Действительность настоящего времени такова, что информационные технологии внедрены во все общественные сферы деятельности и по-настоящему образованным человеком может считаться только тот, кто компетентен в области информационных технологий. Для продуктивной работы в информационных потоках современный бакалавр любого профиля обязан уметь получать необходимую для профессиональной деятельности информацию, обрабатывать ее и использовать при помощи различных средств информационных и коммуникационных технологий [1]. Современное общество нуждается в квалифицированных кадрах, которые умеют работать со средствами информационных технологий, поэтому информационная составляющая должна быть включена во все этапы подготовки студентов. Бакалавры физической культуры и спорта не являются исключением.
Целью исследования является проблема формирования компетентности бакалавра физической культуры в области информационных технологий, что в свою очередь является развитием у будущих бакалавров мотивации для получения необходимых знаний, умений и навыков в области информационных технологий, используемых в сфере физической культуры и спорта. В Федеральном государственном стандарте высшего образования в полной мере отражена потребность современного общества в компетентных в области информационных технологий выпускниках. К ключевым инструментам, касающимся компетентностного подхода в образовании, относятся компетентность и компетенции. Средствами описания видов деятельности, которые подлежат усвоению в процессе обучения бакалавра любого направления подготовки, являются компетенции (самые существенные критерии итогов обучения). А мерой освоения любых компетенций считается компетентность (средство определения качества образования, которое достигается при испытании планируемых итогов обучения).
В публикациях отечественных авторов (В.И. Кальней, С.В. Шишов, М.А. Чошанов и др.) рассмотрен ряд компетенций, являющихся в некоторой степени универсальными для бакалавров различных направлений подготовки. Поскольку формирование таких компетенций обеспечивает освоение основных навыков подготовки студентов, их называют ключевыми.
При помощи ключевых компетенций человек достигает хороших результатов как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни, объективно разбирается в различных ситуациях.
Благодаря повсеместной информатизации не только меняется характер трудовой занятости человека, но и предъявляются определенные требования к его профессиональной подготовке, существует потребность формирования у выпускников ИКТ-компетентности.
Во многих работах (М.П. Лапчик, Т.А. Лавина, Е.К. Хеннер, А.А. Кузнецов) ИКТ-компетентность рассматривается как новая грамотность, основными составляющими которой являются умения и навыки применения информационных технологий для самостоятельной обработки информации, проведения анализа полученной информации и возможности принятия на ее основе новых решений в различных (как типовых, так и нестандартных) ситуациях [2–5].
Для осуществления формирования ИКТ-компетентности бакалавров физической культуры и спорта важно принимать во внимание компоненты, формирующие его профессиональную деятельность. Бакалавру в этой области необходимо отчетливо представлять, какие существуют возможности использования информационных технологий в физической культуре и спорте, в оздоровительной физической культуре, в моделировании тренировочного процесса и биомеханическом анализе двигательных действий, в организации и сопровождении спортивных соревнований, в мониторинге физического развития и здоровья различных категорий занимающихся.
В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) 49.03.01 «Физическая культура» [6] прописано, что выпускник, который освоил программу бакалавриата по данному направлению подготовки, способен решать следующие профессиональные задачи:
- применять информационные технологии при осуществлении планирования и коррекции процессов профессиональной деятельности, контроля состояния обучающихся, обработки результатов исследований, решения других практических задач;
- анализировать существенные проблемы современного развития физической культуры и спорта с использованием средств массовой информации и обобщать их;
- работать с финансово-хозяйственной документацией в сфере физической культуры и спорта;
- организовывать информационные и пропагандистские кампании по вопросам влияния занятий физической культурой на укрепление здоровья, активного долголетия, поддержание работоспособности, вовлечение детей и молодежи в занятия спортом [6].
Перечисленные ниже компоненты, относящиеся к обязанностям бакалавра физической культуры, можно автоматизировать средствами информационных технологий: соответствие всем основным требованиям ФГОС, реализация профессиональной деятельности с соблюдением норм Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации и положений нормативных документов органов управления образованием, физической культуры и спорта, нормативно-правовых актов в сфере образования, физической культуры и спорта.
Основной целью подготовки в рамках основной профессиональной образовательной программы является формирование компетенций. В ФГОС ВО 49.03.01 «Физическая культура» включены имеющие непосредственное отношение к информационным технологиям компетенции, такие как:
- способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культур с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-13).
