Впервые понятие «экологическая безопасность» (общества) было введено в современный российский свод законов в 1991 г., где в ст. 85 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» об этом термине упоминается при перечислении экологических преступлений, посягающих на экологический правопорядок и причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека [1].
По определению А.В. Островской [2], экологическая безопасность – это состояние, когда природная среда и жизненно важные интересы человека защищены от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, результатов их деятельности.
Ввиду происходящего в настоящее время усиления экологического кризиса охрана природы и ее составная часть – экологическая безопасность – приобретают важнейшее значение, становясь главной задачей, выполнение которой необходимо для выживания человеческой цивилизации.
Учитывая все сказанное выше, дисциплина «Экологическая безопасность» включена в обязательную программу обучения студентов направления подготовки 06.03.01 «Биология» по профилю подготовки (специализации) «Биология, экология и экологическая безопасность» для применения в дальнейшей профессиональной деятельности.
В Концепции Федеральной целевой программы образования на 2016–2020 годы указано, что высшее образование должно быть направлено на повышение компетентности в формировании новой культуры мышления [3].
Совершенствование преподавания учебной дисциплины «Экологическая безопасность» и модернизация учебного процесса в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами, которые в настоящее время основываются на компетентностном подходе [4], необходимы для подготовки специалистов высокой квалификации, которые отвечают требованиям современности.
Формирование профессиональных компетенций у студента состоит в том, что в процессе образования у него вырабатывается способность использовать приобретенные им знания, умения, навыки и способы деятельности для эффективного и качественного решения поставленных задач [5].
Реализация компетентностного подхода в целях совершенствования преподавания дисциплины «Экологическая безопасность» требует внедрения при ее изучении активных форм и методов обучения.
Цель исследования: совершенствование процесса преподавания учебной дисциплины «Экологическая безопасность» для формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций у бакалавров по направлению подготовки «Биология» в соответствии с современными общественными потребностями.
Материал и методы исследования
Для проведения исследования был использован учебно-методический комплекс по дисциплине «Экологическая безопасность» Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 06.03.01 «Биология» [4].
Результаты исследования и их обсуждение
Основная задача изучения студентами по специальности «Биология» дисциплины «Экологическая безопасность» состоит в получении и усвоении знаний по экологической безопасности, повышении уровня их общенаучной подготовки за счет ознакомления с основными экологическими проблемами современного мира, их влияния на состояние окружающей среды и здоровье человека, в изучении способов решения этих проблем.
В документе «Стратегия модернизации содержания общего образования» [6] сформулированы основные положения такого подхода в образовании, главным понятием которого является компетентность. Указано, что это понятие обширнее, чем «знания», «умения» или «навыки», включает их в себя, но речь не идет о простой сумме знания + умения + навык.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 06.03.01 «Биология» [4] при изучении дисциплины «Экологическая безопасность» студенты, обучающиеся по направлению подготовки 06.03.01 «Биология», должны овладеть перечисленными ниже компетенциями:
– общекультурными (ОК):
ОК-4 – способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности;
– общепрофессиональными (ОПК):
ОПК-1 – способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
ОПК-2 – способностью использовать экологическую грамотность и базовые знания в области физики, химии, наук о Земле и биологии в жизненных ситуациях; прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, нести ответственность за свои решения;
ОПК-4 – способностью применять принципы структурной и функциональной организации биологических объектов и владением знанием механизмов гомеостатической регуляции; владением основными физиологическими методами анализа и оценки состояния живых систем;
ОПК-10 – способностью применять базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципы оптимального природопользования и охраны природы, мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы;
ОПК-13 – готовностью использовать правовые нормы исследовательских работ и авторского права, а также законодательства Российской Федерации в области охраны природы и природопользования;
– профессиональными (ПК):
ПК-2 – способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ.
Проведя анализ перечня компетенций, при разработке учебно-методического комплекса по дисциплине «Экологическая безопасность» мы использовали подход с применением компетенций, применяя традиционные (лекция, семинар) и инновационные методы обучения (исследования в ходе выполнения лабораторных работ, индивидуально и в малых группах; дискуссии при участии преподавателя в качестве модератора и т.д.).
Мы считаем, что для дисциплины «Экологическая безопасность» важную роль в обучении способна играть лабораторная работа ввиду того, что в ходе ее выполнения студенты могут деятельно общаться не только друг с другом для анализа той или иной ситуации, но и с педагогом. Выполнение лабораторных работ малыми группами (2–3 человека) позволяет более детально разбирать заданные ситуации и моделировать их последствия, тем самым повышая уровень освоения получаемых компетенций. При этом педагог определяет индивидуальный вклад каждого студента в работу малой группы, опираясь на такие критерии оценивания, как участие во всех этапах работы группы, предложение новых идей и путей решения, проявление энтузиазма и навыков работы в команде, вежливость при общении, умение слушать и поддерживать предложения и идеи других членов группы.
При проведении семинаров важно обучать студентов навыкам публичных выступлений и дискуссий (от лат. discussio – «рассмотрение, исследование»), что позволит им лучше понимать базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, экологической безопасности. Преимуществом использования таких методов является то, что преподаватель может оценить уровень знаний студентов по применению ими понятийного аппарата и аргументированных ответов по наиболее критичным вопросам в области экологической безопасности и охраны живой природы. Дискуссия часто является методом, который активизирует процесс обучения и помогает при изучении сложной темы [7]. Использование дискуссий при проведении практических работ служит одним из методов раскрепощения студентов перед аудиторией, дает им возможность понимать свой уровень знания или незнания в области обсуждаемой темы. Все вышесказанное формирует личность, способную профессионально подходить к проблеме и отстаивать свои убеждения, что будет необходимо в дальнейшем при работе по специальности.
