В научных публикациях об инновационных процессах в системе педагогического образования, в том числе и в высшей школе, отмечается целый ряд позитивных результатов: переход на многоуровневую систему, модернизация профессионального образования, инновационные процессы в вузах, внедрение новых технологий в обучении, развитие индивидуальных образовательных траекторий, интегративных и аналитических способностей студентов, непрерывность образования [1]. Указанные позитивные результаты обусловлены переходом на компетентностный подход к обучению и оцениванию индивидуальных образовательных результатов.
В работе В.И. Турковского и Е.В. Терещенко (2011) представлены основные научные подходы к пониманию специфики педагогической компетентности, определен компонентный состав и структура содержания научной компетентности. Авторы выделили базовые научные компетентности, от которых зависит эффективность подготовки магистров к проведению педагогических исследований, и факторы, обусловливающие формирование научных компетентностей [2]. В более поздней работе В.И. Турковский (2017) отмечает, что формирование исследовательских компетенций выполняет приоритетную роль в профессиональной подготовке будущего учителя. Современную педагогическую действительность и образовательную среду, по мнению автора, характеризуют диалектичность, динамичность и многоплановость. Автор акцентирует внимание на необходимости раскрытия сущности концептуально-методологических подходов к теоретико-практической подготовке будущих педагогов-исследователей [3].
Ряд авторов рассматривают модель педагогического образования как одну из форм реализации стратегической академической единицы (далее – САЕ). Так, модель педагогического образования в Казанском федеральном университете включает несколько траекторий: распределенную, вариативную, интегративную и др.
Модульная структура учебного процесса позволяет представить учебные мероприятия как тематические целостные разделы или блоки, то есть означает перестройку организации (структуры) обучения. Ориентация на проблемно-ориентированные технологии позволяет реализовать содержание дисциплин по педагогической психологии, дидактике, методике преподавания, а также педагогическую практику как практико-ориентированную систему, обеспечивающую формирование профессиональных педагогических компетенций [4].
В статье А.Е. Воробьева, Г.К. Ташкуловой (2016) детально описаны необходимые условия формирования и возможные типы стратегических академических единиц. Как модель представлена стратегическая академическая единица Российского университета дружбы народов – «Опережающие технологии недропользования новой экономики» [5].
Цель исследования – разработка стратегической академической единицы «Информационные, психофизиологические и гуманитарные технологии в подготовке педагогов-исследователей (методистов)» на основе отбора концептуального подхода.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
1. Провести анализ и отбор концептуальных подходов к подготовке педагогов–исследователей на основе реализации технологических и методологических установок «стратегической академической единицы».
2. Разработать модель САЕ «Информационные, психофизиологические и гуманитарные технологии в подготовке педагогов-исследователей (методистов)».
3. Разработать магистерскую программу «Педагог-исследователь (методист)» как функциональную систему реализации стратегической академической единицы.
Организация и методы исследования. Исследования проведены на базе кафедры общей биологии и физиологии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет». Согласно современной классификации методов научного познания, были использованы общелогические методы и приемы исследования: анализ и обобщение – процесс установления общих и отличительных признаков различных типов стратегических академических единиц; моделирование – метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели САЕ «Информационные, психофизиологические и гуманитарные технологии в подготовке педагогов-исследователей (методистов)». Структурно-функциональный метод использовали при построении модульной программы «Педагог-исследователь (методист)».
Результаты исследования и их обсуждение. Результатом настоящего исследования является модель САЕ «Информационные, психофизиологические и гуманитарные технологии в подготовке педагогов-исследователей (методистов)».
Цель САЕ состоит в подготовке, новой генерации специалистов, способных отвечать на глобальные вызовы современности и формировать образовательную и гуманитарную повестку на региональном уровне. Вызовы глобального характера меняют проблемное поле общего, профессионального и дополнительного образования и требуют перехода на реально инновационный конструктивный путь развития. Беспрецедентные трансформации жизнедеятельности предполагают создание целостной системы подготовки и сопровождения кадров, обеспечивающей адекватное и перманентное развитие сферы образования.
