Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CURRENT STATE OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN HEI AND THE WAYS OF ENHANCING ITS EFFECTIVENESS

Bodina O.V. 1 Piskovatskova A.E. 1 Makarova M.V. 1 Tishkov D.S. 1
1 Kursk State Medical Univercity of the Ministry of health
In this article are examined current problems of quality of the Higher Education in Higher Education Institutions (HEI) and their influence on the state of education. Nowadays, the problem of enhancing the effectiveness of the educational process is getting a special significance and actuality and is a vast field of study, because today, on the quality of education directly depends, not only the relevance, but also the efficacy of the work of an educational organization. This situation isn’t determined by a certain single circumstance, but flows out from a combination of factors that influence the state of the educational process, which are examined in this article. The effectiveness of the educational process studied on the example of students of Dental Faculty in conditions of the Department of Therapeutic Dentistry of Kursk State Medical University. The study was conducted with analysis of scientific sources, the practical pedagogical activities and conduction of questionnaire among students, including such sections as: Social-demographical, motivation for getting Higher Education, organization of an educational process. Was conducted the analysis of the study, were drawn conclusions and given recommendations on the enhancing of effectiveness of the educational process in a HEI, which will promote a preparation of students with high professional qualities and in full measure answer to current requirements for it.
educational process
enhancing of effectiveness
factors
quality of higher education.

На сегодняшний день в условиях высоких темпов развития экономики активно меняются требования к специалистам, особенно к их профессиональной подготовке. Решение сложных профессиональных вопросов способствует постоянному личностному развитию специалистов в разных областях науки, особенно медицинских специальностей [1]. Высшее образование столкнулось не только с вынужденным преобразованием, но и потребовало исследования факторов, влияющих на его эффективность.

Цель исследования. Анализ эффективности образовательного процесса на кафедре терапевтической стоматологии Курского государственного медицинского университета.

Материал и методы исследования. Базовым материалом послужило анкетирование. В анкете было выделено три раздела: социально-демографический, мотивация к получению высшего образования, организация образовательного процесса. В анкетировании приняли участие 100 студентов 3-го курса стоматологического факультета КГМУ.

Поставленная цель достигалась посредством решения следующих задач:

  1. Выявление современных проблем учебного процесса в вузах и определение их влияния на состояние высшего образования.
  2. Эффективность образовательного процесса и условий его повышения на кафедре терапевтической стоматологии КГМУ.
  3. Разработка рекомендаций по использованию материалов анкетирования в практике вуза.

На сегодняшний день для российской системы высшего образования процессы реформирования жизни общества закономерно потребовали перестройки образовательной сферы «на всех уровнях»: идеологическом, содержательном и методическом аспектах [2]. Формирование себя, поиск внутреннего мотива и стремления к образовательному процессу - это не только смена идеологических основ высшего образования, но и активный поиск новых методов и форм преподавания в вузах, изменение административных основ их существования [3]. Существенное расширение сети российских вузов и рост численности студентов за последние годы повлек за собой множество положительных и отрицательных последствий. Высокий спрос на высшее образование, вызванный убежденностью молодых людей и их родителей в карьерной ценности диплома, привел к расширению коммерческого приема в вузы, а вместе с этим к существенному снижению требований к качеству учебного процесса.

Вера в ценности высшего образования в наше время является всеобщей, поэтому сложилась специфическая типология его потребителей. Первую группу определяют лица, для которых диплом является фундаментом для создания карьеры. Вторую группу образуют те, для кого вуз является брендом престижного образования в целом. Третью группу составляют те, кто стремится получить знания и определенное их практическое применение, «середнячок», не проявляющий особых высоких устремлений. Четвертую, постоянно растущую группу, образуют те, кто нацелен на получение достойной квалификации, т.е. способен проецировать комплекс знаний, умений и навыков. Эта группа способна влиять на «рынок» образовательных услуг, обязывая вузы наращивать качество обучения [4].

