Современный период сопровождается широким внедрением в практическое здравоохранение достижений медико-биологических наук. В этой связи Распоряжением Правительства Российской Федерации определена необходимость обучения как студентов медицинских вузов, так и врачей системы подготовки медицинских кадров методологии научных биомедицинских исследований [1].
Широкое применение подходов, базирующихся на методах молекулярной и клеточной биологии, биофизики, биохимии, обеспечило появление новых направлений в здравоохранении [2], развивающихся на стыке различных фундаментальных наук (генодиагностика и генотерапия, нейровизуализация, онко- и нейроиммунология, нейротрансплантация, фармакогенетика и др.), что нашло свое отражение в создании принципиально новой концепции медицинской науки как комплекса биологических направлений, изучающих проблемы здоровья человека.
Академик И.А. Поддубная [3] обращает внимание на то, что достижения биологических наук имеют определяющее значение в развитии новых методов диагностики и терапии многих заболеваний, в том числе онкологических, сердечно-сосудистых, эндокринологических, инфекционных и других заболеваний.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации [4] наблюдается усиление интеграции фундаментальных и прикладных исследований, что выражается в достаточно быстром внедрении результатов этих достижений в практику.
Однако «...в подготовке врача временной разрыв между приобретением фундаментальных знаний и использованием их в специальных клинических курсах зачастую достигает трех-четырех лет, что без соответствующего подкрепления половина полученной фундаментальной подготовки теряется студентами на втором году обучения» [5]. Низкий уровень в базовой подготовке врачей затрудняет освоение знаний современных достижений медико-биологических наук в системе дополнительного профессионального образования [2].
Таким образом, на современном этапе наблюдается противоречие между потребностью здравоохранения в специалистах, обладающих фундаментальной (биологической) грамотностью как основой профессиональных компетенций врача, и недостаточностью такой подготовки у врачей практического здравоохранения.
Цель исследования: определение уровня биологической (фундаментальной) подготовки врачей-специалистов, обеспечивающей выполнение трудовых функций, регламентированных профессиональными стандартами.
Материал и методы исследования. Исследование осуществлялось в следующих направлениях.
1. Определение уровня биологической подготовки врачей в дополнительном профессиональном образовании в соответствии с критерием: сформированности биологических знаний, умений, готовности врачей, обеспечивающих выполнение трудовых функций врачей.
2. Анализ содержания образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки врачей по наличию в них биологических (фундаментальных) знаний и умений, способствующих формированию профессиональных компетенций врачей в выполнении трудовых функций.
Для определения состояния биологической подготовки врачей использовались методики анкетирования и тестирования обучающихся. Фонд контрольно-измерительных материалов в объеме 800 тестовых заданий различался по уровням сложности.
Анализ образовательных программ осуществлялся на основе метода контент-анализа, модифицированного ученым-методистом А.В. Теремовым [6].
Результаты исследования и их обсуждение. В исследовании мы исходили из того, что «биологическая подготовка врачей» включает содержание, представленное биологическими дисциплинами, и организацию образовательного процесса, представляющего собой обучение на основе деятельности по решению профессиональных задач врачей. Таким образом, подготовка врачей по биологическим дисциплинам оценивалась с позиции готовности врачей к решению профессиональных задач, определяемых современными потребностями практического здравоохранения.
В соответствии с данными Коллегии Минздрава России [7] сравнительная характеристика возрастных групп врачей за период 2013–2014 гг. показала, что наибольшее количество врачей Российской Федерации приходится на возрастной диапазон от 36 до 60 лет, что говорит о разном уровне подготовки по фундаментальным дисциплинам.
В исследовании принимали участие 436 врачей, обучающихся на кафедрах Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования (РМАНПО) в период с 2012 по 2015 гг. Экспертами выступали преподаватели соответствующих кафедр РМАНПО, силами которых были получены результаты и выявлены уровни усвоения биологических знаний и умений.
Анкета включала 12 вопросов, из них: 7 – закрытого типа (респондентам предлагалось выбрать ответы из предложенных вариантов) и 5 – открытого типа (анкетируемые должны были дать краткий ответ на поставленный вопрос) [8].
