Улучшение здоровья людей, повышение их трудоспособного возраста, преодоление негативных тенденций в формировании качественных характеристик населения предполагает поиск новых путей решения проблемы формирования здоровых поколений страны и регионов [1; 2]. Среди различных групп населения особое место занимает учащаяся молодежь, которая не только является потенциалом качественной высококвалифицированной рабочей силы для всех отраслей экономики, но и основой демографического потенциала страны, ее успешного будущего. Привлечение молодежи к активным занятиям физической культурой и спортом, к отказу от вредных привычек стоит сегодня в качестве главной задачи перед руководством и педагогическими коллективами системы высшего и среднего образования. В этой связи актуальным является вовлечение как можно большего числа студентов в занятия физической культурой и спортом, повышение степени их вовлеченности в иных формах в спортивную деятельность своих вузов и факультетов (например, оказание различных видов поддержки вузовским и факультетским спортивным командам в виде волонтерства, в качестве активных болельщиков во время спортивных соревнований или участников группы поддержки команды и т.д.).
Цель исследования
Целью исследования является адаптация положений теории социальной идентичности студенческой молодежи к задачам организации занятий физической культурой и спортом и спортивного досуга в высших учебных заведениях страны. Необходимость получения максимального положительного социального и оздоровительного эффекта от развития физической культуры и спорта в молодежной среде предполагает поиск более широких и разнообразных подходов, позволяющих активизировать эти процессы и усилить внимание и интерес студентов к физической культуре и спорту. Кроме того, это позволяет обеспечить позитивные направления процесса социализации молодежи в современных условиях и облегчить их адаптацию к изменению социального статуса и социальной среды в результате поступления для обучения в вуз.
Материалы и методы исследования
Основным методом исследования послужил библиографический анализ зарубежных и отечественных научных источников по теории социальной идентичности и теории самокатегоризации. Прежде всего, были изучены труды польского социолога Анри Тэджфела [3; 4], считающиеся в настоящее время классическими работами в области социальной идентичности, а также работы Наоми Эллемерс и группы исследователей из Института психологических исследований департамента социальной и организационной психологии Лейденского университета, в том числе одна из ее современных работ по социальной идентичности, опубликованная в 2012 году в журнале Science [5]. По теории самокатегоризации основными источниками послужили работы Джона Тернера [6; 7], а также М. Бруннера и коллег [8; 9]. Также были изучены современные работы российских и зарубежных специалистов в области теории социальной идентичности, самокатегоризации, в области самосохранительного поведения, физической культуры и спорта [10; 11].
Выбранный исследовательский подход предлагает всесторонний анализ способов социальной идентичности личности, возможностей применения положений индивидуальной психологии к индивидуализированным элементам групповой жизни и элементам, структурированным групповой динамикой. Метод исследования позволяет выделить специфические элементы поведения отдельных людей и групп, которые включаются в чувство собственного достоинства человека и, таким образом, становятся мощными детерминантами их социального поведения [12; 13].
Результаты исследования
В результате анализа основных научных подходов к трактовке понятия социальной идентичности выявлено, что основополагающей идеей данного подхода является тезис о том, что группы - это не просто внешние структуры социального мира, которые создают условия для индивидуального поведения. В реальной жизни группы формируют и качественно трансформируют психологию поведения людей через их способность быть интернализованными как часть чувства собственного восприятия и самоидентификации. В процессе группового взаимодействия «я» концептуализируется как контекстно-зависимый процесс, в котором самоопределение зависит от преобладающего социального положения [6]. Это означает, что в некоторых ситуациях чувство личности человека определяется с точки зрения личной идентичности, так что они видят себя и ведут себя как уникальный человек. Однако в других ситуациях самоопределение и поведение людей подкрепляются социальной идентичностью - чувством человека, что они разделяют членство в группе с другими членами их группы [7]. Таким образом, группа является фундаментальной чертой человеческой социальности.
Студенты по своему характеру являются наиболее активной частью молодежного сообщества. При этом их социальная идентичность выражена достаточно четко и распространяется на достаточно большую социальную общность: в рамках социальной категоризации они идентифицируют свое социальное окружение как состоящее из таких различных общностей, как учебная группа, курс, специальность, факультет, вуз. Значительно более обширное, чем в школе, социальное окружение дает студентам и больший простор в социальной идентификации: выбор группы (или нескольких групп), в которую(-ые) «помещает» себя студент на основе проведенного сравнения разных групп. Достижение социальной идентичности, т.е. полного осознания своей принадлежности выбранной группе, обеспечивается в процессе социализации и может быть направлено на различные виды деятельности: учебу, науку, творческую деятельность, волонтерство, занятия спортом. Остановимся на последнем более подробно.
