Принятие и внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) в систему высшего образования России коренным образом изменили существующие ранее требования к освоению основных компетенций и реализации образовательных программ, что невозможно осуществить без формирования в вузе информационной образовательной среды и использования информационных технологий, а также электронных образовательных ресурсов. Приоритетным направлением в традиционной системе образования в России считается индивидуальный подход к обучающимся. Однако невозможно проявить учащемуся индивидуальность при использовании преподавателем в образовательном процессе лишь традиционных методов обучения (рисование мелом на классной доске, применение метода «разговор и мел» (talk and chalk), лекционные и практические занятия при непосредственном контакте ученика и преподавателя). Перспективной составляющей современного вуза в настоящее время является инновационная среда с использованием дистанционного обучения [1; 2]. В процессе дистанционного обучения как учащийся, так и педагогический работник проявляют индивидуальность. Для осуществления дистанционного обучения в настоящее время широко применяются различные электронные образовательные платформы. Преимущества электронной платформы MOODLE заключаются в возможности осуществлять обучение в активной форме, использовать обмен информационными файлами, создании форумов и чатов между всеми участниками образования [3; 4].
В настоящее время технологии обучения в медицинском вузе имеют целью повышение качества образовательного процесса. Стратегической тенденцией медицинского образования становится постепенное внедрение электронных и дистанционных образовательных технологий в учебный процесс. Выпускники медицинского вуза активно включаются в процесс непрерывного медицинского образования, неотъемлемой частью которого и становится дистанционное обучение.
Цель исследования - выработать оценку качества знаний, умений и навыков при использовании дистанционных образовательных технологий при изучении клинической анатомии.
Материал и методы исследования. На кафедре анатомии человека с сентября 2018 года внедрено дистанционное обучение по дисциплине «Клиническая анатомия (современные трёхмерные технологии)» в рамках проекта создания электронных образовательных ресурсов. Дисциплина «Анатомия человека» является фундаментальной, поскольку формирует базисные знания о строении органов и систем органов, анатомических закономерностях их развития, что необходимо для приобретения междисциплинарных, в том числе клинических знаний и умений. Клиническая анатомия акцентирует внимание обучающегося на клинически значимых вопросах, умении анализировать рентгенограммы, результаты исследования компьютерной и магнитно-резонансной томографии, ультразвуковые исследования с позиций проекции анатомически нормально сформированных органов и их скелето- и синтопии. Учебные материалы в различном формате размещаются на электронной платформе MOODLE, благодаря чему студент имеет способность изучить основную и дополнительную литературу по заданной теме, прослушать интерактивные лекции, просмотреть видеоматериалы в формате Flash Video, презентации Microsoft PowerPoint, в формате Lightbox Gallery изучить изображения и фотографии. Обучающийся имеет возможность решить ситуационные задачи, разобрать клинический случай, выполнить контрольное тестирование с возможностью самообследования. Преподаватель имеет возможность оценить качество выполненных заданий, затраченное время на их выполнение, дать разъяснения и комментарии учащемуся.
Результаты исследования и их обсуждение. Преподавателями кафедры анатомии человека разработан пакет документов, включающий методические рекомендации для студентов и преподавателей, инновационные образовательные технологии по дисциплине и информационное обеспечение в виде презентаций, видеофильмов и курса лекций.
Нормативные документы по дистанционному обучению соответствуют требованиям Министерства образования и науки РФ, электронный образовательный контент отвечает образовательному стандарту преподаваемой дисциплины. Методические рекомендации для обучающихся включают цель, задачи, необходимые для освоения темы критерии знаний, умений и владений, вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения выбранной темы. Указаны основные этапы электронного образовательного ресурса и ориентировочная основа действий при изучении необходимой темы, а также учебно-материальное обеспечение образовательного ресурса.
Методические рекомендации для преподавателей включают вышеуказанные разделы с учётом формирования общекультурных и профессиональных компетенций. Кроме того, разработаны инновационные образовательные технологии учебной дисциплины «Клиническая анатомия (современные 3-мерные образовательные технологии)» по темам.
