Самостоятельная работа в военном вузе является частью учебной деятельности обучающихся по освоению профессиональной образовательной программы. Она организуется в целях закрепления и углубления полученных знаний и навыков, поиска и приобретения новых знаний, а также выполнения учебных заданий, подготовки к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам. Самостоятельная работа включается в общую трудоемкость учебной нагрузки курсантов.
Самостоятельная работа требует от обучающихся умений добиваться успеха в освоении профессиональной образовательной программы подготовки военных специалистов, самостоятельности и независимости в принятии решений при выполнении заданий, упражнений, проектов и решении задач.
Данный вид деятельности направлен на формирование у курсантов профессионально важного качества – самостоятельности, проявляющейся в умении сформулировать цель предстоящей работы и выполнить задание без руководства и помощи со стороны преподавателя, осознанности действий и ответственности за их результаты.
Самостоятельная работа важна для выработки у курсантов культуры умственного труда, которая выступает фактором достижения высоких результатов в обучении и профессиональной деятельности. Благодаря систематической и целенаправленной самостоятельной деятельности у будущих офицеров развиваются такие качества, как организованность, дисциплинированность, инициативность, ответственность, умения самостоятельно действовать в нестандартных ситуациях, осуществлять самостоятельный поиск актуальной информации. Способность самостоятельно и эффективно выполнять свои профессиональные функции характеризует офицера как компетентного, высокопрофессионального, конкурентного специалиста.
Опыт работы в военном вузе убеждает нас в том, что недостаточный уровень подготовки курсантов младших курсов к самостоятельной работе объясняется, во-первых, неумением планировать и рационально использовать время, отведенное на самостоятельную работу, во-вторых, недостаточно сформированными учебно-познавательными и интеллектуальными умениями, необходимыми для успешного выполнения самостоятельной работы. Кроме того, трудности организации самостоятельной работы курсантов сопряжены с совмещением учебной деятельности со служебной.
Понятие «самостоятельная работа» является предметом многих психолого-педагогических исследований. Методологические, социальные, психологические и методические аспекты организации самостоятельной работы, ее особенности и значение для подготовки будущих специалистов, педагогические условия и пути оптимизации нашли свое отражение в многочисленных работах ученых [1-3].
По мнению Н.В. Тельтевской, самостоятельная работа является средством реализации социальной задачи, решаемой профессиональной школой, научить самостоятельно учиться, осуществлять непрерывное образование в процессе профессиональной деятельности [4].
Развитие способности учиться самостоятельно является необходимым условием реализации непрерывного образования в течение всей жизни, условием постоянного развития своей профессиональной компетентности, профессионального мастерства, самосовершенствования.
Известным педагогом П.И. Пидкасистым самостоятельная работа определяется как форма учебного научного познания и педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью студента в учебном процессе [5].
Самостоятельная работа, считает О.А. Крячко, является специфическим видом учебно-познавательной деятельности, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя [6].
Самостоятельную работу курсантов мы рассматриваем как условие, обеспечивающее непрерывность процесса обучения, как средство индивидуализации содержания учебных занятий с учетом возможностей и познавательных способностей каждого курсанта [7].
Уровень готовности курсантов к активной самостоятельной познавательной деятельности является непременным условием достижения высокого качества профессиональной подготовки. Поэтому так важна диагностика уровня сформированности навыков самостоятельного приобретения знаний, развития умений самостоятельно применять их в новых условиях, незнакомых ситуациях. Результаты диагностики позволяют преподавателю изучать и анализировать полученные материалы, выявлять трудности, с которыми сталкиваются курсанты в процессе самостоятельной работы на учебных аудиторных и внеаудиторных занятиях, а также проанализировать методику организации самостоятельной работы, выявить ее сильные и слабые стороны. Объективная оценка уровня сформированности познавательных возможностей, общеучебных и интеллектуальных умений, личностных качеств курсантов позволит разработать систему аудиторной и внеаудиторной самостоятельной деятельности в вузе.
Целью исследования является определение уровня сформированности у курсантов навыков самостоятельной работы и выяснение их отношения и мотивации к данному виду деятельности.
Материал и методы исследования
В исследовании приняли участие 260 курсантов 1-го (120 человек) и 2-го (140 человек) курсов военного вуза. Для проведения исследования нами применялись эмпирические (анкетирование, наблюдение, беседы, метод самооценки, изучение продуктов самостоятельной деятельности курсантов) и теоретические (анализ, систематизация и обобщение полученных данных) методы.
Для проведения анкетирования курсантов были составлены анкета и карта самооценки уровня сформированности навыков самостоятельной работы. Для обработки полученных данных применялись количественные методы, анализ и интерпретация результатов.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты анкетирования показали, что большинство курсантов 2-го курса (85,0%) самостоятельную работу рассматривают как самостоятельное выполнение заданий без непосредственного руководства преподавателя и считают, что в военном вузе такая работа должна носить обязательный и систематический характер. В то же время 13,6% курсантов убеждены в бесполезности самостоятельной работы.
