Актуальность разработки «структурно-функциональной модели формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов» [1] обусловлена современными требованиями к профессиональной подготовке военных авиационных специалистов, модернизации авиационной техники, возросшими сложностями решаемых учебно-боевых задач в экстремальных условиях деятельности, непростой военно-политической обстановке. Успешность выполнения поставленных задач у летного состава во многом зависит от высокого и достаточного уровня сформированной ориентировочно-гностической деятельности (целостной деятельности функциональных механизмов по приему и переработке информации обо всей ситуации в данный момент времени). На формирование ориентировочно-гностической деятельности летного состава большое влияние имеет интеллектуальная активность, высокий уровень развития мыслительных операций, сформированные военно-профессиональные компетенции, профессионально-важные качества, личностные особенности.
Цель исследования
Исходя из важности поднятой проблемы, мы представляем авторскую «структурно-функциональную модель формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов» [1]. Структура и содержание модели разрабатывались на основе накопленного опыта психолого-педагогической деятельности военных вузов летного профиля, филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушной академии» в г. Челябинске в частности.
Модель создавалась и реализовывалась в военном вузе с помощью выявленного комплекса «системно-деятельностного, личностно-ориентированного и антропоцентрического подходов» [1], каждый из которых направлен на решение поставленных исследовательских задач, основывается на определенных концепциях, принципах и методах.
Системно-деятельностный подход позволяет «осуществить решение проблемы формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов как целостной системы, в которой главное место занимает активная познавательная деятельность, основанная на принципе единства сознания и деятельности» [1].
Личностно-ориентированный подход позволяет сосредотачивать внимание на личности как основном субъекте, яркой индивидуальности, акцентируя внимание на ее саморазвитии и самореализации.
Антропоцентрический подход позиционирует «развитие профессионально важных качеств личности, творческого и практического операторского мышления», необходимого, чтобы выполнять летную деятельность на сложной военной технике [1].
Материалы и методы исследования
В теории педагогического моделирования предъявляются требования к созданию определенного рода моделей. Структурно-функциональная модель должна состоять из структурных компонентов, между которыми устанавливаются определенные связи с последующим выявлением функциональной составляющей каждого из них. Наша модель создана по этим правилам.
Структурно-функциональная модель формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов содержит: конативно-аттитюдный, функционально-технологический, оценочно-результативный компоненты. Каждый компонент имеет свои функции, о которых мы расскажем в контексте нашего повествования.
Цель модели – сформировать достаточный или высокий уровень ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов. Цель выступает внешним системообразующим фактором, а внутренним системообразующим фактором модели является управленческая деятельность субъектов, помогающая достичь решения поставленных задач.
Основываясь на положениях системно-деятельностного подхода, каждый компонент модели имеет программу деятельности, в которой подробно описано содержание действий субъектов образовательного процесса, что также является внутренним фактором единства функционирования модели.
Дадим краткую характеристику каждого компонента.
Первый компонент модели – конативно-аттитюдный. Термин «конативный» в переводе с латинского означает «усилие», «стремление», определяющие мотивы и цели любой деятельности; «аттитюдный» отражает предрасположенность субъекта к действиям в социуме или готовность проявлять себя «относительно данного социального объекта (явления) определённым образом» [2].
В целом конативно-аттитюдный компонент состоит из трех блоков по количеству решаемых задач.
Первый блок направлен на личностное, профессиональное самоопределение, основу которого составляет формирование социально-нравственной и военно-профессиональной направленности.
Второй блок поддерживает смыслообразование деятельности, выражающейся в формировании внутренних побуждений к самообразованию и развитию познавательного интереса, необходимого для овладения данной специальностью.
Третий блок решает задачи готовности к ориентировочно-гностической деятельности, направленной на повышение эмоционально-волевой устойчивости, физической выносливости и психологической готовности.
