Число личных автомобилей населения Российской Федерации с каждым годом устойчиво растёт. В Сибирском федеральном округе число автомобилей на одну тысячу жителей увеличилось на 92% и составило 282 легковых автомобиля [1-3].
По данным Красстат, в Красноярском крае по числу легковых автомобилей на 1 тыс. жителей приходится 304 автомобиля – это позволило занять третье место по Сибирскому федеральному округу, а по территории Российской Федерации соответствует сорок третьему месту [1; 2; 4].
Красноярскому краю также характерны такие факторы, которые способствуют поддержанию дорожно-транспортного травматизма с получением травм тяжелой степени тяжести с неблагоприятным исходом на высоком уровне: плохое техническое состояние автотранспорта и дорожного полотна, большое количество участников дорожного движения, частое нарушение правил дорожного движения, в том числе нахождение за рулем в состоянии алкогольного опьянения [5-8].
Материалы и методы исследования
Были исследованы и проанализированы следующие медицинские документы: карты вызовов СМП, ТЦМК и истории болезни. Для анализа объема помощи скорой медицинской помощи в догоспитальном периоде были выбраны станции Красноярского края (Ачинск, Лесосибирск, Красноярск, Минусинск, Норильск, Назарово), отделения скорой медицинской помощи ЦРБ (Березовка, Заозерный, Дивногорск, Шарыпово, Емельяново, Новоселово, Енисейск, Уяр), шесть травмоцентров второго уровня и два травмоцентра первого уровня. Для анализа смертельных исходов при дорожно-транспортных происшествиях была изучена документация ККБ судебно-медицинской экспертизы Красноярского края и города Красноярска, база данных охватила период 2004-2018 гг. Были изучены протоколы вскрытий погибших в автотранспортных происшествиях - 8152. Обработка полученных данных производилась согласно современным методам статистически: количественные признаки с помощью критерия Стьюдента, качественные - Z-критерий и критерий Хи-квадрат; использовался расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Определяли количественные (критерий Стьюдента) и качественные признаки (критерий Хи-квадрат, Z- критерий) [9].
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ причин летальности у пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях показал, что основную массу (72%) составили лица, получившие политравму: сочетание травмы грудной клетки и живота – 2%, черепно-мозговая травма 17%, травма грудной клетки 7%, наименьшую долю занимают травмы шеи 1%; живота, нижней части спины, поясничного отдела позвоночника и таза 2%, колена и голени 1 (табл. 1).
Таблица 1
Распределение погибших в результате ДТП (в % к итогу)
Нозологическая группа |
Код по МКБ-10 |
Удельный вес |
Травмы, захватывающие несколько областей тела |
Т00-Т07 |
70 |
Травмы головы |
S00-S09 |
17
|
Травмы грудной клетки |
S20-S29 |
7 |
Травмы живота, нижней части спины, поясничного отдела позвоночника и таза |
S30-S39 |
2 |
Травмы, захватывающие несколько областей тела (сочетание травмы грудной клетки и живота) |
Т00-Т07 |
2 |
Травмы шеи |
S10-S19 |
1 |
Травмы колена и голени |
S80-S89 |
1 |
Всего |
100,0 |
Основную часть погибших в дорожно-транспортных происшествиях составили лица молодого и среднего возраста, одна третья - старше 60 лет (табл. 2).
Таблица 2
Распределение погибших в дорожно-транспортных происшествиях с различными травмами по возрасту
Нозологическая группа |
Возраст |
|||
Старше 60 лет |
36-60 лет |
18-35 лет |
Итого |
|
Сочетанная торако-абдоминальная травма |
22 |
33 |
45 |
100,0 |
Травма живота |
26 |
29 |
45 |
100,0 |
Травма груди |
14 |
30 |
56 |
100,0 |
Также мы можем наблюдать, что среди погибших прослеживается почти одинаковое число мужчин и женщин, исключение составляет изолированная травма груди, где количество мужчин превышает долю женщин в два раза (табл. 3).
