Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

LABOR EMPLOYMENT OF MEDICAL STUDENTS AS A FACTOR INFLUENCING THE FORMATION OF A FUTURE DOCTOR

Alekseenko S.N. 1 Gayvoronskaya T.V. 1 Drobot N.N. 1
1 Kuban State Medical University
The presented article analyzes the results of a study conducted at the Kuban State Medical University in September-October 2019. On the basis of the study, it has been found out whether the combination of students’ studying and working makes influence on academic performance and psychoemotional status. More than half of the students surveyed combine work with study. The motives of students entering the labor market, the structure of students' employment, their compliance with the direction of training at the university and future profession are determined. In the study of combining study and work, it was found that most students combine study with work in medical institutions. Motivation of employment is caused not so much with material as with professional aspects - the acquisition of practical experience, during which general - professional and professional competencies are formed. Working students are less organized during the semester, but the results of intermediate certification are higher than for non-working. This fact indicates the ability of students engaged in labor activities to self-organization, discipline. When analyzing the psychoemotional status of the entire observation cohort, a high percentage of students was found who noted constant emotional stress and fatigue, which entails a symptom such as a decrease in interest in learning. To a greater extent this is observed in working students. Given the psycho-emotional status of students, especially combining study with work, it is necessary to increase the humanization of the pedagogical process in relation to patients by emphasizing medical ethics and deontology. When preparing future doctors, it is important to maintain priorities for academic education and academic discipline. The employment of students is secondary, since a highly competent doctor cannot be formed without academic knowledge. Mastering professional functions to a certain degree will be provided to students by the Center for Practical Skills, working in the areas of the specialty “General Medicine”, “Pediatrics”, “Dentistry”.
students
labor employment
academic performance
psychoemotional status

В современных условиях задачей государства и образовательных учреждений, в том числе медицинских вузов, является подготовка высококомпетентных специалистов, которые отвечают требованиям, предъявляемым обществом. Для реализации Национального проекта «Здравоохранение» необходимо создание благоприятных условий, направленных на повышение качества образовательного процесса в медицинском вузе. Приоритетным направлением высшего медицинского образования является ориентация на формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущего врача. Важным становится требование к студенту не только уметь получать академические знания, но и быть готовым использовать эти знания в практической работе, владея практическими навыками и умениями с использованием современных технологий. Основная задача современной высшей медицинской школы заключается в формировании специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в думающего, умеющего сформулировать проблему, найти оптимальный вариант решения и доказать его правильность. В современном обществе такие проблемы, как эффективность вузовской подготовки специалиста, социализация личности медицинского работника и степень востребованности его на рынке труда, должны рассматриваться в контексте гуманизации педагогического процесса медицинского вуза при активном использовании воспитательного потенциала преподаваемых дисциплин [1].

Современные достижения науки, широкое внедрение высоких научных технологий в сферу медицинского обслуживания населения кардинально изменили не только условия трудового процесса, но и высоко подняли планку требований к выпускникам медицинского вуза. Система высшего медицинского образования призвана готовить молодых специалистов с высоким уровнем теоретической подготовки по врачебной специальности, способных быстро и эффективно реагировать на современные достижения медицинской науки, владеющих широким спектром клинического мышления и навыками оценки ситуации, готовых внедрять новые технологии в практическое здравоохранение.

Трудовая занятость студенческой молодежи является одной из актуальных проблем современной России. Объективная оценка этого явления затрудняется тем, что нет единого взгляда исследователей на феномен «учеба-работа» студента. В современных условиях студенческая занятость в медицинских вузах, особенно на старших курсах, является распространенным явлением. В научных публикациях имеются работы, в которых анализируется феномен совмещения студентами обучения и работы. По мере роста трудовой занятости студентов эта проблема привлекает все большее внимание педагогов медицинских вузов – как влияет этот симбиоз на успеваемость студентов, их отношение к избранной профессии, каковы мотивы сочетать учебу с трудовой деятельностью, где работают будущие врачи [2; 3].

