Модельное представление педагогической системы имеет множество вариаций, отображающих в упрощенном виде свойства, отношения и связи между компонентами исследуемого предмета. В основе модельного представления педагогической системы лежит модель Н.В. Кузьминой.
В предлагаемой работе рассматривается перспектива инновационного развития образования, новый концепт в понимании состояния риска и неопределенности, которые создают условия для предложения дополнения модели педагогической системы, разработанной Н.В. Кузьминой, новыми компонентами: структурным – образовательная среда и функциональным – антиципативным.
Цель работы состоит в обосновании дополнения модели педагогической системы новыми компонентами, позволяющими проецировать вероятностные модели будущего в образовательную среду.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Выявить требования и вызовы современности, на которые должна ориентироваться педагогическая система.
- Рассмотреть динамику компонентов модели педагогической системы Н.В. Кузьминой в педагогических исследованиях.
- Предложить новые компоненты педагогической системы и обосновать место антиципативного компонента в модели.
Методы исследования
В качестве основы для исследования использовались методы анализа, сравнения, форсайта.
Развитие педагогической науки, инновационные процессы в образовании требуют рассмотрения теории педагогической системы и ее дополнения новыми идеями в аспекте развития компонентов. Педагогическая система в ряду теорий систем рассматривалась с позиций социального заказа (В.Г. Афанасьев), системного подхода в образовательной теории и педагогической практике (Э.Г. Юдин, Ф.Ф. Королев), психологии (Б.Ф. Ломов). В последнее время интерес исследователей педагогической системы связан с информатизацией образования. В связи с этим новое понятие педагогической системы было рассмотрено В.П. Беспалько (образование и обучение с участием компьютера). Н.В. Герасимов считает, что «педагогическая система – это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека» [1]. Компоненты вводит в понятие «информационная педагогическая система» Л.В. Глухова: «Под информационно-педагогической системой понимается сложная динамическая структура, взаимодействующая с множеством внутренних и внешних компонентов» [2]. Изменения в структуре, содержании, средствах, методах педагогических систем свидетельствуют о динамике системы, связанной с необходимостью продуктивного влияния на личность. Обществом задаются цели формирования личности, следовательно, возникает соответствующая целям педагогическая система. При изменении общества педагогическая система тоже изменяется.
В разные периоды времени возможен приоритет того или иного компонента системы. Компоненты – это инструменты, позволяющие сгруппировать педагогическую систему на основе нескольких элементов для построения конструкта модели, а также возможного включения новых элементов. Компонент (от лат. component – составляющий) – это составная часть модели педагогической системы. Содержание каждого компонента определяется его свойствами, как целостной компонентной части системы. Компоненты могут отражать закономерности системы, ее свойства, качества.
В моделях педагогической системы в зависимости от степени развития образования, достижений науки и образовательной практики, целей и требований социума различные компоненты выдвигались как системообразующие или утрачивали ведущую роль. Эта зависимость находила отражение в моделях. Так, педагогическая система приравнивалась к понятию «образовательная система» или выступала как один из компонентов наряду с системой образования, образовательной программой и образовательной системой. В.П. Симонов в качестве компонентов педагогической системы выделяет субъект-субъектное взаимодействие (преподаватель-обучаемый) и субъект-объектное (обучаемый, его тетрадь, компьютер и т.д.). В своей модели В.П. Симонов выделяет компоненты менеджмента и системообразующие факторы менеджмента как деятельностной социальной системы. В.Г. Афанасьев считает, что минимально допустимое число компонентов в системе – два. Компонент обладает свойствами системы и может быть делим в её пределах. При этом обязательным условием является взаимодействие компонентов, их связи, которые и определяют структуру модели.
В исследованиях Т.И. Шамовой дано определение педагогической системы, где выделены такие компоненты, как сотрудничество, духовные и материальные ценности участников и др.
Модельное представление педагогической системы нашло отражение в исследованиях М.М. Поташника, В.С. Лазарева. В исследованиях Е.А. Солодовой [3] выделены эмерджентные свойства компонентов педагогической системы, которые способны обеспечить развитие. Развитие обеспечивает инновационный процесс, который создает условия риска и неопределенности и требует не только анализа прошлого опыта (прогностический компонент модели), но и предвидения, выявления закономерностей, способствующих продуктивности педагогической системы. Ориентация на будущее позволяет избежать кризисного состояния педагогической системы, вызванного стремительными изменениями, постоянным обновлением, научно-педагогическим прогрессом, выдвижением и обоснованием целей, адекватных цивилизационным изменениям.
