Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PSYCHOLOGICAL GUIDANCE OF PROFESSIONAL AND PERSONALITY DEVELOPMENT OF PHYSICAL TRAININGTEACHERS AS SUBJECT OF SCHOLARY RESEACH

Чернышева Л.Г.
The article analyses psychological guidance as one of the ways of improving efficacy of professional activity of physical training teachers. The article reveals the essence, content, functions, structure of psychological guidance and principals of its realization.

Проблема психологического обеспечения  профессиональной деятельности существует давно, ее разработка в различных областях общественной активности людей направлена на повышение эффективности профессиональной деятельности,  производства, улучшения морального климата в трудовых коллективах и наиболее целесообразной расстановки кадров.

В современных условиях проблема психологического обеспечения  приобрела самостоятельное теоретическое значение. Ее базой явились многочисленные исследования общих вопросов эффективности профессиональной деятельности в самых разнообразных аспектах: психологическом [10, 27, 29], педагогическом [2, 23, 30], психолого-педагогическом [20], социально-психологическом [6, 39, 40], социально-педагогическом [17], инженерно-психологическом [8], медико-психологическом [38], информационно-психологическом [28] и т.д..

Предложены новые теоретические подходы и практические рекомендации  по психологическому обеспечению профессиональной деятельности педагогов [1, 4, 33], по реализации задач психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса вузов [3, 5, 9, 26], средних профессиональных учебных заведений [7, 36, 37], общеобразовательных школ, лицеев [14, 20, 22]. 

Широко используется психологическое обеспечение в силовых структурах: в профессиональной деятельности военных специалистов различных специальностей [6, 12, 13, 18, 19, 39 и др.], образовательных учреждениях МВД России [15, 32, 34], военных вузах [11, 35], которое представлено  системой  мероприятий, проводимых специалистами подразделений профотбора на этапах профессионализации, направленных на повышение эффективности подготовки и профессиональной деятельности; развитие профессионально важных качеств, способностей и личности военнослужащих; сохранение их высокой работоспособности; профессиональное долголетие [16, 24].

Заметный вклад в исследование проблемы психологического обеспечения профессиональной подготовки внесли Г.С. Никифоров, М.А. Дмитриева, Л.Н. Корнеева [25], обосновавшие подход, согласно которому под психологическим обеспечением понимается система психологических знаний, методов средств психологического воздействия, направленная на повышение эффективности профессиональной деятельности на всех стадиях онтогенеза: «речь идет как бы о сквозном психологическом обеспечении профессионального деятельности от «входа» в профессию и до «выхода» из нее».  Авторы в своей концепции выделяют психологическое обеспечение профессионального самоопределения, профессиональной подготовки, профессиональной адаптации, повышения профессиональной квалификации, «выхода» из профессии - адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Ими поставлен вопрос о непрерывном психологическом обеспечении профессиональной подготовки как обязательном условии становления специалиста и его последующего профессионального совершенствования.

Концепция психологического обеспечения А.И. Прохорова [29] построена на «учете психологического фактора» в достижении эффективности деятельности, под которым подразумевается, по крайней мере, два принципиально разных объекта: деятельность как «особая субстанция» и собственно люди. При этом если второй объект полностью принадлежит психологии, то первый - деятельность  и соответственно создание ее новых форм, образов не может быть предметом только психологической работы. Исходя из этого, возникла «необходимость создания нового вида деятельности - психологического обеспечения», содержание которого сводится к проектированию нормативной модели деятельности и включает программы и методики по рациональному анализу и учету психологического фактора, которым могут пользоваться специалисты, не имеющие психологического образования. 

Еще один подход в рассмотрении психологического обеспечения профессиональной деятельности в  представлен в исследовании Г.И. Ефремовой [10]. Предлагаемая ею система психологического обеспечения профессиональной поддержки безработных женщин опирается на три субмодели: «систему мер», «специфическую деятельность» и «процесс преобразования личности», которые позволяют наиболее эффективно и полно реализовывать внутренние резервы личности безработных женщин и восстанавливать их социальную активность. 