Известно, что балльно-рейтинговая система является современной технологией управления системой оценивания результатов учебной деятельности обучающихся [8].
Нами в процессе осуществления этой системы оценки освоения компетенций при итоговом оценивании знаний бакалавров учитываются: участие в семинарах, написание рефератов и контрольных работ, работа индивидуально и группой в ходе подготовки лабораторных работ. Все это принимается во внимание при оценке уровня сформированности компетенции.
Студентам для закрепления пройденного материала и более детального изучения предмета предоставляются вопросы и задания для самостоятельного изучения.
Большое значение для освоения компетенций имеет написание рефератов, так как письменная работа формирует навыки для дальнейшей научно-исследовательской работы, учит умению логически мыслить, определять и обосновывать актуальность исследования, его цели и задачи. Реферат в обязательном порядке включает в себя: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, выводы, список литературы.
Контрольные работы в процессе обучения проводятся после завершения определенного раздела и включают в себя совокупность проверочных вопросов, на которые обучающиеся должны дать максимально развернутый ответ.
Дискуссию можно рассматривать как отдельную форму в проведении занятия, предлагая студентам на обсуждение проблемы в области экологической безопасности, не имеющие однозначного решения в современном мире.
При обсуждении дискуссионной проблемы обучающийся, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию, основываясь на предусмотренных в учебном курсе компетенциях и давая полный, развернутый ответ.
Реферат, лабораторная и контрольная работы, участие в дискуссии оцениваются по следующим критериям: максимальное количество 15 баллов; рейтинговая оценка 15 баллов.
На заданный вопрос предоставлен развернутый ответ, осознанно показана совокупность знаний по изучаемой дисциплине, приведены доказательства основных положений вопросов, ответ четко структурирован, логичен, в нем отражена сущность раскрываемых понятий, теорий и биологических явлений. Продемонстрировано место, занимаемое изучаемым предметом, в системе данной науки и среди других наук. Изложение ответа ведется литературным языком с использованием современных научных терминов. Возможные недочеты в ходе ответа исправляются студентом самостоятельно. Реферат оформлен согласно вышеуказанным требованиям.
Рейтинговая оценка 14–10 баллов.
Требования к ответу на заданный вопрос аналогичны тем, которые были сформулированы к максимальной рейтинговой оценке, но могут быть допущены от 1 (тогда оценка 14 баллов) до 5 (тогда оценка 10 баллов) неточностей или незначительные ошибки, исправленные студентом с помощью преподавателя.
Рейтинговая оценка 9–5 баллов.
Есть незначительные ошибки в оформлении. Ответ недостаточно развернут. Структура и логика имеют нарушения. При раскрытии понятий и употреблении терминов имеются ошибки: от 1 (тогда оценка 9 баллов) до 5 (тогда оценка 5 баллов). Не выделены причинно-следственные связи, не определены существенные и несущественные признаки. Четкие выводы отсутствуют. Изложение ответа требует поправок и коррекции. Студент корректирует свой ответ с помощью дополнительных и уточняющих вопросов преподавателя.
Рейтинговая оценка 5–1 баллов.
Есть значительные ошибки в оформлении. Ответ представляет собой разрозненные знания, изложен фрагментарно и нелогично. Могут быть допущены от 1 (тогда оценка 5 баллов) до 5 (тогда оценка 1 балл) существенных ошибок. Связь обсуждаемого вопроса с другими объектами дисциплины не представлена. Доказательства и выводы отсутствуют. Изложение ответа неграмотное, биологические термины не используются. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не влияют на коррекцию ответа студента.
Рейтинговая оценка 0 баллов.
- Ответ на вопрос полностью отсутствует.
- Отказ от ответа.
Таким образом, основными задачами для освоения компетенций являются не только обеспечение студентов информационными материалами, но и развитие у них логического научного мышления, активация их энергичности и самостоятельности, выработка навыков обсуждать и находить решения проблем. При этом для формирования навыков логического мышления у студентов преподавателю при любой форме ответа (письменной или устной) необходимо требовать формулирования определений понятий с указанием родового и видовых признаков и принимать полные ответы в форме суждений, с высоким уровнем логических операций. Обучающийся должен научиться работать с понятиями (обобщать, формулировать проблемные вопросы, рассуждать, делать выводы, выявлять причинно-следственные связи).
Выводы
Совершенствование преподавания учебной дисциплины «Экологическая безопасность» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 06.03.01 «Биология», необходимо проводить по традиционным и инновационным направлениям. К ним относится увеличение роли в выполнении лабораторных работ, проводимых малыми группами, во время которых студенты более детально разбирают заданные ситуации и моделируют их последствия, тем самым повышая уровень освоения получаемых компетенций.
Для лучшего освоения компетенций необходимо и написание рефератов, так как письменная работа учит умению логически мыслить, определять и обосновывать актуальность исследования, его цели и задачи, формулировать выводы. Построение практических занятий в форме дискуссий позволяет заинтересовать студентов проблематикой вопросов в области прикладной экологии, экологической безопасности, природопользования и охраны природы.
Применение более подробной оценки результатов учебной деятельности по каждому виду аудиторных занятий также позволяет повысить уровень компетентностного обучения и сформировать у обучающихся навыки логического научного мышления.