Проблема психологического обеспечения профессиональной деятельности существует давно, ее разработка в различных областях общественной активности людей направлена на повышение эффективности профессиональной деятельности, производства, улучшения морального климата в трудовых коллективах и наиболее целесообразной расстановки кадров.
В современных условиях проблема психологического обеспечения приобрела самостоятельное теоретическое значение. Ее базой явились многочисленные исследования общих вопросов эффективности профессиональной деятельности в самых разнообразных аспектах: психологическом [10, 27, 29], педагогическом [2, 23, 30], психолого-педагогическом [20], социально-психологическом [6, 39, 40], социально-педагогическом [17], инженерно-психологическом [8], медико-психологическом [38], информационно-психологическом [28] и т.д..
Предложены новые теоретические подходы и практические рекомендации по психологическому обеспечению профессиональной деятельности педагогов [1, 4, 33], по реализации задач психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса вузов [3, 5, 9, 26], средних профессиональных учебных заведений [7, 36, 37], общеобразовательных школ, лицеев [14, 20, 22].
Широко используется психологическое обеспечение в силовых структурах: в профессиональной деятельности военных специалистов различных специальностей [6, 12, 13, 18, 19, 39 и др.], образовательных учреждениях МВД России [15, 32, 34], военных вузах [11, 35], которое представлено системой мероприятий, проводимых специалистами подразделений профотбора на этапах профессионализации, направленных на повышение эффективности подготовки и профессиональной деятельности; развитие профессионально важных качеств, способностей и личности военнослужащих; сохранение их высокой работоспособности; профессиональное долголетие [16, 24].
Заметный вклад в исследование проблемы психологического обеспечения профессиональной подготовки внесли Г.С. Никифоров, М.А. Дмитриева, Л.Н. Корнеева [25], обосновавшие подход, согласно которому под психологическим обеспечением понимается система психологических знаний, методов средств психологического воздействия, направленная на повышение эффективности профессиональной деятельности на всех стадиях онтогенеза: «речь идет как бы о сквозном психологическом обеспечении профессионального деятельности от «входа» в профессию и до «выхода» из нее». Авторы в своей концепции выделяют психологическое обеспечение профессионального самоопределения, профессиональной подготовки, профессиональной адаптации, повышения профессиональной квалификации, «выхода» из профессии - адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Ими поставлен вопрос о непрерывном психологическом обеспечении профессиональной подготовки как обязательном условии становления специалиста и его последующего профессионального совершенствования.
Концепция психологического обеспечения А.И. Прохорова [29] построена на «учете психологического фактора» в достижении эффективности деятельности, под которым подразумевается, по крайней мере, два принципиально разных объекта: деятельность как «особая субстанция» и собственно люди. При этом если второй объект полностью принадлежит психологии, то первый - деятельность и соответственно создание ее новых форм, образов не может быть предметом только психологической работы. Исходя из этого, возникла «необходимость создания нового вида деятельности - психологического обеспечения», содержание которого сводится к проектированию нормативной модели деятельности и включает программы и методики по рациональному анализу и учету психологического фактора, которым могут пользоваться специалисты, не имеющие психологического образования.
Еще один подход в рассмотрении психологического обеспечения профессиональной деятельности в представлен в исследовании Г.И. Ефремовой [10]. Предлагаемая ею система психологического обеспечения профессиональной поддержки безработных женщин опирается на три субмодели: «систему мер», «специфическую деятельность» и «процесс преобразования личности», которые позволяют наиболее эффективно и полно реализовывать внутренние резервы личности безработных женщин и восстанавливать их социальную активность.
С.Л. Леньков [21], занимавшийся изучением профессиональной деятельности экономиста в современных информационных средах, определяет систему психологического обеспечения в виде двух подсистем (уровней): подсистемы обеспечения филогенеза профессиональной деятельности экономиста и подсистемы обеспечения онтосистематогенеза профессионализации субъекта экономического труда. Прикладной аспект системы психологического обеспечения непосредственно связан с онтосистематогенезом профессиональной деятельности конкретного субъекта труда и проявляется в форме его психологического сопровождения. Оно включает ряд функциональных блоков, соответствующих различным целям применения психологического знания, среди которых выделяются следующие: 1) профессиональная ориентация, 2) профессиональная диагностика, 3) профессиональный отбор, 4) профессиональное обучение, 5) профессиональная психокоррекция, 6) профессиональное консультирование, 7) профессиональная переподготовка.