Нужно отметить, что в значительном количестве исследований, посвященных оценке поведения людей в спортивных видах деятельности, психологическое позиционирование и идентификация спортсменов обычно истолковывается в сугубо личных терминах (т.е. как отношение к пониманию человеком себя как «я» и только «я»: «я»-лидер, «я»-чемпион, «я»-капитан, «я» должен и могу быть первым и т.д.). С другой стороны, сторонники социальной идентичности утверждают, что «я» может быть и часто определяется в социальных терминах (как «мы», «я» как часть «мы») [14]. Применительно к спортивной деятельности социальная идентичность подразумевает сознание людьми того, что они являются частью определенной команды, клуба или организации, и, таким образом, в более общем плане социальная идентичность обеспечивает психологические субстраты для перевода содержания отдельного мнения и восприятия в коллективные аспекты идентификации [5]. Социальная идентичность также означает способность людей определять себя (то есть давать самооценку) с точки зрения социальной ориентации, которая позволяет им действовать как членам группы [6]. В частности, это является основой для критических форм контекстно-специфических знаний (например, каким видом спорта заниматься, в какую команду войти, кого поддерживать и т.д.) и ожиданий (например, о том, кто может войти в спортивную команду факультета (вуза), кто войдет в группу поддержки, как болельщики будут поддерживать команду на соревнованиях и пр.). То, каким образом будут реализованы эти знания и ожидания, будет зависеть от преобладающих особенностей социального контекста (в частности, являются ли границы конкретной группы непроницаемыми и являются ли групповые отношения безопасными).
Таким образом, в вузах нужно создавать самые разнообразные спортивные секции, оздоровительные группы, спортивные команды, причем такие, чтобы любой студент мог идентифицировать какую-либо группу как «свою» и заниматься тем видом спорта и с такой интенсивностью нагрузки, которая максимально полно подходит для него лично и позволяет выразить свое «я» в позитивной форме, а не испытывать дискомфорт от того, что он отстает от других во время занятий или проигрывает во время соревнований. Пропаганда поддержки спортивного движения позволяет привлечь к различным спортивным мероприятиям даже тех студентов, которые в силу особенностей здоровья не могут активно заниматься спортом. При этом формирование у студентов чувства сопричастности к команде через активную поддержку на трибунах во время соревнований позволит обеспечить их более полную и эффективную социализацию.
Классиками теории социальной идентичности установлено, что определение социальной идентичности является как реляционным, так и сравнительным [3], поскольку осознание своего членства в группе всегда в определенной мере определяется относительно некоторой сравнительной группы. В жизни члены любой социальной группы стремятся к достижению и поддержанию позитивной социальной идентичности своей группы, которая достигается в результате благоприятной оценки группы в сравнении с релевантными социальными группами. В спортивных соревнованиях обеспечить такую позитивную социальную идентичность группы достаточно просто. Это достигается с помощью нескольких стратегий достижения позитивной социальной идентичности своей группы, в частности с помощью стратегии социальной креативности.
Социальная креативность предполагает применение таких способов воздействия на сознание, как изменение критериев сравнения с другими группами или изменение самого объекта сравнения. Даже в случае если спортивная команда проиграет в матче, всегда можно найти ряд параметров, по которым эта команда будет лучше соперников: например, более корректное поведение на площадке, более яркая команда поддержки, более активные болельщики, более коллективная игра, самый красивый гол и пр.
Второй важный вывод, который был сделан на основе анализа научной литературы по вопросам социальной идентичности, это тот вывод, что социальная идентичность является не только основой индивидуального поведения, но также основой для формирования и развития группового поведения и появления чувства коллективизма.
Согласно классической литературе по динамике групп, индивидуумы объединяются внутри группы в следующих случаях:
- когда (и в той степени, в которой) они находят других членов группы привлекательными;
- когда (и в той степени, в которой) они чувствуют, что группа удовлетворяет их аффективные потребности;
- когда (и в той степени, в которой) они считают, что они аналогичные другим членам группы;
- когда (и в той степени, в которой) они видят преимущества членства в группах как перевешивающие затраты (как материальные, так и временные) на участие в этих группах.