С.Л. Леньков [21], занимавшийся изучением профессиональной деятельности экономиста в современных информационных средах, определяет систему психологического обеспечения в виде двух подсистем (уровней): подсистемы обеспечения филогенеза профессиональной деятельности экономиста и подсистемы обеспечения онтосистематогенеза профессионализации субъекта экономического труда. Прикладной аспект системы психологического обеспечения непосредственно связан с онтосистематогенезом профессиональной деятельности конкретного субъекта труда и проявляется в форме его психологического сопровождения. Оно включает ряд функциональных блоков, соответствующих различным целям применения психологического знания, среди которых выделяются следующие: 1) профессиональная ориентация, 2)  профессиональная диагностика, 3) профессиональный отбор, 4) профессиональное обучение, 5) профессиональная психокоррекция, 6) профессиональное консультирование, 7) профессиональная переподготовка.

В.Н. Селезнев [31] в качестве системообразующего элемента психологического обеспечения выделяет мотивацию, а к основным элементам относит: профессиографию психологических требований, предъявляемых к личностным качествам и возможностям специалиста; психологическую экспертизу психологической подготовки; психодиагностику личности специалиста; профессиографическое описание деятельности специалиста; психологическое сопровождение, как системный, самостоятельный элемент психологического обеспечения; переход на особые планы психологического обеспечения в особых условиях.

Рассмотрим еще некоторые определения психологического обеспечения, которые показались нам  наиболее интересными в процессе изучения литературных источников.

По мнению Н.Ю. Скороходовой [33] сущность психологического обеспечения учебной деятельности заключается в создании учителем условий, при которых школьник  становится субъектом процесса учения. Развитие   ученика как субъекта  деятельности превращается из случайного и побочного продукта процесса  обучения в важнейшую задачу, как для преподавателя, так и самого учащегося.

А.К. Колеченко [14] определяет назначение психологического обеспечения  в школе в поддержании развития, контроле и исследовании педагогического развивающего процесса, представляющегося следующими видами деятельности: 1. Исследование. 2. Помощь. 3. Организация. 4. Обучение психологии. 5. Познание.

Г.С. Никифоров [25] в контексте своей концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности не разделяет понятий «психологическое сопровождение» и «психологическое обеспечение», указывая при этом, что «процесс непрерывного психологического сопровождения рассматривается в качестве обязательного условия становления специалиста и его последующего профессионального совершенствования».  Другие авторы [4, 31, 32 и др.], используя временной критерий, разграничивают эти понятия. По их мнению, понятие «психологическое обеспечение» шире, а «психологическое сопровождение» является составной частью «психологического обеспечения».

Таким образом, психологическое обеспечение профессионально-личностного становления может выступать одним из важных факторов формирования личности будущего профессионала. Усилия психолого-педагогической мысли последних лет были сосредоточены на создании и развитии такой концепции подготовки специалистов, которая опиралась бы на закономерности формирования личности и учитывала специфику профессиональной деятельности. Выявлена недостаточная изученность проблемы организации психологического обеспечения профессиональной подготовки специалистов по физической культуре.

Содержательный анализ результатов научных поисков в области психологического обеспечения профессиональной деятельности позволил выделить несколько подходов в рассмотрении исследуемой проблемы. Основными из них являются: системный, деятельностный и процессуальный (личностный). Каждый из них ценен по-своему и представляет видение отдельных сторон явления. Рассмотренные подходы вскрыли ряд закономерностей значимых для профессиональной поддержки педагогов по физической культуре и создали предпосылки для разработки проблемы теории и практики психологического обеспечения профессионального становления личности педагогов.

Соблюдая гармоничное равновесие между теоретическими разработками  и конкретными  действиями, за основу   проблемы психологического обеспечения деятельности  нами было взято расширенное ее толкование. 

Разработанная нами концепция психологического обеспечения профессионального становления педагога по физической культуре состоит в целенаправленном воздействии на личность с целью создания благоприятных условий профессионально-личностной адаптации,  формирования у нее новых психологических структур и успешного усвоения деятельности.  Решение задач психологического обеспечения соотносится с этапами профессионального становления,  строится на нормах и законах психического развития человека.

Концепция психологического обеспечения  деятельности педагогов по ФК построена с учетом методологических, организационных, этических, методических принципов, чрезвычайно важными из которых являются принципы непрерывности, субъектности, типологизации, личностного и комплексного подходов.

