Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE CADETS’ RESEARCH ACTIVITY WITHIN FOREIGN LANGUAGE EDUCATION AT THE MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Rapakova T.B. 1
1 Perm Military Institute of the National Forces of the Russian Federation Guard
The article discusses research activity as a fundamental type of activity that provides theoretical and practical training for the trainees of the military higher education institution. The focus on the formation and development of research competences is justified by the relevance of research orientation, analysis of the reference documents’ provisions, FSES of higher education, relevant curricula, scientific and pedagogical literature. Special attention is paid to the development opportunities of the cadets’ research activity of the military higher education institution when teaching a foreign language. The rationalization of the foreign language teaching process is stipulated by an attempt to eliminate shortcomings and is oriented to organization of the conditions for preparing a cadet to carry out scientific activities that promote self-actualization, self-development, and self-determination of a trainee. The humanization and informatization of the research process are defined as the key modification vector. The basic features of research activity are identified. Their correspondence with the competences, determined by the FSES of higher education 3 ++ as the basis, suggests that research activity forms a number of universal and general professional competences. The generating and metasubject character of research activity is noted. The situational mobility of research activity is proposed as the factor of the competence approach realization. An effective method of trainees' thinking enhancing is the realization of research problem-solving tasks, also the stages of their solution have been demonstrated. The range of applied research forms of work when teaching a foreign language is limited. Justification of the study relevance and practicability of a model introducing for a methodical system of teaching the organization and conduct of this type of activity is confirmed by the results of experimental work, the developing capabilities of Foreign Language discipline while organizing the cadets’ research activity.
research activity
foreign language
competences
research problem-solving task
cadets of the military higher education institution

В настоящее время высшие учебные заведения находятся в динамичном поиске способов повышения качества образования, одним из которых является активизация исследовательской деятельности обучающихся. Военные вузы также ориентированы на формирование и развитие исследовательских компетенций курсантов, поскольку именно исследовательская деятельность синтезирует в себе основы как теоретической, так и практической подготовки. Актуальность исследовательской направленности военных вузов обусловлена кардинальной реструктуризацией экономических структур, социальных отношений, деловых и межличностных связей, предъявляющих повышенные требования к личности будущего военного специалиста [1, с. 90]. Как отмечают исследователи (Т.Е. Вавилова [2], О.Г. Добровольский [1], И.А. Зимняя [3] и др.), преобладающее значение для исследовательской деятельности имеют саморазвитие и творческая активность обучающихся, способных в дальнейшем к самостоятельному выполнению требований будущей специализации в сфере научных достижений.

Целью исследования является изучение возможностей организации исследовательской деятельности курсантов военного вуза при обучении иностранному языку.

Материал и методы исследования. Исследование основано на анализе актуальной научно-педагогической литературы, нормативных документов, ФГОС ВО и учебных программ, определяющих требования к организации, осуществлению и результатам исследовательской деятельности обучающихся, а также опирается на совокупность следующих методов: теоретических – анализ, изучение, систематизация научных данных по вопросу исследования, моделирование учебного процесса военного вуза, обобщение полученных результатов; эмпирических – изучение деятельности курсантов, анализ нормативных документов, анкетирование, наблюдение; экспериментальных – педагогический эксперимент.

Результаты исследования и их обсуждение. На основе анализа теоретических работ по проблемам организации исследовательской деятельности (И.А. Зимней [3], Е.Г. Костенко [4], Т.С. Серовой [5], Д.С. Терехиной [6] и др.), а также с учетом опыта собственной преподавательской деятельности в военном вузе на базе Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации мы приходим к убеждению, что проблема организации и осуществления исследовательской деятельности нуждается в разработке теоретических обоснований и методических технологий реализации данного вида деятельности.

Изучение сущности и специфики исследовательской деятельности курсантов военного вуза наводит нас на мысль о том, что современный уровень развития высшего профессионального образования придает исследовательской деятельности не свойственный ей прежде статус. Это, в частности, заключается в том, что осуществление исследовательской деятельности предусматривает аккумуляцию опыта обучающихся в развитии познавательных интересов, опыта применения методов познания (включая меж- и метапредметные связи), опыта интеллектуального творчества, предусматривающего самодиагностику мыслительного инструментария познавательной деятельности [4, с. 53].

Генерирующий и метапредметный характер исследовательской деятельности подтверждается наблюдениями М.А. Холодной, которая отмечает развитие интеллектуальной активности обучающегося в ходе выполнения исследовательской деятельности. Автор акцентирует внимание на когнитивном опыте (способы кодирования информации, понятийно-психические структуры), метакогнитивном опыте (метакогнитивная осведомленность, открытая познавательная позиция, интеллектуальный контроль), интенциональном опыте (убеждения, умонастроения), интеллектуальных способностях (познавательные стили) [7, с. 109]. Если в учебной деятельности интеллектуальное развитие осуществляется посредством повторного решения однотипных учебных задач, то при метапредметном подходе решение новых задач требует от субъекта обучения ситуационной мобильности, активизирующей рефлексивно-оценочные механизмы деятельности обучающегося. Ситуационная мобильность особо важна для исследовательской деятельности курсантов, поскольку она представляет собой фактор реализации компетентностного подхода в образовании, при котором компетенция обозначена мерой образовательного успеха в процессе решения определенных профессиональных ситуативных задач [4, с. 54–55].