По литературным данным рассматриваются как положительные, так и отрицательные стороны феномена «работающий студент». В одних исследованиях указывается, что работа отрицательно влияет на успеваемость, психоэмоциональный статус студентов, другие считают, что совмещение работы и учебы чаще всего уравновешивают друг друга. Ряд авторов отмечают, что совмещение работы с учебой само по себе является противоречивым фактором учебного процесса с точки зрения качества профессиональной подготовки будущего врача, имея в виду отдельно теоретическую и практическую направленность подготовки. К преимуществам работающих студентов они относят: а) высокую переключаемость к другим видам деятельности, новым технологиям обучения и труда; б) высокий потенциал на будущий рост и карьеру. С другой стороны, недостатками таких студентов часто являются «авральный» стиль в работе и учебе; низкая посещаемость занятий из-за «трудовых» нагрузок, негативное влияние на академическую дисциплину в группе [4; 5].

Цель исследования: проанализировать трудовую занятость студентов медицинского вуза в период обучения, изучить мотивацию выхода на рынок труда и профессиональную направленность сочетания работы с учебой, определить, влияет ли это сочетание на успеваемость студентов и их психоэмоциональный статус.

Материалы и методы исследования. Для реализации поставленных целей методом слепой выборки анонимно проведено анкетирование 238 студентов выпускных курсов Кубанского государственного медицинского университета: 93 студента 6 курса лечебного факультета, 70 студентов 6 курса педиатрического факультета, 75 студентов 5 курса стоматологического факультета. Возраст респондентов 22-23 года. Опрос студентов проведен в сентябре-октябре 2019 г. Для выяснения причин сочетания работы и учебы студентами, профессиональной ориентированности при выборе направленности трудовой занятости, проблем, возникающих у студентов при сочетании учебы с работой, авторами статьи разработана анкета, помогающая получить ответы на поставленные вопросы.

Результаты исследования и их обсуждение. Среди 238 респондентов женщин 161 (67,6%), мужчин – 77 (32,4%). Аналогичное гендерное распределение наблюдается по факультетам. Жители городов составили 57,1% (136 человек), жители сельской местности 42,9% (102 человека). Среди студентов лечебного факультета 53,8% составили жители сельской местности, среди студентов педиатрического и стоматологического факультетов из сельской местности 37,2% и 34,7% (соответственно).

Из 238 студентов, ответивших на вопросы анкеты, 140 (58,8%) человек совмещали работу с учебой. Распределение работающих студентов по факультетам было следующим: лечебный - 56,1%, педиатрический – 62,8%, стоматологический - 58,7%. Стаж работы у этой категории респондентов на момент анкетирования составил 2-3,5 года (87,9%), у остальных менее одного года. Каковы мотивы выхода студентов на рынок труда? На данный вопрос студентам предложены следующие варианты ответов: а) лучше узнать профессию; б) финансовые проблемы; в) иметь трудовой стаж, обеспечивающий дополнительные баллы при зачислении в клиническую ординатуру.

