Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STRUCTURALLY-SUBSTANTIAL MODEL OF FORMATION OF COMPETENCE OF PERSONAL SECURITY IN THE SERVICEMAN OF DAILY ACTIVITY OF DIVISION

Vlasenko M.A. 1, 2
1 Baltic Federal University n.a. I.Kant
2 Branch of VUNTS «VMA» in Kaliningrad
In the article, the author proves substantiates the structure and content of the elements of the model of forming the competence of the personal security of the serviceman of daily activity of division, suggests a step-by-step simulation sequence, describes the main blocks of the model and the mechanisms of their interaction. The justified model of the formation of the competence of the personal security of the serviceman in daily activities includes five blocks: goal-setting, organizational-methodical, informative, subject-objective and effective. In the article, the author proves the structure and maintenance elements the model of forming the competence of personal security of a serviceman in daily activities, suggests a step-by-step simulation sequence, describes the main blocks of the model and the mechanisms of their interaction. The justified model of the formation of the competence of the personal security of the serviceman in daily activities includes five blocks: goal-setting, organizational-methodical, informative, subject-objective and effective. The complemented components of educational disciplines «Bases of management», «Physical education», «Health and life safety» and «Management of the unit in peacetime» integrated into a elective course: «Personal security of the serviceman in the daily activities of division» aimed at building the ability to ensure security military service in daily activities and constituting a single program for the formation of the competence of personal security of the serviceman of daily activity of division. Existence of the complemented components: cognitive, motivational, volitional, activity and physical in the competence structure of the personal security of the serviceman in the daily activities of the division, determine the level of readiness of cadets to ensure personal security. The result of the implementation of the model is the formation of the competence of the personal security of the serviceman in the daily activities of the division, where diagnostics of the level of formation of the components that make up the competence of the personal security of the serviceman in the daily activities of the division serves as an assessment of the effectiveness of training.
competence of personal security of the serviceman of daily activity of division
components of personal security
model
elective course

В соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации безопасность военной службы заключается в поддержании в подразделении условий военной службы и порядка ее несения, обеспечивающих защищенность личного состава и каждого военнослужащего в отдельности от воздействия опасных факторов военной службы, возникающих в ходе повседневной деятельности подразделения. Повседневная деятельность военнослужащего в подразделении осуществляется в соответствии с требованиями внутренней службы и является совокупностью занятий, мероприятий и работ, согласованных по цели, задачам, времени и месту и направленных на поддержание боеспособности, установленной боевой и мобилизационной готовности к выполнению боевых и других поставленных задач [1].

Основу подготовки военнослужащих к выполнению требований безопасности в повседневной деятельности подразделения составляет обучение требованиям безопасности в соответствии с программами обучения, учебными планами. Обучение организуется как в системе боевой (профессионально-должностной), общественно-государственной подготовки, так и в ходе периодического проведения специальных занятий и мероприятий, а также проверок теоретических знаний и практических навыков. Цели учебных занятий направлены на сохранность жизни и профилактику травматизма, формирование необходимых знаний и навыков выполнения установленных требований безопасности в условиях повседневной деятельности подразделения [2].

Однако, несмотря на значительное внимание к вопросам безопасности военной службы в повседневной деятельности, личной безопасности, аспекты педагогического обеспечения личной безопасности и личностной защищенности, выраженные в активации личностных ресурсов в процессе повседневной деятельности военнослужащего в подразделении и предназначенные для сохранения жизни и здоровья военнослужащих, предотвращения профессиональных заболеваний, аварий, катастроф, преступлений, физического и психологического травматизма военнослужащих, исследованы недостаточно.

Цель работы. Представить педагогическую модель формирования компетенции личностной защищенности военнослужащего в повседневной деятельности подразделения у курсантов в военно-морском вузе.

Профессиональная подготовка курсантов по вопросам безопасности военной службы в повседневной деятельности подразделения, личной безопасности должна быть связана с приобретением во время обучения определенных навыков личностной защищенности, у курсантов должна быть развита способность к анализу, прогнозированию и моделированию рисков личной безопасности [3, с. 69].

