Актуальность исследования обусловлена одним из приоритетных направлений российской образовательной политики – развитием системы инклюзивного образования. Гуманистическая идея инклюзивного образования заключается в расширении образовательного пространства путем включения в него всех детей вне зависимости от различий в способностях, от социального и национального статуса. Соответственно, перед отечественной системой образования стоит задача по совершенствованию и развитию инклюзивного образования через реализацию гуманистического подхода.
Данная тенденция отражена в Законе «Об образовании в Российской Федерации» [1], в государственной программе «Доступная среда» на 2011–2020 годы [2], в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования [3], где приоритетом ценностей, стратегии и основных направлений развития образования выступает создание благоприятных условий для включения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательный процесс, для выявления и развития индивидуальных способностей и возможностей каждого обучающегося, воспитания в них трудолюбия и высоких нравственных качеств. Очевидно, что современное образование, особенно начальное, нуждается в существенном реформировании на основе принципов гуманизации инклюзивного образования.
Проведенный анализ научной литературы по проблеме исследования свидетельствует, что тема гуманистического подхода к нравственному воспитанию детей исследована довольно широко и с разных сторон в педагогике (З.И. Васильева [4], Л.Н. Давыдова [5], Н.П. Шитякова [6] и др.); а также изучена проблема инклюзивного образования (С.В. Алехина [7], М.А. Колокольцева [8], Г.Ф. Кумарина [9], Н.Н. Малофеев [10] и др.).
Однако рассмотрение этого вопроса в рамках инклюзивного образования представлено недостаточно. Актуальность исследования также подчеркивается противоречием между увеличением в общеобразовательных школах количества детей с ОВЗ и отсутствием образовательных условий, обеспечивающих их совместное гуманистическое обучение с обычными детьми.
Гуманистический подход к образованию предполагает прежде всего ориентацию на личность человека, на уважение его прав и свобод, человеческого достоинства, создание оптимальных условий для его свободного развития и удовлетворения образовательных потребностей. В связи с этим приоритетными направлениями в гуманной педагогике являются права и свободы ребенка, его творческое развитие и саморазвитие.
Гуманистический подход к нравственному воспитанию младших школьников рассматривается нами как целенаправленный процесс формирования нравственных взаимоотношений между субъектами, развития нравственных ценностей младших школьников посредством педагогических условий. При гуманистическом подходе система взаимоотношений «учитель – ученик» основывается на взаимоуважении и добром отношении друг к другу.
Следовательно, необходима новая, отвечающая гуманистическим вызовам система образования, не имеющая двойных стандартов и устаревших стереотипов. Такой системой явилась система инклюзивного образования, включающая каждого ребенка в образовательный процесс в соответствии с его образовательными предпочтениями, способностями и возможностями.
С введением инклюзивного обучения в российскую систему образования как особой гуманистической формы в ней произошли колосальные изменения. Инклюзия способствовала привлечению внимания к проблеме образования детей с ОВЗ, исключению образовательных барьеров для этой категории детей, созданию необходимых условий для реализации образовательного потенциала разных групп обучающихся, позволила каждому ребенку с ОВЗ быть полноправным участником академической и социокультурной жизни образовательной организации.
Следовательно, концепция инклюзивного образования является важной и неотъемлемой частью гуманистического принципа равенства образовательных возможностей людей.
Проблемы нравственного воспитания младших школьников в современной системе образования особенно актуальны. Педагогу совместно с родителями принадлежит важная роль в воспитании и обучении младших школьников, в формировании у них духовно-нравственных ценностей, в подготовке их к жизни в обществе и общественному труду. Учитель выступает для обучающихся примером нравственности, справедливости и преданного отношения к трудовой деятельности. При этом успешность нравственного воспитания младших школьников в условиях инклюзивного образования зависит от эффективности обеспечиваемых условий. Исходя из этого нами были выявлены педагогические условия, способствующие нравственному воспитанию детей в инклюзивном образовании.