Педагогическое образование должно катализировать становление новых ценностно-смысловых, дидактических и технологических характеристик образования. Сегодня общество стало окончательно сетевым, его онтология приобретает гибридный характер, подавляющее большинство социальных практик связано с тотальной цифровизацией. В условиях лавинообразного возрастания объемов информации объективно меняются подходы к формированию исследовательских компетенций в подготовке педагогических кадров, основой которых являются социогуманитарные системы, ориентированные на будущее, на развитие общества и личности. Новые технологии генерации знаний опираются не на расширяющийся объем информации, а на управление перераспределением и структурированием информации с целью достижения конкретных практических результатов. Другой немаловажный аспект этих технологий – формирование «мягких» компетенций, замена стратегии «учись учиться» на сетевой постулат «учитесь учиться друг у друга», готовность к обучению длиною и шириною во всю жизнь и вне «классических стен».
В рамках нашего концептуального подхода стратегические академические единицы (САЕ) – это объединение (ассоциация) организаций и коллективов исследователей, работающих в области наиболее актуальных научных направлений и ведущих образовательную деятельность. Коллектив исследователей, как правило, является лидером в разрабатываемом научном направлении, что подтверждается подготовленными высококвалифицированными кадрами (докторами и кандидатами наук), публикациями, представленными в международных журналах (Scopus и WoS) и имеющими право на защиту интеллектуальной собственности (патенты, свидетельства).
Участники стратегической академической единицы обладают: правовой, юридической, коммерческой самостоятельностью; мобильностью (правом вхождения и выхода из состава САЕ); возможностью коллективного и персонального вклада в образовательный процесс фундаментальных знаний и профессиональных умений и владений; гибкостью и вариативностью управления.
Стратегическая академическая единица «Информационные, психофизиологические и гуманитарные технологии в подготовке педагогов-исследователей (методистов)» создана на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, а именно: научно-исследовательской лаборатории «Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды», кафедры общей биологии и физиологии и общеобразовательной школы – МАОУ «СОШ № 112 г. Челябинска». Участниками САЕ «Информационные, психофизиологические и гуманитарные технологии в подготовке педагогов-исследователей (методистов)» являются ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» (научно-исследовательская лаборатория психофизиологии и экспериментальной психологии, заведующий доктор биологических наук, профессор Э.Ш. Шаяхметова) и Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (лаборатории психофизиологической диагностики и коррекции кафедры специальной психологии, заведующий доктор медицинских наук, профессор С.Н. Шилов)». Основные направления деятельности научно-образовательной ассоциации (САЕ) представлены в таблице.
Одной из основных функций САЕ «Информационные, психофизиологические и гуманитарные технологии в подготовке педагогов-исследователей (методистов)» является реализация магистерской программы. При разработке ОПОП «Педагог-исследователь (методист)» руководствуемся технологичностью построения содержания педагогического образования, ее интегративным, вариативным, модульным, проблемно-ориентированным характером, а также ее здоровьесберегающим потенциалом.
В контексте индивидуализации образовательного процесса магистратуры высшей школы [6] рассматриваются особенности применения технологии динамического обучения.
Моделью является воркшоп, т.е. «мастерская продуктивной работы» или способ обеспечения каждому студенту права на формирование собственных образовательных целей и задач за счёт возможности выбора типа действия, привнесения личных смыслов, заказа к своему обучению. Автор рассматривает воркшоп как основную форму реализации технологии динамического обучения, которая является средством индивидуализации образовательного процесса в магистратуре.
