Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Андреева И.А., Мачульская А.В.

В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. В последнее десятилетие наблюдается повышенный интерес к так называемым "нетрадиционным" формам обучения, вплоть до отрицания стандартных видов работы как таковых. На наш взгляд, нестандартные формы урока - это переосмысление построения основных его этапов с достаточным уровнем креативности, использованием переноса других форм внеурочной активности, применением современных информационных технологий и интеграцией с другими предметами школьной программы.

По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:

1.      Творческие уроки: урок-фантазия, урок-сказка;

2.      Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения;

3.      Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет, редакционный совет;

4.      Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, "живая газета", устный журнал;

5.      Уроки, основанные на применении современных информационных технологий: Интернет-проект, веб-квест;

6.      Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;

7.      Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина;

8.      Интегрированные уроки.

Как правило, такие уроки, по сути, имеют различные формы, но содержание определятся рамками школьной программы и направлено на презентацию материала, его усвоение, активизацию и контроль. Выделятся ряд признаков, по которым можно определить особенности нестандартного урока. Во-первых, это насколько большая продолжительность самого урока, его необычная структура. Во-вторых, это ход от шаблона, более проблемное рассмотрение темы, предоставление больших возможностей для самостоятельного творчества инициативных групп учащихся. Следует отметить, что роль учителя при подготовке к данному уроку сводится лишь к консультированию, регулировке и контролю. Важно также и создание атмосферы успеха на уроке.

Несмотря на трудоемкость данного вида организации учебного пространства, он представляется нам весьма результативным, о чем может свидетельствовать высокий уровень овладения коммуникативными умениями говорения, аудирования, чтения и письма; устойчивый интерес учащихся к предмету; развитие творческих способностей учащихся.