Среди всех сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) Ишемическая болезнь сердца (ИБС) в России является одной из наиболее частой причиной обращаемости взрослых в медицинские учреждения: около 28% случаев. Только 40–50% всех пациентов ИБС знают о наличии у них болезни и получают соответствующее лечение, тогда как в 50–60% случаев заболевание остается нераспознанным. Стабильная ИБС может иметь сравнительно доброкачественное течение на протяжении многих лет [1-3]. Почти у половины больных с острым коронарным синдромом (ОКС) инфаркт миокарда (ИМ) является первым проявлением ИБС [2; 4]. Распространенность стенокардии, как самой распространенной формы ИБС, в популяции увеличивается с возрастом у лиц обоего пола: с 5-7% среди женщин в возрасте 45-64 лет до 10-12% среди женщин в возрасте 65-84 лет, и с 4-7% среди мужчин в возрасте 45-64 лет до 12-14% среди мужчин в возрасте 45-64 лет. Ежегодная общая смертность среди всех пациентов с ИБС составляет до 2,4%, с долей фатальных сердечно- сосудистых осложнений (ССО) от 0,6 до 1,4%, нефатальные острые ИМ диагностируются с частотой до 2,7% ежегодно. В 95% случаев при ИБС главным этиологическим фактором является атеросклероз коронарных артерий (КА). К основным факторам риска ИБС относятся гиперхолестеринемия, артериальная гипертония, сахарный диабет, курение, низкая физическая активность, ожирение, а также мужской пол, возраст и отягощенность семейного анамнеза по сердечно-сосудистым заболеваниям [5]. Низкий уровень холестерина липопротеидов высокой плотности и высокий уровень триглицеридов крови считают значимым предиктором неблагоприятным прогностическим фактором ССО [6-8]. Коронароангиография (КАГ) традиционно является «золотым стандартом» при диагностике ИБС и при стратификации риска осложнений [1; 9; 10]. Имеются научные данные, свидетельствующие о наличии тканевой инсулинорезистентности (ТИР) и функциональном гиперинсулинизме, обусловленных повышенной активностью гипофизарно-адреналовой системы, снижением концентрации тестостерона (Т) [11] у больных ИБС, снижением базального уровня соматотропного гормона (СТГ) при ИБС, связанного с угнетением выработки соматолиберина гипоталамусом, вероятно, под влиянием повышенной концентрации глюкокортикоидов [12].
Задачей настоящего исследования являлось проведение комплексной оценки гуморальных факторов, влияющих на состояние углеводного метаболизма, и проведение корреляционного анализа антропометрических и общеклинических показателей у больных ИБС, верифицированной КАГ.
Цель исследования: на основе корреляционного анализа показателей возраста, артериального давления, уровня липопротеидов, уровня гормонов при ИБС с верифицированным коронарным атеросклерозом выявить наиболее значимые факторы, характеризующие состояние организма при данном заболевании.