- способность составлять индивидуальные финансовые документы учета и отчетности в сфере физической культуры, работать с финансово-хозяйственной документацией (ПК-23);
- способность применять методы обработки результатов исследований с использованием методов математической статистики, информационных технологий, формулировать и представлять обобщения и выводы (ПК-29);
- способность применять методы и средства сбора и обобщения информации о достижениях физической культуры и спорта в ее историческом развитии, приемы агитационно-пропагандистской работы по привлечению населения к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью (ПК-31).
Для формирования компетентности в области информационных технологий бакалавра физической культуры в вузе как основы его деятельности в современной быстро развивающейся информационной среде главная роль отводится дисциплинам информационного цикла [7]. Анализ исследований С.С. Филиппова, Л.Б. Мануковской, Ю.В. Водкова, Л.Н. Акуловой и иных показал, что на данный момент методические особенности обучения дисциплинам информационного цикла в вузе с учетом специфики подготовки бакалавра физической культуры недостаточно выявлены.
В научных трудах Н.А. Афанасьевой, В.Л. Акуленко, Г.А. Гаревой, А.Л. Семенова и иных нашли отражение вопросы формирования компетентности в области информационных технологий. В своих исследованиях Е.В. Данильчук и А.Ю. Илясова дают определение информационной компетентности бакалавра по физической культуре – это «интегративное качество личности, представляющее собой совокупность знаний, умений и навыков, отражающихся в ее ценностных отношениях и личностном опыте в области использования средств и методов современных ИКТ в учебно-тренировочном процессе и избранном виде физкультурно-спортивной деятельности» [8, 9].
Для организации образовательного процесса подготовки будущего бакалавра физической культуры в области информационных технологий необходимо учитывать основные направления его профессиональной деятельности, перечисленные нами выше, а также основные умения и навыки, которые он должен получить в процессе обучения.
Согласно учебному плану по программе бакалавриата направления подготовки 49.03.01 «Физическая культура» ЧГПУ им. И.Я. Яковлева процесс изучения дисциплин информационного цикла способствует формированию следующих компетенций: общекультурные (ОК): способен использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3); профессиональные (ПК): готов реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1); способен использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2).
Уровень сформированности компетентности бакалавра физической культуры в области информационных технологий определяется:
- знанием основных способов математической обработки информации;
- знанием основ современных технологий сбора, обработки и представления информации;
- умением ориентироваться в едином информационном пространстве;
- умением при помощи информационных технологий обрабатывать различного рода информацию;
- умением построения информационной модели, описывающей какой-либо процесс;
- умением находить решение ситуационных задач с применением информационных технологий;
- умением оценивать программное обеспечение и перспективы его использования с учетом решаемых профессиональных задач;
- владением навыками подготовки рабочих документов с использованием офисных технологий;
- владением основами работы с ресурсами сети Интернет;
- владением навыками работы с компьютерными программами профессионального назначения.
Согласно общей профессиональной образовательной программе по направлению 49.03.01 «Физическая культура» профиль «Спортивная тренировка в избранном виде спорта», которая реализуется в ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева», базовые дисциплины подготовки в области информационных технологий – это «Информационные технологии в образовании» и «Информационные технологии в физической культуре и спорте».
Основной дисциплиной информационного цикла считается дисциплина «Информационные технологии в образовании». По окончании изучения данной дисциплины должны быть сформированы основные представления об информационных технологиях, областях их применения, а также перспективах развития, об особенностях информационных технологий, используемых в образовании. Студенты должны практически освоить современное программное обеспечение с целью дальнейшего его использования для решения исследовательских и образовательных задач, уметь работать с информационными ресурсами локальных и глобальной сетей [9]. Окончанием успешного прохождения данной дисциплины является наличие у студентов знаний, умений и навыков сознательно и эффективно использовать информационные технологии в образовании.
