Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

USAGE OF PERSONALITY-ORIENTED TECHNOLOGIES IN TEACHING OF GRADUATES OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

Gabysheva T.P. 1
1 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
Currently, due to the weak preparation of students before the university, the issue of the quality of education has become topical. Low level of pre-university education and the quality of education at the university on the basis of intermediary certification are mainly among graduates of institutions of secondary vocational education. This work is devoted to the development and implementation of educational technologies in the educational process at the university, taking into account the individual characteristics of students. The aim of the work is analysis and identification of educational technologies that are optimal and effective for training graduates of institutions of secondary vocational education at the university; conducting an experimental verification of the effectiveness of innovative technologies in teaching students. Pedagogical research was conducted on the basis of the Road Faculty, NEFU. The most universal and adapted to any educational process, to any subject and students of any level of school preparation is personality-oriented technologies in teaching. The effectiveness of this technologies and their impact on the quality of education is proved by the example of the Road faculty study group, in which SVEI graduates constitutes 46% of the total contingent. The technologies and set of measures proposed in this paper provide a large percentage of the quality and total academic progress of the study group.
innovative educational technologies
personality-oriented technologies
quality of education
individual approach to training
coaching.

В связи с невыполнением контрольных цифр приема на программы бакалавров и специалистов вузы начали формировать учебные группы по существующим направлениям не только из выпускников средних школ, но также из выпускников учреждений среднего и профессионального образования (СПО). Абитуриенты, поступающие на базе среднего профессионального образования, при поступлении в вуз в качестве вступительных испытаний могут сдать внутривузовский экзамен, отличающийся по уровню сложности от профильного ЕГЭ, который является обязательным для учащихся средних школ. При формировании учебных групп не учитываются уровни довузовской подготовки учащихся, рассматривается только общий балл вступительных испытаний, что дает субъективную оценку знаний. Вследствие чего комплектуются учебные группы со студентами разных уровней школьной подготовки, при этом возникает сложность в обучении студентов данных групп программам высшего образования. Низкий уровень довузовской подготовки показывают в основном выпускники СПО, среди которых встречаются студенты с пробелами знаний начального и среднего звена школьного образования, что существенно затрудняет работу преподавателей вуза. Если выпускники СПО составляют значительную часть групп учебных подразделений вуза, появляется тенденция массового отчисления по причине академической неуспеваемости, в данном случае повышение показателей качества образования выпускников СПО является актуальным вопросом современного высшего образования.

Цель исследования: анализ и выявление образовательных технологий, оптимальных и эффективных для обучения выпускников СПО в вузе, проведение опытно-экспериментальной проверки эффективности применения инновационных технологий в обучении студентов и их влияния на качество образования.

Материал и методы исследования. Исследование проведено на базе автодорожного факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Для реализации цели данной работы использовались следующие методы исследования: методы диагностического исследования, педагогический эксперимент, методы педагогического наблюдения, интервьюирование.

Результаты исследования и их обсуждение. Рассмотрим возможные причины низких показателей выпускников СПО. Большинство учащихся поступают в СПО на базе 9 класса, где обучаются по образовательным программам СПО, в корне отличающимся от образовательных программ средних школ. Образовательные программы СПО не предусматривают программу минимум стандарта средних школ, которая предназначена для формирования фундамента школьной базы, необходимой для обучения в вузе. Если в образовательные программы СПО включены дисциплины школьной программы, то они даются в учебной нагрузке в малом количестве часов и в сжатой форме, к примеру, программы 10-11 классов преподаются за один год. Также некоторые образовательные программы СПО исключают обучение дисциплин, не связанных с профилем будущей профессии и получаемой компетенции. Выпускники СПО с такой программой соответственно имеют школьную базу уровня девятого класса, без учета пробелов в знаниях дисциплин, которые могли возникнуть по различным причинам во время обучения в средней школе с первого по девятый классы. Существует также тенденция того, что учащиеся после 9 класса поступают в СПО неосознанно по ряду психологических факторов, некоторыми из них являются: социальный прессинг средних школ, которые стремятся повысить процент качества образования в учебном заведении, вынуждая при этом учащихся с низким средним баллом по аттестату 9 класса отказаться от обучения в 10 классе и поступить в СПО; психологические особенности учащегося (низкая личностная самооценка, неуверенность, отсутствие мотивации на обучение…); неблагоприятный психологический климат в школе; страх и неуверенность в сдаче профильного ЕГЭ в 11 классе по причине слабой школьной подготовки. Всё это в целом оказывает влияние на обучение выпускника СПО в вузе, и при обучении важно учитывать данные психологические особенности.

