Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,972

CONCEPTUAL APPROACHES TO THE TRAINING OF TEACHERS - RESEARCHERS BASED ON THE IMPLEMENTATION OF TECHNOLOGICAL AND METHODOLOGICAL GUIDELINES OF THE "STRATEGIC ACADEMIC UNIT"

Potapova M.V. 1 Shibkova D.Z. 1 Baiguzhin P.A. 1 Borisova O.A. 2
1 South Ural state humanitarian-pedagogical University
2 Secondary School No. 112 in Chelyabinsk
Formation of research competences plays a priority role in the professional preparation of the future teacher. In modern conditions of the development of the educational system, special attention is paid to the essence of conceptual and methodological approaches to the theoretical and practical training of future educators-researchers. The article presents a conceptual approach to the structure, organization and activities of the strategic academic unit "Information, Psychophysiological and Humanitarian Technologies in the Training of Educators-Researchers (Methodologist)", as a group of researchers working in the field of the most relevant scientific areas and leading educational activities. It is noted that one of the main functions of a strategic academic unit is the implementation of the master's program "Teacher-researcher (methodologist)", distinguished by the technological content construction, integrativity, variational, modular, problem-oriented nature. The authors focus attention on the health-saving potential of the master's program, expressed in taking into account the heterogeneous starting conditions of the students (level of preparedness, status), the provision of personal recruitment and specialization of educational results. The peculiarity of the modular structure of the program consists in the design of the module by the type of refresher courses. The program is maximally practice-oriented, since each module, in addition to the obligatory disciplines and the optional part (optional disciplines), provides for practices (research, methodical, production) implemented on the sites of participants in the strategic academic unit. A conceptual approach to the training of educators - researchers based on the implementation of technological and methodological guidelines of the "Strategic Academic Unit" guarantees a new type of educational services and entrepreneurial competencies.
master's degree
strategic academic unit
teacher-researcher
methodologist
higher education
concept.

В научных публикациях об инновационных процессах в системе педагогического образования, в том числе и в высшей школе, отмечается целый ряд позитивных результатов: переход на многоуровневую систему, модернизация профессионального образования, инновационные процессы в вузах, внедрение новых технологий в обучении, развитие индивидуальных образовательных траекторий, интегративных и аналитических способностей студентов, непрерывность образования [1]. Указанные позитивные результаты обусловлены переходом на компетентностный подход к обучению и оцениванию индивидуальных образовательных результатов.

В работе В.И. Турковского и Е.В. Терещенко (2011) представлены основные научные подходы к пониманию специфики педагогической компетентности, определен компонентный состав и структура содержания научной компетентности. Авторы выделили базовые научные компетентности, от которых зависит эффективность подготовки магистров к проведению педагогических исследований, и факторы, обусловливающие формирование научных компетентностей [2]. В более поздней работе В.И. Турковский (2017) отмечает, что формирование исследовательских компетенций выполняет приоритетную роль в профессиональной подготовке будущего учителя. Современную педагогическую действительность и образовательную среду, по мнению автора, характеризуют диалектичность, динамичность и многоплановость. Автор акцентирует внимание на необходимости раскрытия сущности концептуально-методологических подходов к теоретико-практической подготовке будущих педагогов-исследователей [3].

Ряд авторов рассматривают модель педагогического образования как одну из форм реализации стратегической академической единицы (далее – САЕ). Так, модель педагогического образования в Казанском федеральном университете включает несколько траекторий: распределенную, вариативную, интегративную и др.

Модульная структура учебного процесса позволяет представить учебные мероприятия как тематические целостные разделы или блоки, то есть означает перестройку организации (структуры) обучения. Ориентация на проблемно-ориентированные технологии позволяет реализовать содержание дисциплин по педагогической психологии, дидактике, методике преподавания, а также педагогическую практику как практико-ориентированную систему, обеспечивающую формирование профессиональных педагогических компетенций [4].

В статье А.Е. Воробьева, Г.К. Ташкуловой (2016) детально описаны необходимые условия формирования и возможные типы стратегических академических единиц. Как модель представлена стратегическая академическая единица Российского университета дружбы народов – «Опережающие технологии недропользования новой экономики» [5].

Цель исследования – разработка стратегической академической единицы «Информационные, психофизиологические и гуманитарные технологии в подготовке педагогов-исследователей (методистов)» на основе отбора концептуального подхода.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

1. Провести анализ и отбор концептуальных подходов к подготовке педагогов–исследователей на основе реализации технологических и методологических установок «стратегической академической единицы».