Представленный учебный материал в электронном формате разделён на определённые темы, включённые в кейс-задания. Кейс охватывает весь необходимый материал и включает следующие элементы:
- вводную часть, где указана тема и связь ее с другими разделами обучающего электронного курса;
- теоретическую часть, являющуюся основным содержанием темы;
- практическую часть, включающую задания, с помощью которых студенты смогут самостоятельно оценить свой уровень знаний;
- контрольную часть, включающую тестовые задания с тремя дистракторами, которые обучающийся должен выполнить по окончании изучения темы. Успешное выполнение тестовых заданий позволяет перейти к изучению следующей темы.
Кейс-задания для изучения клинической анатомии разработаны в виде 8 электронных рабочих тетрадей. В процессе выполнения заданий по предложенным темам обучаемый основывается на знаниях, полученных в процессе изучения материала информационного обеспечения. Студент имеет возможность в любой момент самостоятельно вернуться к изучению материала, вызывающего затруднения. Процесс внедрения дистанционных технологий состоял из 4 основных этапов.
Подготовительный этап включал в себя формирование в учебно-методический отдел заявки «Создание электронных образовательных ресурсов и инфраструктуры управления ими», участие в котором принимал весь педагогический коллектив кафедры
Целью второго этапа стало формирование 8 тематических кейсов, состоящих из иллюстрационного обеспечения, методических рекомендаций для студентов к практическому занятию с дистанционным обучением, кейс-задач, включающих 10 заданий по четырём дескрипторам для самоконтроля, эталоны ответов к заданиям и критерии оценки. Таким образом, по каждой теме была сформирована рабочая электронная тетрадь.
Для осуществления III этапа тематические кейсы размещались на мультимедийной системе в аудиториях кафедры, затем элементы обучающей программы переносились на компьютеры студентов. Во внеаудиторных условиях обучающиеся с использованием предоставленных презентаций, видеофильмов и курса лекций выполняли кейс-задания. Контроль полученных результатов проводился преподавателем по данным, предоставленными студентами на информационных носителях.
Цель IV этапа – размещение тематических кейс-заданий на электронной платформе Moodle специалистами отдела программного обеспечения. Студенты предоставляли выполненные задания с последующим рецензированием преподавателем результатов выполненных заданий и оцениванием полученных знаний. Для организации взаимодействия студентов с преподавателем в электронной среде при выполнении и размещении результатов обучения используются форумы, чаты и базы данных Moodle.
В таблице представлены этапы внедрения дистанционного обучения по изучению базовой дисциплины «Клиническая анатомия (современные трёхмерные технологии)» с января 2018 г.
Этапы внедрения дистанционного обучения на экспериментальной площадке кафедры анатомии человека ФГБОУ ВО «ТГМУ» Минздрава России
Название этапа внедрения |
Структура выполняемых работ |
Профессиональная проектная команда |
I этап – подготовительный |
Формирование заявки на создание электронных образовательных ресурсов и инфраструктуры управления ими |
Коллектив кафедры анатомии человека |
II этап - разработка электронного курса инновационной образовательной технологии в формате кейс-заданий для дистанционного обучения |
Формирование 8 тематических кейсов, состоящих из иллюстрационного обеспечения, методических рекомендаций для студентов к практическому занятию с дистанционным обучением, кейс-задач, включающих 10 заданий по трём дистракторам для самоконтроля, эталоны ответов к заданиям и критерии оценки
|
Коллектив кафедры анатомии человека |
III этап – апробация элементов дистанционной образовательной технологии на экспериментальной площадке кафедры анатомии человека |
- размещение тематических кейсов на мультимедийной системе в аудиториях кафедры с переносом обучающей программы на компьютеры обучающихся; - выполнение предложенных кейс-заданий, самоконтроль понимания материала в условиях дистанционной среды; - рецензирование результатов выполненных заданий обучающимися; - очные консультации преподавателей студентов экспериментальных групп; - изучение уровня удовлетворённости студентов дистанционным обучением; - формирование отчёта апробации тематических кейсов и заключения о готовности электронного образовательного курса к использованию в учебном процессе |
Коллектив кафедры анатомии человека |
IV этап – размещение тематических кейс- заданий на электронной платформе Moodle |
- формирование доступа в системе Moodle к наполненным необходимым контентом кейс-заданиям; - организация взаимодействия студентов в электронной среде при выполнении и размещении результатов обучения (использование форумов, чата или базы данных Moodle) |
Специалисты отдела программного обеспечения. Коллектив кафедры анатомии человека |
Педагогическим коллективом кафедры анатомии человека разработаны и внедрены кейс-задания в формате электронных рабочих тетрадей по клинической анатомии черепа, опорно-двигательного аппарата, центральной, периферической и вегетативной нервной системы, а также сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и мочеполовой систем. Полученные знания при выполнении заданий по вышеуказанным темам становятся востребованными в процессе последующего обучения на клинических кафедрах, где изучаются прижизненные методы диагностики заболеваний.
