Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SELF-EDUCATION OF FUTURE TEACHER AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

Dmitrieva S.N. 1 Evdokarova T.V. 1
1 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
The article reviews the self-education of future teachers as a psychological and pedagogical problem. In the works of many domestic and foreign researchers, self-education is considered as the development of skills and the formation of the ability to self-education, improving researching and professional levels. Formation of abilities to self-education is characterized by the presence of such personal qualities as the need for knowledge, the ability to acquire new knowledge, to express point of view, to think creatively; the ability to achieve a pedagogical goal and a high result of activity; readiness for professional activity, which is manifested in the moving of future teachers towards purposeful activity and is based on specific skills. The study was conducted at the Pedagogical Institute of the North-Eastern Federal University, Republic of Sakha (Yakutia). This study involved more than 80 students of the following bachelor’s degree programs: 44.03.01 "Pedagogical education" and 44.03.02 "Psycho-pedagogical education". According to the results of the study, we identified levels and stages of formation of abilities for self-education, and systematized principles that generally reflect the coordination of joint decisions and actions, the ability to communicate and show their abilities. According to the results, we come to the conclusion that the formation of abilities for self-education begins from the inclusion of students in the active educational and cognitive activity of the educational process.
professional training
future teachers
self-education
necessity
ability
readiness
level of self-education
principles
interaction

Актуальность самообразования как психолого-педагогическая проблема определяется требованиями, предъявляемыми к учителям современным обществом. Обществу нужны учителя, умеющие реализовать свой внутренний потенциал и способные быть активными участниками образовательного процесса. По нашему мнению, выпускник педагогического института должен стремиться действовать в интересах общества и быть способным внести свой вклад в развитие образования.

В связи с реализацией профессионального стандарта педагога в области образования совершенствуются и реализуются новые виды деятельности. Поэтому современному педагогу необходимо постоянно повышать профессиональный уровень, что приведет к личностному росту и развитию профессиональных компетентностей. Мы рассматриваем личность будущего педагога в образовательном процессе вуза как ключевое звено, так как от его отношения к педагогической деятельности и личностных качеств будут зависеть обучение, развитие и воспитание подрастающего поколения.

В нормативных документах системы образования говорится, что «приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирования компетенций определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и выполнять работу по конкретным видам профессии и специальности». В профессиональном образовании в процессе подготовки будущих педагогов обращается внимание на возможности личности обучающегося, а именно на развитие в себе способности к самообразованию.

Теоретическую основу рассматриваемой проблемы составили научные труды ученых по таким аспектам, как:

– подготовка будущих педагогов (П.П. Блонский, А. Дистервег, Я.А. Коменский, A.C. Макаренко, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др.);

– научно-методологические аспекты самообразования (В.И. Андреев, Г.С. Закиров, И.И. Колбаско, Л.С. Колесник, Б.Ф. Райский, И.А. Редковец и др.);

– вопросы развития у обучающихся навыков самообразования (А.М. Арсеньев, Е.Я. Голант, Б.П. Есипов, Н.Д. Иванова и др.);

– психолого-педагогические основы формирования готовности к самообразованию (Л.С. Выготский, И.Я. Лернер, В.А. Крутецкий, Г.Н. Сериков, Б.П. Есипов, П.И. Пидкасистий, А.Я. Айзенберг, Т.И. Шамова и др.);

– идеи теории и практики профессионального образования (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.Е. Седова, С.Б. Елканов, С.М. Годник и др.).

Так, Н.А. Рубакин внес значительный вклад в развитие теории самообразования. В его трудах разработаны теоретические основы самообразования и методов самостоятельного усвоения знаний. По его мнению, «…высшей формой воспитания является самовоспитание, а высшей формой образования – самообразование».

В.Б. Бондаревский утверждает, что «…самообразование тесно связано с познавательными интересами учащихся. Создание условий для формирования глубокого и устойчивого общего интереса, повышенной избирательной направленности в отдельной области знаний будет активизировать процесс самообразования и самовоспитания» [1].

В работе Л.П. Вишневской самообразование понимается «как деятельность личности, направленная на достижение внутренних целей по образованию, развитию и профессиональной подготовке в соответствии с требованиями и ценностями общества, которая включает способы усвоения социально значимого опыта, процесс и результат последующего движения к саморазвитию и самореализации» [2].

Опираясь на данные утверждения, мы полагаем, что «сформированность навыков самообразования определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждой личности, а также мониторинга своей профессиональной деятельности. Самообразование – это понятие индивидуальное и определяется жизненными установками человека» [3]. Когда личность понимает необходимость формирования способностей к самообразованию, в ее действиях появляются познавательная активность, заинтересованность и мотив, отвечающие современным запросам и стремлениям человека, которые способствуют становлению личности.