Рассмотрение мотивов к вовлечению в трудовую деятельность показал следующее: из 140 работающих студентов 42,4% совмещают учебу с работой с целью лучше узнать профессию; 34,1% вынуждены работать из-за финансовых проблем; 23,5% - иметь стаж работы для получения баллов при зачислении в клиническую ординатуру. Таким образом, в общей выборке респондентов преобладала профильная направленность - желание лучше узнать профессию. Анализ по факультетам выявил, что наиболее значимой для студентов стоматологического факультета стала потребность лучше узнать профессию, создать фундамент для профессионального становления в избранной профессии - 63,3%, в меньшей степени у студентов стоматологического факультета имела место финансовая заинтересованность – 26,7%, и только 10,0% указали на желание получить дополнительные баллы при зачислении в клиническую ординатуру. Профессиональное становление будущего врача по специальности «Лечебное дело» и «Педиатрия» и вызванная этим мотивация к трудовой деятельности в сочетании с учебой определялась следующими критериями: «лучше узнать профессию» - 30,2% и 33,6% соответственно лечебный и педиатрический факультеты; «финансовые проблемы» - 32,6% лечебный факультет и 43,0% педиатрический факультет; «получить дополнительные баллы при зачислении в клиническую ординатуру» желают 37,2% студентов лечебного факультета и 23,4% - педиатрического. Таким образом, по результатам опроса можно сделать вывод, что студенты, обучающиеся по специальности «Стоматология», наиболее профессионально ориентированы на получение компетенций в виде практических навыков. У студентов лечебного факультета, по сравнению с другими, в большей степени выражен прагматичный подход – «получение дополнительных баллов при зачислении в клиническую ординатуру» - 37,2% по сравнению с педиатрическим и стоматологическим факультетом – 23,4% и 10,0% соответственно.

Если студент решил работать во время учебы, то будет важным, что он устроится на работу по профилю своей будущей профессии, требующей знаний, которые ему преподают в медицинском вузе. В результате полученные теоретические знания реализуются на практике, в связи с чем приходит понимание правильности избранной профессии. С этой целью проанализирован характер трудовой занятости студентов. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика видов трудовой занятости работающих студентов-медиков

Факультет

Число работающихстудентов

 

 

Абс.ч.

Медицинские лечебные учреждения

 

 

Абс.ч. %

Аптека

 

 

 

 

Абс.ч. %

Учреждения, не имеющие отношения к медицине

 

Абс.ч. %

Лечебный

52

41 77,6

7 14,8

4 7,6

Педиатрический

44

37 84,1

4 9,1

3 6,8

Стоматологический

44

42 95,4

0 0,0

2 4,6

Всего

140

120 85,7

11 7,9

9 6,4

 

Анализ полученных материалов показал, что среди работающих студентов 85,7% совмещают учебу с работой в лечебных медицинских учреждениях, 7,9% работают в аптеках и 6,4% - в учреждениях, не имеющих отношения к медицине. При ранжировке по факультетам 95,4% студентов стоматологического факультета работают в профильных лечебных учреждениях, 4,6% - в иных немедицинских организациях. У студентов лечебного и педиатрического факультетов распределение по характеру трудовой занятости было следующим: 77,6% и 84,1% - работа в медицинских лечебных учреждениях; 14,8% и 9,1% - в аптеке; 7,6% и 6,8% - в немедицинских учреждениях (соответственно). Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод, что студенческая занятость имеет различные типы, но студенты отдают предпочтение работе по специальности, связывая это с желанием получить дополнительные практические знания и навыки по специальности, тем самым расширив свои профессиональные компетенции.

По результатам опроса студентов поставлена задача выяснить, влияет ли трудовая деятельность студентов на их успеваемость, т.к. проблема успеваемости студентов высших учебных заведений на сегодняшний день очень актуальна. Хорошая успеваемость свидетельствует о качестве организации образовательного процесса в вузе, уровне усвоения содержания образовательной программы по конкретной дисциплине и служит залогом получения профессионала, востребованного обществом. Как влияет феномен «работа-учеба» на успеваемость студентов? В литературе нет однозначного ответа на этот вопрос [6; 7]. Большинство преподавателей вуза лояльно относятся к работающим студентам, несмотря на опоздания, пропуски занятий, неготовность отвечать по теме занятия. В процессе изучения данной проблемы проанализирована промежуточная успеваемость работающих и неработающих студентов. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Работа и успеваемость студентов медицинского университета

Факультет

Успеваемость различных категорий студентов

 

Работающие студенты

Неработающие студенты

Средний балл успеваемости

 

 

Кол-во Ср.

студ. успев.