Участниками педагогического эксперимента стали 200 студентов 2 курса специальности 31.05.01 «Лечебное дело», изучающих клиническую анатомию с использованием дистанционных технологий (экспериментальная группа), и 150 студентов 2 курса, изучающих клиническую анатомию традиционным методом (занятия лекционного и практического вида без элементов дистанционного обучения) (контрольная группа). Оценка уровня сформированности компетенции студентов проводилась в двух группах с помощью тестовых материалов в количестве 25.
Сложность заданий устанавливалась их типом: 20% заданий направлены на знания понятийного аппарата (I тип), 20% - на установление соответствия (II тип), 20% - на умение интерпретировать рентгенограммы, компьютерные и магнитно-резонансные томограммы с позиции проекции органов, их скелето- и синтопии (III тип), 40% заданий направлены на решение ситуационных задач (IV тип). При статистической обработке результатов исследования применялось критериальное оценивание эмпирического материала (t-критерия Стьюдента при p≤0,05) [5, с. 71].
Оценка успеваемости студентов при изучении дисциплины «Клиническая анатомия (современные трёхмерные технологии)» в двух группах показала следующие результаты (рис. 1).
Рис. 1. Оценка уровня сформированности компетенции в экспериментальной и контрольной группах
В экспериментальной группе I тип тестовых заданий был оценён на «отлично» у 77% студентов, на «хорошо» - у 21%, 2% обучающихся продемонстрировали свои знания на «удовлетворительно». В контрольной группе уровень сформированности компетенции практически не отличался от уровня экспериментальной группы. Так, оценку «отлично» получили 74% обучающихся, 19% студентов были оценены на «хорошо», 7% учащихся получили «удовлетворительную» оценку. Неудовлетворительных результатов в двух группах не было. Оценка тестов II уровня сложности в экспериментальной группе стала следующей: оценку «отлично» получили 38% студентов, хороший результат продемонстрировали 42% обучающихся, результаты «удовлетворительно» получили 18% студентов, у 2% учащихся результат оценён как «неудовлетворительный». В контрольной группе анализ результатов был следующим: «отлично» получили 21% учащихся, 38% обучающихся продемонстрировали хорошие результаты, 26% студентов освоили электронный образовательный курс на «удовлетворительно», 15% студентов получили неудовлетворительные результаты.
Процент сформированности компетенции на «отлично» в тестовых заданиях III уровня сложности в экспериментальной группе был у 42% студентов, тогда как у студентов контрольной группы только в 19% случаев; хороший результат в экспериментальной группе продемонстрировали 51% учащихся, тогда как в контрольной группе - 42% обучающихся. Удовлетворительный результат в экспериментальной группе отмечался в 7% случаев, в контрольной группе в 26% случаев, неудовлетворительного результата в экспериментальной группе не было, тогда как в контрольной группе он фигурировал у 13% студентов.
Ситуационные задачи в экспериментальной группе были решены на «отлично» у 58% студентов, тогда как в контрольной группе – у 28%, оценку «хорошо» получили 37% студентов экспериментальной группы и 31% студентов контрольной группы. Удовлетворительные результаты получили 5% обучающихся экспериментальной группы и 29% студентов контрольной группы. Неудовлетворительных результатов в экспериментальной группе не было, в контрольной группе – у 12% учащихся.
При анализе уровня сформированности компетенции при изучении клинической анатомии отмечено, что в экспериментальной группе процент усвояемости материала выше (89%), чем в контрольной (71%), причём сохраняется на более высоком уровне (48%) при выполнении тестов 3 и 4 степени сложности в сравнении с контрольной группой (30%).
