Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FROM THE EXPERIENCE OF THE OLYMPICS FOR PRACTICAL TRAINING AT THE ORENBURG STATE MEDICAL UNIVERSITY

Yudaeva Yu.A. 1 Ponyatova E.A. 1 Snasapova D.M. 1 Yulmetova I.G. 1 Solovykh O.V. 1 Aksarova L.D. 1
1 Orenburg State Medical University
The purpose of the work is to demonstration the experience of the Orenburg state medical University in the organization and conduct of the student Olympiad in practical skills at the faculty of "General medicine" among students of senior course. On may 13-14 the intra-University interdisciplinary Olympiad on practical skills "Medical quest" took place on the basis of the simulation center. Stage 1 "Basic medical skills". Stage 2 "Emergency medical care" - students were immersed in a "critical situation" in which it was necessary to show teamwork. Stage 3 – mass training in the center of mass losses with dozens of victims. The priority today should be given to practical Olympiads. Olympiads of practical orientation, in contrast to the theoretical ones, are a good basis for the formation of professional competencies. The process of preparation and participation in the competition gives students an excellent practice and understanding of the chosen profession, contributes to the development of self-determination in the professional environment. The teaching staff implementing educational activities in the system of higher professional education should develop the Olympiad movement, involving in this process a greater number of students, instilling love for the chosen profession, increasing them and their competence.
: olympiad
practical training
simulation center
professional competence

Более 300 лет в России существует государственная система образования, которая постоянно модернизировалась в ходе реформ с целью улучшения качества образования. Современные педагогические технологии поднялись на качественно новую ступень и вышли за привычные рамки преподавания специальных дисциплин, система обучения стала максимально интерактивной, способствуя более качественному и глубокому освоению профессиональных компетенций.

При выстраивании системы обучения в вузе в первую очередь определяется основная цель образовательной программы с учетом специфики, профильного направления подготовки специалиста и требований потенциального работодателя, который сегодня предъявляет очень высокие запросы. Перед современной системой здравоохранения стоит важная задача, ориентированная на организацию качественной медицинской помощи населению, что возможно только при подготовке высококвалифицированного медицинского персонала.

Необходимо помнить, что сегодня одним из приоритетных направлений деятельности министерства образования РФ в рамках высшего профессионального образования является поддержка талантливых студентов [1]. Внедрение в высшее профессиональное медицинское образование ФГОС третьего поколения позволило активно использовать инновационные педагогические технологии, основанные на выявлении и развитии творческих способностей студентов. Одним из методов, ориентированных на интеллектуальное и творческое развитие обучающихся, является олимпиадное движение.

Студенческие олимпиады, конкурс профессионального мастерства и другие подобные мероприятия сегодня служат очень эффективным способом для обучающегося достичь хорошего образовательного результата, значительно повысить интерес к медицинской специальности, выявить перспективных студентов [2].

Цель работы – продемонстрировать опыт Оренбургского государственного медицинского университета в организации и проведении студенческой олимпиады по практическим навыкам на факультете «Лечебное дело» среди студентов старших курсов.

Материалы и методы исследования

13–14 мая 2019 г. на базе Аккредитационно-симуляционного центра ОрГМУ была проведена внутривузовская междисдиплинарная олимпиада по практическим навыкам «Медицинский квест». В олимпиаде приняли участие 6 команд, состоящих из студентов 4–6-х курсов. На первом конкурсном этапе «Базовые медицинские навыки» студентам было предложено продемонстрировать свои практические умения и навыки, выполнив серию заданий в симулированной среде с использованием симуляционного оборудования по системе ОСКЭ. Каждая станция содержала набор практических навыков определенного тематического направления (сестринские манипуляции, клиническая ситуация, роды, лабораторная и функциональная диагностика, базовая сердечно-легочная реанимация).

На 2-м этапе «Экстренная медицинская помощь» студенты были погружены в критическую ситуацию, в рамках которой было необходимо показать командную работу. Участникам было предложено пройти симуляционный сценарий работы в условиях реанимационного отделения в роли врачей. Участники команды самостоятельно определяли очередность, условия, методы оказания помощи, распределяли ресурсы внутри команды. Каждое свое действие команда фиксировала в листе назначений. В данном конкурсе жюри и эксперты оценивали навыки диагностики заболеваний внутренних органов, оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме, а также навыки выполнения медицинских манипуляций. Критерии оценки:

– временные параметры оказания помощи;

– корректность обследования пациента (сбора анамнеза, физикальное и инструментальное обследование, интерпретации результатов дополнительных методов диагностики);

– выбор тактики ведения пациента;

– эффективность проводимой терапии;

– соответствие проводимых мероприятий экстренной и неотложной медицинской помощи существующим алгоритмам, стандартам и клиническим рекомендациям;

–правильность выполнения общемедицинских и общеврачебных манипуляций;

– командное взаимодействие.

14 мая состоялся массовый тренинг, в котором четыре лучшие команды организовали работу в очаге массовых потерь с десятками пострадавших, наладив процессы поиска, спасения, сортировки, стабилизации и эвакуации пациентов. В создании симуляции массовых потерь были использованы реалистичный грим, декорации, видео- и аудиоэффекты.