Таблица 3
Распределение лиц, получивших различные травмы в результате ДТП, по полу (в % к итогу)
Нозологическая группа |
Мужчины |
Женщины |
Итого |
Сочетанная торако-абдоминальная травма |
56 |
44 |
100,0 |
Травма живота |
50 |
50 |
100,0 |
Травма груди |
67 |
34 |
100,0 |
Нужно отметить, что в изучаемых нозологических группах более 1/3 составили лица в состоянии алкогольного опьянения (табл. 4).
Таблица 4
Распределение погибших в результате дорожно-транспортного происшествия по определению этанола в крови (в % к итогу)
Нозологическая группа |
Этанол в крови не обнаружен |
Этанол в крови обнаружен |
Итого |
Травма груди |
51 |
49 |
100,0 |
Травма живота |
65 |
35 |
100,0 |
Сочетанная торако-абдоминальная травма |
56 |
44 |
100,0 |
В зависимости от участников движения с изолированной травмой груди, живота, торако-абдоминальной распределение частоты встречаемости смертельных случаев в процентах получилось таким образом: автомобилисты - 78%, мотоциклисты - 29%. Сравнивая летальность при изолированной травме у пешеходов 24%, водителей получили 2%, а и при сочетанной торако-абдоминальной травме у пешеходов 40%, водителей 50% (табл. 5).
Таблица 5
Распределение погибших по категориям участников движения (в % к итогу)
Группа |
Удельный вес среди погибших (%) |
|||
Изолированная травма живота |
Изолированная травма груди |
Сочетанная торако-абдоминальная травма |
Итого |
|
Пешеходы |
8 |
16 |
40 |
64 |
Водители |
0 |
2 |
50 |
52 |
Лица, находившиеся в автомобиле |
16 |
31 |
31 |
78 |
Мотоциклисты |
0 |
2 |
27 |
29 |
Таким образом, исходя из данных таблицы видно, что водители транспортных средств чаще погибали от торако-абдоминальной травмы, чем пешеходы и мотоциклисты. Также нужно отметить, что чаще всего это были лица молодого возраста, мужского пола с присутствием этанола в крови.
Для организации снижения количества дорожно-транспортных происшествий очень важным является выявление, при каких обстоятельствах произошло дорожно-транспортное происшествие, анализ по возрастному и половому составу пострадавших, а для совершенствования организации системы скорой медицинской помощи пострадавшим необходимо исследовать нозологический состав пострадавших раненых и погибших.
Среди 630 человек, получивших в результате ДТП травму груди, каждый третий умерший (33,8%) имел повреждение аорты, воздействие на органы грудной клетки отмечалось у 29,3% погибших и повреждение костного каркаса грудной клетки – у 36,9%. Большинство пострадавших 55,3% скончалось от непосредственного повреждения легких или осложнений, развившихся со стороны данного органа, массивной кровопотери - 27,4%, в 15,4% случаев травма грудной клетки сопровождалась явлениями шока. Умерло в догоспитальном периоде 106 пострадавших (16,8%) с торакальной травмой. От кровотечения и шока - 42,8%. В госпитальном периоде погибло 22,7%.
В группе 147 пациентов с травмами живота у 40,1% выявлено повреждение нескольких органов брюшной полости, у 27,1% - печени и у 22,9% - селезенки. По структуре причин гибели пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в догоспитальном периоде: 1) острая массивная кровопотеря 51%; 2) гиповолемический шок 30% (кровопотеря 3083 ± 29 мл в среднем), закрытая травма живота 59% случаев. В госпитальном периоде погибших 31%.
Наиболее высокая смертность у пострадавших в ДТП с полостной травмой была зафиксирована в Козульском, Емельяновском, Енисейском, Манском, Рыбинском районах и т.д. (табл. 6).
