Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CONSULTING OF INNOVATION PROCESSES IN THE UNIVERSITY: FEATURES AND CHARACTERISTICS

Lavrentev S.Yu. 1 Krylov D.A. 1
1 Mari State University
The article identifies and characterizes the innovation processes of the post-industrial (knowledge economy) development of society in higher education, their features are substantiated. The implementation of a complex of theoretical and empirical research methods allowed to outline the quantitative and qualitative processes of formation and development of consulting in the field of higher education. The rationale is given that the social order has initiated a new impetus to the need for the emergence and further development of various types and subtypes of consulting services, including, as already noted, in the higher education system. The content of consulting innovation processes in modern conditions is interpreted as providing an independent person with the required competence in the field of research and solution of the problems of the organization concerned. The changes that characterize the development processes of higher education consulting are theoretically justified and experimentally verified. On the basis of the study conducted by the authors of the article, a conclusion is made about the changes characteristic of the post-industrial period of development of the global economy, ensuring stable functioning and sustainable progressive development of higher education. These and other circumstances make it possible to expand the use of consulting services in all areas of economic and especially activities in the field of higher education. Empirical research confirms the special importance of consulting in the conditions of innovative development of the economy in general and the sphere of educational services in particular. Consulting acquires particular importance in the conditions of innovative development of the economy as a whole and the service sector in particular.
consulting
innovation processes
information and communication technology
higher education system.

Общемировые тенденции социально-экономического развития сопровождаются новыми неоднозначными процессами реформирования всех сфер жизнедеятельности человека, оказывающими существенное (не всегда позитивное) влияние на экономику, социальную сферу и образование. Поэтому высшая школа проходит через сложные процессы цифровизации, которые должны сопровождаться гуманизацией и демократизацией всех ее функциональных подразделений, сталкивается с рядом серьезных вызовов.

Для преодоления существующих и будущих рисков утверждена программа стратегического развития информационного общества. По-настоящему инновационной идеей, задающей новый вектор целенаправленной модернизации образовательной системы, стало распоряжение правительства РФ о начале реализации программы «Цифровая экономика России». Группой разработчиков программы были определены основные цель, задачи, сроки реализации цифрового развития отечественной экономики. Именно логике инновационного сценария подчинены пять базовых направлений цифровизации российского общества: реформирование образования и совершенствование кадровой политики, нормативное регулирование, развитие информационной инфраструктуры и совершенствование информационной безопасности, исследовательские компетенции и технические заделы [1].

Государственное секвестрование расходов на образование запустило рыночные механизмы коммерциализации, получившие у всех участников образовательного процесса, в том числе у потребителей образовательных услуг и работодателей, неоднозначную оценку. Переход к самостоятельной хозяйственно-предпринимательской деятельности поставил перед руководителями множество проблем иного порядка, с которыми образовательные организации еще не соприкасались. Руководители образовательных организаций столкнулись с проблемами преодоления барьеров планирования и управления образовательным процессом в условиях динамично меняющейся внешней среды. Вследствие усложнения требований со стороны государственных органов, общественных объединений, бизнес-структур и работодателей к уровню подготовки учащихся, профессиональным компетенциям выпускника вуза образовательные организации оказываются непосредственно связаны с необходимостью решения новой задачи, качественно иного уровня [2].

Целью исследования является выявление, обоснование особенностей и изменений, характеризующих консалтинг инновационных процессов в сфере высшего образования.

Материал и методы исследования

Для успешной реализации обозначенной цели исследования использовался вариативный комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретических (сравнительно-сопоставительный терминологический контент-анализ научной литературы по философии образования; отечественной и зарубежной специальной литературы в сфере менеджмент-консалтинга; междисциплинарный синтез, конкретизация и обобщение учебной деятельности студентов вуза), эмпирических (педагогическое наблюдение, анкетный опрос, фокусированное интервью). Реализация комплекса теоретических и эмпирических методов исследования позволили очертить количественные и качественные процессы формирования и развития консалтинга в сфере высшего образования.

Результаты исследования и их обсуждение

Теоретический анализ научных публикаций свидетельствует о том, что исследователи акцентируют внимание на отдельные грани консалтинга. Диверсификация исследований по существующей тематике указывает на отдельные работы, которые можно отнести к различным междисциплинарным направлениям философии образования, управленческого и психологического знания, а также примыкающих к ним дисциплин, которые в той или иной степени вовлечены в орбиту изучения отдельных аспектов педагогического консалтинга.