На вопрос анкеты «Каково ваше отношение к изучению биологических (фундаментальных) дисциплин?» распределение ответов врачей было разнородным.
Отрицательное отношение к изучению биологических дисциплин врачи объясняли двумя причинами:
1) сложностью теоретических знаний современной биологии (биохимии, молекулярной биологии, генетики, иммунологии, экологии и др.); биологические дисциплины они изучали на первых курсах в вузе и не уверены в качестве их освоения (более 63,15%);
2) убежденностью в том, что биологические дисциплины лишь отнимают время от специальной подготовки, ограниченной по времени в условиях дополнительного профессионального образования (21,30%).
Положительное отношение объяснялось тем, что знаний по биологическим дисциплинам, полученным в вузе, им не хватает для обоснования теоретических основ патологических процессов.
На вопрос анкеты: «Как Вы оцениваете качество Вашей подготовки по базовым биологическим дисциплинам?» ответы респондентов распределились следующим образом: «хорошее» − 30,43%, «удовлетворительное» − 60,65%, «неудовлетворительное» − 8,92% (рисунок).
Причины отрицательного отношения врачей к изучению биологических дисциплин в дополнительном профессиональном образовании
Однако серия вопросов открытого типа: «Какие знания из курса «Биохимия» («Генетика», «Иммунология», «Патологическая анатомия», «Патологическая физиология») Вам необходимы в решении профессиональных задач?» у большей части респондентов (82,00%) вызвала затруднения (врачи не смогли на них ответить). Исходя из того, что 91,08% опрошенных оценили свои знания по фундаментальным дисциплинам как «хорошие», «удовлетворительные», но при этом 82,00% из них не увидели практической значимости знаний, данная ситуация показывает завышенную самооценку врачей в определении объективного уровня своих знаний по биологическим дисциплинам [8].
Анализ ответов позволил предположить, что врачи владеют базовыми знаниями биологических дисциплин на низком (репродуктивном) уровне усвоения знаний, что вызывает затруднения в применении знаний для решения качественных и количественных задач; в интеграции со знаниями смежных дисциплин. Но именно эти умения требуются от врачей в формировании профессиональных компетенций для выполнения трудовых функций, регламентированных профессиональными стандартами. Анкетирование показало, что наибольшую сложность у врачей в процессе изучения вызывают дисциплины: 48,91% – «биохимия», 37,39% ‒ «генетика», «иммунология» и 7,83% ‒ «патологическая физиология». Все обучающиеся отметили, что причинами сложности освоения указанных дисциплин являются: 1) слабая базовая подготовка по биологическим дисциплинам, вызывающая затруднения в освоении более сложных биологических понятий; 2) недостаточная наглядность применения биологических знаний в практике врача определенной медицинской специальности.
С целью выявления уровня биологических знаний и умений врачей в объяснении генеза болезней, патологических процессов (симптомов и синдромов), влияния факторов среды на здоровье населения использовалась адаптированная к исследованию методика, основанная на градации уровней усвоения учебного материала (ά=I+IV) [8] (табл. 1).
Таблица 1
Исходный уровень усвоения биологических знаний, умений врачей
Дисциплины |
Коэффициенты усвоения по уровням освоения учебного материала (Кά) |
|||
(ά1) |
(άII) |
άIII |
άIV |
|
КГ |
КГ |
КГ |
КГ |
|
Биохимия |
0,43 |
0,41 |
0,26 |
0,08 |
Генетика |
0,55 |
0,45 |
0,33 |
0,13 |
Иммунология |
0,43 |
0,38 |
0,11 |
0,03 |
Анатомия |
0,65 |
0,64 |
0,51 |
0,41 |
Физиология |
0,72 |
0,62 |
0,48 |
0,23 |
Патологическая анатомия |
0,70 |
0,52 |
0,50 |
0,43 |
Патологическая физиология |
0,53 |
0,29 |
0,19 |
0,04 |
Коэффициент усвоения учебного материала определялся по методике В.П. Беспалько, где Кά = ά/p для каждого уровня учебного материала (ά=I÷IV). При Кά ≥ 0,7 процесс обучения считался завершенным, так как «в последующей деятельности обучающийся способен в ходе самообучения совершенствовать свои знания» [8]. Значения 0,5 ≤ Кά ≤ 0,7 говорят о среднем уровне усвоения учебного материала. При Кά <0,5 уровень усвоения знаний и умений низкий.