Анализ образовательных программ военно-морских вузов, научно-педагогической литературы, диссертационных исследований, посвященных профессиональной подготовке курсантов, показал, что в образовательных программах военно-морских вузов понятие личностной защищенности военнослужащего в повседневной деятельности подразделения как способность противостоять угрозе и опасностям различного характера отсутствует. Поэтому формирование компетенции личностной защищенности у курсантов военно-морских вузов необходимо для безопасного выполнения обязанностей военной службы в условиях повседневной деятельности подразделения.

В Федеральных государственных стандартах высшего профессионального образования нового поколения одним из основных требований является реализация компетентностного подхода в процессе профессиональной подготовки обучающихся. Компетентностный подход к обучению в военно-морском вузе ориентирует образование не только на освоение знаний, но и на самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности. Его применение в системе образования направлено на усиление связи образования с практикой и реальными потребностями общества и позволяет оптимально сочетать теоретическую и практическую составляющие обучения, интегрируя их [4].

В рамках компетентностного подхода в образовании предлагаемая нами компетенция личностной защищенности военнослужащего в повседневной деятельности подразделения имеет достаточный дидактический потенциал и базируется на традициях военного образования в области безопасности. Компетентностный подход в области личностной защищенности военнослужащего позволяет акцентировать внимание на результатах образовательного процесса, при этом в качестве результата рассматривается не только сумма усвоенной военнослужащим информаций и представлений о личностной защищенности, а прежде всего его способность достигать безопасности в повседневной деятельности подразделения [3, с. 70].

Структура компетенции личностной защищенности военнослужащего в повседневной деятельности подразделения, по нашему мнению, должна включать следующие компоненты: познавательный, мотивационный, волевой, деятельностный и физический. Наличие указанных компонентов в структуре компетенции определяет уровень готовности курсантов к обеспечению личностной защищенности.

Для повышения уровня готовности у курсантов компонентов личностной защищенности была разработана структурно-содержательная модель формирования компетенции личностной защищенности военнослужащего в повседневной деятельности подразделения. Для реализации педагогической модели был выбран личностно-деятельностный подход, который позволяет учитывать в образовательном процессе индивидуальные особенности курсантов, реализуя данные через содержание и форму учебных занятий, характер взаимодействия и взаимоотношений [5]. Данный подход получил научное обоснование в трудах П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.

При построении модели формирования компетенции личностной защищенности военнослужащего в повседневной деятельности подразделения мы исходили из общепринятого в педагогической и философской науке представления о модели как системе, включающей в себя цели, содержание, способы и средства, направленные на достижение результата образовательного процесса. Модель процесса формирования компетенции личностной защищенности военнослужащего в повседневной деятельности подразделения включает следующие блоки: целеустановочный, организационно-методический, содержательный, субъектно-объектный, результативный.

Целеустановочный блок модели базируется на законодательных и нормативно-правовых документах – Государственном образовательном стандарте высшего образования по специальностям, квалификационных требованиях, нормативно-правовых актах по безопасности военной службы, которые определяют требования к знаниям, умениям и навыкам курсанта в сфере обеспечения безопасности военной службы в повседневной деятельности подразделения. Это заключается в обеспечении условий подготовки курсантов к профессиональной деятельности в соответствии с формируемыми профессиональными компетенциями, т.е. подготовка курсантов рассматривается как осознаваемый результат, на который направлено действие, связанное с профессиональной деятельностью, удовлетворяющее актуализированной потребности в безопасности.

Задачами формирования профессиональных компетенций в сфере обеспечения безопасности военной службы в повседневной деятельности являются следующие.

  1. Формирование физического здоровья курсантов, адаптация их к различным факторам внешней среды.
  2. Формирование стрессоустойчивых факторов, определяемых условиями военной службы, ответственностью за жизнь других военнослужащих.
  3. Формирование способности восстановления физиологического потенциала, способности к профессиональному развитию военнослужащего.
  4. Формирование способности (потребности) использования знаний, умений, навыков в развитии культуры здоровья.

В нашем исследовании выделяется значение формирования у курсантов волевых качеств, сформированности психологической устойчивости к рискам военной службы, способности быстро и адекватно реагировать в сложившейся обстановке, гибкости и нестандартности мышления, самостоятельности и вариативности в принятии решений.

