В настоящее время система дополнительного (начального) музыкального образования интенсивно развивается, объединяя и реализуя в этом процессе две основные тенденции – стремление сохранить и продолжить лучшие педагогические традиции, созданные предыдущими поколениями музыкантов, и одновременно осуществить модернизацию форм и содержания образования – внедрить в образовательную практику эффективные педагогические технологии, отвечающие духу и требованиям времени. Внедрение современных технологий, как показало исследование, позволяет вывести образовательный процесс на иной качественный уровень, когда в соответствии с новой парадигмой и действующими стандартами личность учащегося становится не только «исходной точкой», но и центром воспитательного процесса, а его интеллектуальное и музыкально-творческое развитие – «мерилом» результативности [1, с. 320] музыкального воспитания; когда при организации учебного процесса педагогическая авторитарность и строгая регламентация уступают место творческой свободе юного музыканта, его мотивированной устремленности к поставленным целям и самоорганизации в их достижении. Имеющийся опыт доказывает, что внедрение новых технологий позволяет педагогам и их воспитанникам достигать высоких результатов в разных видах деятельности: музыкально-творческой (интерпретация, сочинение, аранжировка, импровизация), учебно-методической, научно-исследовательской. Вместе с тем действующие ныне установки по внедрению инноваций в учебный процесс не всегда реализуются на должном уровне. Так, например, постоянно растущее число различных международных и всероссийских детских конкурсных проектов часто не соответствует заявленному статусу, а «самиздатовские», так называемые авторские, учебно-методические пособия, предъявляемые при аттестации педагогов, в большинстве своем не соответствуют профессиональному уровню, обязательному при подготовке учебных и нотных изданий для учащихся детских музыкальных школ. Тем не менее в деятельности учебных заведений накапливается положительный опыт по внедрению педагогических технологий и реализации различных типов образовательных, культурно-просветительных и художественно-творческих проектов. Все это требует своего осмысления и обобщения, чем и обусловлена актуальность данной работы.
Цель исследования: изучить, обобщить и теоретически обосновать опыт внедрения педагогических технологий в образовательный процесс учебных заведений системы дополнительного (начального) музыкального образования Республики Татарстан. На конкретных примерах показать эффективность использования педагогических технологий и выявить проблемы, сопутствующие названному процессу.
Материал и методы исследования. Материалы статьи основываются на результатах исследования процесса внедрения современных педагогических технологий в образовательную практику учебных заведений дополнительного (начального) музыкального образования Республики Татарстан, в том числе изучались: стандарты и программы развития дополнительного (начального) музыкального образования, правительственные документы, отчеты, протоколы совещаний методического объединения, материалы научно-практических конференций, авторские образовательные программы в сфере дополнительного (начального) музыкального образования, материалы Национального архива Республики Татарстан. Методологическую основу исследования составляют идеи о проектно-технологическом типе современной культуры, ключевыми понятиями которого являются «проект, технология и рефлексия» (А.М. Новиков, Д.А. Новиков), а также концепция личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская). Основными методами исследования служили: теоретические (изучение научной литературы, правительственных документов, законов, архивных источников; систематизация, анализ, обобщение полученных материалов); эмпирические (участие в создании авторских проектов, их внедрение в педагогическую практику; наблюдение, собеседование с педагогами и учащимися школ).
Результаты исследования и их обсуждение. Проектная деятельность (или «метод проектов») как новый подход к организации учебного процесса возникла в педагогической теории и практике в начале XX в. в США (Дж. Дьюи, У. Килпатрик и др.). Почти одновременно в России педагогом-новатором С.Т. Шацким и его единомышленниками осуществлялась опытная работа по применению проектного метода в процессе обучения. Позже, в первое десятилетие советской власти, «метод проектов» был внедрен в школьную практику. Возникнув в начале XX в., он вновь востребован в отечественном образовании, и этому есть свое обоснование. В настоящее время «проектность» стала отличительной чертой современной культуры, и «метод проектов» находит применение в образовании как способ активизации учебной деятельности учащихся (Н.А. Краля), развития их самостоятельности и креативности. Отметим, что в любом проекте важна технологическая составляющая, «понимаемая как система условий, форм, методов и средств решения поставленной задачи <…>, проект может реализоваться только при наличии технологий» [2].
