Сложившаяся в России система санаторно-курортного лечения (СКЛ) объединяет лечебно-оздоровительные местности и курорты федерального, регионального и местного значения, санаторно-курортные (СКО) и санаторно-оздоровительные организации (СОО) различных типов и форм собственности, социально-экономическую инфраструктуру [1–3]. При том что Россия обладает не меньшими запасами природных рекреационных ресурсов, чем страны – лидеры по оказанию лечебно-оздоровительных услуг, она занимает достаточно скромное место на мировом туристическом рынке [4–6]. Имеющиеся природные объекты и курортная база используются неэффективно и крайне слабо: среднегодовой коэффициент загрузки курортов России составляет 35–40% [7–9]. В условиях дефицита свободного времени в динамично развивающемся мире, а также непродолжительных отпусков единственным способом восстановления является совмещение отдыха, лечения и оздоровления [10, 11]. Именно поэтому поездки с лечебно-оздоровительными целями – лечебно-оздоровительный (медицинский) туризм (ЛОТ) – приобретают сегодня огромную значимость во всем мире. Ежегодно около 126 тыс. россиян проводят отпуск на зарубежных курортах, в СПА и велнесс-центрах, что составляет около 1% всех выездов за рубеж [12–14].
Интеграция медицинской помощи и лечебно-оздоровительной деятельности в рамках замкнутого цикла («профилактика – диагностика и лечение – реабилитация / восстановительное лечение – санаторно-курортное лечение и лечебно-оздоровительные мероприятия») в субъекте Российской Федерации происходит в рамках формирования регионального лечебно-оздоровительного кластера (ЛОК).
Одним из важнейших компонентов формирования ЛОК является оптимизация информационного взаимодействия субъектов здравоохранения, санаторно-курортной деятельности (СКД) и населения в субъектах Российской Федерации.
Необходимость научного обоснования приоритетных организационных направлений оптимизации информационного обеспечения формирования регионального лечебно-оздоровительного кластера (ЛОК), включающего медицинские, СКО и СОО организации разных организационно-правовых форм, региональные органы управления здравоохранением и социальной защиты населения, а также фонды социального страхования (ФСС) и обязательного медицинского страхования (ФОМС), послужила основанием для проведения настоящего исследования.
Цель исследования. Разработка организационной модели системы информационного обеспечения формирования регионального ЛОК в субъекте Российской Федерации на основе оценки уровня информационного взаимодействия субъектов здравоохранения, СКД и населения.
Материал и методы исследования. В ходе исследования проведена экспертная оценка информационного взаимодействия субъектов здравоохранения, СКД и населения. Экспертная оценка проведена по стандартной методике.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты экспертной оценки уровня информационного взаимодействия субъектов здравоохранения, СКД и населения (в баллах по 5-балльной шкале) показали, что наиболее низкий уровень информационного взаимодействия субъектов установлен среди следующих субъектов: СКО / СОО и медицинские организации – 1,6; население и органы управления здравоохранением – 1,7; СКО, СОО и практикующие врачи – 1,8; СКО, СОО и органы управления здравоохранением – 1,9; население и органы управления здравоохранением – 1,9; население и ФСС – 1,9; ФСС и практикующие врачи – 1,9 балла. При этом взаимодействие территориального ФОМС с другими субъектами здравоохранения, СКД и населением практически полностью отсутствует.
Разработка и реализация организационных направлений оптимизации информирования населения и врачей о СКД и санаторно-оздоровительной деятельности, а также организационной модели системы информационного обеспечения формирования регионального лечебно-оздоровительного кластера (ЛОК) в субъекте Российской Федерации является одним из важнейших этапов его оптимизации, повышения уровня обеспечения населения и специалистов здравоохранения профессиональной медицинской информацией и, как следствие, качества медицинской помощи и лечебно-оздоровительной деятельности.
Результаты проведенного исследования позволили сформулировать основные причины и предпосылки, которые обусловили необходимость оптимизации обеспечения населения и врачей качественной (значимой, информативной и достоверной) и актуальной информацией субъектов здравоохранения и населения [15] о СКД и ЛОТ:
– приватизация СКО и СОО;
– изменение задач функционирования государственных органов управления, в том числе здравоохранения, ФСС и ФОМС, на региональном уровне;
– интенсивное развитие IT, в том числе в здравоохранении и СКД;
– создание электронных ресурсов (специализированных интернет-порталов и сайтов), работа с которыми требует специальных знаний и профессиональных навыков (федеральный информационный портал Sanatoria.ru, федеральный регистр санаторно-курортных организаций и собственные интернет-сайты СКО, СОО и организаций, занимающихся ЛОТ);
– значительное увеличение объема информации о конкретных СКО и СОО;
– информационный разрыв между субъектами здравоохранения, СКД, санаторно-оздоровительной деятельности и ЛОТ на региональном уровне;
– недостаточно высокая (низкая) информационная культура населения и специалистов здравоохранения (практикующих врачей).
На основе проведенного исследования нами сформулированы организационные направления оптимизации обеспечения населения и врачей качественной информацией [15] о СКД и организациях, занимающихся ЛОТ в субъекте Российской Федерации:
– концентрация информационных ресурсов медицинского и лечебно-оздоровительного характера в субъекте Российской Федерации в региональных медицинских информационно-аналитических центрах (МИАЦ) с целью обеспечения их доступности для населения и специалистов здравоохранения в медицинских организациях всех организационно-правовых форм (федеральных и государственных и негосударственных медицинских организациях и др.);
– разработка и совершенствование системы доступа к информационным ресурсам на основе IT и коммуникационных ресурсов (создание специализированных интернет-порталов и сайтов);
– максимально полное использование информационных ресурсов в сфере здравоохранения, СКД и ЛОТ;
– ориентация практикующих врачей медицинских организаций на использование наиболее полных и достоверных источников профессиональной информации (на основе формирования рейтингов информационных ресурсов);
– учет возрастающей роли организационных аспектов, предполагающих формирование информационных связей с внешней средой и их поддержку в сети организационных коммуникаций (специализированные интернет-порталы и сайты).