Ссылаясь на работы И.А. Зимней, при определении цели исследовательской деятельности в основу мы закладываем содержание понятий «учебно-исследовательская», «исследовательская под руководством», «самостоятельная научно-исследовательская» и собственно «научная» деятельность [3, с. 12]. В первую очередь мы ориентируемся на учебно-исследовательскую деятельность, основной целью которой выступает обучение основам исследовательской деятельности (т.е. освоение заданных объемов исследовательских действий под руководством и контролем преподавателя), а также на исследовательскую деятельность под руководством, предполагающую обучение использованию освоенных исследовательских действий для решения разработанных преподавателем задач под его непосредственным контролем [3, с. 12–13]. Определяя понятие «деятельность», мы используем устоявшееся в отечественной теории понятие деятельности А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, согласно которому она является активным, целенаправленным процессом, имеющим свое предметное, психологическое содержание (т.е. предмет, средства, способы, результат) и структуру (состав которой представлен действиями и операциями). Посредством действий осуществляется деятельность. В этой связи большое значение приобретает повторное выполнение действий, которое доводит их до уровня операций. Присвоение знаний, овладение соответствующими умениями и навыками приводит к устойчивому развитию компетенций, т.е. относительно нашего исследования – к способности выполнения исследовательской деятельности на основе приобретенных знаний, навыков и умений.

Рассматривая учебно-исследовательскую деятельность как своеобразный результат определенной учебной ситуации, Е.Г. Костенко, Е.В. Мирзоева, В.В. Лысенко особое значение отводят условиям формирования индивидуального когнитивного стиля, отмеченного процессом синтезирования личностных качеств обучающегося, предоставляющим возможность рефлексии мыслительных процедур исследования, совершенствования когнитивных механизмов познания [4, с. 48–49]. Одним из центральных условий, по мнению авторов, является внедрение метапредметного обучения в школах, в рамках которого прививается исследовательская культура познания, обеспечивающая индивидуализацию образовательного процесса. Результатом данного нововведения становятся выпускники школ, имеющие должный опыт осуществления исследовательской деятельности. Как показывает практика, несмотря на требования стандартов и нормативных предписаний, наблюдается неготовность абитуриентов к самостоятельной исследовательской деятельности, что, безусловно, нуждается в расширении соответствующего опыта [4, с. 48–52].

Проведенный нами опрос курсантов первого года обучения, посвященный выявлению опыта исследовательской деятельности в целом и применения иностранного языка в научной деятельности в частности, также свидетельствует о низком уровне реализации исследовательской деятельности обучающихся, работы по анализу и интерпретации иноязычной научной информации. Однако при обсуждении роли иностранного языка и его влияния на качество создаваемого научного продукта обучающиеся практически единогласно подтверждают высокую степень целесообразности, необходимости и соответствия требованиям современной подготовки военного специалиста. Так, например, уровень заинтересованности обучающихся во вступлении в военно-научное общество курсантов (далее – ВНОК), осуществления научных проектов под руководством преподавателей кафедры иностранных языков значительно возрос после проведения беседы с учащимися о возможностях и перспективах развития последующей совместной научной деятельности с преподавателем-руководителем (рис. 1).

Рис. 1. Данные опроса курсантов первого курса ПВИ ВНГ РФ

Необходимость рационализации процесса обучения иностранному языку в военном вузе обусловливается стремлением преодолеть имеющиеся недостатки с ориентиром на создание условий подготовки курсанта к ведению научной деятельности, способствующих самоактуализации деятельности обучающегося, саморазвитию, личностному самоопределению. Одним из ведущих векторов преобразований следует предусмотреть гуманитаризацию и информатизацию процесса исследовательской деятельности обучающихся. Смежность гуманитарного образования с профессиональным обеспечивает подготовку курсантов, с легкостью адаптирующихся в сфере профессиональной научной деятельности, в том числе в ходе межличностной и межкультурной иноязычной коммуникации. Недостаток гуманитарных знаний и соответствующих коммуникативных и перцептивных умений и навыков ограничивает деятельность военного, становится тормозом в решении его профессиональных задач [8]. Владение иностранным языком военнослужащим сегодня проецируется в качестве конечного результата изучения дисциплины «Иностранный язык» в высшем военном учебном заведении.

