Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INFORMATION RESOURCES OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION AS A FACTOR OF INCREASING OF THE UNIVERSITY ATTRACTIVENESS FOR FOREIGN STUDENTS

Bogomolova E.V. 1 Kolesnikova S.A. 2
1 State University named after S.A. Yesenin
2 Kuban State Technological University
The share of foreign students among full-time students is one of the indicators of university efficiency. It is proposed to use the possibilities of Internet recruiting for increasing of the university attractiveness for foreign students. Many universities allocate special sections on their sites to attract potential students from foreign countries. The experience of placing information for foreign applicants on the websites of leading Russian universities has been studied and the most interesting resources have been identified. It would be useful to create a special section on the website of the higher education institution, which would provide foreign citizens with information on the conditions of admission and study at university. We conducted the research for the planning of the website recruiting section: the factors influencing on the choice of university by foreigners are defined; the structure and content of this section are developed in accordance with these priorities. The most significant factors are identified. The factors depend on the region where future students are supposed to study. First of all, applicants are interested in education programs of the university. As the section is intended for applicants, it is desirable that its content is be translated into English. The creation of such a section of the site will show the interest of the university in foreign students and help them to make a reasonable conclusion.
information resources
education environment
foreign students
factors of choice
monitoring of the university effectiveness
internet recruiting

Одним из факторов эффективности вуза является привлекательность учебного заведения для иностранных студентов. Для региональных вузов определено пороговое значение - 0,7%. В расчет включены только бакалавры и магистры очной формы обучения [1]. Для достижения необходимого количества иностранцев международная служба вуза должна проводить маркетинговые исследования и проанализировать:

1) факторы, влияющие на привлечение иностранных студентов;

2) условия, облегчающие адаптацию иностранных студентов в принимающем вузе;

3) востребованность выпускников данного вуза на рынке труда.

При выборе страны обучения и вуза иностранные граждане используют разные источники информации, среди которых: рекрутинговые агентства, советы знакомых, общение в интернет-сообществах. В настоящее время иностранные абитуриенты пытаются узнать всю интересующую их информацию о вузе, в котором они планируют учиться, на официальном сайте учебного заведения. Нужно отметить, что сайты российских вузов ориентированы на соотечественников, а разделы для иностранных абитуриентов часто отсутствуют или малоинформативны [2]. Потенциального студента интересует очень многое: от перечня образовательных программ и цены за обучение до климатических условий и особенностей национальной кухни. Учитывая то, что большинство иностранных абитуриентов не владеют русским языком на требуемом для обучения уровне, а интернет-переводчики еще несовершенны, иностранцу сложно найти интересующую его информацию [3]. Проблему можно было бы решить, если бы на сайте вуза был выделен раздел, предназначенный для иностранных абитуриентов. Необходимо предусмотреть возможность перевода информации на языки-посредники (английский, французский, испанский), осветить вопросы по условиям прибытия, проживания, обучения [4].

Цель проведенного исследования: проанализировать сайты вузов и выявить тематику разделов, предназначенных для иностранных студентов; выявить основные вопросы, интересующие иностранных граждан при выборе вуза для обучения, ранжировать приоритеты выбора, проработать содержание страницы сайта.

Материалы и методы исследования

Были проанализированы сайты вузов, вошедших в проект 5-100, это группа российских университетов, получивших государственную поддержку с целью улучшения своих позиций на глобальном мировом рынке образовательных услуг. Эти вузы вырабатывают собственные стратегии по привлечению иностранных студентов.

Наиболее интересным, на наш взгляд, является сайт Томского государственного университета. Однако, несмотря на большое количество иностранных студентов, обучающихся в ТГУ, подготовительный факультет для иностранных граждан среди подразделений университета не представлен. Хорошо сделана образовательная среда вуза на платформе MOODLE. Интересен опыт Томского государственного университета по созданию Открытого образовательного пространства MOOK. Здесь имеются специальные ресурсы для иностранных граждан, например «Зарисовки о Сибири. Город Томск: курс русского языка для иностранцев». Иностранцам на русском языке рассказывают о регионе, городе, вузе.