Понятие «технология» вошло в педагогическую науку во второй половине XX в. и, несмотря на повсеместное применение, все еще не получило своего однозначного определения. Так, например, утвердилось словосочетание «педагогическая технология», понимаемая как «совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств» [3, с. 174], как «упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса» [4], как «проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике» [5, с. 6]. Обобщая сказанное, следует констатировать, что педагогическая технология понимается учеными как совокупность приемов, методов, форм по достижению запланированных результатов. При этом важнейшей ее характеристикой является воспроизводимость (повторяемость). В научной литературе и практике используется также термин «образовательная технология», применяемый в связи с организацией и деятельностью образовательных систем или образовательных учреждений.
Как показало проведенное исследование, использование современных педагогических технологий стало органичной частью образовательного процесса в учебных заведениях системы дополнительного (начального) образования Республики Татарстан, где обучение осуществляется в соответствии с программами предпрофессионального и общеразвивающего уровня [6].
Использование проектно-технологического подхода в обучении обусловлено необходимостью решать актуальные для региона задачи, одной из которых является развитие у детей способности понимать и воспринимать культуру разных народов, что связано с этнокультурными особенностями населения Республики. На протяжении тысячелетий в Татарстане проживают, а точнее, тесно взаимодействуют представители нескольких этносов (славяне, тюрки, угро-финны) и разных конфессий (православие, ислам, язычество). Самобытность и своеобразие Татарстана ярко проявляются в его поликультурной среде. В связи с этим приоритетными направлениями развития музыкального образования в Республике служат сохранение обычаев, менталитета народов, проживающих в регионе, изучение истории родного края и трансляция новым поколениям татарстанцев лучших образцов регионального культурного наследия. Включение искусства народов Татарстана в школьные программы способствует развитию у детей способности воспринимать другую культуру, развивает интерес к ней. Можно предположить, что это один из эффективных путей решения задачи по формированию толерантной среды в учебных заведениях Республики.
Наглядным примером организации такой среды является авторский школьный проект «Напевы родного края», реализация которого «позволяет приобщить детей с самого раннего возраста к национальной музыкальной культуре и формировать их духовный мир» [7, с. 218–219]. В рамках названного проекта функционирует методическое объединение преподавателей татарских отделений детских музыкальных школ и школ искусств столицы Татарстана. Деятельность объединения охватывает различные направления развития национальной культуры и образования, в том числе учреждены конкурсы татарского музыкального искусства и исполнительского мастерства преподавателей, на регулярной основе действуют семинары-практикумы по проблемам национального образования [8]. В Республике также создан Центр национального образования, деятельность которого содействует сохранению и развитию татарского музыкального искусства. Центром разработан и реализован проект, целью которого является популяризация творчества классика татарской музыки – Рустема Яхина, автора и первооткрывателя многих классических жанров в татарской фортепианной и вокальной музыке, создателя гимна Республики Татарстан. В рамках проекта учрежден Республиканский конкурс-фестиваль им. Р. Яхина «Күңелемдә яз» («В душе весна»); художественно-просветительские задачи решает постоянно действующая школьная музейная экспозиция, в которой представлены архивные материалы и рукописи выдающегося музыканта [9]. Аналогичная деятельность по сохранению традиций, развитию татарского музыкального искусства и популяризации творческого наследия национальных композиторов осуществляется во многих музыкальных школах Республики. «Музейная педагогика» как проект по сохранению культурного наследия Республики успешно реализуется в просветительской деятельности музея Первой Казанской музыкальной школы им. П.И. Чайковского. История школы, воплощенная в экспонатах, заставляет посетителей музея испытать глубочайший пиетет к подвижническому труду организатора начального музыкального образования в Республике Р.Л. Полякова и его коллег [10]; фотографии и документы рассказывают о многих представителях музыкальной элиты России и Татарстана, воспитанных в стенах старейшего учебного заведения [11].