Как известно, иностранный язык является не только средством общения, но и средством получения, обновления и накопления информации. В связи с этим организация исследовательской деятельности при обучении иностранному языку не только способствует более глубокому овладению им, но и обеспечивает формирование существенных компетенций для профессионализации будущих офицеров. Среди возможных форм работы следует назвать анализ иноязычной литературы по специальности, отражение полученных данных при обмене письменной информацией (написание рефератов, научных статей, докладов, тезисов, аннотаций для участия в научных международных конференциях).

Рассматривая исследовательскую деятельность при обучении иностранному языку, считаем целесообразным обозначить признаки данного вида деятельности. Основываясь на данных, полученных Д.С. Терехиной [6], а также принимая во внимание собственные результаты исследования, мы относим к ключевым признакам исследовательской деятельности следующие: целеположенность, предметность, сознательность, когнитивность, субъектность деятельности, взаимодействие субъекта и объекта, социальность, творчество, мотивационно-деятельностный компонент, эмотивный компонент, логико-психологический компонент, результативность. Указанные признаки, характеризующие исследовательскую деятельность курсантов, соотносятся с компетенциями, детерминированными ФГОС ВО 3++ (в том числе по направлению подготовки 11.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» и специальностям 11.05.02 «Специальные радиотехнические системы», 56.05.01 «Тыловое обеспечение») в качестве основообразующих, требующих особого внимания при формировании в процессе обучения [9–11]. Следующая схема демонстрирует наиболее значимые из универсальных и общепрофессиональных компетенций (в рамках нашего исследования), сформированность которых позволит осуществлять исследовательскую деятельность на соответствующем уровне (рис. 2).

Рис. 2. Компетенции обучающихся

Преподаватель, стимулируя мыслительную сторону познания в ходе исследовательской деятельности, особое внимание уделяет приемам активизации исследовательского мышления обучающихся. Проблемный вопрос, проблемно-поисковые задания повышают интеллектуальное напряжение курсантов, способствуют познавательной рефлексии субъектов учения. Проблемная ситуация выступает в роли стимула к саморазвитию, самовоспитанию. Демонстрация разумности волевого отношения к решению поставленной задачи приводит к осознанию, что наиболее некомфортная ситуация дает больший толчок к совершению действий (по Л.С. Выготскому). Моделируя проблемные ситуации, преподаватель создает благоприятные условия для развития интеллектуально-познавательной системы курсанта нового, высшего уровня, способного к саморазвитию [12].

Исследовательские проблемные задания выполняются поэтапно. Первоначальный этап включает информационно-рецептивные и информационно-поисковые методы осуществления деятельности. Последующий этап ориентирован на повторное применение методов в аналогично созданных условиях, что позволяет сформировать у курсантов умения и навыки осуществления исследовательской деятельности, далее применить творческий подход. Этапность деятельности при выполнении исследовательского проблемного задания представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Этапы деятельности курсантов при выполнении исследовательского проблемного задания

Курсанты, выполняя проблемное задание под руководством преподавателя кафедры иностранных языков, представляют результаты исследовательского поиска в виде научных докладов с дальнейшей разработкой тезисов для защиты результатов в ходе круглого стола. По итогам защиты курсанты осуществляют доработку научного материала, представляя его в виде научной статьи, с целью публикации в сборниках научных трудов и конференций межвузовского, всероссийского и международного уровня, а также в ведомственных изданиях войск национальной гвардии (все виды работ предусмотрены планом научной работы кафедры иностранных языков ПВИ ВНГ РФ). Важной характеристикой работы с научным иноязычным текстом при его обработке и создании является междисциплинарность [5]. Учитывая специфику военной специализации, важно обращаться к научным источникам информации смежных дисциплин с целью ссылки на более авторитетные и актуальные источники. Актуализация знаний, умений, личного опыта, сбор материала, синтез новых знаний, создание научного продукта, обработка и анализ результатов исследовательской деятельности приводят к формированию компетенций, их развитию.

Изучая вопрос организации и ведения исследовательской деятельности курсантов при обучении иностранному языку, в дальнейшем мы планируем разработать методическую систему обучения организации и ведения данного вида деятельности в условиях военного вуза.

Заключение. Исследовательская деятельность курсантов при обучении иностранному языку в условиях военного вуза осуществляется и организуется с учетом ряда особенностей, требований, этапов организации и проведения. Как конструктивный вид деятельности она направлена на решение задач и требований, обозначенных в образовательных стандартах. Необходимость внедрения модели методической системы обучения организации и ведения данного вида деятельности обосновывается результатами проведенной экспериментальной работы, анализом нормативных документов, педагогической литературы. Актуальность исследования обозначена развивающими возможностями дисциплины «Иностранный язык» при организации исследовательской деятельности, целесообразностью создания и использования новых методических, развивающих систем обучения осуществлению исследовательской деятельности, недостатком разработанности технологий информационной обработки иноязычных научных текстов и интерпретации полученных результатов в материалах научных работ учащихся высших военных учебных заведений.