Анализ консалтинговых услуг, составляющих значимый контекст темы исследования, проводился в фундаментальных работах по социальному устройству и общественному развитию (М. Вебер, К. Маркс). Роль консалтинга в структуре социума и его место в управленческой системе постиндустриального общества трактуется с позиции возрастания значимости творческой деятельности, отражен трудах Д. Белла, П. Друкера, В. Иноземцева, М. Кастельса и др.

Общие аналитические выкладки, затрагивающие состояние проблемы теории и методов менеджмент-консалтинга, рассматривались в работах отечественных и зарубежных авторов (А.О. Блинова, К. Макхэм, М. Кубр, А. Посадский), генезис и пути развития отечественного консалтинга (Р. Золотовицкий, А. Пригожин, З. Румянцева, Т. Савенкова, К. Щиборщ). Особенности системного взаимодействия и синергетического сотрудничества руководителей различного уровня с экспертами-консалтерами раскрыты в работах В.И. Алешниковой, М. Коуп, З.В. Лукашеня, Н.О. Токмаковой, К. Туретт-Туржи и др. Следует особо отметить высокий теоретико-прикладной характер исследований и незначительное количество работ комплексного изучения проблем консалтинга в образовании.

Этимология термина «консалтинг» (от английского consulting) исторически восходит к латинскому слову consultatio, которое означает советоваться, совещаться. В различных словарях особый акцент придается таким семантическим особенностям консалтинга, как оказание помощи независимым лицом требуемой компетенции в области исследования и решения проблем заинтересованной организации. Рассматривая признаки термина «консалтинг», особо следует отметить, что он получил широкое использование, главным образом, в специальной литературе по правовой, финансово-экономической, маркетинговой, а также технико-технологической деятельности.

В последнее время все чаще термин стали использовать в отечественных и международных правовых документах, регулирующих процесс научной, образовательной и воспитательной деятельности. Социальный заказ инициировал новый импульс потребности возникновения и дальнейшего развития различных видов и подвидов консультационных услуг, в том числе, как уже было отмечено, в системе высшего образования. Основными особенностями и изменениями, характеризующими современные процессы развития консалтинга высшего образования, можно назвать следующие [3].

Первой значимой особенностью с начала хронологии перехода от постиндустриальной эпохи является трансформация информационно-знаниевых факторов в ведущие интеллектуальные ресурсы социально-экономического роста. Знаниевая составляющая становится инструментом и движущей силой инновационного развития экономических, образовательных систем. Возрастают потребности в обучении на протяжении всей жизни, происходит осознание обретения профессиональной гибкости и мобильности в овладении новыми компетенциями (умениями и навыками).

Согласно заключению, составленному по результатам исследования, проведенного экспертами консалтингового совета конфедерации Британской промышленности, около 30% респондентов-работодателей отметили недостаточное развитие таких общих навыков соискателей, как их результативность работы в команде, коммуникативные навыки и эффективность в решении производственных проблем. Опросу подверглись более 233 руководителей различных подразделений. Более высокую оценку среди работодателей получили соискатели на вакантную должность, обладающие сформированностью коммуникативных навыков (86% респондентов), «мягкими навыками», т.е. личностными качествами, которые важнее так называемых жестких навыков - навыков, связанных с выполнением определенных должностных обязанностей.

В процессе сравнительного анализа консультанты в области подбора персонала указали на те способности и качества личности, которые они считают определяющими при формировании штата сотрудников компании: грамотная речь и сформированные письменные навыки; готовность работать в команде; организация и планирование профессиональной деятельности; способность работы с цифровыми данными; умение анализировать и принимать эффективные решения [4].

Вторая особенность заключается в усложнении деятельности всех субъектов образовательной, общественной, хозяйственно-экономической деятельности, методов управления средствами производства и способов удовлетворения разнообразных потребностей, а также в уплотнении и диверсификации содержащихся в них информационных потоков. Поэтому в настоящее время продолжаются активные поиски в области передовых информационно-консалтинговых технологий производственного назначения, искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности, интернета вещей, трансформации экономики, профессионального образования. Реализация консалтинговой функции способствует преобразованию инновационных технологий в знания, а профессиональная педагогическая деятельность все больше переносится в виртуальное образовательное пространство. Поэтому в образовательной деятельности в вузе ведущим фактором информационного консалтинга является развитие высокой гуманитарной культуры.

В качестве третьего можно назвать воздействие как внешних, так и внутренних экономических факторов, базирующихся на росте движения материальных, финансовых, информационно-образовательных и человеческих потоков, в основе которых информационно-коммуникационные консалтинговые технологии удаленного действия. Обозначенные в майских указах президента России приоритеты находят свое воплощение в новом проекте «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Цель данного проекта заключается в создании единого сайта, в котором будут размещены качественные авторские онлайн-курсы по различным дисциплинам.