В.Н. Селезнев [31] в качестве системообразующего элемента психологического обеспечения выделяет мотивацию, а к основным элементам относит: профессиографию психологических требований, предъявляемых к личностным качествам и возможностям специалиста; психологическую экспертизу психологической подготовки; психодиагностику личности специалиста; профессиографическое описание деятельности специалиста; психологическое сопровождение, как системный, самостоятельный элемент психологического обеспечения; переход на особые планы психологического обеспечения в особых условиях.
Рассмотрим еще некоторые определения психологического обеспечения, которые показались нам наиболее интересными в процессе изучения литературных источников.
По мнению Н.Ю. Скороходовой [33] сущность психологического обеспечения учебной деятельности заключается в создании учителем условий, при которых школьник становится субъектом процесса учения. Развитие ученика как субъекта деятельности превращается из случайного и побочного продукта процесса обучения в важнейшую задачу, как для преподавателя, так и самого учащегося.
А.К. Колеченко [14] определяет назначение психологического обеспечения в школе в поддержании развития, контроле и исследовании педагогического развивающего процесса, представляющегося следующими видами деятельности: 1. Исследование. 2. Помощь. 3. Организация. 4. Обучение психологии. 5. Познание.
Г.С. Никифоров [25] в контексте своей концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности не разделяет понятий «психологическое сопровождение» и «психологическое обеспечение», указывая при этом, что «процесс непрерывного психологического сопровождения рассматривается в качестве обязательного условия становления специалиста и его последующего профессионального совершенствования». Другие авторы [4, 31, 32 и др.], используя временной критерий, разграничивают эти понятия. По их мнению, понятие «психологическое обеспечение» шире, а «психологическое сопровождение» является составной частью «психологического обеспечения».
Таким образом, психологическое обеспечение профессионально-личностного становления может выступать одним из важных факторов формирования личности будущего профессионала. Усилия психолого-педагогической мысли последних лет были сосредоточены на создании и развитии такой концепции подготовки специалистов, которая опиралась бы на закономерности формирования личности и учитывала специфику профессиональной деятельности. Выявлена недостаточная изученность проблемы организации психологического обеспечения профессиональной подготовки специалистов по физической культуре.
Содержательный анализ результатов научных поисков в области психологического обеспечения профессиональной деятельности позволил выделить несколько подходов в рассмотрении исследуемой проблемы. Основными из них являются: системный, деятельностный и процессуальный (личностный). Каждый из них ценен по-своему и представляет видение отдельных сторон явления. Рассмотренные подходы вскрыли ряд закономерностей значимых для профессиональной поддержки педагогов по физической культуре и создали предпосылки для разработки проблемы теории и практики психологического обеспечения профессионального становления личности педагогов.
Соблюдая гармоничное равновесие между теоретическими разработками и конкретными действиями, за основу проблемы психологического обеспечения деятельности нами было взято расширенное ее толкование.
Разработанная нами концепция психологического обеспечения профессионального становления педагога по физической культуре состоит в целенаправленном воздействии на личность с целью создания благоприятных условий профессионально-личностной адаптации, формирования у нее новых психологических структур и успешного усвоения деятельности. Решение задач психологического обеспечения соотносится с этапами профессионального становления, строится на нормах и законах психического развития человека.
Концепция психологического обеспечения деятельности педагогов по ФК построена с учетом методологических, организационных, этических, методических принципов, чрезвычайно важными из которых являются принципы непрерывности, субъектности, типологизации, личностного и комплексного подходов.
