В современных условиях российского образовательного пространства под образовательной деятельностью понимается последовательная совокупность действий взаимодействующих субъектов, «направленных на культурное оформление и социализацию их (субъектов) собственных склонностей, способностей и интересов» [1, с. 1].
Введение уровневого высшего профессионального образования было ориентировано на создание условий для устойчивого развития подготовки квалифицированных кадров, имеющих с учетом требований современного рынка труда высшее профессиональное образование.
Повышение эффективности образования в настоящее время является достаточно актуальной темой исследования. Методологической основой современного образования, устанавливающего новый тип образовательных результатов, является компетентностный подход. Указанный подход ориентирован на «формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, самоопределение, социализацию, развитие индивидуальности и самоактуализацию» [2, с. 7].
В целях решения вопросов обеспечения качества образовательного процесса, который должен соответствовать существующим потребностям науки и техники, а также внедрения компетентностного подхода к образованию, российская система высшего образования перешла на Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения.
Целью настоящего исследования является изучение компетентностного подхода преподавания юридических дисциплин, динамики его (компетентностного подхода) становления в российской системе высшего образования, выявление проблем, возникающих в процессе оптимизации учебного процесса, и определение перспектив развития элементов образовательной реформы относительно юридического образования.
В ходе проведения настоящего исследования использовались методы анализа и научного наблюдения.
Процесс изменения образовательных стандартов характеризуется постепенностью и последовательностью перехода от старых стандартов к новым. Так, для многих направлений высшего образования до сих пор актуальны стандарты как ВО, так и ВПО.
01 декабря 2016 года был принят Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) (далее по тексту – ФГОС ВО) [3].
Особенность ФГОС ВО заключается в применении компетентностного подхода к изучению юридических дисциплин, который позволяет более эффективно готовить бакалавров к профессиональной деятельности. Как следствие, возникает проблема поэтапного формирования компетенций и оценивания их уровней сформированности на различных этапах обучения студентов в рамках достижения поставленных образовательной программой целей и задач.
В соответствии с положениями ФГОС ВО выпускники в рамках учебного процесса выполняют подготовку к четырем видам профессиональной деятельности:
«нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной и экспертно-консультационной» [3].
К числу профессиональных задач, которые должен уметь решать выпускник в ходе осуществления им профессиональной деятельности, ФГОС ВО относит:
в рамках нормотворческой деятельности:
- «разработка и подготовка к реализации нормативных правовых актов»;
в рамках правоприменительной деятельности:
- «обоснованное принятие решений, в пределах должностных обязанностей»;
- «совершение действий, направленных на реализацию правовых норм»;
- «составление юридических документов»;
в рамках правоохранительной деятельности:
- «обеспечение законности, правопорядка, охрана общественного порядка»;
- «обеспечение безопасности личности, общества и государства»,
- «предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений»;
- «защита всех форм собственности»;
в рамках экспертно-консультационной деятельности:
- «консультирование по вопросам права»;
- «осуществление правовой экспертизы документов» [3].
Результатом освоения программы бакалавриата является формирование у выпускника:
- 9 (девяти) общекультурных (ОК);
- 7 (семи) общепрофессиональных (ОПК);
- 16 (шестнадцати) профессиональных, разделенных по соответствующим видам деятельности (ПК), компетенций.
Общекультурные компетенции характеризуются способностями выпускника пользоваться знаниями (философскими, экономическими и иными), а также информацией (вне зависимости от способа ее получения и формы).
Особого внимания в рамках общекультурных компетенций заслуживает способность выпускника эффективно использовать такие особые формы организации образовательного процесса, как:
- самоорганизация – деятельность, основанная на рациональном использовании имеющихся у студента временных и иных ресурсов, включающая в себя планирование, организацию, самоконтроль, саморегуляцию;
- самообразование – деятельность, характеризующаяся приобретением и/или углублением студентом систематических знаний, умений и навыков в ходе самостоятельного, целенаправленного, познавательного, управляемого им (студентом) образовательного процесса в целях получения соответствующего образовательного уровня или повышения имеющегося. Приобретение студентом навыков самообразования базируется на активных формах и методах обучения с использованием современных идей и технологий и может осуществляться, в частности, в ходе реализации студентами учебной работы в форме самостоятельной (СР), виды которой уставлены образовательными программами в соответствии с направлением (профилем) обучения.
Общепрофессиональные компетенции ориентированы на соблюдение выпускниками действующего законодательства Российской Федерации, работу на благо общества и государства, добросовестное исполнение профессиональных обязанностей, соблюдение принципов юридической и профессиональной этики, сохранение и укрепление доверия общества к юридическому сообществу, а также на повышение уровня его (выпускника) профессиональной компетентности.
Профессиональные компетенции основаны на наличии у выпускника развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры и направлены на применение, соблюдение и толкование нормативных правовых актов, реализацию правовых норм в профессиональной деятельности, выявление, оценку и пресечение коррупционного поведения, предупреждение правонарушений, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению.
Компетенции выпускника-юриста включают в себя коммуникативный элемент, характеризующийся владением на разных уровнях (языковом, речевом, дискурсивном) как устной, так и письменной речью как на русском, так и на иностранном языках, а именно:
- способностями к коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
- логически верно, аргументированно и ясно строить речь, правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации;
- давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ОК-5, ОПК-5, ПК-7, ПК-13, ПК-16);
- владеть навыками профессионального общения на иностранном языке (ОПК-7) [3].
Отдельные проблемы преподавания юридических дисциплин возникли в связи с принятием образовательного стандарта по высшей школе, поскольку потребовали новых методов решения.
Рассмотрим применение компетентностного подхода преподавания юридических дисциплин в системе высшего образования на примере основополагающей дисциплины по направлению подготовки Юриспруденция – «Теория государства и права».