Стержнем данного компонента является мотивационно-целевая подструктура, базирующаяся на теории деятельности. Пользуясь данной теорией, отметим, что мотив и цель – важные составляющие смыслового содержания деятельности, которые влияют на формирование интереса к познавательной деятельности и реализацию усвоенных знаний и умений, поэтому мы уделяем большое внимание педагогической поддержке мотивации курсантов.
Конативно-аттитюдный компонент имеет функции: побуждающую, воспитательную, психологическую, целеполагающую.
Побуждающая функция стимулирует и обусловливает мотивационную активность курсантов в овладении ориентировочно-гностической деятельностью.
Воспитательная функция направлена на формирование военно-профессиональной и социально-нравственной направленности личности будущего офицера и стремление к самосовершенствованию профессиональных знаний, умений и навыков.
Психологическая функция помогает формировать эмоционально-волевую устойчивость и психологическую готовность будущих офицеров-штурманов к профессиональной летной деятельности.
Целеполагающая функция определяет готовность к достижению цели, направляет на развитие познавательных, интеллектуальных, творческих способностей курсантов, формирование личностных и профессионально важных качеств.
Мы считаем, что в нашей модели целеполагающая функция является управляющей и системообразующей, отражает общую направленность и готовность к выполнению ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов. Эта функция, так же как и воспитательная, является основополагающей всех других функций модели и реализуется на каждом этапе и в каждом компоненте.
Реализация задач конативно-аттитюдного компонента ведется через формы воинского, гражданского, патриотического, нравственного, умственного, физического воспитания и морально-психологического обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации.
Второй компонент модели – фундаментально-технологический.
Цель компонента: создание базы психолого-педагогического обеспечения формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов.
Под обеспечением мы понимаем создание психолого-педагогического инструментария – комплекса методов, средств, форм, помогающих реализовать поставленную цель. Разделяя мнение В.В. Измайловой, мы считаем, что педагогическому обеспечению присущи следующие принципы: «многогранность, ресурсность, мощность, целесообразность, динамичность» и др. [3, с. 14], что подчеркивает актуальность практического потенциала его внутреннего наполнения.
Основные задачи, решаемые в рамках данного компонента: определение этапов формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов; разработка и внедрение программы формирования указанной деятельности, опирающейся на
теоретические положения концепции формирования умственных действий П.Я. Гальперина [4], Н.Ф. Талызиной [5], идеи развивающего, проблемного обучения, исследования творческого мышления.
В определении этапов формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов мы исходили из общей теории организации военно-педагогического процесса «подготовительного – подготовки процесса; основного – осуществление процесса и заключительного – анализа результатов процесса» [6; 7].
Назовем задачи каждого из этапов фундаментально-технологического компонента.
Первый этап – организационно-содержательный. Его задачи: проведение организационных мероприятий и определение содержания обучения ориентировочно-гностической деятельности военного авиационного штурмана.
Данный этап реализует функции: организационную, аналитическую, диагностическую, прогностическую.
Организационная функция создает необходимые условия и ресурсы для осуществления процесса формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов.
Аналитическая функция направлена на изучение фактического состояния сформированности ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов, выявление причин, условий, факторов, непосредственно влияющих на процесс ее формирования.
Диагностическая функция позволяет качественно и количественно оценить состояние сформированности ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов, выявить истинное положение педагогического процесса и его возможностей.
Прогностическая функция позволяет прогнозировать и проектировать дальнейшие регулятивные действия по осуществлению образовательного процесса; устанавливать причинно-следственные связи между применяемым педагогическим инструментарием, реализуемыми педагогическими условиями и полученными промежуточными результатами по формированию данной деятельности.
Второй этап фундаментально-технологического компонента – функционально-формирующий. Его задача заключается в обучении специфике действий ориентировочно-гностической деятельности авиационного штурмана – приему и переработке информации в текущий момент времени.
Этап включает функции: обучающе-образовательную, развивающую, познавательную, сопровождающую.