Результатами внедрения системы психологического обеспечения в процесс профессионального становления личности педагога по физической культуре на этапе обучения в вузе и самостоятельной профессиональной деятельности явилось профессиональное развитие и саморазвитие личности, реализация профессионально-психологического потенциала, профессионального самосохранения, удовлетворенность трудом и повышение эффективности профессиональной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Безденежных В.В. Психологическое обеспечение управленческой деятельности директора инновационной школы : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. - Иркутск : ИГПУ, 2001. - 191 с.
- Бондарев С.С. Педагогическое обеспечение формирования морально-психологической готовности специалистов в военном вузе6 на материалах частей и подразделений радиоэлектронной борьбы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Воронеж : Воен. ин-т радиоэлектроники, 2002. - 184 с.
- Бородулин В.Н. Психологическое обеспечение адаптации студентов к обучению в вузе : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. - Таганрог : Таганрогский гос. радиотехнический ун-т, 2006. - 212 с.
- Волкова Т.И. Психологическое обеспечение качества профессионального становления социальных педагогов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03 - М. : Всерос. НИИ технической эстетики, 2002. - 197 с.
- Габдреев Р.В. Активность студента в учебном процесс и критерии ее оценки // Психологическая служба в вузе : сб. статей. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1981. - С.77.
- Гандер Д.В. Психологическое обеспечение летного обучения: дис ... д-ра психол. наук: 19.00.14. - М. : Гос. научно-исслед. ин-т МО РФ (авиационной и космической медицины), 1997. - 301 с.
- Демидова Т.П. Психологическое сопровождение профессионально-личностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 М. : МПСИ, 2005. - 183 с.
- Добряков А.А. Инженерно-психологическое обеспечение творческих форм проектно-конструкторской деятельности : дис. .. д-ра психол. наук : 19.00.03. - М. : МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. - 236 с.
- Ершова Н.Г. Профессионально-личностное развитие студентов в условиях психолого-педагогического сопровождения в вузе физической культуры // Теория и практики физической культуры. - 2005. - № 9. - С. 44.
- Ефремова Г.И. Психологическое обеспечение профессионально поддержки безработных женщин : дис. ... д-ра психол. наук. - Тверь : ТГУ, 2002. - 361 с.
- Караванов А.А. Психологическое сопровождение учебно-профессиональной деятельности курсантов младших курсов военного вуза: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. - Воронеж : Воен. ин-т радиоэлектроники, 2004. - 145 с.
- Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава Сухопутных войск в локальных военных конфликтах : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.14. - М. : Воен. ун-т, 1998. - 355 с.
- Кашубо С.Е. Психологическое обеспечение деятельности боевого расчета автоматизированного командного пункта зенитного ракетного полка : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13. - Тверь : Воен. ун-т противовоздушной обороны, 2000 . - 150 с.
- Колеченко А.К. Психологическое обеспечение педагогического процесса в школе : дис. ... докт. пед. наук: 19.00.07. - СПбГУ педагогического мастерства, 1999. - 486 с.
- Кононов А.В. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений вузов МВД России: дис. ... канд психол. наук : 19.00.06. - М. : Академия управления МВД России, 2001. - 295 с.
- Корзунин В.А. Закономерности динамики профессионально важных качеств военных врачей в процессе профессионализации: дис. ...д-ра психол. наук: 19.00.03, 19.00.04. СПб. : ВмедА. - 553 с.
- Коровкина Т.Е. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления будущего учителя на начальном этапе обучения в вузе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02, 13.00.08. - Кострома. : КГУ им. А.Н. Некрасова, 2001. - 179 с.
- Королев Л.М. Психологическое обеспечение профессионального становления молодого летного состава бомбардировочной авиации : дис. ... канд психол. наук : 19.00.14. - Монино : Военно-воздуш. Академия им. Ю.А. Гагарина, 1998. - 260 с.
- Костров А.Н. Психологическое обеспечение безопасности службы моряков- подводников : дис. ... канд психол. наук : 19.00.03. - М. : Воен. ун-т, 2003. - 235 с.