Среди технических вузов наибольший интерес у нас вызвал сайт Томского политехнического университета. В разделе «Цифровые образовательные технологии» представлены учебные курсы, очень удобная навигация по ресурсам. Имеется специальный раздел для иностранных студентов, причем на английском языке. Удобнее было бы, чтобы можно было выбирать язык для отображения контента на этой странице. В этом разделе имеется множество информации, которая может заинтересовать как потенциальных абитуриентов, так и студентов-иностранцев университета. Имеется возможность задать интересующие иностранцев вопросы.

Процесс обучения студентов-иностранцев может проходить по двум сценариям: иностранные абитуриенты, владеющие языком обучения, сразу поступают в выбранный ими вуз на желаемую программу обучения; а те, кто не владеет языком обучения, поступают на подготовительный факультет для иностранных граждан на годовой, или полуторагодовой курс с целью освоения языка и пропедевтических курсов по выбранному профилю. По окончании подготовительного факультета иностранец имеет право поступить в любой вуз, имеющий аккредитацию для обучения иностранных граждан. Исследование проводилось в Кубанском государственном технологическом университете (КубГТУ). В силу хороших климатических условий наш регион интересен для абитуриентов из стран бывшего СНГ, Азии, Африки, Ближнего Востока. В опросе приняло участие более ста человек. Это слушатели подготовительного факультета для иностранных граждан и студенты-иностранцы 1, 2 курсов. Опрос проводился параллельно с опросом в исследовании формирования готовности к применению информационных технологий иностранными гражданами [5]. Основные группы студентов, среди которых был проведен опрос, – это иностранные студенты из стран бывшего СНГ – 40%, Азии – 36%, Ближнего Востока – 10%, Африки – 14%.

Результаты исследования и их обсуждение

Нам удалось выявить наиболее важные вопросы, интересующие иностранных студентов, и сформулировать их в виде факторов, влияющих на выбор вуза обучения. Целью опроса было ранжирование этих факторов по уровню значимости для абитуриентов из разных регионов. Мы попросили респондентов оценить по 10-балльной системе значимость при выборе вуза для обучения информации о каждом из приведенных факторов:

1) климат, условия проживания;

2) геополитическая обстановка в регионе и безопасность проживания;

3) стоимость обучения, условия оплаты и возможность получения государственной стипендии;

4) условия получения учебной визы, пакет необходимых документов;

5) программа обучения на подготовительном факультете;

6) форма вступительных испытаний для поступления на подготовительный факультет и 1 курс;

7) обучаются ли в вузе студенты-соотечественники;

8) возможность совмещения учебы с подработкой;

9) основные образовательные программы бакалавриата и магистратуры, а также востребованность выпускников вуза на рынке труда;

10) профессорско-преподавательский состав вуза; соотношение профессоров, доцентов и иностранных преподавателей;

11) наличие учебных программ на английском языке;

12) материально-техническая база, наличие современных лабораторий, компьютерных классов, библиотек.

Результаты опроса были обработаны, подсчитаны средние значения по регионам и округлены до ближайших целых.

Полученные данные представлены в таблице.

Данные опроса иностранных студентов о значимости факторов, определяющих выбор вуза для обучения

Факторы,

определяющие выбор иностранцами вуза для обучения

Страны бывшего СНГ

Азия

Ближний Восток

Африка

Среднее значение

Средневзвешенное

значение

Условия проживания

4

6

8

8

7

5,68

Геополитическая обстановка

7

8

10

8

8

7,8

Стоимость обучения

9

9

6

9

8

8,7

Условия получения учебной визы

4

6

6

6

6

5,2

Условия на подготовительном факультете

7

6

7

6

7

6,5

Возможность подработки

9

8

5

6

7

7,82

Образовательные программы

8

9

8

10

9

8,64

ППС вуза

5

4

6

5

5

4,74

Программы на английском языке

1

3

5

4

3

2,54

Материально-техническая база вуза

4

3

4

6

4

3,92

Наличие студентов-соотечественников

4

7

9

8

7

6,14

 

