Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION OF TRAINING ON ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAMS WITH APPLICATION OF REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Alekhina N.V. 1 Larina E.N. 1
1 FGBOU VO Orenburg state agrarian university
The article summarizes the experience of applying distance educational technologies in training at the professional retraining program "Pedagogy and psychology in education". The urgency of implementing online training on additional professional programs is substantiated. Essential features of the heuristic approach to distance education are revealed: they are the reliance on personal experience and productive activity of students. The basic principles of the organization of training using RET are defined: they are creativity, the creation of a specific educational product, the reflection of educational results. The stages and key processes of moderation technology are described. The features of the application of the project method in the process of mastering the retraining program are analyzed. Essential elements of project activity of listeners are revealed: they are didactic orientation, conceptual planning, instrumental design, practical embodiment. Examples of research projects are given. The list of methodical educational products is offered. Variants of application of cloud technologies in education are described.
remote educational technologies
distance learning
heuristic approach
moderation technology
project activity

Дистанционное обучение получает все более широкое распространение в современной системе образования. При организации образовательного процесса по дополнительным профессиональным программам оно позволяет гибко регулировать учебную нагрузку и активизировать самостоятельную познавательную деятельность слушателей. Цель данной статьи – обобщение опыта применения дистанционных образовательных технологий (далее, ДОТ) в рамках осуществления профессиональной переподготовки профессорско-преподавательского состава вуза по программе «Педагогика и психология в образовании».

Актуальность проблемы внедрения обучения с применением ДОТ усиливается явным противоречием образовательной среды высшей школы – цифровым разрывом между поколениями преподавателей и студентов. Т.М. Шкапенко называет современных студентов, выросших в мире цифровых технологий, коренным цифровым населением [4]. В то время как множество преподавателей продолжают оставаться цифровыми иммигрантами. Академическая лекция противоречит привычному для студентов мультимедийному способу представления информации. Пути разрешения выявленного конфликта лежат в области активного приобщения профессорско-преподавательского состава к практике онлайн-обучения.

Дистанционный формат обучения традиционно рассматривается как обмен учебными материалами между удаленными субъектами образования [2]. Обучающийся прослушивает лекции, получает задания по освоению содержания. Преподаватель транслирует знания, оценивает степень усвоения информации. Такая стратегия обучения мало пригодна для целей профессиональной переподготовки.

В институте дополнительного образования Оренбургского государственного аграрного университета по программе «Педагогика и психология в образовании» проходят обучение преподаватели, имеющие значительный опыт педагогической деятельности, но не имеющие педагогического образования. Программу осваивают кандидаты и доктора сельскохозяйственных, ветеринарных и технических наук. Наши слушатели – высокомотивированная аудитория, обладающая развитыми научно-исследовательскими навыками и обширными житейскими психолого-педагогическими знаниями.

Основная цель переподготовки по данной программе – помочь преподавателям переосмыслить собственный педагогический опыт, стимулировать их профессиональное самосознание и педагогическое мышление, способствовать усвоению методологии психолого-педагогического исследования.

В процессе освоения программы у слушателей совершенствуются следующие профессиональные компетенции: проектирует образовательный процесс (ПК-1); диагностирует образовательный процесс (ПК-2); организует образовательный процесс (ПК-3); анализирует образовательный процесс (ПК-4).

При организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) по дополнительным профессиональным программам мы берем за основу эвристический подход, разработанный в научной школе А.В. Хуторского. Доминантой эвристической стратегии образования выступает личный опыт слушателей, их индивидуальная деятельность по созданию разнообразных учебно-методических продуктов. Как отмечает А.В. Хуторской, в процессе дистанционного обучения эвристического типа обмен информацией выполняет функцию вспомогательной среды для организации собственной созидательной деятельности обучающихся [3]. При этом образовательный результат слушателя отражает личностные особенности и специфику профессиональной деятельности и не всегда совпадает с ожиданиями преподавателя курса.  

Дистанционное обучение по дополнительным профессиональным программам основывается на следующих принципах:

- индивидуальная образовательная траектория слушателя, опора на его личностные смыслы и психические ресурсы;

- креативное обучение, преобладание творческих заданий;

- более высокая значимость поисковой активности слушателя по отношению к освоению готовых культурных образцов;

- создание конкретного образовательного продукта как цель образования;

- рефлексия образовательных результатов.

Рассматривая компоненты информационной деятельности педагога, как участника дистанционного образовательного процесса, М.В. Лапенок обращает особое внимание на выбор педагогически обоснованной модели обучения [1]. Реализуя обучение с применением ДОТ по дополнительным профессиональным программам, мы используем базовые элементы технологии модерации. Слово «moderare» в переводе с латинского означает управлять, регулировать, приводить в равновесие. Применительно к образовательному процессу модерация подразумевает эффективную организацию интерактивного общения [5].

