Цель данной статьи – рассмотреть возможности использования современных мобильных технологий в самостоятельной работе студентов. Мобильное обучение, основанное на использовании различных функций мобильных устройств в образовательной деятельности студентов, позволяет сделать учебный процесс более успешным и вывести его на новый качественный и современный уровень. Актуальность данной статьи обусловлена высокой значимостью мобильных технологий в обучении иностранным языкам и необходимостью их постоянного внедрения в образовательную деятельность.
Научная новизна статьи заключается в том, что в ней приведен анализ современных информационных технологий, необходимых для изучения иностранных языков.
Материалы и методы исследования
Проведен анализ и составлена классификация наиболее эффективных для развития языковых навыков интернет-ресурсов. В качестве эксперимента использование проанализированных мобильных технологий было успешно включено в образовательный процесс как часть самостоятельной работы студентов.
Результаты исследования
Постоянный доступ к электронным учебным материалам приведет к усовершенствованию знаний иностранного языка.
Нельзя не признать, что развитие информационных технологий внесло большие коррективы в образовательную деятельность современного человека. В настоящее время студента или школьника сложно представить без портативных мобильных устройств, или так называемых гаджетов, которые зачастую используются ими вовсе не для поиска образовательных материалов или чтения познавательной литературы, а с целью общения в социальных сетях или обзора развлекательных ресурсов. Однако современный смартфон способен удовлетворить все информационные потребности своего владельца, а значит нельзя пренебрегать его возможностями для использования в учебном процессе [1].
Использование мобильных приложений в качестве дополнительного аспекта организации самостоятельной работы студентов имеет ряд преимуществ:
- Основным преимуществом мобильного обучения, которое заложено в самом его названии, является постоянная доступность обучающих материалов как для использования в аудиторной работе, так и для самостоятельной деятельности студента.
- Мобильное обучение направлено в основном на самостоятельную работу студента, что представляет особую важность в условиях информатизации современного общества. Развитие способностей к самостоятельному извлечению, синтезированию и дальнейшему распространению необходимой информации позволит студенту в дальнейшем развиваться вместе с быстроменяющимся миром и усовершенствует навыки непрерывного обучения, которое является залогом успеха современного человека [2].
- Нетрадиционная форма организации самостоятельной работы в виде использования мобильных приложений, несомненно, способна заинтересовать студентов и стимулировать их к выполнению заданий и самостоятельному изучению иностранных языков.
- Индивидуальный подход к каждому студенту. Разнообразие современных мобильных возможностей обучения позволяет преподавателю подобрать материал для самостоятельной работы в зависимости от индивидуальных потребностей и способностей каждого студента.
В данной статье мы приведем результаты обзора мобильных приложений на платформах IOS и Android – специальных программ, установленных и запущенных на смартфоне или планшете – которые помогут продуктивно использовать время занятия по иностранным языкам, а также намного качественней организовать самостоятельную работу студентов.
Проведенный нами анализ множества существующих приложений для изучения английского и немецкого языков показал, что наиболее эффективными и полезными с образовательной точки зрения как для преподавателя, так и студента являются:
- Электронные словари
Необходимо стимулировать студентов устанавливать на телефон мобильные версии электронных словарей, самыми популярными среди которых являются «Мультитран» и ABBYY Lingvo. Данные словари являются многоязычными и содержат большую базу слов в сравнении со словарями-конкурентами. Поиск слова в электронном словаре занимает значительно меньше времени по сравнению с бумажным и значительно упрощает перевод текстов. Кроме того, «Мультитран» и ABBYY Lingvo предлагают несколько переводов одного и того же слова в зависимости от сферы применения. Использование электронных словарей в изучении иностранных языков – это необходимость, обусловленная ко всем вышеперечисленным преимуществам еще и неумением многих студентов читать незнакомое слово по транскрипции. Практически все электронные словари снабжены функцией озвучивания слова [3, с. 80].
- Специально разработанные мобильные приложения или интернет-ресурсы для изучения иностранного языка
Сегодня существует бесчисленное множество всевозможных мобильных приложений и интернет-ресурсов для изучающих иностранные языки, поэтому не составит труда выбрать приложение, отвечающее потребностям и интересам студентов, уровню их владения языком и общей направленности преподаваемого курса.
Рассмотрим некоторые приложения, которые могут быть особенно полезны для организации самостоятельной работы студентов по иностранным языкам:
- Ресурсы TED и Lingua Talks представляют собой серию мобильных приложений, основанных на материалах интернет-ресурса TED TALKS.
TED (от англ. Technology Entertainment Design) – это американская некоммерческая организация, занимающаяся проведением интеллектуальных конференций с целью «распространения уникальных идей» (ideas worth spreading). Лекции доступны для скачивания и просмотра на веб-сайте конференции или в соответствующих мобильных приложениях. Выступающими становятся преимущественно известные личности - бывшие и действующие политики, бизнесмены, ученые, известные общественные деятели, писатели и журналисты [4].
