Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ECONOMIC CULTURE IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF STUDENTS OF NON-ECONOMIC TRAINING PROFILE

Tikhonova I.Y. 1
1 Perm state humanitarian and pedagogical University
The article presents statistical data on the number of trained qualified specialists from the field of «economics and management» and data on the level of financial literacy among the adult population of Russia. The need for the formation of an economic culture in society is revealed. The evolution of scientists' views on the definition of the essence of the category «economic culture» over the past forty years is considered. The elements of its structure are determined and listed. The necessity of the formation and development of this category in society is proved. The advantages of owning an economic culture for the entire population in the country and for an individual are described. The definition of the term «economic thinking» is given. The factors affecting the behavior of individuals are identified. The trajectory of constructing the educational process for a student of a non-economic training profile is determined. Recommendations are given: to the Ministry of Education – include economic aspects in the list of general cultural competencies; educational institutions – to change the curriculum in terms of filling disciplines of economic content; for teachers of economic profile – to fill educational disciplines with such content that will be as close as possible to real human behavior in the financial and consumer markets. The importance of the correspondence of the educational trajectory of teaching with the humanistic principles reflected in the Law on Education is noted. The characteristic of the humanistic nature of the educational process is given. Its essence is described.
humanization
educational process
student
consumer
financial and economic knowledge
economic culture
economic thinking

Современное общество функционирует в условиях глобальных рыночных процессов, которые статичными не являются, а изменяются, дополняются или исключаются под воздействием развития науки и техники. Это ведет к обесцениванию накопленного человеческого капитала, а вместе с ним – к потере или невозможности получить дополнительный доход. В условиях кризисов и различной неопределенности неравномерность при распределении доходов в обществе еще больше возрастает.

Наиболее приспособленными оказываются те, кто имеет необходимое финансово-экономическое образование, так как может проанализировать и использовать продукты финансового рынка для поддержания платежеспособности или увеличения дохода.

По данным исследования, представленным НИУ «Высшая школа экономики», количество квалифицированных специалистов из области «экономика и управление» в год составляет в среднем 7,4 тыс. человек, или 4,23% от общего количества подготавливаемых квалифицированных рабочих [1]. Представленные цифры говорят о том, что интеллектуальным финансово-экономическим преимуществом владеет небольшое количество населения. Кроме того, в 2019 г. было проведено международное сравнительное исследование уровня финансовой грамотности взрослого населения, согласно которому Россия заняла 9-е место среди стран G20 (12,2 балла, что немного ниже среднего показателя) [2]. Уровень финансовых знаний оценивался с помощью теста. Минимальный уровень этих знаний набрали 45% людей из всей совокупности опрошенных.

Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости повышения экономической культуры путем осуществления системной образовательной политики в отношении людей, не имеющих профильного финансово-экономического образования.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании необходимости формирования экономической культуры у студентов неэкономического профиля подготовки.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1) рассмотреть сущность экономической культуры через изучение литературы по данной теме, представленной в различных источниках;

2) охарактеризовать элементы структуры экономической культуры;

3) обосновать необходимость формирования экономической культуры у студентов неэкономического профиля подготовки;

4) акцентировать внимание на теоретических финансово-экономических аспектах, необходимых при формировании экономической культуры для обучающихся неэкономического профиля подготовки.

Материал и методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ теоретической литературы по проблеме исследования; сравнение терминологического аппарата, представленного в научной литературе; обобщение и описание концептуальных положений экономической культуры в образовательном процессе обучающихся неэкономического профиля подготовки.

Результаты исследования и их обсуждение. В настоящее время становится очевидным тот факт, что от возможности осуществления финансово-экономической активности каждого человека и населения в целом зависит экономическое благополучие в стране. Низкий уровень этой активности отрицательно сказывается на развитии экономической системы и рынка финансов государства. Осуществлять рациональные действия финансово-экономического плана может человек, имеющий соответствующие знания или обладающий сформированной экономической культурой.

Общая эволюция взглядов по определению концептуальной сущности феномена «экономическая культура» складывалась на протяжении последних 40 лет начиная с 1980-х гг., и к настоящему времени произошло накопление ее терминологического аппарата.

В первых исследованиях экономическую культуру представляли как «совокупность достижений человечества в области экономики» и рассматривали как «синтез экономических категорий, концепций, законов развития общества и мышления, убеждений, творческой практической деятельности в сфере экономики и ее результатов» [3, с. 54].

Для 1990-х гг. сущность этой категории была расширена и дополнена такими содержательными характеристиками, как экономическая активность, опыт, ценность, норма, поведенческая установка и бытие [4, с. 111].

Следующее десятилетие развития данной категории характеризовало экономическую культуру через определенную систему ценностей и потребностей, которые заставляют экономические субъекты осуществлять хозяйственную деятельность, уважительно относиться к собственности и прибыли как к результату коммерческого успеха, а также создавать и развивать социальную среду для предпринимательства [5; 6, с. 478].

