Статистические данные о распространённости заболеваний костно-мышечной системы и соединительной ткани свидетельствуют о ежегодном увеличении данного вида патологии среди населения России [1-3]. Проведённое нами исследование о состоянии здоровья 3019 студентов, обучающихся в Волгоградском государственном медицинском университете, подтверждает сведения официальной статистики и показывает, что различные заболевания опорно-двигательного аппарата (ОДА) встречаются у 59,5% исследуемого контингента. У девушек нарушения функций костно-мышечной системы наблюдались в 65,5% случаях, у юношей − в 43,4%. Наиболее распространенными видами патологии ОДА выявлены плоскостопие и сколиоз, которые, по мнению некоторых авторов, являются следствием тотального поражения соединительной ткани организма [4-6].
По окончании обучения ортопедическая патология у выпускников медицинского вуза в значительной мере усугубляется вынужденным неудобным рабочим положением во время проведения операций и различных врачебных манипуляций. Это способствует усилению болезненных ощущений со стороны костно-мышечной системы и снижению работоспособности.
Таким образом, выше перечисленные факторы обусловили поиск новых современных решений по организации занятий по физическому воспитанию со студентами медицинских вузов, имеющих сколиоз и плоскостопие.
Цель исследования: разработать и экспериментально подтвердить эффективность оригинальной авторской методики физического воспитания студентов, имеющих ортопедическую патологию.
Методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы; педагогическое тестирование; педагогическое наблюдение; социальный опрос; метод планшетной плантографии, миотонометрия.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ результатов многолетнего опыта ведущих специалистов по проблематике нарушений функций ОДА, собственные предварительные исследования позволили разработать оригинальную методику физического воспитания студентов, имеющих сколиоз и плоскостопие.
Для коррекции нарушений функций костно-мышечной системы и профилактики дальнейшего прогрессирования мы предлагаем в условиях спортивного зала, плавательного бассейна и парковой зоны в комплексе использовать традиционные и нетрадиционные средства физического воспитания (спиральную гимнастику, суставную гимнастику, гимнастику Л. Палей и К. Шрот, элементы хатха-йоги, массаж су-джок и др.).
Структура оригинальной авторской методики представлена на рисунке 1.
ЦЕЛЬ: способствовать повышению морфофункциональных возможностей и формированию психофизической готовности студентов, имеющих сколиоз и плоскостопие, к высокопроизводительному труду на основе комплексного использования традиционных и нетрадиционных средств физического воспитания в различных условиях проведения занятия |
|||||||||
|
|
||||||||
ЗАДАЧИ |
|||||||||
- Развивающие - Учебно-тренировочные – Оздоровительные - Профессионально-прикладные |
|||||||||
МЕТОДЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ |
СРЕДСТВА |
|
ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ |
||||||
‒ метод строго регламентированного упражнения ‒ метод обучения двигательным действия ‒ метод воспитания физических качеств ‒ игровой метод ‒ соревновательный метод |
‒ развивающей направленности
‒ оздоровительной направленности
‒ профессионально-прикладной направленности |
‒ наглядно-образный метод ‒ словесный метод
МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ‒ метод психофизической тренировки ‒ метод тренировки дыхания |
|||||||
|
|||||||||
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ |
|||||||||
Учебное занятие Методико-практическое занятие Лекция |
|
Самостоятельное выполнение занятий |
|
Физические упражнения в режиме рабочего дня
|
|||||
|
|||||||||
Контроль и коррекция педагогического процесса
|
|||||||||
Рис. 1. Содержание авторской методики физического воспитания
Физическое воспитание студентов специальной медицинской группы, имеющих сколиоз и плоскостопие, строилось на основе модели учебного процесса, в которой прописывался алгоритм использования разработанной оригинальной методики, основные компоненты которой формировались с учётом профессиональных компетенций преподавателей физической культуры, материально-технических условий вуза, а также морфофункциональных особенностей занимающихся данной нозологической группы [7].
В плавательном бассейне использовалось 10 средств физического воспитания, в специализированном спортивном зале – 16, в парковой зоне – 11 (рис. 2).