Для решения проблемы несоответствия уровня довузовской подготовки абитуриентов и повышения качества образования в целом в учебных группах следует ввести ряд мер, направленных на обучение и адаптацию выпускников СПО к условиям вузовского образования. Такая мера, как проведение дополнительных курсов по устранению пробелов по предметам школьного образования, как показала практика, является недостаточным для повышения качества образования. Ввиду выше перечисленных причин низких показателей выпускников СПО при обучении необходим индивидуальный подход и применение образовательных технологий, повышающих личностный и профессиональный рост студентов.

В настоящее время существует большое количество образовательных технологий, как традиционных, так и инновационных. Многие вузы по различным причинам стали отказываться от традиционного вида обучения в пользу инновационных, но использование только инновационных технологий обучения и принятие их как единые технологии общего обучения всех дисциплин высшего образования ошибочно, так как качество образования и использование образовательных технологий напрямую зависит от многих факторов, таких как: специфика дисциплины, темы дисциплины, контингент учебной группы, уровень школьной подготовки, психологические особенности учащихся. Подавляющее большинство преподавателей вузов не учитывают данные факторы и обучают студентов одними и теми же технологиями независимо от направлений, специальностей, контингента групп и уровней базовых знаний, необходимых для освоения программ высшего образования, что приводит к низким показателям успеваемости студентов. Оптимальным в данном случае является интеграция различных технологий в тесной взаимосвязи и дополнение одной технологии другой. В основном в вузах практикуются традиционные методы обучения, которые связи с мощным развитием современного общества за последние десятилетия и меняющейся парадигмой высшего образования потеряли свою гибкость и адаптивность к любой категории студентов. В традиционных методах обучения также не учитываются индивидуальность восприятия информации студентов, отсутствие мотивации, интереса к обучению и обратная связь, что является немаловажным в современном образовании.

В настоящее время среди всего многообразия инновационных технологий можно выделить следующие: информационно–коммуникационные технологии, личностно ориентированные технологии, информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования, мониторинг интеллектуального развития, воспитательные технологии, дидактические технологии, психолого-педагогические технологии [1].

Более универсальными и адаптированными к любому учебному процессу, к любой дисциплине и студентам любого уровня школьной подготовки на примере выпускников СПО являются личностно ориентированные технологии.

Личностно-ориентированные технологии - это технологии, которым характерен перенос приоритетов на личность обучающегося и его познавательную деятельность. Замена традиционной парадигмы образования «преподаватель - учебник - обучающийся» на новую «обучающийся - учебник - преподаватель». В данном виде технологий идет ориентация на индивидуальные особенности и формирование целостной личности обучающегося, способной к быстрой адаптации в постоянно меняющихся ситуациях профессиональной деятельности, к самостоятельному приобретению знаний и применению их на практике для решения разнообразных проблем, а также развитие таких навыков, как отбор, анализ и оценка информации, необходимых для выполнения профессиональной деятельности [2].

Содержание учебного материала при использовании личностно ориентированных технологий из цели обучения превращается в средство развития личности субъектов учебно-воспитательного процесса - преподавателя и обучаемых. В условиях личностно ориентированной системы преподаватель использует содержание учебного занятия для развития личностных характеристик будущего специалиста – умений учиться, размышлять, задавать вопросы, делать выводы. Преподаватель концентрирует внимание не столько на том, как студенты усвоили то, что он рассказал, сколько на способах познавательной деятельности. Важно то, что в данных условиях студент имеет возможность мыслить, а не только запоминать информацию, формируются также навыки самообразовательной деятельности [3, с. 144].

