Актуальность самообразования как психолого-педагогическая проблема определяется требованиями, предъявляемыми к учителям современным обществом. Обществу нужны учителя, умеющие реализовать свой внутренний потенциал и способные быть активными участниками образовательного процесса. По нашему мнению, выпускник педагогического института должен стремиться действовать в интересах общества и быть способным внести свой вклад в развитие образования.
В связи с реализацией профессионального стандарта педагога в области образования совершенствуются и реализуются новые виды деятельности. Поэтому современному педагогу необходимо постоянно повышать профессиональный уровень, что приведет к личностному росту и развитию профессиональных компетентностей. Мы рассматриваем личность будущего педагога в образовательном процессе вуза как ключевое звено, так как от его отношения к педагогической деятельности и личностных качеств будут зависеть обучение, развитие и воспитание подрастающего поколения.
В нормативных документах системы образования говорится, что «приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирования компетенций определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и выполнять работу по конкретным видам профессии и специальности». В профессиональном образовании в процессе подготовки будущих педагогов обращается внимание на возможности личности обучающегося, а именно на развитие в себе способности к самообразованию.
Теоретическую основу рассматриваемой проблемы составили научные труды ученых по таким аспектам, как:
– подготовка будущих педагогов (П.П. Блонский, А. Дистервег, Я.А. Коменский, A.C. Макаренко, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др.);
– научно-методологические аспекты самообразования (В.И. Андреев, Г.С. Закиров, И.И. Колбаско, Л.С. Колесник, Б.Ф. Райский, И.А. Редковец и др.);
– вопросы развития у обучающихся навыков самообразования (А.М. Арсеньев, Е.Я. Голант, Б.П. Есипов, Н.Д. Иванова и др.);
– психолого-педагогические основы формирования готовности к самообразованию (Л.С. Выготский, И.Я. Лернер, В.А. Крутецкий, Г.Н. Сериков, Б.П. Есипов, П.И. Пидкасистий, А.Я. Айзенберг, Т.И. Шамова и др.);
– идеи теории и практики профессионального образования (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.Е. Седова, С.Б. Елканов, С.М. Годник и др.).
Так, Н.А. Рубакин внес значительный вклад в развитие теории самообразования. В его трудах разработаны теоретические основы самообразования и методов самостоятельного усвоения знаний. По его мнению, «…высшей формой воспитания является самовоспитание, а высшей формой образования – самообразование».
В.Б. Бондаревский утверждает, что «…самообразование тесно связано с познавательными интересами учащихся. Создание условий для формирования глубокого и устойчивого общего интереса, повышенной избирательной направленности в отдельной области знаний будет активизировать процесс самообразования и самовоспитания» [1].
В работе Л.П. Вишневской самообразование понимается «как деятельность личности, направленная на достижение внутренних целей по образованию, развитию и профессиональной подготовке в соответствии с требованиями и ценностями общества, которая включает способы усвоения социально значимого опыта, процесс и результат последующего движения к саморазвитию и самореализации» [2].
Опираясь на данные утверждения, мы полагаем, что «сформированность навыков самообразования определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждой личности, а также мониторинга своей профессиональной деятельности. Самообразование – это понятие индивидуальное и определяется жизненными установками человека» [3]. Когда личность понимает необходимость формирования способностей к самообразованию, в ее действиях появляются познавательная активность, заинтересованность и мотив, отвечающие современным запросам и стремлениям человека, которые способствуют становлению личности.
Цель исследования заключается в выявлении уровня сформированности способностей к самообразованию будущих педагогов.
Материал и методы исследования. В исследовании использованы комплекс педагогических методов (наблюдение, беседа, диспуты, круглый стол) и тест В.И. Андреева «Определение уровня оценки способностей к самообразованию».
Результаты исследования и их обсуждение. Изучение уровня проведено в педагогическом институте ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова». В данном исследовании приняли участие более 80 студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров: 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование».
Проведенное исследование состояло из двух этапов: начальный (1-й курс, 1-й семестр), контрольный (4-й курс, 8-й семестр) (табл. 1).