Проектный подход к организации обучения осваивается многими образовательными учреждениями Республики, поскольку «метод проектов» способствует решению целого комплекса задач: взаимодействию учащихся, приобретению ими опыта сотрудничества, развитию самостоятельности, навыков планирования и организации собственной деятельности при подготовке проекта; стимулирует учащихся применять на практике приобретенные в процессе обучения знания и умения. В результате у детей формируется мотивация к творческой деятельности, развивается интерес к изучаемому музыкальному материалу, появляется опыт исследовательской работы. В музыкальной образовательной практике используются различные типы проектов: исполнительские, музыкально-исследовательские, исполнительско-исследовательские. В свою очередь их можно классифицировать как групповые (участники – хор, ансамбль, оркестр), индивидуальные (сольные выступления), собственно музыкальные и интегрированные [12].
Исполнительские проекты реализуются коллективами и индивидуальными исполнителями в рамках конкурсно-фестивального движения, которое приобрело в настоящее время значительные масштабы. Участие в такого рода проектах расширяет творческие горизонты учащихся, стимулирует их к ежедневной работе, способствует накоплению ценного исполнительского опыта, а также позволяет каждому участнику оценить свои возможности, познакомиться с творчеством других юных музыкантов. В результате появляются новые детские музыкальные коллективы, известными становятся имена перспективных молодых исполнителей, некоторые из них названы стипендиатами фонда «Новые имена».
Исполнительско-исследовательские проекты осуществляются в рамках мастер-классов, организованных творческими учебными заведениями Республики, различными фондами, организационными комитетами исполнительских конкурсов и фестивалей; в проектах принимают участие члены жюри, деятели культуры и искусства, известные музыканты. В прошедшем году факультетом дополнительного профессионального образования Казанской консерватории им. Н.Г. Жиганова были организованы мастер-классы преподавателей столичных вузов и концертирующих музыкантов, среди них: доцент С.А. Главатских (фортепиано, Москва), доцент М.И. Безносов (кларнет, Москва), заслуженный артист РФ, доцент Р.Г. Балашов (альт, Москва), М. Симон (скрипка, Германия), Е.Е. Попкова (фортепиано, Москва), Д.В. Лупачев (флейта, Санкт-Петербург), Е.В. Румянцев (виолончель, Москва).
Исследовательские проекты подразумевают научные, поисковые (групповые или индивидуальные) работы учащихся в области музыки. Активное участие в организации такого рода деятельности среди школьников Республики осуществляет Казанская детская школа искусств им. М.А. Балакирева, где ежегодно проводится межрегиональная конференция-конкурс исследовательских, творческих и проектных работ учащихся учреждений общего и дополнительного образования под названием «Пасхаловские чтения». \Представляемые на конкурс проекты разнообразны по тематике, жанрам, они содержательны и оригинальны, отличаются самостоятельностью исполнения. Среди них есть эссе, презентации, родословные, экскурсионные маршруты и др.
При подготовке проекта учащиеся изучают историю и культуру своего края, собирают свою родословную, рассказывают о семейных традициях, творчески относятся к оформлению полученных результатов. В работе над проектом юные исследователи проявляют самостоятельность в изучении, анализе и обобщении отобранного материала, в его изложении и представлении на конкурс.