Предполагается, что информатизация образовательного процесса будет способствовать снижению административной нагрузки с одновременным перенесением центра внимания на повышение качественных характеристик образовательных программ. По утверждению министра просвещения О.Ю. Васильевой, роль преподавателей будет несколько изменена, они должны будут стать кураторами, наставниками, ориентирующими учащихся совместно выстраивать индивидуальную образовательную траекторию в соответствии с запросами общества [5].

Проведено исследование (2016-2018 гг.) и последующий анализ анкетного опроса, интервью с руководителями коммерческих организаций различных форм собственности, работодателями некоммерческих структур. Результаты проведенного нами опроса работодателей подтвердили выдвинутое ранее предположение о необходимости развития консалтинга как инновационного метода профессиональной подготовки студентов вуза к осуществлению ожидаемых со стороны работодателя компетенций. Эксперимент позволил очертить область компетенций, реализуемых востребованным специалистом в процессе профессиональной деятельности: применять инновационные образовательные технологии в консалтинговой деятельности информационно-коммуникационных устройств; выявлять рациональные средства информационного консалтинга и каналы автоматизированной коммуникации, используя знания особенностей формирования команды и процессов групповой динамики в зависимости от комплексности решаемых производственных задач; использовать систему электронного документооборота компании, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организации, планировать и осуществлять мероприятия с использованием корпоративного файлового хранилища, в облачной среде, выполняя требования безопасности, всем своим работникам [6].

Четвертое изменение непосредственно связано с необходимостью выработки высокой гуманитарной культуры, служащей своего рода транслятором гуманизации, обостряется в контексте повышения информационной прозрачности предпринимательской деятельности. Глобализационные процессы инициировали экспоненциальный рост масштабного перемещения трудовых, финансовых, информационных, образовательных услуг и ресурсов, тем самым увеличивая необходимость более активного привлечения внешних консультантов для решения различных проблем фирм и организаций. Далее мы изучили информационную базу свободного доступа, данные, размещенные официальными службами на интернет-сайтах, статистические выкладки службы государственной статистики, отражающей количество трудоустроенных выпускников, соответствующих высшему, среднему профессиональному, среднему общему и основному общему образовательному уровню, не входящих в состав рабочей силы. Результаты анализа полученных результатов отражают количество получивших работу, и степень соответствия соответствует престижу получаемой профессии.

Наблюдается количественный рост не занятых в профессиональной деятельности выпускников по программе профессиональной подготовки среднего звена (6 224 000 человек). Это на два процента выше показателя 2016 года. Зафиксирован также незначительный рост безработных (4 546 000 человек в 2016 г.) из числа выпускников программы подготовки квалифицированных рабочих по сравнению с 2015 годом – 4 509 000 человек (рисунок) [7].

Численность лиц, не входящих в состав рабочей силы, по уровню образования (тысяч человек)

Пятое направление основано на разграничении основной и побочной деятельности организации и расширении практики консалтинга в сфере образовательных услуг от хэдхантинга (подбор специалистов требуемой компетенции) до аутсорсинга (использование внешнего ресурса). Для профессиональных образовательных организаций это позволяет сконцентрироваться на нескольких основных функциях: образовательно-воспитательной, научно-исследовательской, социально-педагогической, психологической и т.д.

Сравнительный анализ доли сферы услуг в наиболее развитых государствах показал, что более 60% ВВП этих стран производится именно в сфере услуг (образовательно-просветительская, научная, коммерческая деятельность, финансовое, налоговое, правовое консультирование и т.д.). Опубликованная статистическая отчетность индустриально развитых стран подтверждает данные известной консалтинговой организации «McKinsey Global Institute»: по мере роста уровня среднедушевого дохода населения сфера услуг, по сравнению с промышленностью и сельским хозяйством, начинает играть более важную роль. [8].

Эту зависимость подтверждают данные статистики, согласно которым на начало 2018 года сфера услуг государственного и частного сектора экономики в ведущих европейских странах значительно превосходит количество занятых в аграрно-индустриальном секторе: от 65 до 80%, в Японии – 71%, в Соединенных Штатах данный показатель достиг 81%, в России существенно ниже – 66,42% [9].

Выводы

Таким образом, преобразования, характерные для постиндустриального периода развития общемирового хозяйства, обеспечение стабильного функционирования и устойчивого поступательного развития образования обусловили расширение использования консультационных услуг во всех сферах экономической и особенно профессиональной образовательной деятельности. Особое значение консалтинг приобретает в условиях инновационного развития экономики в целом и сферы услуг в частности.