Студентам экспериментальной группы, изучающим дисциплину «Клиническая анатомия (современные трёхмерные технологии)», было предложено анкетирование. Анкета состояла из 4 вопросов открытого типа. В качестве экспертов выступали преподаватели кафедры анатомии человека. На вопрос «Целесообразно ли изучение клинической анатомии в дистанционной форме?», на первое место респонденты поставили целесообразность (86%), на второе - нецелесообразность (14%) (рис. 2). Студенты иностранных государств рассматривают дистанционное образование нецелесообразным в 100% случаев.
Рис. 2. Оценка обучающихся целесообразности изучения клинической анатомии в дистанционном формате
Положительными сторонами дистанционного изучения клинической анатомии студенты назвали удобное использование времени обучения (61%), изучение вопросов дисциплины в комфортных условиях (32%); четверть (25%) респондентов считают, что использование дистанционных технологий повышает их познавательную активность, т.е. использование при ответах не только обязательного учебного, лекционного материала, но и дополнительной научной и учебно-методической литературы, а также изучение музейных препаратов (рис. 3).
Рис. 3. Положительные стороны изучения клинической анатомии в дистанционном формате
Основными проблемами при дистанционном изучении клинической анатомии респонденты назвали отсутствие необходимого контакта с преподавателем (89%), большой объём информации, отведённой на самостоятельное изучение дисциплины (11%). Для студентов иностранных государств проблемным моментом стало отсутствие контакта с преподавателем, поскольку им с целью преодоления языкового барьера и усовершенствования знаний русского языка необходим прямой контакт с консультантом и сокурсниками.
В процессе опроса интерес вызвали предложения респондентов по совершенствованию дистанционного изучения клинической анатомии. Для совершенствования дистанционного изучения данной дисциплины респонденты предложили непосредственное участие студентов в разработке электронного курса (43%), повышение уровня практикоориентированности изучаемых вопросов (22%), повышение степени защищённости материала и аутентификации обучающихся (35%). На вопрос «Что препятствует дистанционному обучению в вузах России?» студенты ответили: недостаточная популярность дистанционного обучения в России (36%), недостаточный уровень практических навыков при дистанционном образовании (28%), недоверие работодателей к соискателям, получившим дистанционное образование (18%), низкое качество дистанционного образования (12%) (рис. 4).
Рис. 4. Препятствия дистанционному обучению в России (мнение респондентов)
Интерес представляло мнение преподавателей-экспертов при оценке эффективности дистанционного изучения клинической анатомии. Преподаватели отмечали отрицательные стороны дистанционного изучения клинической анатомии в недостаточной аутентификации обучающихся (100%) и отсутствии прямого контакта с ними (38%). Учитывая вышесказанное, мы разработали функциональную модель дистанционной образовательной технологии для изучения дисциплины «Клиническая анатомия (современные трёхмерные технологии)», основанную на принципах и специализированных средствах дистанционного обучения (рис. 5).
Рис. 5. Функциональная модель ДО дисциплины «Клиническая анатомия (современные трёхмерные технологии)»
Гибкость изучения дисциплины подразумевает удобство во времени и режиме обучения модульно сформированного электронного курса в соответствии с учебной модульной рабочей программой. Студенты получают тьюторское сопровождение преподавателя-консультанта. В качестве специализированных средств обучения выступают лекции, видеофильмы, презентации, электронные рабочие тетради. Компьютерные тестирующие системы, круглые столы, организационные экзамены формируют специализированный контроль качества дистанционного обучения базовой дисциплине уровня специалитета.
Заключение. В процессе изучения нормативно-правовой базы формирования дистанционного образования в вузе, в том числе и в медицинском, определено, что целью онлайн-технологий является самостоятельное самообразование и профессиональное самосовершенствование как студентов, так и специалистов на основе визуализации, играющей важную роль в изучении дисциплин, в том числе фундаментальных, в условиях применения структурированных электронных средств обучения.
С целью повышения эффективности и качества дистанционного обучения при изучении фундаментальных дисциплин необходимо проводить оценку мнения студентов и преподавателей-экспертов.
Учитывая вышесказанное, можно заключить, что дистанционные образовательные технологии повышают познавательную активность студентов, тем самым обеспечивают успешную самостоятельную деятельность обучающегося и подтверждают целесообразность применения элементов онлайн-технологий при изучении фундаментальных дисциплин.