Личностно ориентированные технологии активизируют познавательный интерес учащихся, развивают их творческие способности, стимулируют умственную деятельность, также позволяют иметь хороший контакт и обратную связь преподавателя с аудиторией, что является актуальным в настоящее время в связи с низкой мотивацией студентов и отсутствием интереса к обучению в вузе.

К личностно ориентированным технологиям относятся: диалогические методы обучения, фасилитационный подход, метод направляющих текстов, игровые технологии, тренинговые технологии.

Среди перечисленных видов личностно ориентированных технологий самыми эффективными в обучении и адаптивными к личности выпускников СПО АДФ СВФУ показали себя такие виды, как диалогические методы обучения и тренинговые технологии.

К диалогическим методам обучения относятся методики, построенные на диалоге и предполагающие авторское высказывание и его понимание, групповые дискуссии, анализ социально профессиональных ситуаций, диалогические лекции. Диалогические методы обучения формируют у учащихся следующие компетенции: отношение с окружающими, неконфликтность, уравновешенность, стрессоустойчивость, самоконтроль, способность регулировать свое поведение, уверенность в себе, лабильность, умение управлять временем, умение убеждать, обучаемость, профессиональные компетенции [4].

В малой доле в учебном процессе высшего образования используются тренинговые технологии, но наряду с реализацией компетентностного подхода в учебном процессе возрастает необходимость использования данных технологий, так как этот подход предусматривает личностный и профессиональный рост студента.

Тренинг - это групповое занятие под руководством ведущего, направленное на развитие личностных качеств индивида, лучшее понимание себя и других; один из специфических способов получения личностного опыта, где основу любого тренинга составляет групповая работа, что делает ее весьма удобной технологией влияния на личность в специально организованных групповых воздействиях [5].

При проведении учебных занятий в основном используют образовательные тренинги, применение общеличностных тренингов и тренингов личностного роста требует большого количества времени и подготовки преподавателя, то есть дополнительной нагрузки преподавателя помимо учебной работы. Время продолжительности стандартного тренинга составляет два академических часа. Проведение тренинга требует создания оптимальных условий для интенсивного общения и устранения внешних отвлекающих факторов для максимальной связи с аудиторией, психологической открытости и безопасности участников тренинга. Использование такого вида технологий зависит от психологических особенностей контингента группы (отсутствие мотивации на обучение, низкая самооценка, ограничивающие убеждения), так как основная задача тренингов - развитие личности. Вследствие чего такой вид технологий можно использовать как вспомогательную технологию к основной используемой технологии.

В автодорожном факультете СВФУ проводятся: лекции по дисциплине «Математика» в традиционной форме с использованием тренинговых технологий, которые позволяют совмещать воспитательную и обучающую функции образования; диалогические лекции с применением коучинга; практические занятия с применением командного коучинга и психологическое сопровождение образовательного процесса. Также проводятся тренинги личностного роста, адаптивные тренинги и индивидуальные коуч-сессии для выпускников СПО отдельно от учебных занятий в качестве дополнительного обучения.

При проведении диалогических лекций с применением коучинга студенты знания получают не в процессе запоминания теории, изложенной преподавателем, а в процессе деятельности по достижению цели занятия, которую студенты ставят сами, преподаватель выступает как организатор, проводник, наставник образовательного процесса, консультант и эксперт по теме занятия. Данный вид лекций, в отличие от традиционной формы лекций, не заставляет идти за педагогом, перенимать его знания и опыт, а способствует обучающимся раскрывать свои личные способности и возможности, повышает интерес студентов к дисциплине, активизирует познавательную деятельность, меняет роль студента с пассивного участника учебного процесса на активного участника. Применение коучинга во время диалогических лекций позволяет за короткое время максимально раскрыть потенциал обучаемого, снять ограничивающие убеждения, мешающие воспринимать научную информацию, снижает уровень утомляемости во время учебных занятий, вводит в ресурсное состояние и снимает усталость обучаемого.

Использование в автодорожном факультете диалогических методов и тренинговых технологий обучения в сравнении традиционными видами учебных занятий показало, что данные технологии стимулируют познавательную деятельность, усиливают интерес к изучаемой дисциплине, максимально раскрывают потенциал учащегося, снимают ограничивающие убеждения, увеличивают мотивацию в обучении в вузе, мотивацию на успех, развивают позитивное, дивергентное и абстрактное мышление, также позволяют студентам сознательно брать ответственность за свое обучение в вузе, поставить цели, определиться с индивидуальными ценностями.