Таким образом, данный ресурс содержит большое количество высококачественного аутентичного материала в виде презентаций и публичных выступлений на актуальные темы в сфере научных исследований, политики, медицины, искусства и культуры и др., поэтому очевидны преимущества использования платформы TED для самостоятельной работы студентов по иностранным языкам:
- работа с конференциями TED TALKS направлена на совершенствование навыков аудирования у студентов. Приложение позволяет прослушать одно и то же выступление неограниченное количество раз до достижения полного понимания. К тому же каждая презентация сопровождается субтитрами на английском языке, обеспечивая визуальную опору и облегчая понимание незнакомых слов и выражений. Среди выступающих есть как носители английского языка, так и представители других наций и культур, что позволит студентам научиться воспринимать на слух различные акценты;
- просмотр и анализ выступлений TED TALKS поможет преподавателю подготовить студентов к созданию презентаций по проблемам изучаемой отрасли и научить их структурировать свои выступления перед аудиторией в рамках изучения курса «Иностранный язык профессионального общения»;
- выбор тем выступлений очень обширен – на TED TALKS можно найти лекции на политические, социальные и научные темы, темы искусства и культуры и многие другие. В зависимости от языкового уровня студентов и текущей темы аудиторной работы преподавателю не составит труда подобрать соответствующее видеовыступление для самостоятельного просмотра учащимися.
На начальных этапах работы с данным ресурсом преподавателю необходимо координировать самостоятельную деятельность студентов. Например, предложить студентам прослушать дома конкретное выступление, связанное с изучаемой темой либо содержащее полезный лексический материал. Далее, в зависимости от уровня владения языком, преподаватель может предложить студентам следующие виды работ с видеоматериалами TED TALKS:
1 этап – на занятии преподаватель вместе со студентами обсуждает название предложенного к просмотру выступления, стимулирует выдвижение студентами предположений о его содержании, задает вопросы, вводя необходимый лексический материал [5].
2 этап – непосредственная самостоятельная работа студента, при выполнении которой студент
- смотрит заданное выступление необходимое количество раз,
- выписывает незнакомые или непонятные слова и выражения,
- отвечает на вопросы по основному содержанию выступления,
- готовит краткое изложение основной мысли выступления,
- выражает свое согласие/несогласие с точкой зрения выступающего и высказывает свое мнение по теме выступления,
- готовится к предстоящей дискуссии на занятии.
3 этап – на занятии преподаватель может предложить студентам еще раз просмотреть видеовыступление или его фрагмент, в раздаточном материале заполнить пропуски соответствующими словами или выражениями из выступления, проверить понимание нового лексического материала, задать вопросы по содержанию видео. После проверки основных моментов можно перейти к организованной дискуссии.
Просмотр видеовыступлений TED TALKS представляет собой короткое погружение студентов в языковую среду, совершенствуя навыки восприятия иностранной речи на слух, а также стимулируя студентов к размышлению и продуцированию собственной точки зрения по заданной теме.
- Мобильные приложения в формате интерактивных игр.
Изучение английского или немецкого языка в виде интерактивной игры одинаково сможет заинтересовать людей разных возрастов и прекрасно подойдет для самостоятельной работы студентов по иностранным языкам в качестве дополнительного задания.
Приложение Kahoot представляет собой набор викторин на всевозможные темы. В рамках выбранной темы студент должен ответить на определенное количество вопросов за ограниченное время. Приложение позволит не только совершенствовать знания языка, но и расширять кругозор учащегося. Кроме того, приложение разработано таким образом, что преподаватель сам может создать в нем викторину, включив в нее вопросы по пройденной теме, и провести ее среди учащихся одной группы.
Приложение «Слова Бегом» разработано в нескольких версиях, в том числе для изучающих английский и немецкий язык. Лексический материал расположен по тематикам, что позволяет студенту обращаться к данному приложению для закрепления материалов пройденного занятия. Также здесь представлены специальные файлы, тренирующие аудирование, произношение и письменную речь. Разработчики утверждают, что их приложение выполнено по уникальной методике, позволяющей запоминать новые слова в «неосознанном режиме восприятия», а значит в несколько раз быстрее.
Приложение Lern Deutsch интересно тем, что пользователю предлагается изучать немецкий язык, «путешествуя» по Германии, что, несомненно, позволяет не только выучить новую лексику, но и получить некоторые лингвострановедческие знания.
Таким образом, данные приложения за счет своей игровой формы способны привлечь студентов к изучению языков и выполнению заданий в рамках самостоятельной работы. Высокий интерес и мотивация студентов, в свою очередь, приведет к регулярному самостоятельному использованию приложений, а значит к увеличению лексического запаса иностранных слов и совершенствованию навыков владения иностранным языком.
3. Использование социальных сетей.
