Безопасность жизнедеятельности, являясь составляющей современных глобальных проблем, связанных с благополучием цивилизации и самим выживанием человечества, выходит сегодня на одно из первых мест по своей актуальности. В ее основе лежат противоречия между ростом потребностей людей и возможностями природы; между стремлением человека сохранить свою жизнь, здоровье, идентичность и принципиальной опасностью его жизнедеятельности. Эти противоречия постоянно обостряются в связи с технократической направленностью прогресса в ущерб гуманитарной, накоплением оружия, усилением глобальных экологических проблем, нарастанием социальной напряженности, увеличением количества видов насилия над личностью и т.п. Обусловленная не столько естественными природными процессами, сколько деятельностью самого человека, эта проблема возвращает его от обращения к внешним средствам защиты от опасностей к самому себе как их источнику.
Актуальность проблемы безопасности жизнедеятельности инициирует подготовку личности в данной сфере в образовательном процессе педагогического вуза, соответствующие управленческие решения и научные поиски в области педагогики, профессиональной педагогики и психологии. Обновление системы подготовки будущих учителей начальной школы в сфере безопасной жизнедеятельности заключается в приведении ее целей, содержания и технологий в соответствие с потребностями личности ребенка, развивающей школы и общества в целом.
Сегодня социальный заказ на выпускника высшего учебного заведения определен, во-первых, проблемами подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности, воспитанием у них высоких морально-этических качеств. Это связано с необходимостью быстрейшей адаптации и активизации деятельности выпускников вузов, вследствие развития новой ситуации в мире, стране и соответствующего повышения внимания общества к проблемам безопасности жизнедеятельности.
Во-вторых: проблемами подготовки в сфере безопасности жизнедеятельности, что обусловлено недостаточным умением человека обеспечить личную и общественную безопасность в изменившихся природных, техногенных и социальных условиях; ростом стрессовой нагрузки на граждан из-за снижения жизненного уровня, нестабильности в обществе и постоянно существующей угрозы терроризма.
Таким образом, подготовка будущего учителя начальной школы к профессионально-педагогической деятельности представляет собой сложную, многокомпонентную педагогическую систему, одним из аспектов которой является обеспечение безопасной жизнедеятельности младших школьников.
В настоящее время существует актуальная потребность образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» в системе специально разработанных дидактических принципов, сочетающих в себе наработанный потенциал общепедагогических принципов обучения и учитывающих, с одной стороны, особенности данной области знания, а с другой - актуальные тенденции современного образования. Отсутствие системы принципов, адаптированной к образовательной области «Безопасность жизнедеятельности», ведет к невозможности эффективной реализации целей и снижению качества обучения в данной области знаний. Дидактическими принципами обучения в высшей школе принято называть положения, выражающие зависимость между целями подготовки специалистов с высшим образованием и закономерностями, направляющими практику обучения в вузе.
Для удовлетворения данной потребности нами построена система наиболее важных принципов обучения в сфере безопасности жизнедеятельности, учитывающая возможность достижения основополагающих целей предмета и целей современной школы на основе реализации субъект-субъектных отношений преподавателя и студента в условиях учебно-воспитательного процесса вуза. В основу данной системы положен традиционный для отечественной педагогики деятельностный подход.
Система принципов обучения в сфере безопасности жизнедеятельности состоит из трех блоков, каждый из которых регулирует деятельность либо содержание определенных элементов педагогической системы обучения в данной области.
Первый блок системы состоит из совокупности организационных принципов, включающей в себя: принцип гуманистической направленности в обучении; принцип непрерывности и преемственности в обучении; принцип практичности. Данная совокупность принципов направлена на оптимальную регуляцию деятельности педагога и его отношение к учебно-воспитательному процессу в сфере безопасности жизнедеятельности.
Второй блок системы составляют общедидактические принципы. В него входят: принцип научности; принцип прочности; принцип доступности; принцип наглядности. Совокупность принципов данного блока направлена на достижение оптимального использования учебного материала и организации педагогической коммуникации в учебно-воспитательном процессе.
Третий и заключительный блок системы включает совокупность принципов учебной деятельности студентов, к нему относятся: принцип сознательности и активности; принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм работы; принцип ответственности. Принципы данного блока позволяют максимально отразить субъектность студентов в учебно-воспитательном процессе.
В рамках каждой группы принципов мы выделяем с учетом специфики подготовки будущих учителей начальных классов в сфере безопасности жизнедеятельности ведущие принципы, формирующие системообразующую ось. Традиционные дидактические принципы образования, безусловно, являются основой для подготовки будущих учителей начальной школы в сфере безопасной жизнедеятельности, но в то же время они должны быть трансформированы, дополнены и адаптированы для новой учебной среды.
Анализ процессов, происходящих при их подготовки в данной области, показывает, что этих хорошо структурированных и вполне обоснованных принципов недостаточно. Из всего многообразия принципов подготовки, разработанных в педагогике, мы обосновали использование тех из них, которые оказывают качественно новое влияние на профессиональную подготовку будущих учителей начальных классов в учебно-воспитательном процессе вуза, а также в дальнейшей их профессиональной деятельности.
В качестве принципов профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в сфере безопасности жизнедеятельности мы выбрали следующую их совокупность: актуальность (франц. аctuel) - настоящий, современный.
Современный - то есть отвечающий нынешнему уровню развития науки, технологии и техники, а также потенциально возможным возникновениям ЧС. Проявление результатов обучения заключается в повседневной и превентивной деятельности студентов в данной области подготовки. Если у них за время обучения в вузе сформированы все необходимые знания и умения в сфере безопасности жизнедеятельности с учетом их будущей профессиональной деятельности, то они будут иметь возможность прогнозировать и осуществлять мониторинг ЧС с целью исключения или минимизации социального и материального ущерба; - проектность и вариативность - определяющие черты современного мышления, которое способствует развитию обобщенного и опосредованного познания действительности с позиции использования знаний и умений в сфере безопасности жизнедеятельности для создания безопасных условий от идеи до ее реализации в ЧС различного характера; систематичность.
Знания и умения, получаемые в процессе обучения должны представлять собой определённую систему, а их формирование осуществляться в последовательной логической связи учебных элементов, показывающей их единство; интегративность рассматривается нами как обязательный принцип отбора содержания подготовки будущих учителей начальных классов в заявленной области и заключается в установлении межпредметных связей между дисциплинами общепрофессионального блока и специальными дисциплинами; гуманизация понимается нами как достижение гармонии между людьми и между обществом и природой, учет реальностей общественного и технологического развития, реализации таких подходов в преподавании дисциплин, которые в максимальной мере обеспечивали бы непрерывный прогресс общества.
В этой связи, будущему учителю начальных классов ребенка необходимо рассматривать как субъекта всех видов деятельности, присущих младшему школьному возрасту и, прежде всего учебной деятельности.