Средства физического воспитания |
||
В условиях плавательного бассейна |
В условиях спортивного зала |
В условиях парковой зоны |
Оздоровительное плавание Спиральная гимнастика Коррекционные упражнения с использованием пенопластовых досок и лопаток Элементы хатха-йоги Стретчинг в воде Гимнастика И. Красиковой Дыхательные упражнения Подвижные игры в воде Массаж Улыбкомедитация |
Оздоровительная ходьба Спиральная ходьба Асимметричные упражнения Симметричные упражнения Статико-динамические упражнения Суставная гимнастика Гимнастика Л. Палей Гимнастика К. Шрот Гимнастика И. Красиковой Упражнения на развитие вестибулярной устойчивости Упражнения с резиновыми амортизаторами Упражнения с гимнастическими палками Элементы хатха-йоги Массаж Дартс Улыбкомедитация |
Оздоровительная ходьба Спиральная ходьба Асимметричные упражнения Симметричные упражнения Суставная гимнастика Упражнения с резиновыми амортизаторами Упражнения на развитие вестибулярной устойчивости Дыхательные упражнения Стретчинг Массаж Улыбкомедитация
|
Рис. 2. Основные средства физического воспитания, авторская методика
В авторской методике для развития аэробной выносливости использовались различные виды ходьбы, плавание стилем «брасс», дыхательные упражнения. Для уменьшения асимметрии тонуса мышц и развития силовой выносливости мышц туловища, верхних и нижних конечностей к статическим нагрузкам применялись комплексы корригирующих упражнений, упражнения с резиновыми амортизаторами и гимнастическими палками, элементы хатха-йоги, гимнастика Л. Палей, гимнастика К. Шрот, дыхательные упражнения. С целью профилактики дальнейшего прогрессирования плоскостопия использовались упражнения, способствующие укреплению связочно-мышечного аппарата стоп и голеней в сочетании с самомассажем и точечным массажем. Для развития функции равновесия и повышения точности мышечных усилий, необходимых в профессиональной деятельности врачей, в содержание авторской методики были включены разработанные специализированные комплексы упражнений для улучшения вестибулярной устойчивости и дартс. При правостороннем типе сколиоза в грудном отделе позвоночника, для улучшения тонусно-силовых характеристик мышц спины, при выполнении броска дротика в мишень использовалось левостороннее исходное положение.
Одной из особенностей авторской методики явилось применение средств физического воспитания из арсенала современных оздоровительных двигательных систем в водной среде (элементов хатха-йоги, суставной, спиральной гимнастики, стретчинга и др.). Это способствовало уменьшению мышечных спазмов и контрактур, а также увеличению амплитуды выполняемых упражнений. Помимо этого, на практических занятиях студенты знакомились и осваивали приёмы выполнения классического массажа и самомассажа, точечного массажа по методике Уманской, массажа шиацу и су-джок.
Методико-практический раздел модели учебного процесса по авторской методике представлен 25 темами. Самостоятельная работа студентов заключалась в выполнении домашнего задания, которое давалось преподавателем в конце каждого урока и способствовало закреплению и совершенствованию методических приемов, полученных на занятиях.
С целью подтверждения эффективности авторской методики был организован педагогический эксперимент продолжительностью 1 учебный год, в котором приняли участие 90 студентов специального учебного отделения, имеющих сколиоз и плоскостопие I-II степени (60 девушек и 30 юношей). В экспериментальной группе (ЭГ) учебные занятия проводились по разработанной нами методике, студенты контрольной группы занимались в соответствии с содержанием рабочей программы по «Физической культуре» для студентов медицинских и фармацевтических вузов.
Результаты исследования и их обсуждение
До начала проведения педагогического эксперимента статистически значимых различий между средними значениями исследуемых показателей как у юношей, так и у девушек контрольной и экспериментальной групп выявлено не было. Анализ изменений показателей функционального состояния за период исследования выявил у юношей экспериментальной группы улучшения значений в пробе Генчи – на 13,56% (р < 0,05), в теппинг-тесте – на 16,86% (р < 0,05), в пробе Ромберга – на 31,25% (р < 0,05), в точности мышечных усилий (ТМУ) – на 23,64% (р < 0,05), в значениях вегетативного индекса (ВИ) Кердо – на 32,19% (р < 0,05).
У девушек ЭГ улучшились значения в пробе Генчи – на 15,78% (р < 0,05), в пробе Ромберга – на 20,12% (р < 0,05), в ТМУ – на 20,28% (р < 0,05), в значениях уровня функционального состояния по Пироговой – на 28,27% (р < 0,05), ВИ Кердо – на 38,82% (р < 0,01). В контрольной группе студентов достоверное улучшение результатов (р < 0,05) произошло только в ортостатической пробе, в пробе Ромберга и в исследованиях психоэмоционального состояния занимающихся по методике Ахмеджанова.