- Кулешов В.Р. Психолого-педагогическое обеспечение личностного роста обучающихся профессионально-технического лицея : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Томск : Ин-т образования Сибири, Дальнего Востока и Севера, 2002. - 215 с.
- Леньков С.Л. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности экономиста в современных информационных средах : дис. ...д-ра психол. наук: 19.00.03. - Тверь : ТГУ, 2004. - 388 с.
- Литке С.Г. Психологическое обеспечение профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков в образовательном пространстве : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05. - Ярославль : ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2004. - 185 с.
- Москвина Н.Б. Трансформация риска личностно-профессиональных деформаций учителя в ресурс развития: педагогическое обеспечение : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. - Хабаровск : ХГПУ, 2005. - 431 с.
- Никифоров Г.С., Дмитриева М.А. Корнеева Л.Н. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб. : Изд-во СПГУ, 1991. - 152 с.
- Новиков В.С., Боченков А.А., Маклаков А.Г., Чермянин С.В. Психологическое обеспечение учебного процесса ВВУЗов. - СПб: ВМедА, 1997. - С.61.
- Пейсахов Н.М., Валеева, Н.Ш. Психологическая модель специалиста высшей квалификации и роль в управлении учебным процессом // Психологическая служба в вузе : сб. статей. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1981. - С.41.
- Подольская Т.А. Психологическое обеспечение профессионального образования госслужащих: на примере повышения квалификации и переподготовки специалистов налоговых органов : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07. - М. : МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. - 360 с.
- Попов А.С. Информационно-психологическое обеспечение избирательных компаний : дис. ... канд психол. наук : 19. 00.05. - М. : РАГС, 2002. - 137 с.
- Прохоров А.И. Проблемы профессионального становления. - М., 1989. - С. 54.
- Романов Н.Н. Педагогическое обеспечение интеграции содержания общего и профессионального образования: на материале образовательных учреждений Республики Саха : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Якутск : ЯГУ им. М.К. Аммосова, 2004. - 147 с.
- Селезнев В.Н. Психологическое обеспечение деятельности корабельных специалистов в особых условиях службы : дис... д-ра психол. наук: 19.00.14 - М. : Воен. ун-т, 1997. - 366 с.
- Сивак А.Н. Психологическое обеспечение успешности учебно-профессиональной деятельности курсантов вузов МВД России : дис. ... канд психол. наук : 19.00.06. - СПб. : СПбУ МВД России, 2004. - 194 с.
- Скороходова Н.Ю. Психологическое обеспечение деятельности учителя по развитию школьников как субъектов учения : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.03. - Тверь. : ТГУ, 2002. - 313 с.
- Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста: практ. пособие. - М.: ЮРАЙТ, 2000. - 288 с.
- Сурменко Ю.И. Психологические особенности профессионального развития курсантов в процессе обучения в военном учебном заведении: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. - СПб. : ЛОГУ им. А.С. Пушкина, 2002. - 178 с.
- Чухно А.Г. Психологическое обеспечение личностно-ориентированного образования в педагогическом училище : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. - Ростов/нД. : РГПУ, 1999. - 182 с.
- Шевкиев Б.А. Психологическое обеспечение личностно-развивающегося образования в техническом колледже : дис. ... канд. психол. наук : 19. 00.07. - Ставрополь : Северокавказский гос. технич. ун-т. - 2004. - 178 с.
- Шевчук Л.Е. Медико-психологическое обеспечение военно-профессиональной деятельности морских пехотинцев: в связи с задачами профилактики нарушений психической адаптации : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.04. - СПб. : СПбург. научно-иссл. психоневрологический ун-т им. В.М. Бехтерева, 2001- 240 с.
- Шевчук М.Ю. Социально-психологическое обеспечение профилактики конфликтности военнослужащих срочной службы : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05. - М.: Рос. гос. социальный ун-т, 2005. - 228 с.
- Шеломова Т.В. Социально-психологическое обеспечение деятельности менеджера : дис. ...канд. психол наук : 19.00.05. - М. : Моск. открытый социальн. ун-т, 2001. - 147 с.