Проблема качества высшего образования не определяется каким-то одним обстоятельством, а вытекает из сочетания факторов, характерных практически для всех вузов [5]. Современные вузы в России располагаются и в мегаполисах, и в относительно небольших городах. Установлено, что житель мегаполиса более подготовлен к использованию новых форм и способов деятельности и познания, лучше осознает значение времени, готов к неожиданностям в повседневных контактах, лучше ориентируется в окружающей действительности. Он склонен к риску и нестандартным ответам на вызовы жизни, более осознанно оценивает имеющиеся у него альтернативы [6]. К числу внутренних факторов, влияющих на качество образовательного процесса, относится и имидж учебно-образовательного учреждения [7]. Высокие требования к вузу одновременно порождают и высокие ожидания от него.

Уровень оснащения материально-технической базы любого вуза, безусловно, значительно оказывает влияние на качество образовательного процесса в целом. Это аксиома, доказательств не требующая. Неприспособленные к занятиям аудитории, слабо оснащенные мебелью, учебным оборудованием, с недостатком учебников и методической литературы тесно связаны с эффективностью и качеством учебного процесса. Работа на современном оборудовании в последующем помогает студентам стать более конкурентоспособными на ярмарке вакансий и впоследствии стать высококвалифицированными специалистами.

Признание ключевой роли преподавателя, как необходимого фактора эффективности учебного процесса, на сегодняшний день также неоспоримо. Преподавание в вузе требует максимальной личной заинтересованности работника. Представления преподавателя о качественном образовании устойчиво. Считается, что главной их задачей, несмотря ни на что, остается задача дать знания по профессии, научить умению учиться всю жизнь, решать новые проблемы. Кроме того, преподаватель должен использовать вербальные и невербальные средства общения, грамотно вести дискуссию со студентами, вызывая у них желание к совместной деятельности, воспринимать и учитывать критику [8].

Учебная деятельность - это направленная активность студентов на получение целевых достижений в знаниях. Учебный процесс всех обучающихся в высших учебных заведениях обуславливается профессиональной ориентацией, что связано с увеличением поставленных задач, взаимодействующих с самообразованием и самовоспитанием самих студентов. Это, в свою очередь, сложная динамическая система, обрамляемая уровнями отношений, поведения, интеллектуальной деятельности, психических состояний и физиологических возможностей.

Фактором, определяющим качество учебного процесса в вузах, выступает и возраст обучающегося. С возрастом меняются не только возможности познавательных процессов, но и отношение к оцениванию, мотивация к получению знаний. Наиболее значимым является изменение мотивации к обучению. Установлено, что в более раннем возрасте преобладают мотивы получения знаний, а в более позднем - мотивы приобретения статусов с помощью обучения [9]. Все эти уровни тесно переплетены между собой, поэтому сбой в виде повреждения какого-либо элемента может отразиться на эффективности функционирования всей системы. Взаимосвязь факторов, определяющих качество учебного процесса в вузах, и их влияние на эффективность, тесно взаимосвязаны между собой. Между направленностью на приобретение знаний и его эффективностью существует прямая связь. Это доказывается тем, что студенты, нацеленные на приобретение профессиональных качеств, определяются высокой степенью посещения учебных занятий, сильной волей, целеустремленностью, решительностью, настойчивостью. Однако, как показывает практика, некоторые студенты проявляют избирательность в посещении занятий и разделяют предметы на «нужные» и «ненужные», а это, в свою очередь, сказывается на успешности обучения. Студенты, которые учатся ради «корочки», нередко используют в учебе такие средства ее получения, как нерегулярные занятия, использование шпаргалок и прочее, и, естественно, не получают знаний для будущей профессии в достаточном объеме. Знания, умения, навыки, которыми овладевает студент, обучаясь в вузе, не существуют как нечто изолированное от его личности [10]. Эффективность учебного процесса зависит и от интересов студента к предмету и изучаемой теме. Общей закономерностью является зависимость интересов обучаемых от уровня и качества их знаний, умственной деятельности и от их отношения к преподавателю. Для повышения эффективности образовательного процесса от каждого педагога требуется так сформировать учебную деятельность, чтобы при всех условиях добиваться необходимого уровня как в воспитательной работе, так и в общем развитии личности. Также необходимо направлять студентов на более высокую ступень личностного роста в приобретении новых знаний и умений. Для настоящего преподавателя не составит труда ответить на любые вопросы.