Формирование компетенции личностной защищенности военнослужащего в повседневной деятельности подразделения осуществляется при реализации ряда педагогических условий:

– комплексного подхода к формированию компетенции личностной защищенности военнослужащего в повседневной деятельности подразделения, включающего в себя потенциал общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин, содержащийся в факультативном курсе «Личностная безопасность военнослужащего в повседневной деятельности подразделения»;

– учета актуального уровня развития компетенции личностной защищенности военнослужащего в повседневной деятельности подразделения;

– использования активных форм и методов обучения на факультативном курсе;

– создания благоприятного климата и ситуации успеха при проведении занятий.

С целью формирования компетенции личностной защищенности военнослужащего в повседневной деятельности подразделения в организационно-методический блок включен факультативный курс «Личностная безопасность военнослужащего в повседневной деятельности подразделения», который представляет собой единую программу формирования компетенции личностной защищенности военнослужащего в повседневной деятельности подразделения.

Существующая дидактика не в полной мере способствует комплексному формированию компетенции личностной защищенности военнослужащего в повседневной деятельности подразделения, поэтому формирование данной компетенции возможно дополнением или конкретизацией содержания учебных дисциплин, преподаваемых в военно-морском вузе, рассмотренными нами компонентами личностной защищенности: познавательным, мотивационным, волевым, деятельностным и физическим.

Познавательный компонент включает систематизированные знания относительно рисков и угроз профессиональному здоровью, выполняет ориентировочную функцию в компетенции личностной защищенности военнослужащего в повседневной деятельности подразделения и определяет информационную основу целенаправленной деятельности по трансформации рисковой среды. Мотивационный компонент включает психические, эмоциональные и социальные стимулы безопасности, создающие регулятивную основу осмысленной деятельности, в том числе возможности социальной реализации военнослужащего, направленные на гармонизацию интересов личности, общества и государства. Волевой компонент отражает факторы риска – совокупность экстремальных ситуаций военной службы, страхи, обиды, вызывающие состояние неблагополучия, создающие основу для ценностного отношения к рискам профессионального здоровья и решительного их преодоления. Деятельностный компонент непосредственно связан с социальной реализацией, профессиональной успешностью военнослужащего и систематизирует опыт преодоления рисков военной службы, повышает уровень личностной защищенности за счет количества усвоенных способов реализации интересов личности в сочетании с интересами общества и государства. Физический компонент, физическое существование отражает потребность военнослужащего в физическом самосовершенствовании, соответствии физического развития, состояния здоровья военнослужащего способности обеспечить личную защищенность в повседневной деятельности.

На этом основании нами было разработано методическое обеспечение факультативного курса «Личностная безопасность военнослужащего в повседневной деятельности подразделения» на основе дополнения содержания дисциплин: «Безопасность жизнедеятельности», «Основы управленческой деятельности», «Управление подразделением в мирное время», «Физическая культура». Эти дисциплины являются интегрирующими, т.е. они объединяют базовые знания, полученные курсантами при изучении других дисциплин. Поэтому при изучении факультативного курса, объединяющего все эти дисциплины, много внимания уделяется активизации и актуализации ранее полученных знаний.

Факультативный курс дополнен педагогическими целями, направленными на развитие у курсантов способности к анализу, прогнозированию и профилактике рисков личностной защищенности военнослужащего в повседневной деятельности подразделения.

Содержательный блок отражает взаимодействие преподавателей и курсантов, их взаимоотношения внутри коллектива, организацию и управление этими процессами, без которых не может быть достигнут конечный результат. Он включает в себя педагогические средства реализации компетенции личностной защищенности военнослужащего в повседневной деятельности подразделения. К педагогическим средствам мы относим методы, формы, средства организации и проведения занятий на факультативном курсе. В содержательном блоке использовались такие формы обучения, как лекции, практические занятия, индивидуальная и групповая деятельность курсантов, обсуждение. Применялись такие методы обучения, как беседы, тренинги, деловые игры, индивидуальные и групповые консультирования.

Субъектно-объектный блок служит для формирования основ подготовки курсантов к выполнению требований безопасности в повседневной деятельности подразделения. Необходимо специально организованное, целенаправленное взаимодействие преподавателей, командиров подразделений – воспитателей (командиров подразделений – преподавателей) и курсантов, которое должно осуществляться на занятиях в системе боевой (профессионально-должностной) подготовки в военно-морском вузе, в ходе периодического проведения специальных занятий и мероприятий и проверки на них приобретенных знаний и навыков, а также на ежедневных инструктажах при доведении требований безопасности в различных областях повседневной деятельности курсантов.