Цель исследования заключается в выявлении уровня сформированности способностей к самообразованию будущих педагогов.

Материал и методы исследования. В исследовании использованы комплекс педагогических методов (наблюдение, беседа, диспуты, круглый стол) и тест В.И. Андреева «Определение уровня оценки способностей к самообразованию».

Результаты исследования и их обсуждение. Изучение уровня проведено в педагогическом институте ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова». В данном исследовании приняли участие более 80 студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров: 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование».

Проведенное исследование состояло из двух этапов: начальный (1-й курс, 1-й семестр), контрольный (4-й курс, 8-й семестр) (табл. 1).

Таблица 1

Результаты начального и контрольного этапов

Этапы

Уровни

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Начальный этап

Высокий

51,9% (27 студентов)

56,7% (21 студент)

Средний

34,6% (18 студентов)

35,2% (13 студентов)

Низкий

13,5% (7 студентов)

8,1% (3 студента)

Контрольный этап

Высокий

57,6% (30 студентов)

78,4% (29 студентов)

Средний

34,6% (18 студентов)

8,9% (7 студентов)

Низкий

7,8% (4 студента)

2,7% (1 студент)

 

Как видно из таблицы 1, на начальном этапе исследования в обеих группах уровень сформированности оценки способностей к самообразованию был недостаточно высоким. По ходу проведенной работы в контрольной группе он увеличился на 5,7%, в экспериментальной группе – на 21,7%. Это говорит о том, что в экспериментальной группе с помощью проведенных мероприятий студенты осознали значимость самоорганизации и самообразования в педагогической деятельности, овладели навыками тайм-менеджмента, у них повысились мотивация, активная позиция в самообразовании.

Студенты испытывают определенные затруднения при выполнении самостоятельной работы, у них недостаточно развиты познавательная активность, заинтересованность в познании, обогащении себя разносторонними знаниями, повысилась мотивация, активная позиция в самообразовании, что указывает на средний уровень по исследованию.

Низкий уровень отмечается у тех студентов, которые не заинтересованы в учебе и равнодушны к происходящему, не понимают важности самообразования для педагогической деятельности, не умеют использовать теоретические знания в практической деятельности. Это может быть связано с тем, что выбор профессии был неосознанным либо навязанным со стороны.

Мы полагаем, что в подготовке к профессиональной деятельности будущих педагогов учебные заведения формируют личность, осознающую значимость профессии педагога в обществе, способную к самообразованию и самосовершенствованию во всем периоде профессионально-трудовой деятельности.

Анализ и обобщение полученных результатов позволяют определить качества личности будущего педагога и выделить этапы формирования способностей к самообразованию.    

  1. Этап формирования первичных профессиональных знаний и умений (1–2-й курс).
  2. Этап развития профессиональных навыков (3–4-й курс).
  3. Этап готовности к будущей профессиональной деятельности (4-й курс).

На этапе формирования первичных профессиональных знаний и умений педагога происходят процессы адаптации к требованиям учебной деятельности и самоопределения в ней у студентов 1–2-го курсов. На данном этапе возникает и развивается потребность в получении теоретических знаний, где основным условием является путь к самоорганизации и самообразованию. Реализация образовательных программ ориентирована на развитие профессиональных навыков по видам деятельности, которыми студент должен овладеть по окончании вуза.  

На этом этапе обращаем внимание на научно-исследовательский и практический (профессиональный) виды деятельности. Исследовательская деятельность заключается в умении находить полезную информацию, ситуативные решения и использовать их на практике. В практической деятельности студент знакомится с содержанием и спецификой будущей профессии.

Этап развития профессиональных навыков (3–4-й курс) предполагает развитие у студентов волевых качеств и умения рефлексировать собственные действия. Студенты учатся находить индивидуальные затруднения в учебном и практическом действии, выявлять причину затруднений и планировать дальнейшие действия. На данном этапе студент учится быть «свободной» личностью, приспосабливаться к новым жизненным условиям, придерживаться активной жизненной позиции. Условием успешного овладения предметными, психолого-педагогическими, методическими знаниями являются характерные свойства способности.

В понятии «способность» мы видим индивидуальность личности, качественно выполняющей или осуществляющей учебную, научную, проектную, методическую деятельности.