Материалы и методы. Обследовано 56 мужчин - пациентов с верифицированной ИБС, среди которых 8 имели I степень ожирения, 25 ранее перенесли ИМ. У 34 больных ИБС сочеталась с артериальной гипертензией I и II степеней. У всех пациентов имелись электрокардиографические признаки ИБС и клинические признаки стабильной стенокардии напряжения различных функциональных классов. Для верификации поражения коронарных артерий больным с ИБС проводилась КАГ. На основании данных КАГ наиболее часто выявлялся стеноз передней межжелудочковой и огибающей ветвей левой коронарной артерии. Поражения диагональной ветви левой коронарной артерии (ДВ), ветви тупого края левой коронарной артерии (ВТК) и задней межжелудочковой ветви (ЗМЖВ) диагностировались с меньшей частотой. Необходимо отметить, что стенозирование ДВ и ВТК определялось только 3 степени, а ЗМЖВ только 1 степени. В качестве антиангинальной терапии все больные получали нитропрепараты в различной дозировке. 8 пациентов с ИБС, у которых имели место нарушения сердечного ритма, получали бета-блокаторы. На момент проведения исследования препараты отменялись. 21 человек в возрасте от 37 до 53 лет, у которых отсутствовали клинические проявления ИБС, изменения на ЭКГ и регистрировались нормальные значения уровней систолического и диастолического артериального давления, были включены в контрольную группу. Иммунореактивный инсулин (ИРИ), С-пептид (С-пепт), СТГ, адренокортикотропный гормон (АКТГ), кортизол (Корт), Т оценивали натощак и через 120 минут после проведения перорального глюкозотолерантного теста (ПГТТ) радиоиммунологическим методом с измерением радиоактивности на гамма-счетчике, калиброванном для радиоизотопа I «125». Для определения содержания ИРИ, С-пепт, Корт использовались реактивы Immunotech (Чехия), содержание СТГ, АКТГ и Т при помощи реактивов CIS Bio International (Франция). Определение содержания липидов проводили на анализаторе SPECTRUM фирмы Abbot (США). Обработка полученных результатов проводилась при помощи пакета статистических программ STATISTICA 6.0. Для решения задач исследования проведен корреляционный анализ показателей методом главных компонент с определением значимости по коэффициенту корреляции (r): сильная - r=±0,7 до ±1; 0.5<r <0,7 -заметная; 0,7<r< 0,9 - высокая. Достоверность различий значений оценивалась при помощи t-критерия Стъюдента (p< 0,05).
Результаты исследования. На рисунке 1 представлена схема основных парных корреляционных связей возраста, ИРИ, С-пепт, СТГ, АКТГ, Корт и Т у лиц контрольной группы до проведения ПГТТ. Возраст находился в достоверной прямой зависимости с АКТГ (r= 0,54). Обращала на себя внимание отрицательная достоверная корреляция содержания ИРИ с уровнями С-пепт (r= - 0,57), СТГ (r= - 0,53), АКТГ (r= -0,58), и Т (r= - 0,74). В свою очередь, С-пепт достоверно положительно был связан с СТГ (r= 0,56), АКТГ (r= 0,81), Корт (r= 0,54) и Т (r= 0,8). Показатели гипофизарной активности СТГ и АКТГ положительно соотносились между собой (r= 0,72), также прямая достоверная связь отмечалась между СТГ и Т (r= 0,54), АКТГ и Т (r= 0,71).
*Корреляция r=+ 0,7 (p= 0,01).
Рис. 1. Схема основных парных корреляционных связей у лиц контрольной группы
На рисунке 2 представлена схема основных парных корреляционных связей возраста, содержания глюкозы, С-пепт, АКТГ, Корт и Т в контрольной группе после проведения ПГТТ. У лиц без КА после проведения ПГТТ появилась прямая корреляционная зависимость концентрации возраста с глюкозой (r= - 0,64) и обратная с уровнем Корт (r=- 0,56). Корт, в свою очередь, отрицательно коррелировал с Т (r= -0,58). Уровень АКТГ отрицательно соотносился с С-пепт (r= -0,51).
На рисунке 3 представлена схема парных корреляционных связей возраста, уровней систолического артериального давления (САД) и диастолического артериального давления (ДАД), ИМТ, содержания в крови С-пепт, Т, ТГ, ХС, ЛПНП и ЛПОНП у пациентов с верифицированным атеросклерозом коронарных артерий до проведения ПГТТ.
*Корреляция r=+ 0,7 (p= 0,01).
Рис. 2. Схема основных парных корреляционных связей
у лиц контрольной группы после ПГТТ
*Корреляция r=+ 0,7 (p= 0,01).