- Использование различных форм совместной деятельности в условиях безбарьерной среды. Это условие предполагает организацию образовательного процесса младших школьников через коллективную деятельность, определяющуюся нравственными взаимоотношениями. Известно, что коллективный труд в процессе учебной деятельности младших школьников успешен, если перед детьми ставится общая познавательная задача. Учитель начальных классов должен владеть умением применять специальные приемы для того, чтобы младшие школьники могли осознать и понять не только общую учебную задачу, но и задачу, которая ставится лично каждому ученику. При этом основным результатом коллективной деятельности младших школьников в условиях инклюзивного образования является формирование и воспитание личности, способной к межличностной коммуникации, нравственному взаимодействию, выполнению совместной продуктивной деятельности (работа детей над школьным спектаклем, овладение специальными играми, создание коллажа и т.д.) в безопасной, психологически комфортной и безбарьерной среде.
- Учет интересов всех детей – данное условие предполагает разработку специальной программы, которая создается под определенного обучающегося и учитывает образовательные потребности и возможности этого ребенка, его индивидуальные особенности, обеспечивает освоение основной программы обучения, сохранение здоровья и социализацию. Программа и образовательный процесс по ней должны осуществляться таким образом, чтобы каждый обучающийся, в том числе и дети с ОВЗ, имели возможность формирования академических и социальных компетенций.
- Применение интерактивных средств и технологий. Указанное условие подразумевает использование таких технологий обучения в совместной деятельности субъектов образовательного процесса, которые позволяют строить активное взаимодействие младшего школьника с его учебным окружением и учебно-познавательной средой. Интерактивные средства и технологии способствуют выстраиванию положительных отношений ребенка со взрослыми, детей между собой в классе. Такими технологиями, например, выступают технологии проблемных ситуаций, или «Case study» – «кейс-метод»; технология «Портфолио» и др.
- Активизация рефлексивной самоорганизации младших школьников. Это условие рассматривается нами в контексте деятельности младших школьников, предполагающем постепенное приобретение пассивного опыта оценивания, анализа, размышления о себе, о ценности себя и другого человека, а в дальнейшем – выработку потребности в самоконтроле и самооценке. При этом учитель управляет деятельностью младших школьников по формированию рефлексивности на разных этапах ее становления.
Цель исследования – научно обосновать и осуществить экспериментальную проверку эффективности педагогических условий, обеспечивающих нравственное воспитание младших школьников в инклюзивном образовании.
Материал и методы исследования
Базой экспериментального исследования явилось МБОУ г. Астрахани «СОШ № 48». Цель эксперимента – подтверждение эффективности выделенных педагогических условий нравственного воспитания младших школьников. Состав участников: 22 человека, в том числе 1 обучающийся с ОВЗ (с нарушением опорно-двигательного аппарата).
Экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
В рамках констатирующего эксперимента были применены три диагностические методики по каждому компоненту нравственного воспитания младших школьников (табл. 1).
Таблица 1
Методики изучения уровня нравственной воспитанности младших школьников
Компоненты |
Диагностические методики |
Мотивационный компонент – стимулирование мотивации младших школьников к нравственным взаимоотношениям со сверстниками в совместной деятельности |
«Диагностика нравственной мотивации» (разработана лабораторией воспитания нравственно-этической культуры Федерального государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания Российской академии образования [11]) |
Эмоционально-ценностный компонент – формировать у младших школьников положительные эмоции от успешного взаимодействия в процессе сотрудничества со сверстниками, умение предлагать и принимать помощь от других детей |
«Что мы ценим в людях» [12, с. 113] |
Поведенческий компонент – формирование у младших школьников умения взаимодействовать и сотрудничать в коллективе с детьми с ОВЗ, осуществлять совместную продуктивную работу |
Тест «Уровень сотрудничества в детском коллективе» Д.Б. Эльконина [13, с. 84].
|
На основе вышеуказанных компонентов нравственного воспитания младших школьников были выделены критерии этого процесса:
- стремление к общению со сверстниками, оказание помощи и заботы;
- эмоциональное отношение к нравственным ценностям, проявление инициативности, отзывчивости;
- вовлеченность в общую деятельность;
- нравственное поведение по отношению к окружающим.
Результаты исследования и их обсуждение
В результате диагностики на этапе констатирующего эксперимента установлено, что преобладающим уровнем нравственной воспитанности у младших школьников является низкий уровень (45%). Большая часть респондентов ориентирована исключительно на взаимодействие и взаимопомощь друзьям и не понимают, чем они могут помочь ребенку с ОВЗ. Высокий уровень нравственной воспитанности наблюдается у 23% младших школьников, 32% испытуемых имеют средний уровень нравственной воспитанности.