Направления деятельности научно-образовательной ассоциации – САЕ «Информационные, психофизиологические
и гуманитарные технологии в подготовке педагогов-исследователей (методистов)»
№ п/п |
Направление |
Формируемая компетенция |
Образовательный результат |
1. |
Создание информационного пространства, включающего формальное (регламентированное) и неформальное (открытое) образование |
Системное и критическое мышление |
Система поддержки личностного развития обучающегося как способность осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
2. |
Разработка алгоритмов получения знаний из разнородных баз данных и средств дистанционного обучения |
Креативность, когнитивная гибкость |
Способность проектировать: - основные и дополнительные образовательные программы и их научно-методическое обеспечение; - образовательные технологии, обеспечивающие индивидуализацию обучения, в т.ч. для лиц с особыми образовательными потребностями |
3. |
Создание платформы для мониторинга содержания и методов формального (регламентированного) и неформального (открытого) образования |
Самоорганизация, саморазвитие |
Способность определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки |
4. |
Научно-методические основы педагогической деятельности (создание деятельностной среды) |
Умение решать сложные задачи |
Способность к моделированию разноуровневых проектов |
Компетенция управления ресурсами; навыки координации, взаимодействия |
Способность организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели |
Наша концепция согласуется с содержанием технологии динамического обучения как базового фактора повышения качества образовательного процесса.
Ниже представлена аннотация основной профессиональной образовательной программы подготовки магистров направления 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Педагог-исследователь (методист)».
В основе ОПОП реализована блочно-модульная модель, предназначенная для формирования транспрофессионализма [7] педагогов-исследователей.
Своеобразие модульной структуры программы заключается в конструировании модуля по типу курсов повышения квалификации, т.е. по завершении модуля предусмотрено проведение комплексного контрольного мероприятия (заявка в грантообразующие фонды, подготовка и публикация научной статьи, подготовка и выступление на научно-практической конференции, формирование научно-методического портфолио), определяющего уровень сформированности определенной группы компетенций.
Программа максимально практико-ориентированная, так как каждый модуль, помимо обязательных дисциплин и вариативной части (дисциплин по выбору), предусматривает практики (научно-исследовательскую, методическую, производственную), реализуемые на площадках участников САЕ.
Реализация программы магистратуры, проведение ее практической части: педагогической, научно-исследовательской практик, а также научных мероприятий (научно-практических, научно-методических конференций, конкурсов, открытых лекций, семинаров) осуществляется преимущественно на площадке общеобразовательной школы.
Целевой аудиторией абитуриентов ОПОП «Педагог-исследователь (методист)» являются бакалавры естественно-научных профилей подготовки, педагоги-предметники дополнительного образования, аспиранты, научно-педагогические работники различных учреждений. Неоднородные стартовые условия (уровень подготовленности, статус) позволят специализировать характер образовательных результатов, обеспечивая их персональный набор, в частности формировать способность определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки.
Выпускник магистерской программы имеет возможность реализовывать приобретенные профессиональные компетенции в системе образования на разных ее уровнях (высшего, среднего профессионального, среднего общего и дополнительного образования), осуществлять научно-исследовательскую работу, продолжать образование в системе подготовки научно-педагогических кадров (аспирантура).
Заключение. Таким образом, предложенная модель САЕ «Информационные, психофизиологические и гуманитарные технологии в подготовке педагогов-исследователей (методистов)», в рамках которой реализуется магистерская программа, позиционируется как технологическая и методологическая основа современной концепции подготовки педагогов–исследователей.
Предложенная модель САЕ обеспечивает выход на конкретные заказы – образовательные результаты через тематику научно-исследовательского проекта обучаемого, соответствующую приоритетным направлениям развития образования, науки и техники. Магистерская программа «Педагог-исследователь (методист)» реализуется в формате функциональной системы, объединяющей интеллектуальный и материально-технический потенциалы образовательных и научных подразделений организаций – участниц САЕ.
Концептуальный подход к подготовке педагогов–исследователей на основе реализации технологических и методологических установок «Стратегической академической единицы» гарантирует новый тип образовательных услуг и предпринимательских компетенций.