Инновационная деятельность школы искусств им. М.А. Балакирева направлена на модернизацию содержания детского художественного образования. Примером новых подходов к решению современных задач образования могут служить проекты, объединенные дорожной картой развития школы. Педагогическим коллективом разработана единая система воспитания, реализуемая под девизом «Через прекрасное – к человечному». Школа предлагает несколько образовательных программ: поликультурного воспитания «От диалога культур к культуре диалога», развития творческого потенциала учащихся «Все дети талантливы», патриотического воспитания «Родники Отечества» и др.
Внимания заслуживает деятельность инновационного структурного подразделения школы – отдела истории культуры и музыкального краеведения с музейными экспозициями: «М.А. Балакирев – основатель Первой бесплатной музыкальной школы в России», «У истоков бесплатного музыкального образования в Казани», «История казанской Балакиревки». В школе разрабатываются новые для системы дополнительного (начального) образования направления деятельности: краеведение на региональном историко-культурном материале, экскурсоведение, музейное дело.
В образовательный процесс школы внедрены авторские программы: «Компьютерная графика», «Организация художественно-проектной деятельности», «Роль технических средств обучения и компьютерных технологий на уроках сольфеджио в детской музыкальной школе». Коллектив школы обменивается опытом своей деятельности в рамках еще одного масштабного проекта – сетевого взаимодействия с образовательными организациями – участниками Всероссийского Балакиревского движения (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Волгоград, Ахтубинск, Петрозаводск и др.) [13].
Начальное музыкальное образование трудно представить без технологий, разработанных на основе личностно-ориентированного подхода. В соответствии с ним ребенок представляет собой наивысшую ценность (И.С. Якиманская), а его обучение выстраивается по индивидуальной траектории с учетом его психологических особенностей, творческих способностей и предпочтений. В рамках данного подхода цель обучения определяется как развитие личности ребенка на принципах сотрудничества педагога и учащегося. Планируя личностно-ориентированное обучение, преподаватель должен в полной мере разделять идеи этой концепции, понимать уровень сложности задач, которые ему предстоит решать, в том числе создать условия для развития индивидуальности ребенка, предоставить возможность выбора содержания обучения и темпов его освоения, ориентируясь на творческий потенциал учащегося.
В ряде музыкальных школ Республики выстроена система по выявлению, отбору и сопровождению одаренных детей. Так, например, в рамках приоритетного национального проекта «Образование» реализуется программа «Одаренные дети», направленная на выявление и поддержку талантливой молодежи – будущей интеллектуальной элиты Республики. В школах созданы особые условия для развития юных музыкантов, чьи природные способности подтверждаются большим желанием и интересом к занятиям, творческой активностью и высокими результатами, к ним относятся: поиск наиболее способных воспитанников дошкольных образовательных учреждений; организация обучения одаренных учащихся по предпрофессиональным программам; участие в престижных профессиональных исполнительских конкурсах; разработка долгосрочного планирования индивидуальных образовательных маршрутов; участие в конкурсных прослушиваниях на присуждение именных стипендий Мэра г. Казани, фонда Д. Мацуева «Новые имена» и др. [14].
Заключение. Анализ опыта по внедрению современных педагогических технологий позволяет прийти к следующему заключению: современные технологии способны вывести образовательный процесс в учебных заведениях системы дополнительного образования на новый качественный уровень. При этом сама система становится более динамичной, эффективной и привлекательной, а наиболее востребованным является проектный подход, включающий личностно-ориентированное обучение. Представленные в работе примеры органичного внедрения проектной технологии в образовательный процесс учебных заведений создают благоприятные условия для самореализации, саморазвития и личностного роста участников проектов. Как показывает проведенное исследование, педагогические коллективы успешно осваивают современные педагогические технологии, которые в свою очередь становятся инструментами эффективного решения задач, стоящих перед системой дополнительного (начального) музыкального образования в Татарстане: по развитию музыкально-педагогических традиций, в том числе традиций просветительской деятельности в области искусства, по выявлению одаренной молодежи и ее предпрофессиональной подготовке, сохранению национального культурного наследия, изучению истории родного края, по созданию в поликультурном регионе толерантной среды.