Таблица 1
Результаты начального и контрольного этапов
Этапы |
Уровни |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Начальный этап |
Высокий |
51,9% (27 студентов) |
56,7% (21 студент) |
Средний |
34,6% (18 студентов) |
35,2% (13 студентов) |
|
Низкий |
13,5% (7 студентов) |
8,1% (3 студента) |
|
Контрольный этап |
Высокий |
57,6% (30 студентов) |
78,4% (29 студентов) |
Средний |
34,6% (18 студентов) |
8,9% (7 студентов) |
|
Низкий |
7,8% (4 студента) |
2,7% (1 студент) |
Как видно из таблицы 1, на начальном этапе исследования в обеих группах уровень сформированности оценки способностей к самообразованию был недостаточно высоким. По ходу проведенной работы в контрольной группе он увеличился на 5,7%, в экспериментальной группе – на 21,7%. Это говорит о том, что в экспериментальной группе с помощью проведенных мероприятий студенты осознали значимость самоорганизации и самообразования в педагогической деятельности, овладели навыками тайм-менеджмента, у них повысились мотивация, активная позиция в самообразовании.
Студенты испытывают определенные затруднения при выполнении самостоятельной работы, у них недостаточно развиты познавательная активность, заинтересованность в познании, обогащении себя разносторонними знаниями, повысилась мотивация, активная позиция в самообразовании, что указывает на средний уровень по исследованию.
Низкий уровень отмечается у тех студентов, которые не заинтересованы в учебе и равнодушны к происходящему, не понимают важности самообразования для педагогической деятельности, не умеют использовать теоретические знания в практической деятельности. Это может быть связано с тем, что выбор профессии был неосознанным либо навязанным со стороны.
Мы полагаем, что в подготовке к профессиональной деятельности будущих педагогов учебные заведения формируют личность, осознающую значимость профессии педагога в обществе, способную к самообразованию и самосовершенствованию во всем периоде профессионально-трудовой деятельности.
Анализ и обобщение полученных результатов позволяют определить качества личности будущего педагога и выделить этапы формирования способностей к самообразованию.
- Этап формирования первичных профессиональных знаний и умений (1–2-й курс).
- Этап развития профессиональных навыков (3–4-й курс).
- Этап готовности к будущей профессиональной деятельности (4-й курс).
На этапе формирования первичных профессиональных знаний и умений педагога происходят процессы адаптации к требованиям учебной деятельности и самоопределения в ней у студентов 1–2-го курсов. На данном этапе возникает и развивается потребность в получении теоретических знаний, где основным условием является путь к самоорганизации и самообразованию. Реализация образовательных программ ориентирована на развитие профессиональных навыков по видам деятельности, которыми студент должен овладеть по окончании вуза.
На этом этапе обращаем внимание на научно-исследовательский и практический (профессиональный) виды деятельности. Исследовательская деятельность заключается в умении находить полезную информацию, ситуативные решения и использовать их на практике. В практической деятельности студент знакомится с содержанием и спецификой будущей профессии.
Этап развития профессиональных навыков (3–4-й курс) предполагает развитие у студентов волевых качеств и умения рефлексировать собственные действия. Студенты учатся находить индивидуальные затруднения в учебном и практическом действии, выявлять причину затруднений и планировать дальнейшие действия. На данном этапе студент учится быть «свободной» личностью, приспосабливаться к новым жизненным условиям, придерживаться активной жизненной позиции. Условием успешного овладения предметными, психолого-педагогическими, методическими знаниями являются характерные свойства способности.
В понятии «способность» мы видим индивидуальность личности, качественно выполняющей или осуществляющей учебную, научную, проектную, методическую деятельности.
По мнению С.Д. Якушевой, будущий педагог «усваивает специальные способности: конструктивные, организаторские, коммуникативные. Конструктивные способности – проявляются в желании и умении развивать личность студента, отбирать и композиционно строить учебно-воспитательный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Организаторские способности проявляются в умении включать студентов в различные виды деятельности и эффективно воздействовать на каждую личность. Коммуникативные способности проявляются в умении устанавливать правильные взаимоотношения с обучающимися, чувствовать настроение всего коллектива, понять каждого студента» [4].
