Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS ON CLASSES IN HISTORY

Kraynov G.N. 1
1 Russian university of transport (MIIT)
In article the object to analyse and show the main forms and methods of patriotic education of students on classes in history used by the author is set. Relevance of this subject is caused by need of strengthening of methodical work and distribution of experience of patriotic education of students of higher education institutions. The subject matter "History" plays an important role in patriotic education of students and enters the Federal component, is obligatory to studying for all specialties. Novelty of article consists that the author offers the technique, forms and methods of patriotic education of students on classes in history. Use technique on classes in history of the following forms and methods of patriotic education of students is shown: visual sources, historical documents and materials, use of filmstrips, writing the paper (essay), local history work, the invitation of veterans, interesting people, game forms of work, debates, round tables, etc. is also sewn up. The author comes to a conclusion that it is impossible to separate study from education, and education from study. Civil patriotism isn't limited to contemplation, simply love for the country, it is always active, words in it are supplemented with concrete affairs on advantage of the Fatherland. The applied importance of article consists that its results, conclusions it is possible to use in practice of work of teachers of higher education institutions, teachers of schools, employees of management of education.
patriotism
Fatherland
homeland
student
higher education institution
history
study
forms and methods of patriotic work

После распада СССР в 1991 г. в новой России начались непродуманные либеральные реформы, в том числе в системе образования. С началом перехода к рыночным отношениям методом «шоковой терапии» многие учебные заведения оказались в состоянии кризиса. Воспитательная компонента образования была отброшена на задний план, образование стали предлагать как услугу на рынке. В тех условиях 1990-х годов о патриотическом воспитании просто забыли.

Патриотизм и гражданственность как базовые конструкции национального сознания российских граждан и составляющие государственной политики стали вновь актуальными в принятой в 2003 г. Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, в документах совещания в г. Краснодаре в октябре 2012 г. представителей российской власти и общественности по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи. Президент РФ В. Путин подписал Указ о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания, при Администрации Президента было создано Управление по общественным проектам. В январе 2016 г. была принята Государственная программа патриотического воспитания граждан на 2016–2020 гг. В. Путин назвал патриотизм национальной идеей России [1]. Сегодня воспитание вернулось в систему образования.

В данной статье, исходя из нашего педагогического опыта, мы попытаемся проанализировать и показать основные формы и методы патриотического воспитания студентов на занятиях по истории. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью усиления методической работы и распространения опыта патриотического воспитания студентов вузов.

Материал и методы исследования. Теоретическому осмыслению понятия, сути патриотизма помогают труды А.С. Пушкина, А.С. Хомякова, К.С. Аксакова, П.Я. Чаадаева, Н.Г. Чернышевского, И.А. Герцена, Н.А. Добролюбова, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, B.C. Соловьева, И.А. Ильина, А.Ф. Лосева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.Б. Струве, Д.С. Лихачева и др. [2].

Патриотизм, как нравственный, политический принцип и социальное чувство, охватывает сложный комплекс общественного и политического сознания: знания, чувства, ценностные ориентации, убеждения, коллективные и индивидуальные установки и поведение, действия. Как сказал русский и советский писатель А.Н. Толстой: «Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше… Это – сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастливых дней» [3].

Педагог-новатор В.А. Сухомлинский в своих книгах «Сердце отдаю детям», «100 советов учителю» пишет, что воспитание человека – гражданина и патриота надо начинать в семье с формирования у детей любви к родной природе, родному краю, родному слову, своим родителям, старшим, героическим делам наших соотечественников. Считаем, что дальнейшее воспитание гражданина и патриота идет в процессе учебы в школе, вузе, работы в коллективе, под влиянием окружающей действительности [4].

Основополагающие принципы историзма, диалектики дают возможность изучить феномен патриотизма в единстве и многообразии его проявлений в истории России. Сочетание формационного и цивилизационного подходов к анализу проблем формирования патриотического сознания, метод сравнительного анализа помогли реконструировать систему патриотических ценностей студентов вузов.