В настоящее время, пытаясь раскрыть аксиологический аспект экономической культуры, ученые представляют ее как совокупность ценностных ориентаций в сфере хозяйственной деятельности [7, с. 22], присущую национальным регионам, отражающую проблемы и перспективы совершенствования основных экономических отношений [8, с. 28].

Анализируя представленный терминологический аппарат, нужно отметить, что экономическая культура имеет структуру, в которой можно выделить следующие элементы: знания, практические умения, экономическая направленность личности, способы организации деятельности индивида в обществе, а также нормы, регулирующие отношения и поведение человека в нем.

Важной составляющей экономической культуры личности является экономическое мышление. Оно позволяет осуществлять познавательную функцию в отношении происходящих финансово-экономических явлений и процессов, осознанно применять экономические понятия, уметь интерпретировать их, а также анализировать конкретные экономические ситуации. Именно экономическое мышление является особым интеллектуальным инструментом, позволяющим человеку принимать решения, наиболее оптимальные и способствующие его становлению как личности в условиях рыночной экономики.

В настоящее время существует ряд определений, характеризующих сущность понятия «экономическое мышление». Представим одно из них: «Экономическое мышление – совокупность экономических взглядов и представлений субъектов хозяйственной деятельности, отражающих новейшие достижения науки и качественное своеобразие нынешнего этапа развития общественных отношений» [9, с. 212].

Выбор алгоритма поведения в обществе (экономике) зависит не только от экономического мышления или экономической культуры, которой обладает индивид, но и от индивидуальных особенностей личности. К ним относятся пол, возраст, социально-психологические качества, уровень образования, потребности, мотивы и интересы, национальные особенности, стереотипы. По совокупности экономических качеств можно оценить уровень этой культуры у человека.

Осуществляя характеристику и определяя ее уровень, нужно понимать, что она является феноменом, который имеет длительную, исторически сложившуюся, устойчивую систему социальных и культурных ценностей, негласных законов, норм, стандартов поведения индивидуумов в общественной жизни, целью которых является удовлетворение различных потребностей. Кроме того, этот феномен не является статическим явлением, раз и навсегда сформированным. Он изменяется под воздействием индивидуальных, социальных, политических, экономических и финансовых факторов, в силу развития общества и научного прогресса. А учитывая те глобальные социальные и экономические изменения, которые происходят в нашей стране и в мире в первой половине 2020 г. (глобальный экономический кризис, падение цен на углеводороды, рост цен на валюту, потеря дохода из-за вирусной пандемии и некоторые другие факторы), необходимо в финансово-экономическом аспекте изменить траекторию развития общества на будущую перспективу. Начать следует с системы образования, где особое внимание нужно уделить подготовке студентов неэкономического профиля, так как специалисты, получающие профильное экономическое образование, по умолчанию обладают необходимым багажом знаний экономического и финансового содержания, которым могут эффективно пользоваться не только при осуществлении профессиональных функций, но и в своих личных целях, чего нельзя сказать о специалистах, не имеющих профильного экономического образования.

Перспективной и важной задачей на сегодняшний день становится изменение образовательной траектории в стране, начать которое необходимо с Министерства образования и науки РФ, продолжить образовательным учреждениям и преподавателям экономического профиля.

Министерству образования и науки необходимо включить в перечень общекультурных компетенций подготовки специалистов неэкономического профиля ряд обязательных финансово-экономических компетенций, в которых уделить внимание формированию минимального экономического словаря, основных знаний о финансовых институтах и рынках, продуктах и инструментах финансового рынка, особенностям страхования с целью диверсификации и минимизации рисков.

Образовательным учреждениям в обязательном порядке нужно включить в учебные программы ряд дисциплин экономического профиля, а именно экономическую теорию (микро- и макроэкономику), финансы и кредит, налоги или налогообложение.

Преподавателям экономического профиля требуется сформировать прочные теоретические и практические знания у студентов неэкономического профиля подготовки, к которым относятся:

1) владение финансово-экономической терминологией (включая понятия инфляции, риска и доходности, дисконтирования; понимание различий между наличными и безналичными платежами, простыми и сложными процентами и т.п.);

2) понимание принципов, особенностей работы и функций финансовых институтов и предлагаемых ими продуктов (в первую очередь с целью личного инвестирования), схем функционирования финансового рынка;

3) формирование и закрепление практических навыков (например, умение читать договор и понимать содержащуюся в нем информацию, сравнивать между собой предложения различных компаний, искать и находить информацию о финансовых продуктах и т.п.);

4) умение решать задачи финансово-экономического содержания (на доходность, сложный и простой процент, инфляционные потери, финансовое планирование, налоговое возмещение, экономию и т.п.);

5) демонстрация способов эффективного управления личными финансами в долгосрочной и краткосрочной перспективе;

6) знания по оптимизации соотношения между сбережениями и потреблением;

7) формирование представлений об особенностях налогообложения и тех благах, которые оно создает;

8) закрепление навыков планирования и осуществления пенсионных накоплений и особенностей страхования;

9) изучение и анализ экономических явлений и процессов (межличностных отношений, возникающих в рамках финансово-экономической деятельности), а также результатов экономической деятельности для дальнейшей оценки ее эффективности;

10) формирование навыка рационального планирования, учитывая наличие/отсутствие доступных экономических ресурсов;

11) знакомство с деятельностью некоторых государственных и частных финансово-экономических субъектов и некоторое другое.