Таблица 6
Смертность пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях от полостной травмы по территориальному принципу в Красноярском крае (в расчете на 100 000 населения)
Территория края |
Изолированная травма груди |
Изолированная травма живота |
Сочетанная торако-абдоминальная травма |
Итого |
Козульский район |
5,82 |
1,80 |
1,04 |
8,66 |
Емельяновский район |
5,73 |
1,78 |
1,02 |
8,53 |
Енисейский район |
5,80 |
1,80 |
1,01 |
8,61 |
Манский район |
4,97 |
1,54 |
0,87 |
7,38 |
Рыбинский район |
4,73 |
1,46 |
0,83 |
7,02 |
Ачинский район |
4,64 |
1,51 |
0,89 |
7,0 |
Балахтинский район |
3,8 |
1,3 |
0,8 |
5,9 |
Шарыповский район |
3,8 |
1,3 |
0,7 |
5,9 |
Ермаковский район |
4 |
1,2 |
0,7 |
5,9 |
Минусинский район |
3,5 |
1,2 |
0,7 |
5,4 |
Через эти районы проходят две федеральные трассы: Р255, Р257, и две региональные: Красноярск-Енисейск-Северо-Енисейск, Ачинск-Шарыпово-Ужур.
Распределение смертности у пострадавших в ДТП с торако-абдоминальной травмой на трассах получилось следующим образом (табл. 7).
Таблица 7
Смертность у пострадавших в ДТП с полостной травмой на автодорогах Красноярского края (в расчете на 100 000 населения)
Смертность |
Изолированная травма груди |
Изолированная травма живота |
Сочетанная торако-абдоминальная травма 0,13 |
Итого |
На федеральных дорогах |
2,22 |
0,75 |
0,52 |
3,49 |
На дорогах регионального или межмуниципального значения |
0,52 |
0,17 |
0,1 |
0,79 |
На дорогах местного значения |
0,76 |
0,26 |
0,15 |
1,17 |
Г. Красноярск |
0,36 |
0,12 |
0,07 |
0,54 |
Норильск-Алыкель-Дудинка |
0,50 |
0,17 |
0,09 |
0,76 |
Самая большая смертность от полостной травмы отмечалась на федеральных дорогах и на дорогах местного значения. На автодороге Норильск-Алыкель-Дудинка и в г. Красноярске показатели были в пять раз ниже, чем на трассах. По-нашему мнению, в случае Крайнего Севера это было связано с коротким сезоном активного пользования транспортными средствами, а в городе Красноярске это связано с уменьшением скоростного режима.
По данным разных исследований, навыками первой помощи водители транспортных средств не владеют, сотрудники ГИБДД владеют не в полном объеме [5-8]. Эвакуация 19% пострадавших с травмами живота в больницу осуществляется не бригадами скорой медицинской помощи, а попутным транспортом [4; 5-8]. К сожалению, это приводит к тому, что на месте дорожно-транспортного происшествия гибнет 53% (467). Погибших в период транспортировки и в стационаре 47% (413) с полостной травмой:
- В присутствии бригады скорой медицинской помощи 9% (38).
- В первые сутки пребывания в стационаре 37% (153).
Выводы
Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод, что на месте дорожно-транспортного происшествия от полученных травм погибло 53% пострадавших, в условиях стационара в первые сутки умершие составили 46% от общего числа смертельных исходов у пострадавших в ДТП. Структура травм у погибших в результате дорожно-транспортных происшествий на федеральных и региональных трассах показала, что 59% составили умершие с закрытой травмой живота.
Изучив причины, влияющие на смертность у пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях с закрытой травмой живота на территории Красноярского края, можно выделить:
- Причины, которые привели к ДТП: техническое состояние автотранспорта и дорожного полотна, большое количество участников дорожного движения, частое нарушение правил дорожного движения, в том числе нахождение за рулем в состоянии алкогольного опьянения.
- Тяжесть полученной травмы - 51% пострадавших погибли от кровотечения и шока.
- Низкая подготовка в оказании первой помощи участников дорожного движения, об этом свидетельствует большое количество погибших на месте дорожно-транспортного происшествия (53).