В соответствии с п. 6.4. ФГОС ВО дисциплина «Теория государства и права» является обязательной для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы бакалавриата, которую он осваивает, поскольку она реализуется в рамках базовой части Блока 1 программы бакалавриата [3].
При этом объем и структура рассматриваемой учебной дисциплины определяется образовательной организацией самостоятельно.
В соответствии со статьей 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» «педагогические работники обязаны обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой» [4].
Так, рабочая программа дисциплины (далее по тексту – РПД) представляет собой нормативный документ, в котором:
- определяются объем, содержание, порядок изучения учебной дисциплины;
- содержатся требования к компетенциям обучающихся, знаниям, умениям и навыкам;
- указываются методы контроля результатов ее усвоения, соответствующие требованиям ФГОС ВО и учитывающие специфику подготовки обучающихся по избранному профилю.
РПД разрабатывается непосредственно авторами учебной дисциплины, а в дальнейшем подлежит утверждению руководителем основной образовательной программы направления (профиля), по которым проходит обучение бакалавр. Итоговое утверждение РПД осуществляется директором института/ректором университета.
Вместе с тем сложилась определенная практика разработки рабочей программы дисциплины «Теория государства и права». Целью освоения рассматриваемой учебной дисциплины является овладение студентами понятийным аппаратом, получение объема знаний, необходимого для дальнейшего изучения юридических наук и высокопрофессионального выполнения служебных обязанностей, формирование высокого уровня правовой культуры.
Результат обучения выпускника по дисциплине «Теория государства и права» определяется общепрофессиональной компетенцией-1 – способностью соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, индикатором достижения компетенции является способность неукоснительно исполнять правовые акты в профессиональной деятельности (ИД-1).
Разрабатывая РПД, необходимо отразить планируемые результаты изучения дисциплины, такие как знания теоретических основ реализации правовых норм (когнитивный компонент компетентности), умение реализовывать правовые нормы в профессиональной деятельности, владение навыками реализации правовых норм (деятельностный компонент компетентности).
Оптимальный объем трудоемкости освоения дисциплины «Теория государства и права» по очной форме обучения определяется 252 ач, что составляет 7 зет, из которых лекционные занятия составляют 64 ач, практические – 80, самостоятельная работа – 54, а часы на контроль – 54. В качестве форм текущего контроля используется такая форма, как курсовая работа, а для промежуточной аттестации – экзамен.
Для оптимизации учебного процесса необходимо предоставить содержание разделов и результаты учебной дисциплины. Так, авторы предлагают подразделить содержание дисциплины «Теория государства и права» на 7 (семь) модулей, среди которых можно выделить «Методологические основы научного понимания государства и права»; «Закономерности исторического движения и функционирования государства и права»; «Правовое государство и гражданское общество» [5].
На сегодняшний день одним из основных проблемных вопросов в преподавании дисциплины «Теория государства и права», как и большинства юридических дисциплин, является разработка фонда оценочных средств (далее по тексту – ФОС). ФОС должен определять формирование у выпускника, освоившего программу бакалавриата, указанной в РПД компетенции, обеспечивающей осуществление им (выпускником) эффективной профессиональной деятельности и уровень сформированности компетенций через индикаторы достижения компетенций у обучающихся бакалавриата, изучивших дисциплину.
Основной задачей ФОС, например, дисциплины «Теория государства и права» является проверка знаний, умений и владений обучающегося согласно матрице компетенций рассматриваемого направления подготовки. Индикаторы достижения компетенций связаны с дисциплиной «Теория государства и права» через матрицу компетенций.
К фондам оценочных средств относятся:
- перечень экзаменационных вопросов, которые в полном объеме должны реализовать изученные выпускником по дисциплине темы, а также согласовываться с рассматриваемым материалом в рамках самостоятельной работы (авторами разработаны порядка 94 вопросов);
- перечень тем курсовых работ, который в целом характеризуется динамичностью и не является исчерпывающим (авторы предлагают 61 тему);
- перечень тестовых заданий.
Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что разработанные основные образовательные программы с использованием обобщенных формулировок компетенций из ФГОС ВО не учитывают региональную специфику отдельных видов деятельности и, соответственно, не позволяют удовлетворить запросы работодателей данного уровня. Решение изложенной проблемы посредством расширения списка компетенций из ФГОС ВО путем добавления дополнительных усложнит и существующую «компетентностную модель», которая уже сейчас характеризуется объемным перечнем.
На сегодняшний день на стадии разработки находится проект ФГОС ВО 3++ [6]. В соответствии с положениями проекта обеспечение выпускника «способностью осуществлять профессиональную деятельность» и «возможностью решать задачи профессиональной деятельности не менее чем одного типа – нормотворческого, правоприменительного, правоохранительного, экспертно-консультационного» осуществляется совокупностью всех компетенций, установленных программой бакалавриата» [7].
Компетентностный подход в рамках проекта реализуется следующим образом:
- введением 7 (семи) категорий компетенций, характеризующихся универсальностью и единством для образования всех уровней;
- разделением общепрофессиональных компетенций на 8 (восемь) категорий (групп);
- самостоятельным определением образовательной организацией профессиональных компетенций посредством анализа профессиональных стандартов (при их наличии) с учетом положений ПООП, носящих рекомендательный характер.
- Поскольку у выпускника, освоившего программу бакалавриата, в ходе качественного образовательного процесса поэтапно формируется набор компетенций, обеспечивающих ему осуществление эффективной нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной и экспертно-консультационной деятельности, то тенденции компетентностного подхода к изучению дисциплин в системе юридического образования положительно отражаются на подготовке выпускников-юристов.