Формирующий эксперимент был направлен на получение эмпирических подтверждений целесообразности использования выделенных педагогических условий. В ходе данного эксперимента были реализованы следующие условия:
– использование различных форм совместной деятельности в условиях безбарьерной среды: младшие школьники создавали коллаж «Мир один для всех», представляли проекты «Мы все разные, но мы равные», «Дети мира», «Мы вместе» и др.;
– учет интересов всех детей: для младших школьников, принимающих участие в экспериментальном исследовании, были составлены индивидуальные образовательные маршруты на основе личных особенностей, образовательных потребностей и интересов обучающихся;
– применение интерактивных средств и технологий: использовались технологии проблемных ситуаций и технология «Портфолио», осуществлялась презентация достижений и успехов младших школьников;
– активизация рефлексивной самоорганизации младших школьников: проводились внеклассные мероприятия на тему «Дорогой добра», «Школа для всех».
В процессе обучения младших школьников также использовался комплекс упражнений, игр с выполнением ряда заданий, направленных на повышение уровня нравственной воспитанности младших школьников в инклюзивном образовании.
В рамках контрольного этапа педагогического эксперимента нами осуществлено сравнение количественных показателей в начале и конце эксперимента, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2
Уровень нравственной воспитанности младших школьников в инклюзивном образовании (сравнение данных)
Уровень нарвственной воспитанности |
Начало эксперимента |
Конец эксперимента |
||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
Высокий |
5 |
23 |
11 |
50 |
Средний |
7 |
32 |
7 |
32 |
Низкий |
10 |
45 |
4 |
18 |
Всего |
22 |
100 |
22 |
100 |
Сравнительные данные в таблице 1 выглядят весьма показательно. Анализ результатов на контрольном этапе эксперимента свидетельствует о значимых различиях в числовых и процентных соотношениях количества младших школьников. Количество учеников с низким уровнем нравственной воспитанности уменьшилось с 10 человек (45%) на начальном этапе эксперимента до 4 человек (18%) на заключительном этапе. На среднем уровне параметр статичен – 7 человек (32%) в начале и в конце эксперимента. При этом заметна положительная динамика высокого уровня нравственной воспитанности, которая отражает увеличение процентного показателя на контрольном этапе до 50% (11 человек).
Таким образом, полученные данные подтверждают, что показатели на контрольном этапе эксперимента опережают по уровню (высокий) результаты, полученные на констатирующем этапе, что позволяет считать эффективными выявленные и реализованные педагогические условия в процессе обучения младших школьников.
Заключение
В ходе исследования была проанализирована научно-методическая и психолого-педагогическая литература и выявлено, что применение гуманистического подхода к нравственному воспитанию младших школьников в инклюзивном образовании обеспечивает развитие нравственной мотивации как готовности взаимодействовать со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья с учетом моральных принципов и норм.
Гуманистический подход к воспитанию младших школьников рассматривается нами как организация воспитательного процесса, направленного на формирование нравственных взаимоотношений между субъектами воспитания с учетом оптимальных условий для их свободного и гармоничного развития.
Также в процессе исследования были определены педагогические условия, способствующие формированию нравственной воспитанности младших школьников: использование различных форм совместной деятельности в условиях безбарьерной среды (создание группового проекта, инсценировка сказки, создание видео и т.д.); учет интересов всех детей; применение интерактивных средств и технологий в процессе нравственного обучения и воспитания младших школьников; активизация рефлексивной самоорганизации.
В ходе педагогического эксперимента доказано, что выявленные педагогические условия способствуют нравственному воспитанию младших школьников в инклюзивном образовании.
Проведенное исследование позволило решить поставленные задачи и достигнуть цели исследования. Полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности педагогов, психологов, методистов для совершенствования нравственного воспитания в условиях инклюзивного образования; в процессе профессиональной подготовки учителей и психологов образования. Данная работа не претендует на исчерпывающее исследование всех аспектов рассматриваемой проблемы. Перспективы дальнейшей работы могут быть связаны с изучением организационно-методических основ, обеспечивающих преемственность различных ступеней образования в процессе нравственного воспитания младших школьников в инклюзивном образовании.