Обучаются на «3»

 

 

Абс.ч. %

Обучаются на «4-5»

 

 

Абс.ч. %

Средний балл успеваемости

 

 

Кол-во Ср.

студ. успев.

 

Обучаются на «3»

 

 

Абс.ч. %

Обучаются на «4-5»

 

 

Абс.ч. %

Лечебный

52 4,12

16 30,8

36 69,2

41 3,8

15 36,6

26 63,4

Педиатрический

44 3,8

23 52,3

21 47,7

26 3,7

15 57,7

11 42,3

Стоматологический

44 4,13

 

24 54,5

20 45,5

31 4,05

16 51,6

15 48,4

Всего

140 4,01

61 45,7

79 54,3

98 3,85

46 48,6

52 51,4

 

Наши наблюдения показали, что средний балл успеваемости работающих и неработающих студентов отличается. У работающих он составил 4,01, у неработающих – 3,85. Количество студентов, обучающихся на «удовлетворительно», среди работающих студентов – 45,7%; обучающихся на «хорошо» и «отлично» среди этой группы студентов – 54,3%. Неработающие студенты по степени успешности обучения распределились соответственно 48,6% и 51,4%. Из полученных данных следует, что неработающие студенты на 2,9% больше получают «удовлетворительных» отметок по сравнению с работающими, и на такой же процент меньше «хороших» и «отличных». Далее проанализирована успеваемость студентов в зависимости от избранного обучающимся факультета. Как видно из таблицы 2, наименее успешно обучаются студенты педиатрического факультета. Средний балл успеваемости работающих студентов составил 3,8; неработающих – 3,7. Среди студентов стоматологического факультета средний балл успеваемости работающих студентов составил 4,13, неработающих 4,05. У студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело», отмечена существенная разница в успешности обучения работающих и неработающих студентов. У совмещающих учебу с работой средний балл успеваемости составил 4,12; неработающих – 3,8. Низкий средний балл успеваемости студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия», по сравнению с другими факультетами вполне объясним тем фактом, что изначально уровень подготовки абитуриентов, поступающих на педиатрический факультет, ниже, чем у абитуриентов лечебного и стоматологического факультетов. Средний балл ЕГЭ среди респондентов педиатрического факультета равнялся 198,9; стоматологического факультета – 239,3; лечебного – 232,2. Таким образом, с учетом полученных данных, можно сделать заключение, что трудовая занятость студентов не оказывает отрицательного влияния на их успеваемость и в определенной степени повышает результаты обучения и не вступает в конфликт между важнейшими элементами овладения профессией – получение академических знаний и практических навыков.

Трудовая занятость, можно предполагать, в определенной степени повышает организованность, ответственность и дисциплину в период экзаменационной сессии. Одним из пунктов анкеты был вопрос: «Считаете Вы, что в период экзаменационной сессии необходимо правильно организовать свое время, высокий уровень дисциплины?». Результаты опроса даны в таблице 3.

Таблица 3

Отношение студентов к организации подготовки к экзаменам в период экзаменационной сессии

Факультет

Число работающихстудентов

 

Абс. ч

Необходима организованность и дисциплина

 

Абс.ч. %

Число неработающих студентов

 

Абс.ч.

 

Необходима организованность и дисциплина

 

Абс.ч. %

Лечебный

52

46 88,0

41

32 78,7

Педиатрический

44

31 70,5

26

17 65,4

Стоматологический

44

38 86,4

31

24 77,4

Всего

140

115 82,2

98

73 74,4

 

Из данных таблицы 3 следует, что в рассматриваемых группах студентов наблюдается высокая мера ответственности в период экзаменационной сессии, желание сдать экзамены и получить хороший результат. Этого можно достичь при правильной организации процесса подготовки к сдаче экзаменов, высокой степени самоорганизации, наличии дисциплины. Однако необходимость этих качеств несколько разнится у работающих и неработающих студентов как в общей когорте наблюдения, так и по факультетам. У студентов, совмещающих работу и учебу, этот показатель выше, что указывает на зрелость, ответственность этой группы наблюдения, качества, которые в определенной степени формируются в процессе практической трудовой деятельности.