В ходе педагогического эксперимента у студентов, занимавшихся по авторской методике, зафиксировано улучшение результатов в показателях, определяющих уровень физической подготовленности. При заключительном тестировании значения статической выносливости мышц спины увеличились у юношей ЭГ на 20,51% (р < 0,05), у девушек – на 17,64% (р < 0,05), гибкости – на 26,78% (р < 0,05) и 34,04% (р < 0,05), в 12-минутном тесте К. Купера по плаванию – на 27,10% (р < 0,05) и 26,60% (р < 0,05) соответственно. Выносливость мышц плечевого пояса к статическим нагрузкам возросла у юношей ЭГ на 28,21% (р < 0,05), у девушек – на 22,42% (р < 0,05). Силовая выносливость мышц брюшного пресса улучшилась у юношей на 19,46% (р < 0,05), у девушек – на 21,37% (р < 0,05). У студентов контрольной группы также произошли положительные изменения, однако в сравнительном аспекте с ЭГ уровень прироста результатов был менее значимым. На наш взгляд, это объясняется тем, что на занятиях по авторской методике применялся более широкий набор специализированных средств дифференцированно-координационных упражнений статического характера, а также упражнений на развитие общей выносливости, вестибулярной устойчивости и координационных способностей.
За период исследования диспропорция значений мышечного тонуса на уровне вершины сколиотической дуги уменьшилась у юношей ЭГ с 17,95% до 10,58% (р < 0,05), у девушек – с 21,7% до 13,83% (р < 0,05). Коэффициент асимметрии тонуса мышц задней поверхности голеней за период педагогического эксперимента уменьшился у юношей с 15,61% до 8,04% (р < 0,05), у девушек – с 18,25% до 9,34% (р < 0,05). У студентов контрольной группы изменение показателей асимметрии тонуса мышц спины и нижних конечностей было незначительным, и эти значения носили статистически недостоверный характер (р > 0,05).
В конце исследования высота свода правой стопы увеличилась у юношей ЭГ – на 1,15% (р < 0,05), у девушек – на 2,63% (р < 0,05), левой – на 1,74% и 2,95% соответственно (р < 0,05).
В контрольной группе юношей высота свода правой стопы недостоверно уменьшилась на 0,88%, у девушек – на 0,59% (р < 0,05), левой – на 0,86% и 0,57% (р < 0,05) соответственно.
С нашей точки зрения, более значимое улучшение значений морфофункциональных показателей у студентов экспериментальной группы связано с тем, что при проведении занятий в условиях плавательного бассейна, спортивного зала и парковой зоны в комплексе использовались традиционные и нетрадиционные средства физического воспитания, направленные на коррекцию ортопедической патологии.
Результаты анкетирования студентов о степени выраженности признаков нарушений функций ОДА выявили при заключительном исследовании в экспериментальной группе юношей уменьшение дискомфортных ощущений в области шеи – с 80,6% до 37,2% (р < 0,05), у девушек – с 84,2% до 41,1% (р < 0,05); в контрольной группе – с 82,4% до 76,6% (р < 0,05), у девушек – с 81,5% до 74,3% (р < 0,05).
Дискомфортные ощущения в грудном отделе позвоночника уменьшились в экспериментальной группе юношей – с 93,47% до 60,00% (р < 0,05), у девушек – с 90,00% до 60,00% (р < 0,05); в контрольной группе – с 86,76% до 73,32% (р < 0,05) и с 93,35% до 83,32% (р < 0,05) соответственно.
Количество студентов, отмечавших постоянные болезненные ощущения в области поясницы, сократилось в ЭГ юношей на 23,89% (р < 0,05), у девушек – на 22,45% (р < 0,05); в контрольной группе – на 10,67% (р < 0,05) и 11,79% (р < 0,05) соответственно. Дискомфортные ощущения в области стоп уменьшились в ЭГ юношей – с 65,80% до 42,23% (р < 0,05), у девушек с 70,31% до 59,19% (р < 0,05), в контрольной группе – с 64,56% до 52,70% (р < 0,05) и с 71,43% до 67,60% (р < 0,05) соответственно.
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать заключение, что оригинальная авторская методика физического воспитания студентов вуза, имеющих ортопедическую патологию, способствует улучшению уровня функционального состояния и физической подготовленности занимающихся, а также уменьшению асимметрии тонуса мышц спины и нижних конечностей, улучшению морфофункциональных показателей, характеризующих состояние продольного и поперечного сводов стоп, а также уменьшению дискомфортных ощущений со стороны костно-мышечной системы.