Как показал опрос учащихся, общение в социальных сетях – это, пожалуй, основное занятие студентов в свободное время. Можно рекомендовать студентам создать свои личные странички в социальных сетях, ориентированных на людей, изучающих иностранные языки. Одним из самых популярных интернет-ресурсов такого типа является сервис Interpals. Данная сеть предоставляет возможность людям по всему миру, изучающим иностранные языки, общаться и обмениваться своими языковыми знаниями, совершенствуя навыки письменной речи.
По итогам состоявшейся коммуникации преподаватель может попросить студентов делать небольшие ежемесячные доклады о наиболее интересных культурных открытиях о стране их собеседников, ее традициях и обычаях, а также о возможных моментах недопонимания, вызванных, например, неправильным употреблением языковых средств.
Общение в социальных сетях с носителями языка поможет студентам преодолеть языковой барьер, приобрести уверенность в своих разговорных навыках, научит не бояться допустить грамматическую или лексическую ошибку при общении, увеличит словарный запас посредством новых незнакомых слов и выражений, употребляемых собеседником.
4. Использование видеохостинга YouTube.
Видеохостинг YouTube – известный ресурс, содержащий большое количество видеоматериала для изучения иностранных языков. Его можно использовать как в организации аудиторной, так и внеаудиторной работы студентов. Образовательный контент по иностранным языкам данного ресурса многообразен. Мы предприняли попытку отсортировать наиболее полезные с нашей точки зрения видеоматериалы по различным аспектам обучения иностранным языкам и считаем, что для организации самостоятельной работы студентов могут быть использованы следующие YouTube каналы:
1. Каналы, содержащие материалы по изучению грамматики:
Английский язык
- Канал «Английский как по нотам» наверняка понравится студентам и подойдет для самостоятельной работы, поскольку здесь грамматические аспекты английского языка разбираются на примерах известных песен. В конце занятия можно дать студентам ссылку на ту песню, где разбирается грамматическое правило, пройденное вами на уроке.
Немецкий язык
- Канал «Немецкий язык из Германии» содержит доступные объяснения сложных грамматических правил немецкого языка. Как вариант, в качестве домашнего задания можно дать студентам ссылку на конкретное видео данного канала, где ведущая подробно объясняет все грамматические нюансы. Для многих студентов это будет гораздо полезнее, чем просто прочитать правило в учебнике.
2. Каналы, содержащие материалы с полезной лексикой и коммуникативными фразами:
Английский язык
- Канал BBC Learning English. Видеоролики канала позволят студентам не только совершенствовать навыки усвоения иностранной речи на слух и пополнять активный лексический запас, но и могут оказаться действительно познавательными и интересными.
- Канал LearnEnglish. Канал организован British Council и хорош тем, что содержит видеоролики, представляющие различные коммуникативные ситуации, например: «How to greet someone», «How to pay a compliment», «How to order in a pub» [3].
Немецкий язык
- Видеоматериалы на канале Easy German представлены в очень интересном формате: все уроки разделены по тематикам («Любимая еда», «Магазины», «Профессии» и многое другое), каждое видео представляет собой диалог ведущих и обычных прохожих на улицах Германии. Студенты могут не только закрепить пройденную лексику по одной из тем, но и послушать живую немецкую речь.
5. Использование подкастов.
Подкасты представляют собой аудио- или видеотрансляции, специально подобранные и регулярно выпускаемые авторами в рамках определенной тематики. Существует огромное множество подкастов, способных заинтересовать студентов и в то же время реализующих определенные цели обучения иностранным языкам. На наш взгляд, наиболее интересными и информативными являются:
Business English Pod – подкаст будет наиболее полезен студентам, изучающим курс «Иностранный язык профессионального общения» и «Деловой иностранный язык», поскольку многие аудиовыпуски дублируют разделы тематического плана: «English for company performance», «How to talk about abilities», «Project management», «English for discussing solutions to a problem», «Business socializing» и многие другие. Данный подкаст может стать хорошим источником нового лексического материала и тренажером для закрепления уже изученного.
German Pod 101 – подкасты на немецком, разработанные для разных уровней владения языком и сгруппированные в соответствующие блоки. Данный подкаст представляет собой диалоги двух немцев на различные повседневные темы, обсуждение необычных случаев из жизни с объяснением грамматических и лексических тонкостей немецкого языка.
Самостоятельная работа студентов с аудиоматериалами будет способствовать развитию навыков аудирования и говорения.
Современные технологии мобильного обучения позволяют преподавателю с их помощью стимулировать студентов к самостоятельной работе по иностранным языкам, подбирая подходящий материал в зависимости от уровня языка учащихся, профессиональной сферы обучения и актуальности.
Выводы
Для успешной самостоятельной работы студентов необходимо использование современных информационных технологий. Мобильные приложения и интернет-ресурсы позволяют определить правильный уровень студента согласно европейской шкале владения языком и развить необходимые языковые компетенции.