Для стран бывшего СНГ наиболее значимыми факторами являются стоимость обучения и возможность подработки, незначимыми факторами стали условия проживания и наличие студентов-соотечественников. Для студентов из Азии важна стоимость обучения и востребованность будущей профессии, в меньшей степени влияет на выбор вуза возможность обучения на английском языке и материально-техническая база. Учащимся из стран Ближнего Востока наиболее важна геополитическая обстановка, наличие студентов-соотечественников и менее важна материально-техническая база вуза. Студенты из Африки выделили в качестве приоритетов образовательные программы и стоимость обучения, а обучение на английском языке для данных учащихся менее важно. Полученные данные представлены в виде лепестковых диаграмм по странам бывшего СНГ и Азии на рисунке 1, по Странам Ближнего Востока и Африки - на рисунке 2.

Рис. 1. Значимость факторов, определяющих выбор вуза обучения студентами из стран бывшего СНГ и стран Азии

Рис. 2. Значимость факторов, определяющих выбор вуза обучения студентами из стран Ближнего Востока и стран Африки

Вычислив средние и средневзвешенные значения, можно сделать вывод, что наиболее актуальным фактором при выборе вуза является наличие интересующих абитуриентов образовательных программ. В настоящее время наиболее востребованными у иностранцев являются медицинские и инженерные специальности. И менее значимы естественно-научные и экономические специальности.

Выводы

Выявленные приоритеты могут быть реализованы при проектировании информационного ресурса для иностранных абитуриентов, размещенного на сайте вуза. Опираясь на данные опроса, мы рекомендуем раздел официального сайта вуза с информацией для иностранных абитуриентов сделать наиболее простым, интуитивно понятным и разбить на следующие блоки:

1) информация о вузе, которая будет включать в себя видеоролик на английском и других иностранных языках (в зависимости от целевой аудитории), виртуальный тур и фото;

2) общая информация о регионе (географическое положение, климат) и условиях проживания, особенности национальной кухни;

3) общая информация о вузе, образовательных программах, востребованности специальностей, стоимость обучения, возможность получения государственной стипендии, грантовой поддержки;

4) информация о подготовительном отделении, существующие программы обучения, продолжительность, условия проживания, стоимость обучения;

5) список необходимых документов и описание процедуры поступления;

6) программы и расписание вступительных экзаменов с демонстрационными вариантами по всем дисциплинам;

7) онлайн-заявка;

8) видеоролик пробного занятия по русскому как иностранному;

9) новостная лента;

10) обратная связь, форум, чат;

11) отзывы иностранных студентов, информация о вузе в социальных сетях (Facebook, Twitter, YouTube);

12) контактная информация.

Контент данного раздела должен быть представлен в различных форматах: текстовом, аудио, видео и графическом. Факторы, имеющие максимальный приоритет, освещаются более подробно, с переводом на иностранные языки, со ссылками для более подробного разъяснения [6]. Проработанность раздела сайта, ориентированного на привлечение иностранцев, продемонстрирует заинтересованность вуза в иностранных студентах и поможет сформировать положительный имидж вуза, за счет чего увеличится поток иностранных абитуриентов в данное учебное заведение. Многие вузы в настоящее время предусматривают перевод страниц сайта на популярные языки-посредники: английский, французский, немецкий, испанский. Это имеет смысл, так как можно быть уверенным, что потенциальный абитуриент точнее поймет смысл той информации, которую до него пытались донести. Мы видим перспективу дальнейших исследований в изучении влияния содержимого и формы подачи информации раздела сайта вуза, предназначенного для иностранных студентов, на повышение процента иностранных учащихся в данном учебном заведении.