Результатом обучения курсантов по предложенной нами программе на факультативном курсе будет являться формирование компетенции личностной защищенности военнослужащего в повседневной деятельности подразделения. Результативный блок отражает эффективность формирования компетенции, характеризует достигнутые изменения в соответствии с поставленной целью. В качестве оценки результативности обучения выступает диагностика уровня сформированности компонентов, входящих в состав компетенции личностной защищенности военнослужащего в повседневной деятельности подразделения.

Начальный уровень характеризуется следующими показателями: в познавательном компоненте – не осознает важности обеспечения личностной защищенности, не выражена способность в самодиагностике личностной защищенности; в мотивационном компоненте – отсутствует направленность личности на формирование личностной защищенности, не испытывает потребности в обеспечении личностной защищенности; в волевом компоненте – не стремится к поставленной цели, низкая волевая регуляция, испытывает значительные затруднения в разрешении возникших проблем; в деятельностном компоненте – имеет существенные проблемы в развитии методических умений, не умеет выбирать способы саморазвития, самовоспитания личностной защищенности, в физическом компоненте – слабо развит физически, применяет узкий круг методов формирования и корректировки физического состояния.

Низкий уровень характеризуется следующими показателями: в познавательном компоненте – недостаточно сформированы понятие и личное осознание важности обеспечения личностной защищенности, не испытывает ярко выраженной способности в самодиагностике личностной защищенности; в мотивационном компоненте – не испытывает ярко выраженной потребности в личностной защищенности, недостаточно сформирована мотивационная основа; в волевом компоненте – не берет ответственность принятия решения в сложных ситуациях, недостаточная волевая регуляция, сталкивается с затруднениями в разрешении возникших проблем; в деятельностном компоненте – недостаточно развиты методические умения, пассивен в формировании личностной защищенности, ограничен в выборе способов саморазвития, самовоспитания личностной защищенности; в физическом компоненте – имеет средний уровень физического развития, недостаточно владеет методами формирования и корректировки физического состояния.

Средний уровень характеризуется следующими показателями: в познавательном компоненте – определяет полноту и системность знаний формирования личностной защищенности, выражена способность в самодиагностике личностной защищенности; в мотивационном компоненте – выражена направленность на формирование личностной защищенности, определяет активные и устойчивые интересы к обеспечению личностной защищенности, стремится к воплощению поставленных целей; в волевом компоненте – проявляет настойчивость в достижении поставленной цели, владеет психической саморегуляцией; в деятельностном компоненте – развиты методические умения, может диагностировать собственное физическое и психическое состояние; в физическом компоненте – имеет высокий уровень физического развития и подготовленности в обеспечении личностной защищенности.

Высокий уровень характеризуется следующими показателями: в познавательном компоненте – сформировано понимание и личное осознание важности обеспечения личностной защищенности, ярко выражена способность самодиагностики личностной защищенности; в мотивационном компоненте – ярко выражена направленность на формирование личностной защищенности, имеет осознанный жизненный и профессиональный план, устойчивую внутреннюю потребность в овладении будущей специальностью; в волевом компоненте – сильная волевая регуляция, настойчивость, решительность в достижении поставленной цели; в деятельностном компоненте – высоко развиты методические умения, активно участвует в формировании личностной защищенности, способен к выбору способов саморазвития, самовоспитанию личностной защищенности; в физическом компоненте – имеет потребность в физическом самосовершенствовании.

Практическая реализация модели формирования компетенции личностной защищенности военнослужащего в повседневной деятельности подразделения достигается в процессе реализации обучения курсантов на факультативном курсе «Личностная безопасность военнослужащего в повседневной деятельности подразделения», сформированном и организуемом в организационно-методическом блоке, в рамках которого используются педагогические технологии, ориентированные на формирование знаний, умений, навыков курсантов по основным структурным компонентам личностной защищенности.

Таким образом, реализация представленной нами педагогической модели формирования компетенции личностной защищенности военнослужащего в повседневной деятельности позволит совершенствовать профессионально важное качество личности курсантов – личностную защищенность, даст возможность организовать процесс личностного и профессионального развития, обеспечивающий способность курсантов существовать в рисковой среде повседневной жизни.