Необходимо наполнить учебные дисциплины финансово-экономического профиля таким содержанием, которое будет максимально приближено к реальному человеческому поведению с проблемами и противоречиями.

Если произойдет осознанная перестройка образовательного процесса на уровне страны, то финансово-экономические знания получит большее количество населения, после чего осуществится массовое формирование значимого в условиях глобальных экономических процессов элемента человеческого капитала, такого как «экономическая культура» поведения, основанного на прочных теоретических и практических знаниях.

Образованные в финансово-экономическом аспекте потребители лучше адаптируются к меняющимся условиям своего бытия, они могут защитить себя и свои интересы наилучшим образом, поскольку все это делает их менее уязвимыми в случае мошенничества и злоупотреблений, которых, к сожалению, на сегодняшний день появилось большое количество.

Человек получит способность сознательно участвовать в общественном воспроизводстве в качестве активного инвестора, что при рациональном подходе приведет к выбору оптимальных финансовых инструментов и сгенерирует максимально возможный доход или, по крайней мере, не приведет к финансовым потерям. В массовом аспекте это обеспечит не только личное, но и общественное благополучие.

Весь процесс формирования и реализации образовательного пространства в области экономической культуры обучающегося должен опираться в первую очередь на гуманистические принципы и задачи, которые определяет Закон об образовании [10, ст. 3].

Следует отметить, что большинством исследователей процесс гуманизации, в том числе и в сфере образования, понимается как создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей человека, его позитивную самореализацию, подразумевающих уважение к человеку и веру в него, определение целей, содержания, организации и средств его жизнедеятельности, а также характера взаимодействия с окружающими людьми и в целом со средой. В современной системе образования понятие «гуманизм» стало основанием для личностно-ориентированного подхода, а теоретики гуманистического направления называют его ориентиром в построении целей и задач образовательного процесса [11].

В настоящее время образование и в мире, и в России делает большой уклон в сторону такого обучения и воспитания, где обучающийся рассматривается как творец своей субъективности и своей жизни. Гуманистический характер образовательного процесса проявляется при усвоении обучающимся социальных культурных норм, правил и различных социальных ролей. При этом предметы финансово-экономического аспекта изучают важнейшую сферу жизни общества и дают понимание того, как в этой сфере правильно и рационально функционировать. Соответственно гуманистический принцип построения образовательной траектории должен быть подчинен интересам обучающегося неэкономического профиля подготовки.

Именно поэтому так важно на сегодняшний день определить индивидуальную траекторию развития личности обучающегося при изучении учебного материала, который соответствует его потребностям и интересам, а также учитывает его способности и склонности.

Заключение

С учетом всех указанных обстоятельств можно заметить, что финансовое и экономическое поведение человека в реальной жизненной ситуации и есть отражение сущности той экономической культуры, которой он обладает. Следовательно, через изменение на уровне государства требований к образовательному процессу можно правильно скорректировать это поведение, что в свою очередь может послужить основой повышения уровня жизни отдельного человека и населения страны.

Экономическая культура имеет структуру, представленную такими элементами, как знания, практические умения, экономическое мышление, экономическая направленность личности, способы организации деятельности в обществе, а также нормы, регулирующие отношения и поведение человека в нем.

Ускорение процесса глобализации, появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, а также существенно ухудшившаяся экономическая ситуация ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются в большинстве своем неподготовленными, что доказывает проведение исследования в 2019 г. Министерством финансов РФ и Всемирным банком.

Обладание необходимыми экономическими и финансовыми знаниями и умениями (а проще говоря, сформированной экономической культурой) даст человеку возможность быть независимым от обстоятельств (что весьма актуально в настоящее время) и воли других людей. Человеку, обладающему экономической культурой, по силам самостоятельно выбрать наиболее привлекательные жизненные пути, что является ключевым элементом создания материальной основы для развития всего общества.

Кроме того, данная категория граждан создаст наименьшую нагрузку на государственные финансы, например за счет повышения уровня их благосостояния или снижения объема условных обязательств в случае потерь или банкротства. Вместе с тем они смогут смягчить резкие колебания на финансовых и экономических рынках за счет рациональной, а не эмоциональной реакции в случае изменения внутренней или внешней конъюнктуры. Именно поэтому так важно начать с формирования экономической культуры у студентов неэкономического профиля подготовки.

Общество должно понимать, что финансово-экономические знания (экономическая культура) в настоящее время стали важнейшей жизненной составляющей каждого человека и, соответственно, требуют к себе повышенного внимания.