не только оценить сформированные компетенции обучающихся по дисциплине, но и сформировать у них дополнительные компетенции. Внеучебная иноязычная деятельность служит основой (1) выявления и дальнейшего применения педагогических приемов управления преподавателем способами самостоятельного автономного приобретения студентами дополнительных знаний, (2) формирования у студентов культуры умственного труда, умения планировать время, (3) выработки у студента ответственности и инициативности и т.д.
Выводы
Практический опыт внеучебной иноязычной деятельности в Педагогическом институте НИУ «БелГУ» показывает, что благодаря систематически проводимым мероприятиям на иностранном языке наблюдается достаточно высокий всплеск мотивации к изучаемой дисциплине. Это характеризуется почти стопроцентной посещаемостью студентами неязыковых факультетов учебных занятий, что в свою очередь не может не повлиять на финальную оценку студента по иностранному языку и на результативность всего процесса иноязычного образования в вузе.
Являясь участниками различных иноязычных мероприятий, студенты неязыковых факультетов реально начинают осознавать цели и задачи изучения иностранных языков в современном мире, ощущая себя частью мирового пространства, космополитами мира. Многие продолжают углубленное изучение первого иностранного языка на курсах дополнительного образования и продолжают свое активное участие во внеучебной деятельности вуза. Самые мотивированные студенты самостоятельно выбирают для изучения второй иностранный язык (немецкий, итальянский, испанский, французский). Таким образом, формируются традиции совершенства в изучении иностранных языков в классическом вузе, которые проявляются каждый раз в новых иноязычных мероприятиях.