Результатами внедрения системы психологического обеспечения в процесс профессионального становления личности педагога по физической культуре на этапе обучения в вузе и самостоятельной профессиональной деятельности явилось профессиональное развитие и саморазвитие личности, реализация профессионально-психологического потенциала, профессионального самосохранения, удовлетворенность трудом и повышение эффективности профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Безденежных В.В. Психологическое обеспечение управленческой деятельности директора инновационной школы : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. - Иркутск : ИГПУ, 2001. - 191 с.
  2. Бондарев С.С. Педагогическое обеспечение формирования морально-психологической готовности специалистов в военном вузе6 на материалах частей и подразделений радиоэлектронной борьбы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Воронеж : Воен. ин-т радиоэлектроники, 2002. - 184 с.
  3. Бородулин В.Н. Психологическое обеспечение адаптации студентов к обучению в вузе : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. - Таганрог : Таганрогский гос. радиотехнический ун-т, 2006. - 212 с.
  4. Волкова Т.И.  Психологическое обеспечение качества профессионального становления социальных педагогов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03 - М. : Всерос. НИИ технической эстетики, 2002. - 197 с.
  5. Габдреев Р.В. Активность студента в учебном процесс и критерии ее оценки // Психологическая служба в вузе : сб. статей. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1981. -  С.77.
  6. Гандер Д.В. Психологическое обеспечение летного обучения: дис ... д-ра психол. наук: 19.00.14. - М. : Гос. научно-исслед. ин-т МО РФ (авиационной и космической медицины), 1997. - 301 с.
  7. Демидова Т.П. Психологическое сопровождение профессионально-личностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07  М. : МПСИ, 2005. - 183 с.
  8. Добряков А.А. Инженерно-психологическое обеспечение творческих форм проектно-конструкторской деятельности : дис. .. д-ра психол. наук : 19.00.03. - М. : МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. - 236 с.
  9. Ершова  Н.Г. Профессионально-личностное развитие студентов в условиях психолого-педагогического сопровождения в вузе физической культуры // Теория и практики физической культуры. - 2005. - № 9. - С. 44.
  10. Ефремова Г.И. Психологическое обеспечение профессионально поддержки безработных женщин : дис. ... д-ра психол. наук. - Тверь : ТГУ, 2002. - 361 с.
  11. Караванов А.А. Психологическое сопровождение учебно-профессиональной деятельности курсантов младших курсов военного вуза: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. - Воронеж : Воен. ин-т радиоэлектроники, 2004. - 145 с.
  12. Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава Сухопутных войск в локальных военных конфликтах : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.14. - М. : Воен. ун-т, 1998. - 355 с.
  13. Кашубо С.Е. Психологическое обеспечение деятельности боевого расчета автоматизированного командного пункта зенитного ракетного полка : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13. - Тверь : Воен. ун-т противовоздушной обороны, 2000 . - 150 с.
  14. Колеченко А.К. Психологическое обеспечение педагогического процесса в школе : дис. ... докт. пед. наук: 19.00.07. - СПбГУ педагогического мастерства, 1999. - 486 с.
  15. Кононов А.В. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений вузов МВД России: дис. ... канд психол. наук : 19.00.06. - М. : Академия управления МВД России, 2001. - 295 с.
  16. Корзунин В.А. Закономерности динамики профессионально важных качеств военных врачей в процессе профессионализации: дис. ...д-ра психол. наук: 19.00.03, 19.00.04. СПб. : ВмедА. -  553 с.
  17. Коровкина Т.Е. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления будущего учителя на начальном этапе обучения в вузе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02, 13.00.08. - Кострома. : КГУ им. А.Н. Некрасова, 2001. - 179 с.
  18. Королев Л.М. Психологическое обеспечение профессионального становления молодого летного состава бомбардировочной авиации : дис. ... канд психол. наук : 19.00.14. - Монино : Военно-воздуш. Академия им. Ю.А. Гагарина, 1998. - 260 с.
  19. Костров А.Н. Психологическое обеспечение безопасности службы моряков- подводников : дис. ... канд психол. наук : 19.00.03. - М. : Воен. ун-т, 2003. - 235 с.