На примере учебной группы по направлению «Строительство» 2017 года поступления АДФ СВФУ (АД-17) доказана эффективность применения данных технологий в обучении дисциплины «Математика» и их влияние на качество образования. Контингент группы составляет 46% выпускников СПО из общего количества. Проверка базовых знаний по элементарной математике в начале обучения в 2017 году показала, что 40% студентов группы АД-17 имеют слабую школьную подготовку, все 40% являются выпускниками СПО. Анализ результатов промежуточных аттестаций группы АД-17 за 2017 и 2018 годы показывает, что в 2017 году в первом семестре при использовании традиционных методов обучения и дополнительных занятий по устранению пробелов школьного образования, дополнительных занятий по высшей математике в конце семестра в промежуточной аттестации группа АД-17 показала 53% качества и 53% общей успеваемости по балльно-рейтинговой системе СВФУ; во втором семестре в 2018 году началось внедрение личностно ориентированных технологий обучения, главным образом диалоговых лекций с применением коучинга и тренинговых технологий, в образовательный процесс группы, в конце семестра общая успеваемость группы достигла 76%, а качество 60%; в третьем семестре к используемым технологиям были добавлены информационно-коммуникационные технологии и коуч-сессии, в конце семестра 2018 года общая успеваемость в целом по группе стала 100%, а качество 78%. Результаты анализа в целом по группе наглядно представлены в виде диаграммы на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты промежуточных аттестаций группы АД-17 по дисциплине «Математика» за 2017-2018 гг.

Если рассматривать результаты промежуточных аттестаций выпускников СПО группы АД-17 в отдельности, то в первом семестре общая успеваемость выпускников СПО составляла 16%, качество 16%, во втором семестре общая успеваемость стала 66%, а качество 33%, в третьем семестре общая успеваемость достигла 100%, качество 40%. Результаты анализа представлены в виде диаграммы на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты промежуточных аттестаций выпускников СПО группы АД-17 по дисциплине «Математика» за 2017-2018 гг.

Заключение. В студенческих группах, контингент в которых составляют выпускники СПО в большом процентном соотношении, обучение следует начать в традиционной форме, чтобы произвести на начальном этапе анализ учебной группы: уровень довузовской подготовки; уровень усвоения учебного материала преподаваемой дисциплины в традиционной форме; психологическая готовность к обучению в вузе; уровень мотивации к обучению и развитию в целом. Данный анализ необходим для планирования дальнейшего обучения: для определения методов и технологий обучения, определения количества тренингов личностного роста, коуч-сессий в качестве индивидуальной работы с отдельными студентами. Преподаватель, работающий с данными группами, должен подходить к образовательному процессу не только как специалист преподаваемой дисциплины, но также и как психолог, соответственно обеспечить психологическое сопровождение учебной группы. В высшем образовании при обучении выпускников СПО можно совмещать различные виды представленных тренингов, так и в отдельности, но проведение полноценных тренингов личностного роста требует от преподавателя обладания компетенцией психолога или коуча, по этой причине данный вид образования не может быть массово использован преподавателями вуза, в связи с этим рекомендуется применение элементов тренинга в учебных занятиях. Учебным подразделениям рекомендуется в группах первого курса на преподавание фундаментальных дисциплин назначить преподавателей, обладающих хотя бы в малой доле компетенцией психолога, коуча, либо преподавателей, прошедших курс повышения квалификации «Психологическое сопровождение образовательного процесса», так как качество образования в этом случае напрямую зависит от психологических особенностей обучающихся и их личностного развития.

Предлагаемые в статье образовательные технологии обеспечивают большой процент общей успеваемости и качества в учебных группах, контингент в которых значительную часть составляют выпускники СПО. Итоги исследования были обсуждены на методическом семинаре и предложены для внедрения в качестве эффективных образовательных технологий в учебный процесс автодорожного факультета СВФУ.