Эмпирические методы исследования феномена патриотизма на занятиях по истории включали: наблюдение, индивидуальные беседы с преподавателями истории и студентами, опрос, анкетирование, анализ продуктов деятельности студентов в образовательном процессе (рефераты, эссе, самостоятельная краеведческая работа, встреча с ветеранами войны и труда, участие в конференциях, творческих проектах и др.).

Результаты исследования и их обсуждение. В патриотическом воспитании студентов вузов важнейшую роль играет учебная дисциплина «История», которая входит в Федеральный компонент и является обязательной к изучению для всех студентов всех специальностей.

Любовь к своей Родине, своему народу, его культуре, обычаям и традициям базируется на верном, правдивом и объективном представлении об их истории. Уже на первых занятиях надо постараться заложить интерес студентов к истории не просто как к науке и учебной дисциплине, а как к всепроникающему и окружающему началу, которое вокруг нас. Показать, что история – рядом и вокруг нас, в домах, в которых мы живем, названиях улиц, площадей, городов, в предметах быта, в людях, в опыте и уроках прошлого для настоящего и будущего.

На первом же занятии предлагаю студентам задуматься и поразмышлять над такими выражениями: «Кто не знает истории, тому суждено пережить ее вновь», «История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого» (В.О. Ключевский), «Не знать, что было до того, как ты родился, значит навсегда остаться ребенком» (Цицерон), «Глядя в историю, как в зеркало, я стараюсь изменить к лучшему свою собственную жизнь и устроить ее по примеру тех, о чьих доблестях рассказываю» (Плутарх), «Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского языков, можно не знать тысячи наук, а все таки быть образованным человеком, но не любить истории может только человек совершенно неразвитый умственно» (Н.Г. Чернышевский) и др. [5].

На занятиях по истории можно использовать следующие формы и методы работы по патриотическому воспитанию студентов:

  1. Визуальные источники это картины, рисунки, фотографии, карты событий, презентации и т.д., которые создают зрительный образ и являются основой изучения материала, дают студентам новые исторические знания. Наряду с этим они выполняют функции актуализации знаний, иллюстрации нового материала, формируют эмоциональный, воспитательный элемент процесса обучения.

Когда преподаватель привлекает студентов к выступлениям с докладами с презентацией, организации компьютерных мини-музеев, виртуальных экскурсий и т.д., к подбору географических карт, графических изображений при изучении конкретной исторической темы, он не только способствует развитию предметной компетентности, но и формирует социально значимые умения и навыки, развивает творческие способности студента, создает для студентов ситуацию успеха.

Важное значение при этом имеет подбор источника, он должен быть доступным и ярким по содержанию, эмоциональным, соответствовать поставленной цели, проблемному вопросу. В этой работе не обойтись без компьютера, Интернета.

  1. Исторические документы и материалы: указы, законы, приказы, акты, договоры, исторические повести, былины, сказания и т.д., которые переносят нас в ту историческую эпоху, когда они писались и принимались.

Исторические документы и материалы являются базой для развития познавательной активности студентов, передачи исторической памяти и информации от поколения к поколению. Их педагогическое воздействие реализуется не только содержанием, но и стилем изложения, эмоциональным характером. Внимательное прочтение и анализ документов и материалов учит студентов самостоятельно мыслить, рассуждать, выделять особенности той или иной исторической эпохи, личности. В то же время самостоятельная работа с документами и материалами требует от студентов критического осмысления информации, формирования навыков и умений исследовательской деятельности, творческого поиска и сопоставления данных с другими источниками. Все это не может не усиливать учебно-воспитательную функцию истории в условиях информационной войны и фальсификаций острых проблем истории России [6].

К примеру, обращаясь к тексту древнейший летописи «Повесть временных лет», студенты знакомятся с легендой о призвании варягов, узнают «откуда есть пошла русьская земля», какие племена жили на территории нашей страны, высказывают свое мнение по отношению к норманнской и антинорманнской теории происхождения древнерусского государства. Как патриот, автор летописи пишет с любовью и гордостью о своей родной земле, о правителях и борцах за единство и независимость Руси, при этом осуждает междоусобицы и распри между славянскими племенами.