Вторая дисциплина информационного цикла при подготовке бакалавров рассматриваемого нами направления – «Информационные технологии в физической культуре и спорте». В содержании данной дисциплины нашли отражение следующие вопросы: информационное обеспечение, руководство учебно-воспитательным процессом в учебных и спортивных учреждениях, использование информационных технологий при организации спортивной тренировки и оздоровительной физической нагрузке, информационные технологии при моделировании тренировочного процесса, в биомеханическом анализе двигательных действий, в мониторинге физического развития и здоровья различных категорий занимающихся, математико-статистическая обработка количественных данных в программах MathCAD, Matlab, Statistica. При изучении этой дисциплины студенты должны получить необходимые знания и умения для работы с информационными поисковыми системами, различными базами данных, развить навыки работы с современными программными продуктами и информационными системами, реализуемыми при осуществлении будущей профессиональной деятельности.
Одним из важнейших направлений информатизации общества является расширение информационного пространства. В ЧГПУ им. И. Я. Яковлева создана единая информационная образовательная среда для преподавателей и студентов. Функционирование такой информационной образовательной среды позволяет:
- осуществлять автоматизацию основных процессов сбора, обработки, хранения и анализа различного рода информации, касающейся различных видов деятельности высшего учебного заведения;
- сформировывать единые, взаимосвязанные и постоянно изменяющиеся базы данных по преподавателям и студентам, а также осуществлять их поддержку;
- отслеживать посещаемость учащихся, проводить мониторинг отсутствия по уважительным причинам и прогулам;
- вести рейтинг успеваемости студентов в электронном виде;
- проводить непрерывный мониторинг качества образования на всех уровнях;
- существенно повысить достоверность отчетов, уменьшить время на их составление и количество необходимых к представлению отчетов;
- повысить оперативность и качество принятия административных решений;
- сформировать процесс взаимодействия преподавателей, студентов и административной части в повседневном учебном процессе через «Образовательный портал».
- Если студенты во время своего обучения будут активно работать в едином информационном образовательном пространстве вуза, если информационные технологии станут неотъемлемой частью их обучения, то этот опыт выпускники перенесут и в свою профессиональную деятельность.
В аспекте исследуемой проблемы цель подготовки бакалавра физической культуры в сфере информационных технологий – формирование у студентов мотивации, нужных знаний, умений и навыков в области информационных технологий, которые применяются в сфере физической культуры и спорта с целью осуществления электронного документооборота, проведения научно-исследовательской деятельности, подготовки спортсменов как в процессе тренировок, так и при осуществлении информационного сопровождения на соревнованиях.
Поэтому для вузов одной из основных задач является формирование у студентов по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» необходимых знаний, умений и навыков, а также мотивации и потребностей к использованию информационных технологий для более успешного выполнения задач будущей профессиональной деятельности, к которым можно отнести:
- организацию информационного взаимодействия в условиях функционирования глобальной сети Интернет и локальных компьютерных сетей при осуществлении физкультурно-спортивной работы;
- оценку качества и достоверности информации, поступающей в учебно-тренировочном процессе;
- представление спортивной и учебно-тренировочной информации с помощью графических возможностей информационных технологий;
- установление оперативной связи посредством информационных технологий для своевременного получения профессионально значимой информации, которую в дальнейшем можно использовать в учебно-тренировочном процессе, при организации и судействе соревнований;
- подбор при помощи информационных систем и информационных ресурсов локальных и глобальных компьютерных сетей профессионально значимой информации для планирования, подготовки и проведения спортивно-массовых мероприятий;
- автоматизацию учета и контроля финансово-хозяйственной, учебно-методической документации в сфере физической культуры и спорта;
- сбор, хранение (архивирование), преобразование, переработку специализированной информации с целью использования ее в физкультурно-спортивной работе;
- информационную безопасность (использование средств и методов информационной защиты важных данных при реализации физкультурно-спортивной работы).
Заключение
Для дальнейшего изучения дисциплин профессионального блока формирование компетентности в области информационных технологий является важной составляющей. При продолжении обучения бакалавра рассматриваемого нами направления подготовки, как на следующих ступенях высшего образования, так и в системе повышения квалификации, знания, умения и навыки в области использования информационных технологий в сфере физической культуры и спорта будут совершенствоваться. Опыт практической деятельности по обучению студентов направления подготовки 49.03.01 «Физическая культура» свидетельствует о возрастании мотивации к образованию и самообразованию в области информационных технологий по мере продолжения образования. Данная тенденция еще больше проявляется по окончании производственной практики студентов, потому что реальная профессиональная деятельность в сфере физической культуры и спорта при помощи возможностей информационных технологий все больше автоматизируется.