Призовые места распределялись с учетом скорости и качества выполнения конкурсного задания. Олимпиада прошла в теплой атмосфере с элементами здоровой конкуренции и хорошего настроения.

Результаты исследования и их обсуждение

Олимпиада – это в настоящее время широко распространенная форма контактной самостоятельной работы [3]. Целями любого конкурса профессионального мастерства являются увеличение престижа изучаемой профессии, активизация профессиональной и творческой деятельности студентов. Олимпиады практической направленности, в отличие от теоретических, являются благодатной почвой для формирования именно профессиональных компетенций. Освоение профессиональных компетенций свидетельствует о наличии у обучающегося практического опыта решения профессиональных задач, способности грамотно использовать имеющиеся теоретические знания на рабочем месте. 

Одним из наиболее важных моментов в организации олимпиады является этап подготовки в соответствии с традициями соревновательного движения. Общие организационные, методические и финансовый аспекты должны быть регламентированы Положением об олимпиаде. В Положении прописаны общие положения, цель и задачи, принципы формирования команд, алгоритм проведения, состав организационно-методического комитета и конкурсного жюри, конкурсные задания, материально-техническое обеспечение олимпиады, система оценки, время проведения. С момента вступления Положения об олимпиаде в действие организационно-методической комитет разрабатывает конкурсные задания и контрольно-оценочные средства на основе ФГОС по специальности.

Для качественной подготовки и проведения олимпиады необходимо приложить серьезные усилия и со стороны организаторов олимпиады, и со стороны соревнующихся студентов. Подготовка студентов к олимпиаде начинается с отбора участников. Внутривузовский уровень олимпиады предполагает максимальный охват обучающихся.  Однако не все студенты желают участвовать в соревнованиях, так как не чувствуют достаточной уверенности в себе, есть элемент закомплексованности и страх публичных выступлений, в то же время они обладают хорошими профессиональными качествами. Задача преподавателя в этом случае – вовлечь данную категорию обучающихся в олимпиадное движение наравне с яркими, творческими и активными студентами.

Следующий этап – активная подготовка студентов к конкурсной программе с учетом тематики олимпиады. В подготовке студентов к конкурсным испытаниям активная и лидирующая позиция отводится преподавателям специальных дисциплин, что требует от них дополнительных умственных, физических и психологических усилий. Оптимальным способом подготовки является работа в микрогруппах, ее целями будут углубленное изучение дисциплины и соответственно поиск дополнительной информации, освоение практических умений и навыков. Все эти мероприятия позволят студентам не только подготовиться к олимпиаде, но и повысить уровень профессиональной компетентности обучающегося в объеме изучаемого предмета, приобрести новый практический опыт. Работа в конкурсных микрогруппах регламентируется преподавателем, но обучающиеся вправе регулировать траекторию и темп обучения.

Значимую помощь в наработке практического опыта студентами во время подготовки оказывают тьюторы-наставники при сохранении определяющей роли преподавателя. В роли тьюторов выступают ординаторы профильных кафедр, которые путем регулярного совместного решения практических задач в рамках изучаемой дисциплины способствуют формированию элементарных практических навыков. Тьютор является посредником между студентом и преподавателем [4, 5]. Тьюторы закрепляются за микрогруппами и сопровождают подготовительный процесс, выстраивая индивидуальную работу в зависимости от уровня подготовки конкурсантов. Творческая команда тьюторов позволяет осуществить взаимопомощь, передать свой собственный опыт участия в олимпиадах, оказать психологическую помощь неуверенным в себе участникам, снизить нагрузку на преподавателя, взяв часть работы по подготовке конкурсантов. При этом, обучая студентов, наставники шлифуют и свои знания.

Важным моментом является и психолого-педагогическое сопровождение в процессе подготовки, так как для студента это всегда дополнительная нагрузка и стресс. Личностные качества преподавателя, его способность найти контакт, воодушевить и заинтересовать студента – важные составляющие моменты подготовительного этапа [6]. Для хорошего результата важна правильная мотивация.  Если студент готовится к олимпиаде, будто глотая горькую пилюлю, потому что надо, результат скорее всего будет негативным. Студент должен не только «работать», но и получать удовольствие и от процесса подготовки, и от самой процедуры олимпиады, чему в значительной степени способствует игровой компонент, особенно в случае с практической олимпиадой. Как известно, игра – лучший способ обучения, в том числе и взрослого человека.

Важно, чтобы олимпиада не воспринималась обучающимися как разовое действие. Качественно организованное мероприятие не исчезнет бесследно, а будет хорошей основой для будущей работы.