Далее по ответам студентов проанализирована возможность влияния трудовой занятости на их психоэмоциональный статус. Образовательный процесс в медицинском вузе создает предпосылки выгорания обучающихся, так как необходимо усвоить не только большое количество теоретических знаний, но и современные методы диагностического и лечебного процессов. По литературным данным, при психоэмоциональном выгорании у студентов происходит истощение на эмоциональном, физическом и когнитивном уровнях. Это проявляется следующими признаками. На эмоциональном уровне – потеря интереса к проведению досуга, постоянное эмоциональное напряжение; на физическом – усталость; на когнитивном – снижение интереса к учебе. Успешная подготовка будущих специалистов-медиков, владеющих профессиональными компетенциями, предъявляет высокие требования к их психическим и эмоциональным возможностям, личностным качествам будущего врача [8; 9].

При анкетировании студентам предложено ответить на вопрос: «Какие симптомы Вас беспокоят при обучении в вузе?». Предложены следующие варианты ответов: а) ничто не беспокоит; б) усталость; в) пессимизм; г) постоянное эмоциональное напряжение; д) снижение интереса к учебе; е) снижение интереса к досугу. При этом может быть несколько ответов. Из 238 студентов, ответивших на вопрос анкеты, только у 37 (15,5%) отсутствовали признаки психоэмоционального выгорания. Рассмотрены категории работающих и неработающих студентов. Среди опрошенных 140 студентов совмещали работу с учебой, из них у 20,0% не наблюдалось психоэмоциональное выгорание (28 студентов), у неработающих (98 студентов) этот показатель составил 9,1% (9 студентов). Таким образом, в результате проведенного исследования выявлено, что большинство студентов испытывают психоэмоциональное выгорание. Литературные источники и личные педагогические наблюдения за студентами в группах показали, что в последние годы отмечается снижение гуманизации студентов, в большей степени этому явлению подвержены работающие студенты [10; 11]. Отмечается повышенная конфликтность в студенческих группах, инициаторами которой являются работающие студенты, цинизм, снижение эмпатии. По-видимому, студенты, вовлеченные в трудовой процесс, берут за основу модель поведения некоторых медицинских работников – медицинских сестер и врачей тех лечебных учреждений, где они работают. Для снижения этого негативного явления в образовательном процессе медицинского вуза необходимо со стороны преподавателей, начиная с младших курсов и особенно на старших, усилить воспитательную работу, постоянно обсуждая вопросы медицинской этики и деонтологии. Характеристики процесса психоэмоционального выгорания у студентов медицинского вуза представлены в таблице 4.

Таблица 4

Частота встречаемости психоэмоциональных симптомов среди работающих и неработающих студентов-медиков (в %)

Категория студентов

Психоэмоциональные симптомы

 

Усталость

 

Пессимизм

 

 

Эмоциональное напряжение

Снижение интереса к учебе

 

Снижение интереса к досугу

 

Всего

 

 

Работающие

15,3

15,0

40,4

19,3

10,0

100,0

Неработающие

13,6

15,9

34,7

20,9

14,9

100,0

Всего

14,5

15,4

37,6

20,1

12,4

100,0

 

Как показали результаты исследования, выраженным признаком психоэмоционального выгорания как у работающих, так и неработающих студентов является состояние постоянного эмоционального напряжения - 40,4% и 34,7% (соответственно). В большей степени работающие студенты отмечают чувство усталости – 15,3% по сравнению с неработающими, у которых этот симптом встречается в 13,6% случаев. Частота встречаемости таких признаков психоэмоционального выгорания, как чувство пессимизма, в одинаковой степени выражено у обеих категорий студентов; идентично снижение интереса к учебе как у работающих, так и неработающих студентов – 19,3% и 20,9% соответственно. Снижение интереса к досугу встречается в большей степени у неработающих студентов по сравнению со студентами, совмещающими работу с учебой.