Идея патриотизма, единства и независимости Руси, служения ее общим интересам заложена и в произведении «Слово о полку Игореве». Единая Русь видится автором «Слова» в союзнических отношениях всех русских племен, князей на основе их доброй воли и договоренности. Говоря о Древней Руси, Д.С. Лихачёв отмечал, что в период написания «Слова о полку Игореве» «сформировалось представление о единстве мира, о единстве человека и его истории, сочетавшееся с глубоким патриотизмом, – патриотизмом, лишённым чувства национальной исключительности» [7].

В конце XV в. митрополит Зосима высказал идею, а в начале XVI в. старец псковского Спасо-Елиазарова монастыря Филофей сформулировал патриотическую концепцию «Москва – третий Рим». Эта теория сознательно возвышает московского государя до наследника римских цезарей и оплота всего христианского мира. Говоря о Москве как о мировом центре христианства, автор теории пишет: «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать». Имеется в виду, что «первый Рим» – настоящий, центр Римской империи, «второй Рим» - Константинополь, центр Византийской империи, который пал под ударами турок в 1453 г.

Примерно в это же время митрополит Спиридон-Савва дополнил концепцию Филофея «Сказанием о князьях Владимирских», согласно которому московские правители объявлялись через Рюрика потомками Пруса, родственника Римского цезаря Августа. Тем самым родословная московских правителей исторически возвеличивалась и связывалась с римским Августом-кесарем.

В последующем патриотическая идея приобретает конкретные политические очертания, становится тождественным служению великому князю, а затем – царю. Особенно эта тенденция ярко проявилась при Иване Грозном во второй половине XVI в., когда измена правителю стала расцениваться как измена Отечеству. В связи с этим весьма интересна переписка царя с бывшим своим соратником князем А. Курбским, сбежавшим на сторону врага. В этой переписке отчетливо прослеживается разница прежнего, удельного, и нового, государственного патриотизма. Бывший боярин царя Ивана Грозного в своих письмах продолжает считать себя вольным человеком, который сам способен выбирать Отечество и служить тому государю, который его устраивает. Но царь Иван IV, напротив, подчёркивает, что Российскому государству и русскому царю нельзя изменять, их следует любить и защищать [8].

В Смутное время в начале XVII в. символом Отечества в условиях польско-шведской интервенции и отсутствия законного правителя стала православная христианская вера. Одними из главных патриотических призывов, звучащих в тот период, были призывы постоять за православную веру и за Отечество. Польза каждого человека Отечеству и участие в жизни страны, прежде всего, расценивались с точки зрения его пользы православному государству. В документах того времени синонимом слова «патриот» стало выражение: человек «доброхотящий Российскому царству», а сторонники интервентов именовались «изменниками всему нашему великому царству». В обновленной концепции «Москва – третий Рим» доказывалась прямая связь и преемственность новой династии Романовых с династией Рюриковичей, а через них с Римским императором Августом [9].

В начале XVIII в. при Петре I термин «патриот» получил распространение и начал использоваться официально. Вице-канцлер барон П.П. Шафиров в своем труде о Северной войне применил слово «патриот» со значением «сын Отечества». В петровское время патриотизм приобрел характер государственной идеологии, главным девизом которой стала формула «Бог, Царь и Отечество». В 1709 г., напутствуя воинов перед Полтавской битвой, Петр I подчеркивал, что сражаются они за государство Российское, свой род и православную веру. Все законы, указы, документы Петровской эпохи (например, «Артикул воинский», «Устав ратных и пушечных дел» и «Морской устав») были пронизаны духом патриотизма. На первое место ставится патриотическая идея служения правителя и его подданных во имя «общего блага» Отечества. Однако, как мы уже писали, власть доминировала над обществом и оставалась в дальнейшем в рамках «догоняющих» реформ [10].  

  1. Технологический приём «вживание в образ», когда студент по заданию и методической помощи преподавателя старается поставить себя на место того или иного героя, персонажа исторического события. Например, можно написать письмо другу в XVIII в., соблюдая принятые в то время стиль и термины, понятия. А на практическом занятии эти письма зачитать, можно даже устроить небольшую историческую сценку.

Также можно «вжиться в образ» методом ролевой игры, постановки исторической пьесы, реконструкции событий и т.д.