Исследование содержания образовательных программ осуществлялось на основе метода контент-анализа. Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации биологических единиц содержания программ с дальнейшей квантификацией полученных данных. С использованием этого метода было проанализировано 89 типовых образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации врачей по 89 медицинским специальностям. Таким способом было исследовано 178 образовательных программ. Критериями анализа содержания программ по направлению «Клиническая медицина» выступали биологические знания, обосновывающие анатомо-физиологические процессы организма с позиций современных биохимических, цитологических, иммунологических, генетических механизмов в соответствии с профессиональными задачами врачей клинического профиля. Для программ направления «Медико-профилактическая медицина» критериями анализа содержания выступали биохимические, иммунологические, экологические понятия, объясняющие зависимость здоровья человека от факторов окружающей среды, особенностей организации и профессиональных задач врачей (табл. 2).
Таблица 2
Результаты анализа содержания дополнительных профессиональных программ
Биологические дисциплины |
Направления подготовки |
|
Клиническая медицина |
Профилактическая медицина |
|
3 (%) |
3 (%) |
|
Биохимия |
12,35 |
1,12 |
Генетика |
14,60 |
1,12 |
Иммунология |
12,15 |
9,2 |
Гистология |
14,60 |
6,3 |
Микробиология |
20,22 |
4,1 |
Вирусология |
6,74 |
4,6 |
Анатомия |
33,93 |
0,8 |
Физиология |
32,02 |
1,5 |
Патологическая анатомия |
73,03 |
0 |
Патологическая физиология |
81,46 |
0 |
Экология человека |
1,01 |
15,6 |
Паразитология |
0 |
8,1 |
Биогеография |
0 |
1,3 |
Зоология |
0 |
1,8 |
На основе анализа было выявлено, что биологические понятия в основном освещали вопросы патологической анатомии (73,03%) и патологической физиологии (81,46%). Лишь треть программ содержала вопросы нормальной анатомии (33,93%) и нормальной физиологии (32,02%), что значительно снижает осознанность изучаемого материала ввиду отсутствия сравнения анатомо-физиологических процессов в норме и при патологии. Исследование патологических процессов преимущественно рассматривалось на организменном уровне, значительно реже ‒ на клеточном уровне и практически не рассматривалось на молекулярном уровне организации человека. Несмотря на актуальность экологической подготовки врачей всех медицинских специальностей, в образовательных программах учебные темы по экологии человека представлены лишь в четырех программах медико-профилактического направления и совсем не отражены в программах направления «Клиническая медицина».
Выводы и заключение. Анализ результатов проведенных исследований позволил определить, что:
· исходный уровень биологической подготовки врачей является низким (репродуктивным), затрудняющим формирование умений интегрировать биологические знания со знаниями специальных и смежных дисциплин, осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне теоретического обобщения;
· содержание биологической подготовки в образовательных программах представлено понятиями, рассматривающими патологические процессы преимущественно на организменном уровне, значительно реже – на клеточном и молекулярном уровнях организации человека;
· биологические понятия не всегда связаны с профессиональными задачами врачей, что подтверждает результаты предыдущих исследований в преобладании знаниевого подхода к отбору содержания и организации способов его усвоения. Последнее в связи с введением профессиональных стандартов врачей не может удовлетворять практику подготовки врачей в дополнительном профессиональном образовании, где осуществляется подготовка врачей к выполнению конкретных трудовых функций.
Таким образом, поиск путей разрешения обозначенной проблемы определил необходимость методологического и теоретического обоснования современной биологической подготовки врачей, направленной на формирование готовности врачей к решению профессиональных задач, определяемых выполняемыми трудовыми функциями.