Результаты исследования. Начальной стадией исследования был предусмотрен анализ социально-демографических факторов. Выявлено, что по половому признаку анкетируемых студентов на 3-м курсе стоматологического факультета пропорции примерно равные: девушки - 43%, юноши - 57%.

Поскольку на каждом возрастном этапе развития происходит определение новой целостности, которая в последующем может создать условия для дальнейшего развития личности, были исследованы возрастные параметры. На 3-м курсе учатся: до 20 лет - 70% студентов; до 23 лет - 28%; старше 23 - 2%. То есть основная масса студентов (70%) находится в возрасте, когда уровень внимания еще недостаточно высок, и компенсируется это развитием памяти и мышления. Это позволяет сделать вывод о возможности их всестороннего развития и успешного восприятия образовательного процесса [11]. Установлено также, что максимальный приток студентов стоматологического факультета приходится на другие регионы. Иногородние студенты арендуют квартиры в Курске - 63%; проживают в общежитии университета - 20%; у родственников - 6%. Из общего количества анкетируемых в полных семьях живут 64% студентов. Средний доход за месяц в семье на одного человека составляет свыше 15 000 рублей у 92%.

Таким образом, анализ первой части исследования (социально-демографические факторы) позволяет сделать вывод о достаточной материальной обеспеченности студентов, нормальных условиях их проживания. Это дает возможность практически всем получить полноценное образование, не отвлекаясь на материальные аспекты решения вопросов, при условии, что все они имеют мотивацию на получение высшего образования.

Вторая часть исследования, организация учебного процесса, отражала все факторы, влияющие на его эффективность. Она позволила отразить отношение студентов к учебному процессу. Анкетирование установило, что для получения профессии и качественных знаний в вуз поступило 63% студентов. Вероятнее всего, что 35% опрошенных поступили для получения диплома (иначе как объяснить преобладание оценок 2 и 3), и совсем непонятны причины поступления в вуз у 2% студентов. Необходимо отметить, что при такой ситуации вызвать их заинтересованность в получении знаний и навыков преподавателю будет сложно. Парадокс в том, что качеством обучения в вузе 82% студентов удовлетворены, 15% ответа на этот вопрос не знают, и только 3% не удовлетворены.

К числу факторов, значительно оказывающих влияние на эффективность образовательного процесса, относится уровень оснащенности вуза учебным материалом. Ответы студентов при анкетировании позволяют сделать вывод об удовлетворительном обеспечении библиотеки литературными источниками. Однако настораживает тот факт, что 22% студентов услугами библиотеки не пользуются. Ответа на вопрос: «Удовлетворены ли Вы обеспечением библиотеки литературными источниками?» - ими не дано.

На качестве учебного процесса отрицательно сказывается продолжительность работы студентов в библиотеке менее одного часа. 74% студентов поступают именно так. Пользование только лекциями и интернет-ресурсами недостаточно, если у студента есть желание получить качественные знания для освоения будущей профессии.

При анкетировании студентов на вопрос: «Сколько времени Вы работаете с интернет-ресурсами с целью получения дополнительной информации?» - был получен ответ: до 2 часов - 22%; 3-5 часов - 37%; более 5 часов - 37%. То есть практически 74% студентов пользуются при подготовке к занятиям только интернет-ресурсами. 4% опрошенных пользовались для получения дополнительной информации другими источниками. Между тем общей мировой тенденцией в сфере образовательных технологий является усиление роли самостоятельной и творческой работы учащихся. Таким образом, анкетирование показало, что в области получения новых технологических факторов обучения проблемы не в преподавателях, не желающих внедрять инновационные методы обучения, а в качестве информации, которую студенты и преподаватели могут использовать для постоянного повышения уровня знаний.