Таким образом, согласно традиционному подходу люди становятся и остаются членами определенной группы в той степени (и только в той степени), в какой они считают, что это соответствует их личным интересам. Однако такой подход фактически представляет группу лишней социальной ячейкой, поскольку группа при таком подходе выступает просто совокупностью личных мотивов, связывающих индивидов с ней и между собой. Данный подход опирается на теорию индивидуальной мобильности, которая описывает мотивы перемещения человека по социальной лестнице. Согласно теории индивидуальной мобильности индивид склонен дистанцироваться от группы и преследовать исключительно личные цели, которые могут отличаться от групповых. В результате в той мере, в какой группы больше не удовлетворяют личные потребности своих членов, они должны распадаться, особенно в тех случаях, когда барьеры перехода в более «успешную» группу незначительные.
Однако на практике решения людей о присоединении или выходе из группы плохо прогнозируются в той степени, в которой эти группы удовлетворяют их личные потребности. Более того, в ряде случаев, даже когда у группы теряется позитивная социальная идентичность (например, в результате проигрыша спортивной команды факультета в целой серии матчей), индивиды могут оставаться в этой группе, а также предпринять ряд мер для улучшения репутации своей группы.
Когда люди воспринимают себя как часть группы и готовы разделять членство в группе с другими людьми (например, в качестве игроков или поклонников одной и той же команды), они мотивированы стремиться активно добиваться согласия с другими людьми и координировать их поведение в отношении тех видов деятельности, которые имеют непосредственное отношение к этой идентичности. Более того, через идентификацию и соответствие отдельных лиц нормам поведения, которые, как считается, передаются другим в конкретном контексте, их потенциально идиосинкратические взгляды становятся социально организованными и согласованными. В результате такое участие будет достаточно эффективным тогда и в той мере, когда и в какой степени все участники группы разделяют чувство социальной идентичности. Именно это чувство дает им возможность воспринимать и соотносить друг друга как похожих (идентичных), а не как разных («я» против других). Таким образом, социальная идентичность является не только основой для объединения групп, но и основой для непрерывного развития группы и приверженности целям и задачам их деятельности.
Этот вывод получил широкую эмпирическую поддержку в области социальной и организационной психологии. В частности, на основе экспериментальных исследований было доказано, что при целенаправленной поддержке группы и ее деятельности позитивная социальная идентичность группы увеличивается, в том числе на основе повышения чувства общей идентичности участников [4; 6]. Это имеет прямое отношение и к сфере спорта, где также существует множество доказательств того, что социальная идентификация, а не удовлетворение личных потребностей является ключевым фактором постоянной поддержки групп. Более того, командная спортивная деятельность в некотором смысле структурирована членами группы. Многие исследователи, практические работники и спортивные тренеры признают важность сплоченности группы во многих (если не в большинстве) областях спортивной деятельности [15]. Данный вывод весьма важен для организации спортивной работы в высших учебных заведениях нашей страны, поскольку вопросы социализации молодежи, привития студентам принципов здорового образа жизни, самосохранительного поведения чрезвычайно важны.
Таким образом, одним из результатов исследования является теоретическое доказательство того, что при положительной социальной идентичности люди готовы жертвовать личными интересами для других людей из группы и улучшения позиции «своей» группы в целом. Это самопожертвование обусловлено именно наличием у людей личной идентификации с группой и ее воспринимаемыми потребностями и целями как «своими», и именно эта общая социальная идентичность помогает добиться общего успеха команды единомышленников (группы) [7].
Выводы
В результате исследования установлено и доказано, что грамотное и целенаправленное использование подхода социальной идентичности позволяет существенно расширить сферу педагогического и социального воздействия физической культуры и спорта на студенческую молодежь. Правильный подбор разнообразных методов и форм вовлечения студентов в спортивную жизнь вуза и факультета позволяет привлечь их максимально большое число к различным спортивным мероприятиям как непрерывного (еженедельные занятия, систематические тренировки), так и разового характера (соревнования, спортивные праздники). Именно благодаря развитому спортивному направлению деятельности вузов студенты получают возможность положительной социальной идентичности и завершения процесса активной социализации. Особенно важно это для студентов младших курсов, которые испытывают определенные трудности адаптации при переходе от школьной идентичности, когда они четко ассоциировали себя с классом, к более значительной и разнообразной социальной группе – студенты вуза.
В этой связи актуальным является вовлечение как можно большего числа студентов в занятия физической культурой и спортом или оказание иной поддержки вузовским спортивным командам (например, в виде волонтеров, активных болельщиков во время соревнований и т.д.). Таким образом, нужно использовать все формы привлечения студентов к спорту, включая пассивные виды участия (болельщики). Это позволяет пропагандировать и прививать привычки здорового образа жизни, отказ от вредных привычек, соблюдение принципов самосохранительного поведения.