  20. Кулешов В.Р. Психолого-педагогическое обеспечение личностного роста обучающихся профессионально-технического лицея : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Томск : Ин-т образования Сибири, Дальнего Востока и Севера, 2002. - 215 с.
  21. Леньков С.Л. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности экономиста в современных информационных средах : дис. ...д-ра  психол. наук: 19.00.03. - Тверь : ТГУ,  2004. - 388 с.
  22. Литке С.Г. Психологическое обеспечение профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков в образовательном пространстве : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05. - Ярославль : ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2004. - 185 с.
  23. Москвина Н.Б. Трансформация риска личностно-профессиональных деформаций учителя в ресурс развития: педагогическое обеспечение : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. - Хабаровск : ХГПУ, 2005. - 431 с.
  24. Никифоров Г.С., Дмитриева М.А. Корнеева Л.Н. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб. : Изд-во СПГУ, 1991. - 152 с.
  25. Новиков В.С., Боченков А.А., Маклаков А.Г., Чермянин С.В. Психологическое обеспечение учебного процесса ВВУЗов. - СПб: ВМедА, 1997. - С.61.
  26. Пейсахов Н.М., Валеева, Н.Ш. Психологическая модель специалиста высшей квалификации и роль в управлении учебным процессом // Психологическая служба в вузе : сб. статей. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1981. -  С.41.
  27. Подольская Т.А. Психологическое обеспечение профессионального образования госслужащих: на примере повышения квалификации и переподготовки специалистов налоговых органов : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07. - М. : МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. - 360 с.
  28. Попов А.С. Информационно-психологическое обеспечение избирательных компаний : дис. ... канд психол. наук : 19. 00.05. - М. : РАГС, 2002. - 137 с.
  29. Прохоров А.И. Проблемы профессионального становления. - М., 1989. - С. 54. 
  30. Романов Н.Н. Педагогическое обеспечение интеграции содержания общего и профессионального образования: на материале образовательных учреждений Республики Саха : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Якутск : ЯГУ им. М.К. Аммосова, 2004. - 147 с.
  31. Селезнев  В.Н. Психологическое обеспечение деятельности корабельных специалистов в особых условиях службы :  дис... д-ра психол. наук: 19.00.14 - М. : Воен. ун-т, 1997.  - 366 с.
  32. Сивак А.Н. Психологическое обеспечение успешности учебно-профессиональной деятельности курсантов вузов МВД России : дис. ... канд психол. наук : 19.00.06. - СПб. : СПбУ МВД России, 2004. - 194 с. 
  33. Скороходова Н.Ю. Психологическое обеспечение деятельности учителя по развитию школьников как субъектов учения : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.03. - Тверь. : ТГУ, 2002. - 313 с.
  34. Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста: практ. пособие. - М.: ЮРАЙТ, 2000. - 288 с.
  35. Сурменко Ю.И. Психологические особенности профессионального развития курсантов в процессе обучения в военном учебном заведении: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. - СПб. : ЛОГУ им. А.С. Пушкина, 2002. - 178 с.
  36. Чухно А.Г. Психологическое обеспечение личностно-ориентированного образования в педагогическом училище : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. - Ростов/нД. : РГПУ, 1999. - 182 с.
  37. Шевкиев Б.А. Психологическое обеспечение личностно-развивающегося образования в техническом колледже : дис. ... канд. психол. наук : 19. 00.07. - Ставрополь : Северокавказский гос. технич. ун-т. - 2004. - 178 с.
  38. Шевчук Л.Е. Медико-психологическое обеспечение военно-профессиональной деятельности морских пехотинцев: в связи с задачами профилактики нарушений психической адаптации : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.04. - СПб. : СПбург. научно-иссл. психоневрологический ун-т им. В.М. Бехтерева, 2001- 240 с.
  39. Шевчук М.Ю. Социально-психологическое обеспечение профилактики конфликтности военнослужащих срочной службы : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05. -  М.:  Рос. гос. социальный ун-т, 2005. - 228 с.
  40. Шеломова Т.В. Социально-психологическое обеспечение деятельности менеджера : дис. ...канд.  психол наук : 19.00.05. - М. : Моск. открытый социальн. ун-т, 2001. - 147 с.