Организация обучения в КГМУ, как и в других высших учебных заведениях, характеризуется напряженной работой студентов и преподавателей. Фактор, оказывающий бесспорное влияние на повышение качества обучения в вузе для студентов, - это интересная подача лекционного материала, который, в свою очередь, обусловлен высоким профессионализмом преподавателей. 94% студентов на вопрос: «Удовлетворены ли Вы качеством прочитанных лекций?» - ответили утвердительно. Лишь 4% студентов они удовлетворения не приносят. 92% считают целесообразным проведение лекций с мультимедийным сопровождением, считая, что так воспринимать информацию значительно легче. Столько же, 92%, убеждены, что лекцию необходимо сопровождать раздаточным материалом.   Следовательно, у большинства студентов заниматься самообразованием в рамках внеаудиторной работы желания нет, готовы к этому всего 2%. 69% - студентов считают при этом, что количество лекций по профилирующему предмету должно быть увеличено. Это позволяет сделать вывод о том, что студентам важно, чтобы знания были направлены для последующей работы, т.е. имели практическую направленность (это стимулирует их серьезнее относиться к учебе). Самой организацией учебного процесса в КГМУ студенты удовлетворены.

На вопрос: «Есть ли в вашем учебном заведении информационные источники, с помощью которых можно ознакомиться с планом проведения (графиком) занятий, отработок?» - положительно ответили 92% студентов. Хотя факт того, что 6% из них на 3-м курсе этого не знают, удивителен и вызывает тревогу.

Интересная информация получена при ответах студентов на вопрос: «Что, по вашему мнению, мешает Вам учиться лучше, чем сейчас?». Ответы были такими: большой объем заданной информации - 44%; лень - 36%; нехватка источников - 16%; отсутствие интернета - 0%; другое - 4%. Более чем настораживает ответ 36% студентов, у которых фактором, мешающим качественной учебе, является лень. Хотя к 3-му курсу эта категория должна была понять, необходима ли им учеба именно в этом вузе.

Выводы. Поиск путей преодоления кризиса высшего образования и формирования новой образовательной системы закономерно требует восстановления в новом статусе системы вузовского учебного процесса в целях повышения его эффективности.

Общий вывод и рекомендации могут быть следующие.

Во-первых, в вопросах преобразования и повышения образовательного процесса стоит большая нехватка в наборе учащихся с качественным школьным образованием. Довольствоваться показателями средней школы недостаточно. Как показывает исследование, качество обучения зависит от отношения к учебе самих обучающихся. Собеседование и проверка уровня подготовки для учебы в вузе специалистов (врачей) необходимо. От выяснения вопроса, знает ли абитуриент будущую профессию, видит ли себя в ней, зависит эффективность учебного процесса. Система ЕГЭ качество поступающих в вузы значительно снизила (36% студентам учиться неинтересно, лень).

Во-вторых, будущие специалисты должны выбирать профессию с учетом востребованности последующей квалификации на ярмарке труда. Проблема эта не только отраслевая, но и тесно связанная с проблемами страны на социальном и экономическом уровне. А это, в свою очередь, является необходимым фактором в повышении качества учебного процесса, а также уверенности самого студента в востребованности и достойной оплаты за свой труд.

В-третьих, повышение эффективности образовательного процесса невозможно без ответа на вопросы: кого, чему и какими силами учить. Большое процентное соотношение студентов удовлетворено качеством получения знаний и самим проведением учебного процесса. Необходимость постоянного повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в КГМУ считается одной из главных составляющих учебного процесса. Особое внимание преподавателей должно быть направлено на профилирующие предметы и на получение практических навыков будущих специалистов.

Полностью специалиста в вузе подготовить невозможно. Специалистом выпускник становится через приобретенные практические умения и апробацию экспертного сообщества, вуз должен дать знания и умения постоянно учиться.