На вопрос: «Как вы относитесь к организации самостоятельной работы в вузе?» – 82,2% курсантов 2-го и 84,9% 1-го курса выразили положительное отношение, 12,0% первокурсников и 11,4% второкурсников безразлично относятся к данному виду учебной деятельности. Респондентов, выразивших отрицательное отношение к самостоятельной работе в вузе, оказалось меньше 10% (3,1% на 1-м курсе и 6,4% % на 2-м курсе). Следовательно, можно сделать вывод о понимании курсантами важности самостоятельной работы для усвоения профессиональных знаний, владения умениями самостоятельно учиться на протяжении всей жизни.
В процессе анкетирования выяснилось, что 74,1% курсантов 1-го курса и 70,0% курсантов 2-го курса регулярно выполняют самостоятельную работу, 21,7% курсантов 1-го курса и 30,0% 2-го курса самостоятельно выполняют задания время от времени. На вопрос: «Сколько времени вы занимаетесь самостоятельно?» – больше половины курсантов (65,0% и 53,6% 1-го и 2-го курсов соответственно) отметили, что на самостоятельную подготовку к занятиям тратят от 2 до 3 часов ежедневно. Для 35,0% первокурсников и 37,1% курсантов 2-го курса для самостоятельного выполнения заданий достаточно 1–2 часов. И только 9,3% курсантов 2-го курса на самостоятельную работу отводят менее 1 часа в день.
В анкете нас интересовало, что привлекает курсантов в самостоятельной работе. Мы получили следующие ответы: 1) возможность пополнить свои знания дополнительной информацией познавательного и профессионального характера, выходящей за рамки учебной дисциплины, расширить свой научный кругозор (54,2% и 42,9% 1-го и 2-го курсов соответственно); 2) возможность проявить самостоятельность и творческий подход к выполнению заданий, исследовательских проектов и решению задач (5% и 23,6% курсантов 1-го и 2-го курсов соответственно); 3) желание проверить свои знания и умения, применить их на практике (17,5% и 11,4% курсантов 1-го и 2-го курсов соответственно); получить хорошую оценку на семинаре или практическом занятии (23,3% и 22,1% курсантов 1-го и 2-го курсов соответственно). Следует отметить, что 21,1% и 23,6% курсантов 1-го и 2-го курсов соответственно считают, что самостоятельная работа способствует развитию самостоятельности, предоставляет возможность проявить творческие способности при решении задач и выполнении заданий, написании рефератов и научных статей.
Более 50,0% курсантов 2-го курса считают, что в вузе должно быть больше практико-ориентированной самостоятельной работы, т.е. работы, в большей степени направленной на то, что действительно необходимо для военно-профессиональной деятельности. Безусловно, такая самостоятельная работа будет способствовать глубокой и качественной подготовке будущих военных специалистов. В отличие от второкурсников, курсанты 1-го курса (24,2%) не придают большого значения практико-ориентированной самостоятельной деятельности.
Относительно видов самостоятельной работы мнения курсантов разделились. Курсанты 2-го курса (21,0%) считают, что самостоятельной работы должно быть больше на аудиторных занятиях, 17,2% курсантов – на внеаудиторных занятиях. 11,4% курсантов хотели бы заниматься исследовательской и рационализаторской деятельностью во внеаудиторное время. В то же время 37,5% курсантов 1-го курса считают, что большая доля самостоятельной работы должна осуществляться на аудиторных учебных занятиях; 18,3% – хотели бы заниматься подготовкой к учебным занятиям во внеаудиторное время, 20,0% – научно-исследовательской работой в научных кружках и в военно-научном обществе.
По мнению курсантов, значение самостоятельной работы в профессиональной подготовке заключается в том, что самостоятельная работа: 1) активизирует мыслительную деятельность (11,7% и 22,2% курсантов 1-го и 2-го курсов соответственно); 2) формирует творческий подход к учению (6,7% и 12,1% курсантов 1-го и 2-го курсов соответственно); 3) позволяет проявить самостоятельность и инициативу (15,8% и 20,0% курсантов 1-го и 2-го курсов соответственно); 4) способствует формированию профессиональных знаний и умений (22,5% и 21,4% курсантов 1-го и 2-го курсов соответственно); 5) побуждает к самообразованию (26,7% и 12,9% курсантов 1-го и 2-го курсов соответственно); 6) воспитывает чувство ответственности и долга, самостоятельность (16,6% и 11,4% курсантов 1-го и 2-го курсов соответственно).