С чем может быть связан столь высокий уровень психоэмоционального напряжения студентов? Однозначно утверждать, что ведущую роль играет трудовая занятость студентов при обучении в вузе, затруднительно. Мы считаем, что определенное значение имеют личностные факторы, особенности типа нервной системы. У многих студентов присутствует неадекватная самооценка, высокая личностная тревожность, мотивационные особенности личности. В процессе образовательной деятельности будущие врачи подвергаются эмоциональному напряжению. Учеба в медицинском вузе сопровождается высокой требовательностью к получению профессиональных компетенций, приобретению практических навыков и умений, что часто сопровождается стрессогенными ситуациями. Нецелесообразно отрицать, что у ряда студентов наблюдается низкий уровень общей и психологической культуры, недостаточное развитие коммуникативных способностей, что может быть причиной высокого уровня психоэмоционального напряжения. У работающих студентов преобладание ряда симптомов эмоционального выгорания объяснимо сочетанием учебной и производственной деятельности, в ряде случаев ее недостаточно качественной организацией.

Исходя из полученных данных, можно заключить, что совмещение учебы и работы студентов имеет как положительные, так и отрицательные моменты. Трудовая занятость студентов не оказывает негативного влияния на их академическую успеваемость, способствует оптимальной организации и дисциплине, особенно в период экзаменационной сессии, хотя это явление носит в большей степени авральный, но не системный характер. У работающих студентов отмечен высокий уровень психоэмоционального напряжения, что может негативно отразиться на их профессиональной деятельности в будущем. Как показали результаты исследования, основная мотивация трудовой занятости студентов - получение профессиональных навыков и умений. Медицинские вузы в современных условиях, в отличие от вузов другой гуманитарной направленности и технических, имеют возможность в стенах образовательного учреждения обучить студентов профессиональным навыкам и умениям. В Кубанском государственном медицинском университете решение этого сложнейшего вопроса осуществляется в Центре практических навыков, который оснащен современным оборудованием, позволяющим студентам освоить как общепрофессиональные, так и профессиональные компетенции под руководством опытных преподавателей.

Выводы. Педагогам современной высшей медицинской школы необходимо учитывать, что больше половины студентов совмещают работу с учебой. При этом основная мотивация данного явления – профессиональная направленность при выборе вида трудовой занятости. Работающие студенты менее организованны в период семестра, но результаты промежуточной аттестации у них выше, чем у неработающих студентов. Данный факт указывает на способность студентов, занятых трудовой деятельностью, к самоорганизации, дисциплине. При анализе психоэмоционального статуса всей когорты наблюдения установлен высокий процент студентов, которые отмечают постоянное эмоциональное напряжение и усталость, что влечет за собой такой симптом, как снижение интереса к учебе. В большей степени это наблюдается у работающих студентов. В связи с этим со стороны преподавателей вуза должно быть понимание студентов, включенных в трудовой процесс, тем более когда он имеет профессиональную, медицинскую направленность. Учитывая психоэмоциональный статус студентов, особенно сочетающих учебу с работой, необходимо повышать гуманизацию по отношению к пациентам путем акцента в педагогическом процессе на медицинскую этику и деонтологию. Главным ретранслятором идей гуманизации в медицине для студентов-медиков является личность педагога, его профессионализм. Важным является факт, что при подготовке будущих врачей необходимо сохранить приоритеты за академическим образованием, учебной дисциплиной. Трудовая занятость студентов является вторичной, так как без академических знаний не может быть сформирован высококомпетентный врач. Овладение профессиональными функциями в определенной степени студентам обеспечит Центр практических навыков, работающий по направлениям специалитета «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология». Качество подготовки будущих врачей определяет реализацию Национального проекта «Здравоохранение».