На наш взгляд, следует выделить несколько первоочередных задач оптимизации обеспечения населения и врачей качественной и актуальной информацией [15] о санаторно-оздоровительной деятельности и ЛОТ:
– систематизация источников специализированной информации и каналов ее распространения среди субъектов, участвующих в формировании регионального ЛОК;
– анализ информации, представленной в различных источниках, с точки зрения ее полноты, релевантности и информативности (формирование рейтингов информационных ресурсов);
– повышение доступности источников специализированной информации, наиболее востребованных населением и практикующими врачами;
– публикация отзывов практикующих врачей об эффективности новых лечебно-оздоровительных технологий на интернет-порталах и сайтах субъектов здравоохранения и СКД.
В качестве субъектов формирования регионального ЛОК нами рассматриваются прежде всего СКД (СКО, СОО и организации, занимающиеся ЛОТ), а также медицинские организации (поликлиники и больницы), органы управления здравоохранения и социальной защиты населения в субъекте Российской Федерации, территориальные ФСС и ФОМС (рис. 1)
Рис. 1. Региональный лечебно-оздоровительный кластер
Организационная модель системы информационного обеспечения формирования регионального ЛОК в субъекте Российской Федерации включает медицинские организации разных организационно-правовых форм, МИАЦ, органы управления здравоохранения и социальной защиты населения, территориальные ФСС и ФОМС, СКО, СОО и организации, занимающиеся ЛОТ. Субъектами, непосредственно участвующими в формировании регионального ЛОК, являются: СКО; СОО; организации, занимающиеся ЛОТ; медицинские организации (поликлиники и больницы, частные медицинские центры, НИИ медицинского профиля); региональные органы управления здравоохранения и социальной защитой населения; территориальные ФСС и ФОМС.
Нами разработана организационная модель системы информационного обеспечения формирования регионального ЛОК в субъекте Российской Федерации (рис. 2).
Информационное обеспечение формирования регионального ЛОК, населения и практикующих врачей является комплексной задачей, реализуемой в процессе взаимодействия (интеграции) информационных сфер субъектов здравоохранения, СКД, санаторно-оздоровительной деятельности и ЛОТ.
Рис. 2. Организационная модель системы информационного обеспечения
формирования регионального лечебно-оздоровительного кластера
Интегрирующим звеном в системе информационного обеспечения формирования регионального ЛОК в субъекте Российской Федерации становится региональный МИАЦ как учреждение, располагающее наибольшим информационным потенциалом в региональном здравоохранении и способное сконцентрировать все направления информационного обеспечения населения и специалистов здравоохранения (практикующих врачей) о СКД, санаторно-оздоровительной деятельности и ЛОТ в субъекте Российской Федерации через соответствующий раздел на интернет-портале МИАЦ.
На базе Новосибирского областного МИАЦ внедрены элементы организационной модели системы информационного обеспечения формирования регионального ЛОК в Новосибирской области. Основными в деятельности МИАЦ по информационному обеспечению формирования регионального ЛОК являются информационное, коммуникационное, организационно-методическое взаимодействие.
Проведенное исследование позволило определить приоритетные задачи, стоящие перед МИАЦ в данном направлении:
– организация информационного обеспечения населения Новосибирской области в соответствии с информационными потребностями с целью оптимизации использования ресурсов СКО, СОО и ЛОТ;
– организация информационного обеспечения профессиональной деятельности врачей и руководителей здравоохранения Новосибирской области в соответствии с их информационными потребностями с целью оптимизации использования ресурсов здравоохранения, СКО, СОО и ЛОТ, а также повышения уровня и обеспечения качества медицинской помощи и лечебно-оздоровительной деятельности в рамках замкнутого цикла («профилактика – диагностика и лечение – реабилитация / восстановительное лечение – санаторно-курортное лечение и лечебно-оздоровительные мероприятия»);
– анализ информационных потребностей практикующих врачей и руководителей здравоохранения в связи с содержанием профессиональной, научно-практической деятельности и спецификой решаемых ими задач в сфере медицинской и лечебно-оздоровительной деятельности;
– внедрение и сопровождение (поддержание в актуальном состоянии) информационных ресурсов в сфере лечебно-оздоровительной деятельности, современных средств коммуникации, инновационных методов и технологий сбора, хранения, анализа и распространения информации о лечебно-оздоровительной деятельности;
– организационно-методическое руководство службами медицинской информации в медицинских организациях Новосибирской области и координация их деятельности.
Таким образом, региональный МИАЦ становится главным координирующим звеном в системе информационного обмена между населением, медицинскими организациями, органами управления здравоохранением и социальной защиты населения, территориальными ФСС и ФОМС, СКО, СОО и организациями, занимающимися ЛОТ.
Полученные данные в определенной мере корреспондируются с данными других авторов. Проведенные рядом авторов исследования показали, что в настоящее время на уровне субъекта Российской Федерации взаимодействие субъектов здравоохранения, СКД и населения в значительной мере утрачено.
Заключение. В ходе исследования выявлен низкий уровень информационного взаимодействия субъектов здравоохранения и СКД, участвующих в формировании регионального ЛОК, и населением. Результаты исследования позволили разработать и научно обосновать организационные направления оптимизации и организационную модель системы информационного обеспечения формирования регионального ЛОК. Интегрирующим звеном в системе обеспечения населения и практикующих врачей специализированной информацией в сфере СКД в субъекте Российской Федерации становится региональный МИАЦ.