2. Разработать модель САЕ «Информационные, психофизиологические и гуманитарные технологии в подготовке педагогов-исследователей (методистов)».

3. Разработать магистерскую программу «Педагог-исследователь (методист)» как функциональную систему реализации стратегической академической единицы.

Организация и методы исследования. Исследования проведены на базе кафедры общей биологии и физиологии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет». Согласно современной классификации методов научного познания, были использованы общелогические методы и приемы исследования: анализ и обобщение – процесс установления общих и отличительных признаков различных типов стратегических академических единиц; моделирование – метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели САЕ «Информационные, психофизиологические и гуманитарные технологии в подготовке педагогов-исследователей (методистов)». Структурно-функциональный метод использовали при построении модульной программы «Педагог-исследователь (методист)».

Результаты исследования и их обсуждение. Результатом настоящего исследования является модель САЕ «Информационные, психофизиологические и гуманитарные технологии в подготовке педагогов-исследователей (методистов)».

Цель САЕ состоит в подготовке, новой генерации специалистов, способных отвечать на глобальные вызовы современности и формировать образовательную и гуманитарную повестку на региональном уровне. Вызовы глобального характера меняют проблемное поле общего, профессионального и дополнительного образования и требуют перехода на реально инновационный конструктивный путь развития. Беспрецедентные трансформации жизнедеятельности предполагают создание целостной системы подготовки и сопровождения кадров, обеспечивающей адекватное и перманентное развитие сферы образования.

Педагогическое образование должно катализировать становление новых ценностно-смысловых, дидактических и технологических характеристик образования. Сегодня общество стало окончательно сетевым, его онтология приобретает гибридный характер, подавляющее большинство социальных практик связано с тотальной цифровизацией. В условиях лавинообразного возрастания объемов информации объективно меняются подходы к формированию исследовательских компетенций в подготовке педагогических кадров, основой которых являются социогуманитарные системы, ориентированные на будущее, на развитие общества и личности. Новые технологии генерации знаний опираются не на расширяющийся объем информации, а на управление перераспределением и структурированием информации с целью достижения конкретных практических результатов. Другой немаловажный аспект этих технологий – формирование «мягких» компетенций, замена стратегии «учись учиться» на сетевой постулат «учитесь учиться друг у друга», готовность к обучению длиною и шириною во всю жизнь и вне «классических стен».

В рамках нашего концептуального подхода стратегические академические единицы (САЕ) – это объединение (ассоциация) организаций и коллективов исследователей, работающих в области наиболее актуальных научных направлений и ведущих образовательную деятельность. Коллектив исследователей, как правило, является лидером в разрабатываемом научном направлении, что подтверждается подготовленными высококвалифицированными кадрами (докторами и кандидатами наук), публикациями, представленными в международных журналах (Scopus и WoS) и имеющими право на защиту интеллектуальной собственности (патенты, свидетельства).

Участники стратегической академической единицы обладают: правовой, юридической, коммерческой самостоятельностью; мобильностью (правом вхождения и выхода из состава САЕ); возможностью коллективного и персонального вклада в образовательный процесс фундаментальных знаний и профессиональных умений и владений; гибкостью и вариативностью управления.

Стратегическая академическая единица «Информационные, психофизиологические и гуманитарные технологии в подготовке педагогов-исследователей (методистов)» создана на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, а именно: научно-исследовательской лаборатории «Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды», кафедры общей биологии и физиологии и общеобразовательной школы – МАОУ «СОШ № 112 г. Челябинска». Участниками САЕ «Информационные, психофизиологические и гуманитарные технологии в подготовке педагогов-исследователей (методистов)» являются ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» (научно-исследовательская лаборатория психофизиологии и экспериментальной психологии, заведующий доктор биологических наук, профессор Э.Ш. Шаяхметова) и Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (лаборатории психофизиологической диагностики и коррекции кафедры специальной психологии, заведующий доктор медицинских наук, профессор С.Н. Шилов)». Основные направления деятельности научно-образовательной ассоциации (САЕ) представлены в таблице.

Одной из основных функций САЕ «Информационные, психофизиологические и гуманитарные технологии в подготовке педагогов-исследователей (методистов)» является реализация магистерской программы. При разработке ОПОП «Педагог-исследователь (методист)» руководствуемся технологичностью построения содержания педагогического образования, ее интегративным, вариативным, модульным, проблемно-ориентированным характером, а также ее здоровьесберегающим потенциалом.

В контексте индивидуализации образовательного процесса магистратуры высшей школы [6] рассматриваются особенности применения технологии динамического обучения.