На протяжении почти полувека одним из признанных исследователей педагогических систем в нашей стране является профессор Н.В. Кузьмина, разработавшая модель многокомпонентной педагогической системы. И если изначально в ее системе было только четыре компонента, то потом их стало пять. Согласно ее теории, в педагогическую систему входят структурные и функциональные компоненты. Педагогическая система обладает целостностью и, как все социальные системы, подчиняется законам и закономерностям, обладает интегральными свойствами. Основу структурных компонентов составляют деятельность учителя и учащихся, а также цели, содержание образования, способы взаимосвязи. Структурно-функциональные компоненты педагогической системы отличаются взаимной обусловленностью, парной связью, которая не позволяет системе разрушиться. К функциональным компонентам Н.В. Кузьмина относит гностический, проектировочный, конструкторский, коммуникативный, организаторский [4].
Компоненты входят в структуру педагогической деятельности.
Гностическая деятельность связана с активной познавательной позицией самого педагога.
Проектировочная деятельность определяет постановку целей.
Конструктивная деятельность как компонент соответствует ориентировочному в предыдущей типологии.
Организаторская деятельность представляет собой организацию учителем своей и ученической деятельности.
Коммуникативная деятельность как компонент педагогической системы является важнейшей педагогической деятельностью, она развивается и управляется по законам коммуникации.
С позиций функций рассматривает структуру педагогической деятельности А.И. Щербаков, поэтому им добавлены такие компоненты, как информационный, развивающий, мобилизирующий.
Пятикомпонентная модель претерпела изменения в связи с исследованиями самой Н.А. Кузьминой и её учеников. Обоснование получили и дополнили структуру оценочный и прогностический компоненты. Модель стала семикомпонентной, изменения коснулись как структурных, так и функциональных компонентов и приобрели следующий порядок:
- структурные компоненты педагогической системы: цели образования, научная и учебная информация, средства образовательной коммуникации, оценочный элемент, последующая система образования, состав преподавателей, учащиеся;
- функциональные компоненты педагогической системы: оценочный, гностический, проектировочный, коммуникативный, конструктивный, прогностический, организаторский.
Оценочный компонент необходим для управления учебно-познавательной деятельностью и должен выполнять стимулирующую, ориентирующую и побуждающую функции.
Прогностический компонент в педагогике необходим для получения информации об объекте на основе научных положений и методов. Прогностика в широком значении - теория и практика прогнозирования. Педагогическое прогнозирование чаще рассматривается как способ получения предопределенной информации об объекте, с использованием научных методов поиска. В педагогической системе объектами являются ученик, класс, знания, отношения. Следует заметить, что педагогическое прогнозирование базируется на уже имеющейся информации, на научно обоснованных данных. По сути прогностический компонент в педагогической системе – это способ прогнозирования возможного.
Сохраняя графический подход к рассмотрению модели педагогической системы Н.В. Кузьминой, А.А. Остапенко предложил изменить доминантный компонент и поставил цели во главу модели, посчитав компонент «последующая образовательная система» чужеродным для конкретной модели. При этом не отразились в модели педагогические реальности: предметно-пространственная среда, социально-нормативное пространство, образно-знаковая система, которые исследователь отнес к явной и не явной педагогической реальности [5]. Используя метод сравнения, обратимся к исследованиям В.А. Ясвина и сравним педагогические реальности в контексте понятия «образовательная среда». «Образовательную среду можно рассматривать как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Этот "образец" может быть либо четко осознаваем, либо "размыт", т.е. не до конца осознаваем теми, кто реально проектирует и организует образовательную среду» [6]. На изменения в образовательной среде, связанные с процессами глобализации, открытости, цифровизации, обратила внимание С.И. Маковская [7]. Значение образовательной среды в педагогической системе подчеркнуто и на правовом уровне. В документах правительства последних лет, касающихся развития образования, прописан раздел «Современная цифровая образовательная среда», которая оказывает влияние на качественные результаты всей педагогической системы [8]. Таким образом, можно предложить дополнить модель Н.В. Кузьминой еще одним, восьмым, структурным компонентом – образовательная среда. Это предложение опирается также на исследования Я. Корчака, П.Ф. Лесгафта, В.А. Ясвина. Признав образовательную среду одним из структурных компонентов модели, надо сохранить компонент «Последующая образовательная система», так как наши исследования в области антиципативной педагогики показали, что путь инновационного развития образования неизбежно лежит через риски и неопределенность. Поэтому функциональный антиципативный компонент неизбежно работает и должен отражаться в модели независимо от того, вычленим мы его или нет.
На этапе парадигмальных изменений в образовании, когда неопределенность становится реальностью, есть необходимость ввести в модель педагогической системы дополнительные компоненты: структурный – образовательная среда и функциональный – антиципация.
Таким образом, «Модель взаимосвязи структурных и функциональных компонентов педагогической системы» (Н.В. Кузьминой) может приобрести 2 новых компонента (рис.).
Модель педагогической системы с антиципативным компонентом (1, 2)
Сегодня «трудно понять, что существует на самом деле, как устроен наш мир, каким закономерностям он подчиняется. Социальная реальность по-разному истолковывается, в ней просматриваются разные быстро сменяющиеся тенденции, часто противоположные, философия и наука не дают больше однозначных объяснений происходящего. Образование – не едино, оно распалось на множество педагогических практик, которые развиваются в разных направлениях» [9].