Обучающе-образовательная функция направлена на приобретение курсантами общепрофессиональных и специальных знаний, умений, навыков с последующей их отработкой на практике.
Развивающая функция опосредует формирование и развитие практического мышления, психических процессов: памяти, внимания, логики, пространственного воображения и др.
Познавательная функция направлена на получение когнитивных умений, всестороннее изучение и приобретение теоретических и практических навыков ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов, а также поддержание интереса к формируемой деятельности.
Этап также включает освоение знаний о методах и приемах ориентировки в ситуации и переработке информации, правил, алгоритмов деятельности, форм и развития умений и навыков ориентировочно-гностической деятельности.
Третий этап фундаментально-технологического компонента модели – контрольно-регулировочный.
Задача этапа состоит в организации системы контроля и регулирования формированием ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов.
Функции этапа: информационная, диагностическая, прогностическая, контрольно-корректировочная, стимулирующая, регулировочная.
Информационная функция направлена на источники сбора, обработки, обобщения, обсуждения информации по возникшим проблемам формирования ориентировочно-гностической деятельности.
Диагностическая функция позволяет осуществить констатацию показателей, характеристик развития качеств или процессов на момент обследования с помощью специально подобранных методик.
Прогностическая функция имеет аналогичное содержание, что и в фундаментально-технологическом компоненте нашей модели.
Контрольно-корректировочная функция помогает управлять педагогическим процессом, своевременно реагировать на возникшие проблемы, проводить контрольную диагностику, по необходимости вносить коррективы в содержание, методы, формы, средства учебной деятельности; проводить индивидуальную работу по развитию профессионально важных качеств курсантов, повышению психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса.
Стимулирующая функция помогает обеспечивать взаимодействие, активность, интерес, как у курсантов, так и педагогов в конечном положительном результате, предполагает постоянную рефлексию, оценивание состояния и результатов формирования указанной деятельности.
Регулировочная функция обеспечивает выработку необходимых механизмов по устранению выявленных проблем.
Третий компонент модели формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов – результативно-оценочный.
Задачи компонента включают оценку степени достижения поставленной цели; определения мер по совершенствованию обучения, воспитания, профессиональной подготовки курсантов военного авиационного вуза.
Третий компонент нашей модели представляет конечный итог – завершение формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов, логика которого требует оценивания по разработанным критериям и определение дальнейших мер по совершенствованию учебного процесса.
Оценочно-интерпретационная функция включает аттестацию и обобщение полученных результатов; представляет истолкование, комментарии, отражающие результативность деятельности всех участников образовательного процесса.
Проектировочная функция осуществляет планирование мер по совершенствованию процесса обучения.
Солидаризуясь с утверждением А.М. Новикова [8, с. 76], мы считаем, что результат деятельности зависит от когнитивных умений, развития мышления, памяти, внимания и других психических процессов, а также способности человека сохранять эмоциональную устойчивость, проявлять волевые решения по преодолению возникших трудностей.
Заключение
Таким образом, «структурно-функциональная модель формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов» [1] представляет интеграцию конативно-аттитюдного, функционально-технологического и оценочно-результативного компонентов.
Модель отличается многофункциональностью, единством теоретической и практической направленности, реализуется в социально-нравственном, интеллектуально-познавательном, профессионально-деятельностном направлениях.
Внедрение структурно-функциональной модели формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов в образовательный процесс военного авиационного вуза напрямую связано с повышенными требованиями к подготовке авиационных специалистов, недостаточно высоким уровнем ее сформированности у курсантов.
Реализация модели на практике, по нашему мнению, позволит успешно выполнять полетные задания, учебно-боевые задачи по предназначению, осуществлять правила безопасности полетов, что в комплексе улучшит подготовку будущих офицеров-штурманов, осуществляющих ключевую профессиональную деятельность – ориентировочно-гностическую, а также окажет влияние на сохранение жизни экипажа и воздушного судна.