Рис. 3. Схема основных парных корреляционных связей у больных ИБС
В результате проведенного анализа отмечены сильные прямые зависимости возраста с уровнем САД (r = 0,76), ДАД (r = 0,8) и С-пепт (r = 0,6). Уровень Т находился в обратной достоверной зависимости от содержания в крови С-пепт ( r = - 0,5). Показатели липидного обмена соотносились следующим образом: прямые достоверные зависимости отмечались между ЛПНП и ТГ (r =0,61), ЛПОНП и ХС (r = 0,77). После проведения ПГТТ (рис. 4) обращало на себя внимание появление положительной корреляции возраста и ИРИ (r = 0,56), АКТГ и С-пепт (r = 0,61). Отрицательные парные корреляционные связи выявлялись между ИРИ и Корт (r= - 0,51), возрастом и Т (r = -0,5).
*Корреляция r=+ 0,7 (p= 0,01).
Рис. 4. Схема основных парных корреляционных связей у больных ИБС после ПГТТ
Проведенное исследование позволило установить сниженную чувствительность тканей к инсулину и нарушения углеводного метаболизма у больных ИБС, верифицированной селективной КАГ. ТИР у пациентов с ИБС компенсировалась гиперреактивностью бета-клеточного аппарата поджелудочной железы и постпрандиальной гиперинсулинемией, вследствие чего выявлялись лишь незначительные изменения углеводного метаболизма. Повышенная продукция АКТГ у больных с ИБС обуславливает стимуляцию не только функции коры надпочечников, но и продукцию инсулина и С-пепт бета-клетками поджелудочной железы. При оценке медикаментозных и физических методов лечения ИБС, влияющих на процессы метаболизма, крайне актуально проведение оценки функциональной активности поджелудочной железы, гипофиза, половых желез и глюкокортикоидной активности надпочечников. При ИБС в ходе проведения ПГТ имеет место дискордантность адренокортикотропной и соматотропной функций гипофиза. Одним из характерных признаков у мужчин с ИБС является сниженная продукция Т интерстициальными клетками семенников, взаимосвязанная с гиперинсулинемией у данной категории лиц. Выявленная при ИБС измененная активность гипофиза, характеризующаяся повышенным уровнем АКТГ, может приводить к гиперсекреции бета-клетками поджелудочной железы ИРИ и С-пепт. На фоне тенденции к гипергликемии и гиперреактивности инсулярного аппарата у больных с ИБС формируется ТИР. Повышение адренокортикотропной функции гипофиза при ИБС, возможно, обуславливает умеренное снижение его соматотропной активности. В пользу снижения соматотропной активности гипофиза у больных с ИБС свидетельствует сниженная базальная секреция СТГ и отсутствие изменений уровня СТГ после ПГТТ. Повышение адренокортикотропной активности гипофиза и практически неизмененная концентрация Корт у мужчин с ИБС может рассматриваться как относительная надпочечниковая недостаточность у данной категории больных. При усугублении расстройств углеводного метаболизма конкурентное воздействие АКТГ на секрецию Корт усиливается, что подтверждается дискордантным изменением уровней АКТГ и Корт в ходе ПГТТ. Вполне вероятно, что при КА расстройства углеводного метаболизма и ТИР обуславливают подавление секреции Т клетками семенников. Снижение уровня Т в ходе проведения ПГТТ у больных КА подтверждает гипотезу о снижении секреции Т при нарушениях углеводного метаболизма у лиц данной категории.
Заключение. На основании корреляционного анализа результатов, полученных при изучении уровней гормонов поджелудочной железы, гипофиза, надпочечников и половых желез, установлена взаимосвязь возраста с функциональной активностью бета-клеток поджелудочной железы и глюкокортикоидной активностью надпочечников, активностью гипофиза и половых желез при КА. Таким образом, при ИБС имеют место гиперреактивность бета-клеточного аппарата поджелудочной железы, проявляющаяся увеличением секреции ИРИ и С-пепт, измененная активность гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы, реализующаяся конкурентным взаимодействием адренокортикотропной и соматотропной функций гипофиза, обуславливающие частичное угнетение стероидной активности надпочечников и снижение продукции Т интерстициальными клетками семенников.