Современное образование можно представить только в контексте тенденции антиципативного развития. Динамичность изменений в социуме и образовании, внедрение инноваций неизбежно приводит к риску и неопределенности. Это детерминирует значимость проектных, диагностических функций науки в т.ч. педагогики. Педагогика обречена обеспечивать опережение и предвидение, а не только отражать и объяснять существующие факты и проблемы. В современной науке функция предвидения соотносится с понятием «антиципация». В то же время, несмотря на близость понятий «прогнозирование» и «антиципация», нельзя ставить знак равенства между ними. Прогнозирование как процесс решает задачу выдвижения суждения о будущем на основе анализа существующих фактов и их динамики. А вот антиципация — это предвосхищение возможных событий, своего рода «опережающее отражение». Антиципация — более тонкий «ноосферный» способ предугадывать события. Следовательно, антиципативный компонент в педагогической системе можно считать следствием развития и углубления данной системы. У этих функций различные методы исследования. Если прогностическая функция исследуется традиционными педагогическими методами, методами экстраполяции, сравнения, то антиципативная - методом форсайта.
Наука пока еще не пришла к единому толкованию термина «антиципация» и его производных. Антиципацию рассматривают как производное от понятий «прогнозирование», «предвосхищение», «предвидение», основанное на малом числе факторов, как готовность к предстоящим событиям. Необходимость предвидения в образовании восходит к трудам К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского, но в условиях развития педагогической науки того времени понимание необходимости предвидения не смогло перерасти в системные исследования и не получило практического подтверждения. В развитии педагогики прошлого было больше времени для анализа, обдумывания, эксперимента. Если сейчас педагогическая наука будет использовать только накопленные методы исследования, то неизбежно будет отставать от развития социума и решения противоречий между требованиями практики и научными обоснованиями изменений в педагогической системе.
Антиципация получила осмысление в управлении педагогическими системами, где она представлена как предварительное моделирование желаемого конструкта, а затем его практическое воплощение.
Рассмотрение антиципативного компонента может способствовать осмыслению и минимизации негативных явлений в образовании, связанных с нарушениями законов развития педагогических систем. Эта проблема подробно исследуется нами в монографии «Стратегия антиципативной педагогики и образовательной практики» [10]. «Антиципативная педагогика как система знаний позволяет не только обобщить педагогический опыт, но и прогнозировать практику будущего, доказывать закономерности, которые не привязаны к конкретной практической ситуации... Выявление и предвидение влияния будущего на настоящее процессы… поиск методов и разработка методик прогнозирования рисков, освоение технологий бизнес-образования в управлении инновационными процессами представляет собой важную методологическую проблему педагогической теории и образовательной практики» [10].
Антиципативный компонент системы рассматривается в единстве с другими в феномене системы. Выделение антиципативного компонента позволяет определить новое направление в развитии педагогической науки – антиципативную педагогику.
В объекте антиципативной педагогики можно выделить процесс изменения структурно-функциональных компонентов педагогической системы, связанной с влиянием будущего на настоящее. Единый образовательный процесс всегда обеспечивает будущее, его результат отсрочен, сформированные в процессе обучения у учащихся ценностные ориентации и жизненные смыслы проявляются у личности в течение всей жизни. В педагогической теории и образовательной практике есть различный опыт путей развития педагогических систем: структурных изменений или приоритета нравственных целей. Обоснование этого пути, создание модели будущего образования – это задачи антиципативной педагогики.
Антиципативная роль науки, хотя и недостаточно исследована, но признавалась во все времена. Исследование антиципативного компонента педагогической системы - один из моментов в русле исследования антиципации.
Педагогика как наука не является статичной, она развивается и изменяется одновременно с развитием и изменением общества. Учитывая сам факт достаточно быстрых, порой стремительных изменений, происходящих в общественной жизни, педагогика должна быть готовой не только соответствовать этим изменениям, но и предвосхищать их. Изменения в педагогике неизбежно связаны с изменениями в модели педагогической системы, которая, как и любая социальная система, тяготеет к целостности, структурности, взаимодействию со средой и динамизму. Педагогическая система не всегда может быть нацелена на предвидение возможных изменений, на предугадывание будущих запросов общества. Полагаем, что для полноценного функционирования модель педагогической системы должна включать антиципативный компонент и приобретать новую способность к учитыванию вероятностного будущего. Следовательно, антиципативный компонент по праву может считаться новым компонентом в педагогической системе.
Выводы
Структурный компонент педагогической системы – образовательная среда и функциональный – антиципативный являются новыми необходимыми компонентами педагогической системы, что позволяет вероятностные модели будущего исследовать в образовательной среде.