Профессия медика содержит в своей основе большое количество мануальных навыков, требующих постоянного повторения и совершенствования. Выпускник медицинского вуза должен уметь проводить различные врачебные манипуляции: лечебно-диагностические мероприятия терапевтического профиля в отношении взрослого и детского населения, оказывать медицинскую помощь в экстренной и неотложной форме.  Важным компонентом практической составляющей любого врача независимо от специализации являются навыки оказания медицинской помощи при синдроме повреждения в случае развития чрезвычайного происшествия [7]. Помимо технических навыков студенту-медику необходимо развивать и нетехническое мастерство – способность быстро и самостоятельно принимать решения в критической ситуации, нести за них ответственность. Конкурентоспособность будущего специалиста определяется качеством полученного образования. Далеко не каждая медицинская организация в условиях нынешней сложной экономической ситуации готова «шлифовать» молодого специалиста на рабочем месте, неся финансовые и временные траты. Работодатель ждет специалиста, имеющего представление об организации рабочего процесса, практический опыт решения профессиональных задач, способного грамотно и быстро принимать решения.

Именно практическая олимпиада может дать студентам возможность уже на этапе обучения проверить уровень сформированности своих умений и навыков, продемонстрировать свои профессиональные возможности, оценить возможности других студентов. В процессе выполнения конкурсных заданий не только преподаватель, но и студент выявляет свои сильные и слабые стороны, оценивает качество освоения профессиональных компетенций. Это самый оптимальный способ мотивировать студента работать над собой для получения более высокого результата.

Для достижения поставленных перед олимпиадой целей много внимания должно быть уделено материально-техническому оснащению. Олимпиада практической направленности предполагает работу с симуляционным оборудованием (что может быть дополнительным стрессом для конкурсантов). Олимпиадная среда должна быть максимально приближена к реалистичной, что в значительной степени мотивирует студентов действовать с максимальной отдачей в процессе выполнения контрольных испытаний. В процессе олимпиады должно быть использовано не только симуляционное оснащение, но и реальное медицинское оборудование. Высокореалистичная имитация различных элементов медицинской организации (приемный покой, палата интенсивной терапии, диагностическое отделение, родильный зал, кабинет врача общей практики и т.д.) способствует высокому уровню погружения, и симуляция для студента становится реальностью, в которой он может попробовать что-то сделать своими руками. Пациенты виртуальной клиники (роботы-симуляторы и стандартизированные пациенты) могут позволить продемонстрировать лечебно-диагностический процесс на любом этапе: от осмотра на дому до момента госпитализации. В задании обязательно должен присутствовать элемент неожиданности. Это делает олимпиаду более интересной для студента, позволяет в полной мере проявить свои способности принимать быстрые решения в стрессовых и нестандартных ситуациях, лидерские качества при организации работы в команде.

Для более высокой реалистичности практически на каждом этапе проведенной в ОрГМУ олимпиады использовались симулированные пациенты. Подготовка симулированных пациентов для участия в олимпиаде – отдельное направление в работе преподавателей. В качестве симулированных пациентов проведенной олимпиады выступали студенты 1–2-го курса. Задача симулированного пациента – не только притворяться больным, но и фиксировать действия студента, а потом дать обратную связь. Для этого студент-пациент также должен проделать большую подготовительную работу: изучить чек-лист, сделать грим, глубоко проработать и эмоционально погрузиться в ситуацию. Участие студентов младших курсов в олимпиаде как пациентов-пострадавших усиливает зрелищность и дает им возможность повысить свой уровень знаний и умений, как минимум, в рамках их роли. Грамотно организованная работа симулированных пациентов дает возможность соревнующимся получить реалистичное представление о решении профессиональных задач и личной ответственности за конечный результат.

Обязательным моментом является видеофиксация, дающая возможность проведения качественного дебрифинга работы всех участников олимпиады (соревнующихся, симулированных пациентов, преподавателей).

Выводы

Современному выпускнику медицинского вуза недостаточно обладать теоретическими знаниями, гораздо важнее уметь грамотно использовать знания на практике. Поэтому приоритет сегодня должен отдаваться практическим олимпиадам, так как «знающий человек» не обязательно оказывается способным и грамотным.

Подобные олимпиады способствуют усилению практической направленности профессионального медицинского образования. Процесс подготовки и участие в соревновании дают студентам отличную практику и представление о выбранной профессии, способствуют развитию самоопределения в профессиональной среде.

Уже сам процесс подготовки к олимпиаде положительно влияет на отношение и понимание обучающимся роли изучаемой дисциплины в будущей профессиональной деятельности. При активной подготовке идет процесс профессионального самоопределения студентов, появляется мотивация к дальнейшему профессиональному совершенствованию и личностному росту, закрепляются основы индивидуальной работы и прививаются навыки работы в команде.

Помимо соревновательных целей олимпиадное движение выполняет несколько педагогических задач. Участвуя в предметных олимпиадах, студенты имеют возможность демонстрировать степень владения практическими навыками, творческие способности, умение своевременно реагировать в условиях ограниченного времени. Анализ результатов работы студентов в процессе подготовки и процедуры олимпиады дает возможность выявить дефекты в педагогических технологиях и провести преподавателю «работу над ошибками» в последующей подготовке будущих специалистов.

Таким образом, профессорско-преподавательский состав, реализующий образовательную деятельность в системе высшего профессионального образования, должен развивать олимпиадное движение, вовлекая в этот процесс большее количество студентов, прививая любовь к выбранной профессии, повышая их и свою компетентность.