  1. Использование кинофрагментов, когда во время занятия показывается наиболее яркий фрагмент исторического события, отраженный в кинофильме. Эта форма проведения занятия нравится студентам и оказывает большое воспитательное воздействие.

Для знакомства с историческими личностями можно использовать такой прием, как озвучивание кадров «немого кино». При этом студенты предварительно изучают данную тему самостоятельно. Когда просматриваются кадры фильма, в наиболее эмоциональном, значимом по сюжету отрывке фильма выключается звук. Дальше студенты должны представить и воспроизвести те слова, которые говорят герои фильма. Это дает возможность эмоционально представить характер и ситуацию, в которой оказался данный герой, сопереживать с ним происходящее.

Кинофрагменты с успехом можно использовать на лекционных занятиях, когда для освещения отдельных событий включаются фрагменты из документальных и художественных фильмов.

  1. Написание и защита реферата (эссе), когда студент выбирает конкретную тему, всесторонне изучает ее и пишет исследовательскую работу, а затем защищает с использованием презентации. В последующем с этой темой студент может выступать на конференциях, участвовать в студенческих конкурсах научных работ и др. Такой вид работы оставляет у студентов наиболее сильное впечатление. Например, по теме «Мир и СССР в годы Второй мировой войны» студент может принять участие и в краеведческой работе, собирая материалы о героях, ветеранах войны, своих родственниках, земляках. Студенты стремятся осмыслить события войны, подвиг советского солдата, поставить себя на место молодого человека, который сразу после школы или со студенческой скамьи добровольно ушел на фронт.
  2. Краеведческая работа, приглашение ветеранов, интересных людей. Заинтересованным студентам даются конкретные задания по сбору материалов о вузе, известных преподавателях, ветеранах войны и труда. На основе собранных материалов выпускаются стенгазеты, публикуются статьи в вузовской газете, сборниках материалов. Например, студенты Российского университета транспорта принимали участие в сборе материалов для сборника «МИИТ в годы Великой Отечественной войны».

Традиционно 9 мая к Дню Победы проводим студенческую научно-практическую конференцию с приглашением ветеранов войны и труда. Вначале выступает ветеран с воспоминаниями, напутствиями, затем студенты выступают со своими докладами с презентацией. Такая форма патриотической работы имеет огромное воспитательное значение [11].

Также традиционно все студенты первого курса посещают музей истории университета, этому посвящается отдельное занятие. Студенты знакомятся с основными этапами истории вуза, знаменательными событиями и известными учеными, преподавателями, студентами, берут пример с них в своей учебе. Преподаватели также содействуют студентам в организации экскурсий в музеи, выставки, театры г. Москвы и Московской области.

  1. Игровые формы работы, диспуты, круглые столы и др.эти формы в проведении занятий можно с успехом использовать в патриотическом воспитании студентов. Например, студентам нравится такой вид работы, как составление и решение кроссвордов на различные исторические темы и персоналии. Такое задание дается после рассмотрения конкретной темы в виде внеаудиторной самостоятельной работы студента с последующим разбором этого задания на практическом занятии.

Популярны диспуты, круглые столы на различные актуальные темы истории и современности. Например, мы со студентами с большим интересом провели вначале диспут на тему «Опричнина Ивана Грозного и политика репрессий Сталина: общее и особенное», а затем на круглом столе выявили исторические опыт и уроки из тех событий для современности.

Результаты социологических исследований показывают тенденцию роста интереса молодых людей к интерактивным формам познания, к объективным и правдивым трактовкам исторических событий, они больше хотят быть информированными реалистами, чем оптимистами или пессимистами, в понимании действительности [12].  

Выводы. Таким образом, практика педагогической работы показывает, что нельзя отделить учебу от воспитания, а воспитание от учебы. Учебная дисциплина «История» играет важнейшую роль в патриотическом воспитании студентов. Чем глубже знания молодого человека об истории своей страны, о великих политических деятелях, великих подвигах ее народа, о том, какими тяжелыми событиями и неимоверными усилиями наши предки отстаивали и защищали Родину, строили и развивали страну, тем сильнее и крепче будет чувство патриотизма в душе и сознании молодого человека.