В анкете нас интересовали трудности, с которыми сталкиваются курсанты при выполнении самостоятельной работы, особенно во внеаудиторное время. К основным трудностям курсанты отнесли: 1) отсутствие методических рекомендаций по изучению предмета (65,0% и 33,6% курсантов 1-го и 2-го курсов соответственно); 2) отсутствие дополнительного материала по изучаемым вопросам (10,8% и 17,1% курсантов 1-го и 2-го курсов соответственно); 3) низкий уровень сформированности предметных знаний (16,7% и 17,1% курсантов 1-го и 2-го курсов соответственно); 4) трудный материал учебника (1,7% и 13,6% курсантов 1-го и 2-го курсов соответственно); 5) плохо развитые познавательные умения, в частности умения работать с учебной и дополнительной литературой, а также медленное чтение (4,2% и 5,0% курсантов 1-го и 2-го курсов соответственно). Только 14,2% курсантов 1-го и 2-го курсов не испытывают трудностей в процессе самостоятельной деятельности. Перечисленные факторы, вызывающие у курсантов затруднения при выполнении самостоятельной работы, не могут не повлиять на развитие мотивации, позитивного отношения и познавательного интереса к данному виду деятельности.
Кроме анкеты, курсантам была предложена разработанная нами карта самооценки уровня сформированности навыков самостоятельной работы. Ответы курсантов на вопросы представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты изучения уровня сформированности у курсантов навыков самостоятельной работы
Содержание навыка самостоятельной работы |
Количество ответов (в %) |
||
Всего |
1-й курс |
2-й курс |
|
Составление конспекта лекций |
67,7 |
56,1 |
79,3 |
Составление плана к параграфу |
64,0 |
59,5 |
68,6 |
Подготовка сообщения |
64,7 |
49,2 |
80,1 |
Написание реферата |
58,0 |
61,3 |
54,7 |
Составление списка литературы по проблеме |
46,2 |
42,3 |
50,1 |
Составление вопросов к параграфу |
59,5 |
51,9 |
67,2 |
Написание статьи по актуальной проблеме |
38,5 |
31,2 |
40,5 |
Выступление с сообщением на семинаре или научной конференции |
54,7 |
52,1 |
57,4 |
На основе анализа результатов можно сделать выводы о том, что более половины курсантов 1-го курса недостаточно хорошо владеют навыками, необходимыми для самостоятельной работы с учебной литературой: составить план и вопросы к параграфу (59,5% и 51,9% соответственно), написать реферат (61,3%), выступить с сообщением на семинаре (52,1%). Наибольшие затруднения курсанты 1-го курса испытывают при выборе и составлении библиографического списка (42,3%), а также написании научной статьи (31,2%). Последнее связано с недостаточно развитыми интеллектуальными умениями, такими как умения выявлять проблему, провести анализ различных точек зрения ученых на данную проблему, систематизировать и обобщать, делать аргументированные выводы. Следует отметить, что только 45% курсантов 1-го курса умеют грамотно и полно составить конспект прочитанной лекции.
Результаты самооценки навыков самостоятельной работы у курсантов 2-го курса несколько лучше. Так, около 80% курсантов успешно справляются с конспектированием, не сталкиваясь с дефицитом времени на лекции. Они лучше усваивают учебный материал учебника или учебного пособия, не испытывая больших затруднений при составлении плана и вопросов к параграфу (68,6% и 67,2% курсантов соответственно справляются с данным видом деятельности). Многие курсанты 2-го курса (80,1%) могут подготовить глубокие по содержанию сообщения на актуальные темы дисциплины, используя дополнительную литературу и ориентируясь на требования, предъявляемые к содержанию сообщения. Но, как и первокурсники, курсанты 2-го курса затрудняются в написании научной статьи. Только 40,5% курсантов 2-го курса могут написать научную статью с минимальной помощью преподавателя. Многие из них испытывают трудности при подготовке реферата, составлении и оформлении списка литературы (54,7% и 50,1% курсантов соответственно успешно справляются с этим видом деятельности).
На вопрос: «Нужен ли в военном вузе факультативный или элективный курс, содержание которого знакомило бы курсантов с особенностями самостоятельной работы, приобретением и развитием навыков учиться самостоятельно?» – более 70,0% курсантов ответили утвердительно. Безусловно, предъявляя к курсантам требования к качеству самостоятельной работы, следует организовать их подготовку к данному виду деятельности. Поэтому становится актуальной разработка ознакомительного специального курса, ориентированного на знакомство курсантов с новыми технологиями осуществления самостоятельной работы.
Заключение
Таким образом, проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы.
- Подавляющим большинством курсантов младших курсов признается необходимость организации самостоятельной работы как вида учебной деятельности в военном вузе. Безусловно, данную позицию курсантов следует рассматривать как понимание ими важности самостоятельной работы не только для учебного процесса в вузе, но и для дальнейшей военно-профессиональной деятельности, постоянного повышения своего образовательного уровня в соответствии с быстро развивающейся военной наукой и техникой.
- Трудности, с которыми сталкиваются курсанты в процессе выполнения различных видов самостоятельной работы, вызывают необходимость разработки специального курса, ориентированного на формирование знаний курсантов об особенностях самостоятельной работы, ее роли в образовательном процессе и в процессе самообразования; на совершенствование методики формирования умений и навыков самостоятельной работы; на подготовку методических рекомендаций и указаний по организации самостоятельной работы, что позволит значительно повысить качество образовательного процесса в вузе.