Моделью является воркшоп, т.е. «мастерская продуктивной работы» или способ обеспечения каждому студенту права на формирование собственных образовательных целей и задач за счёт возможности выбора типа действия, привнесения личных смыслов, заказа к своему обучению. Автор рассматривает воркшоп как основную форму реализации технологии динамического обучения, которая является средством индивидуализации образовательного процесса в магистратуре.

 

Направления деятельности научно-образовательной ассоциации – САЕ «Информационные, психофизиологические

и гуманитарные технологии в подготовке педагогов-исследователей (методистов)»

№ п/п

Направление

Формируемая компетенция

Образовательный результат

1.       

Создание информационного пространства, включающего формальное (регламентированное) и неформальное (открытое) образование

Системное и критическое мышление

Система поддержки личностного развития обучающегося как способность осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

2.       

Разработка алгоритмов получения знаний из разнородных баз данных и средств дистанционного обучения

Креативность, когнитивная гибкость

Способность проектировать:

- основные и дополнительные образовательные программы и их научно-методическое обеспечение;

- образовательные технологии, обеспечивающие индивидуализацию обучения, в т.ч. для лиц с особыми образовательными потребностями

3.       

Создание платформы для мониторинга содержания и методов формального (регламентированного) и неформального (открытого) образования

Самоорганизация, саморазвитие

Способность определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки

4.       

Научно-методические основы педагогической деятельности (создание деятельностной среды)

Умение решать сложные задачи

Способность к моделированию разноуровневых проектов

Компетенция управления ресурсами; навыки координации, взаимодействия

Способность организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели

 

Наша концепция согласуется с содержанием технологии динамического обучения как базового фактора повышения качества образовательного процесса.

Ниже представлена аннотация основной профессиональной образовательной программы подготовки магистров направления 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Педагог-исследователь (методист)».

В основе ОПОП реализована блочно-модульная модель, предназначенная для формирования транспрофессионализма [7] педагогов-исследователей.

Своеобразие модульной структуры программы заключается в конструировании модуля по типу курсов повышения квалификации, т.е. по завершении модуля предусмотрено проведение комплексного контрольного мероприятия (заявка в грантообразующие фонды, подготовка и публикация научной статьи, подготовка и выступление на научно-практической конференции, формирование научно-методического портфолио), определяющего уровень сформированности определенной группы компетенций.

Программа максимально практико-ориентированная, так как каждый модуль, помимо обязательных дисциплин и вариативной части (дисциплин по выбору), предусматривает практики (научно-исследовательскую, методическую, производственную), реализуемые на площадках участников САЕ.

Реализация программы магистратуры, проведение ее практической части: педагогической, научно-исследовательской практик, а также научных мероприятий (научно-практических, научно-методических конференций, конкурсов, открытых лекций, семинаров) осуществляется преимущественно на площадке общеобразовательной школы.

Целевой аудиторией абитуриентов ОПОП «Педагог-исследователь (методист)» являются бакалавры естественно-научных профилей подготовки, педагоги-предметники дополнительного образования, аспиранты, научно-педагогические работники различных учреждений. Неоднородные стартовые условия (уровень подготовленности, статус) позволят специализировать характер образовательных результатов, обеспечивая их персональный набор, в частности формировать способность определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки.

Выпускник магистерской программы имеет возможность реализовывать приобретенные профессиональные компетенции в системе образования на разных ее уровнях (высшего, среднего профессионального, среднего общего и дополнительного образования), осуществлять научно-исследовательскую работу, продолжать образование в системе подготовки научно-педагогических кадров (аспирантура).

Заключение. Таким образом, предложенная модель САЕ «Информационные, психофизиологические и гуманитарные технологии в подготовке педагогов-исследователей (методистов)», в рамках которой реализуется магистерская программа, позиционируется как технологическая и методологическая основа современной концепции подготовки педагогов–исследователей.

Предложенная модель САЕ обеспечивает выход на конкретные заказы – образовательные результаты через тематику научно-исследовательского проекта обучаемого, соответствующую приоритетным направлениям развития образования, науки и техники. Магистерская программа «Педагог-исследователь (методист)» реализуется в формате функциональной системы, объединяющей интеллектуальный и материально-технический потенциалы образовательных и научных подразделений организаций – участниц САЕ.

Концептуальный подход к подготовке педагогов–исследователей на основе реализации технологических и методологических установок «Стратегической академической единицы» гарантирует новый тип образовательных услуг и предпринимательских компетенций.