По мнению С.Д. Якушевой, будущий педагог «усваивает специальные способности: конструктивные, организаторские, коммуникативные. Конструктивные способности – проявляются в желании и умении развивать личность студента, отбирать и композиционно строить учебно-воспитательный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Организаторские способности проявляются в умении включать студентов в различные виды деятельности и эффективно воздействовать на каждую личность. Коммуникативные способности проявляются в умении устанавливать правильные взаимоотношения с обучающимися, чувствовать настроение всего коллектива, понять каждого студента» [4].

Этап готовности к будущей профессиональной деятельности (4-й курс) – это открытое взаимодействие участников образовательного процесса. Этап взаимодействия основан на сотрудничестве и взаимопонимании, готовности к педагогической деятельности.

Исследователи определяют, что «готовность — это субъективное состояние личности, которое проявляется в умении самостоятельно применять на практике полученные теоретические знания».

Так, в исследовании Р.Д. Санжаевой мы находим, что «готовность имеет два типа подходов — готовность как состояние и как качество личности». Автор считает, что «готовность к решению определенной задачи предполагает актуальную потребность либо социальную необходимость, и в некоторых случаях для решения задачи создается возможность их взаимного дополнения и произвольного использования [5].

При анализе научно-теоретической литературы по проблемам данного исследования можно выделить два вида «готовности: социально-психологическую и профессиональную. Социально-психологическая готовность представляет собой проявление эмоционального и осознанного отражения профессиональной деятельности. Готовность к профессиональной деятельности рассматривается активностью будущего педагога к целенаправленной деятельности и основывается на усвоении знаний, конкретных умений. Профессиональная готовность является субъективным состоянием личности, считающей себя способной к выполнению выбранной профессиональной деятельности».

Профессиональная готовность характеризуется активностью будущего педагога в деятельности, направленной на выполнение конкретных педагогических задач, функциональных обязанностей, установление отношений между коллегами, обучающимися.

Все этапы тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. В формировании способностей к самообразованию преподаватель сам выбирает формы, методы и приемы, учитывая особенности контингента студентов. Он занимает позицию наставника, направляющего деятельность обучающихся, готового помочь и поддержать в раскрытии индивидуальных способностей личности.

В свою очередь при эффективном взаимодействии субъектов образовательного процесса обучающийся учится познавать новое, приобретать первичные профессиональные навыки и умения, стремится реализовать полностью свои внутренние резервы, которые станут прочной основой в организации дальнейшей профессионально-педагогической деятельности.

Из сказанного в формировании способностей к самообразованию у будущих педагогов нами систематизированы принципы, которые в целом отражают согласование совместных решений и действий, умения общаться и проявлять свои способности.

  1. Принцип сотворчества – умение принимать командное решение в определении целей и задач, установке доверительного отношения, взаимопомощи и взаимоподдержке.
  2. Принцип самоорганизации – работа над собой, умение организовывать свою деятельность, владение навыками самоконтроля и самопроверки.
  3. Принцип открытости – умение применять полученные знания на практике, осваивать новые достижения и факты педагогической науки.
  4. Принцип сотрудничества – владение коммуникативными навыками, умение устанавливать связи с другими субъектами образовательного процесса, работа в единстве обучения и воспитания.

Исходя из полученных результатов мы приходим к выводу, что формирование способностей к самообразованию начинается с включения студентов в активную учебно-познавательную деятельность образовательного процесса, который содержит в себе, помимо учебных занятий, работу в научных кружках, студенческих объединениях; участие в предметных олимпиадах, профессиональных конкурсах различного уровня, общественной, культурно-массовой и спортивной деятельностях. Во всех начинаниях студенты познают себя, развивают способности, профессиональные умения и навыки.

Заключение. Самообразование будущего педагога является актуальной психолого-педагогической проблемой.  Когда осознается цель самообразования, меняется и характер работы, проявляются усидчивость, осмысление изучаемого и определяется жизненными планами человека.

В ходе исследования нами выделены следующие концептуальные положения формирования способностей самообразования у студентов.

  1. Применение теоретических знаний на практике является основой закрепления знаний, умений и навыков планирования, прогнозирования образовательного процесса, применения методов обучения, воспитания и развития.
  2. Формирование навыков исследовательской деятельности способствует развитию творчества, самостоятельности, умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Каждый студент не только получает возможность пополнить и конкретизировать свои знания, но и учится реализовывать свои потенциальные способности.
  3. Положительная мотивация к самообразованию повышает уровень познавательной активности и благотворно влияет на овладение способами учебно-познавательной деятельности.
  4. Развитие способности к рефлексии у будущих педагогов позволит им анализировать и оценивать в целом свою деятельность, достижения и ошибки, научит ставить педагогические цели, задачи и принимать решения.