Этап готовности к будущей профессиональной деятельности (4-й курс) – это открытое взаимодействие участников образовательного процесса. Этап взаимодействия основан на сотрудничестве и взаимопонимании, готовности к педагогической деятельности.
Исследователи определяют, что «готовность — это субъективное состояние личности, которое проявляется в умении самостоятельно применять на практике полученные теоретические знания».
Так, в исследовании Р.Д. Санжаевой мы находим, что «готовность имеет два типа подходов — готовность как состояние и как качество личности». Автор считает, что «готовность к решению определенной задачи предполагает актуальную потребность либо социальную необходимость, и в некоторых случаях для решения задачи создается возможность их взаимного дополнения и произвольного использования [5].
При анализе научно-теоретической литературы по проблемам данного исследования можно выделить два вида «готовности: социально-психологическую и профессиональную. Социально-психологическая готовность представляет собой проявление эмоционального и осознанного отражения профессиональной деятельности. Готовность к профессиональной деятельности рассматривается активностью будущего педагога к целенаправленной деятельности и основывается на усвоении знаний, конкретных умений. Профессиональная готовность является субъективным состоянием личности, считающей себя способной к выполнению выбранной профессиональной деятельности».
Профессиональная готовность характеризуется активностью будущего педагога в деятельности, направленной на выполнение конкретных педагогических задач, функциональных обязанностей, установление отношений между коллегами, обучающимися.
Все этапы тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. В формировании способностей к самообразованию преподаватель сам выбирает формы, методы и приемы, учитывая особенности контингента студентов. Он занимает позицию наставника, направляющего деятельность обучающихся, готового помочь и поддержать в раскрытии индивидуальных способностей личности.
В свою очередь при эффективном взаимодействии субъектов образовательного процесса обучающийся учится познавать новое, приобретать первичные профессиональные навыки и умения, стремится реализовать полностью свои внутренние резервы, которые станут прочной основой в организации дальнейшей профессионально-педагогической деятельности.
Из сказанного в формировании способностей к самообразованию у будущих педагогов нами систематизированы принципы, которые в целом отражают согласование совместных решений и действий, умения общаться и проявлять свои способности.
- Принцип сотворчества – умение принимать командное решение в определении целей и задач, установке доверительного отношения, взаимопомощи и взаимоподдержке.
- Принцип самоорганизации – работа над собой, умение организовывать свою деятельность, владение навыками самоконтроля и самопроверки.
- Принцип открытости – умение применять полученные знания на практике, осваивать новые достижения и факты педагогической науки.
- Принцип сотрудничества – владение коммуникативными навыками, умение устанавливать связи с другими субъектами образовательного процесса, работа в единстве обучения и воспитания.
Исходя из полученных результатов мы приходим к выводу, что формирование способностей к самообразованию начинается с включения студентов в активную учебно-познавательную деятельность образовательного процесса, который содержит в себе, помимо учебных занятий, работу в научных кружках, студенческих объединениях; участие в предметных олимпиадах, профессиональных конкурсах различного уровня, общественной, культурно-массовой и спортивной деятельностях. Во всех начинаниях студенты познают себя, развивают способности, профессиональные умения и навыки.
Заключение. Самообразование будущего педагога является актуальной психолого-педагогической проблемой. Когда осознается цель самообразования, меняется и характер работы, проявляются усидчивость, осмысление изучаемого и определяется жизненными планами человека.
В ходе исследования нами выделены следующие концептуальные положения формирования способностей самообразования у студентов.
- Применение теоретических знаний на практике является основой закрепления знаний, умений и навыков планирования, прогнозирования образовательного процесса, применения методов обучения, воспитания и развития.
- Формирование навыков исследовательской деятельности способствует развитию творчества, самостоятельности, умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Каждый студент не только получает возможность пополнить и конкретизировать свои знания, но и учится реализовывать свои потенциальные способности.
- Положительная мотивация к самообразованию повышает уровень познавательной активности и благотворно влияет на овладение способами учебно-познавательной деятельности.
- Развитие способности к рефлексии у будущих педагогов позволит им анализировать и оценивать в целом свою деятельность, достижения и ошибки, научит ставить педагогические цели, задачи и принимать решения.