Цель применения модерации – оптимальное использование времени, энергии и потенциала всех участников образовательного процесса. Эффективность данной технологии определяется активизацией аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся. При использовании технологии модерации принципиально меняется роль преподавателя. Он преимущественно выполняет роли консультанта и наставника.

Управляемая коммуникация между преподавателем и слушателями программы переподготовки включает следующие этапы:

- инициация – начало общения, создание установки на восприятие, эмоционального настроя;

- погружение в тему – обобщенная характеристика изучаемой области знания, описание актуальности темы, постановка проблемных вопросов;

- работа с ожиданиями слушателей – постановка и обсуждение индивидуальных целей изучения, планирование образовательного маршрута, проектирование желаемого результата;

- передача и объяснение информации;

- аналитическая работа слушателей;

- рефлексия, подведение итогов;

- эмоциональная разрядка.

Достижение целей модерации осуществляется посредством обеспечения следующих процессов:

- эффективного взаимодействия участников;

- упорядоченного обмена информацией;

- наглядности хода и результатов обучения;

- познавательной мотивации, стремления к достижениям;

- мониторинга образовательного процесса;

- рефлексивной деятельности преподавателя и слушателей.

В качестве организационной формы эвристической дистанционной переподготовки мы используем проектные методы обучения. Проектная деятельность направлена на создание субъективно и объективно новых явлений окружающей действительности, отличающихся от уже известных своими свойствами и характеристиками. Осваивая программу, слушатели выполняют исследовательские проекты, разрабатывают разнообразные методические продукты, принимают участие в профессиональных конкурсах, взаимодействуют в рамках профессиональных сообществ,

Основными элементами проектной деятельности слушателей являются следующие:

- дидактическое ориентирование – выбор темы, анализ актуальности проблемы, определения типа проекта, формулирование названия, ознакомление с правилами проектной деятельности, уточнение количества участников проекта и необходимых ресурсов;

- концептуальное планирование – разработка методологического аппарата исследования, формулировка целей и задач, выдвижение гипотезы, определение желаемого результата, планирование форм презентации и отчетности, распределение обязанностей между участниками, создание информационной базы;

- инструментальное конструирование – анализ средств осуществления проекта, способов получения информации, особенностей интерпретации и представления результатов;

- практическое воплощение – реализация проекта, выполнение запланированных видов деятельности, реализация взаимодействия;

- продуктивная рефлексия – оценка процесса выполнения проекта и полученных результатов, выявление причин отклонения, анализ вклада каждого участника, проверка аргументированности выводов;

- подготовка презентации и защита проекта.

Приведем в качестве примера темы некоторых исследовательских проектов:

- «Изучение взаимосвязи локализации контроля и успешности учебной деятельности студентов»;

- «Исследование взаимосвязи самооценки личности студента и успешности учебной деятельности»;

- «Изучение особенностей профессионального самоопределения студента»;

- «Изучение и развитие атенционных способностей студентов в процессе обучения»;

- «Изучение и развитие мнемических способностей студентов в процессе освоения экономических дисциплин»;

- «Эффективные средства организации перцептивной деятельности студентов в процессе обучения»;

- «Формирование мыслительных операций студентов на примере изучения правовых дисциплин»;

- «Влияние стиля индивидуальной деятельности преподавателя на эмоциональную сферу студента»;

- «Образ преподавателя глазами студентов»;

- «Изучение типологических особенностей как основа индивидуализации обучения»;

- «Изучение особенностей межполушарной асимметрии как основа дифференциации обучения»;

- «Изучение и развитие общекультурных компетенций студентов в процессе преподавания гуманитарных дисциплин»;

- «Изучение и развитие профессиональных компетенций студентов в процессе преподавания дисциплин ветеринарного профиля».

Выполняя проект, слушатели самостоятельно планируют и организуют констатирующий эксперимент, обрабатывают и интерпретируют данные, разрабатывают научно-обоснованные рекомендации. Как итоговое мероприятие после освоения программы переподготовки проводится публичная презентация и защита проектов. Каждый слушатель знакомит коллег с полученными данными, происходит живое обсуждение разработанных рекомендаций, обмен опытом.

В качестве экспертов на защиту приглашаются профессора педагогического университете, члены учебно-методической комиссии и наиболее опытные преподаватели нашего вуза. Эксперты оценивают работы слушателей по заранее продуманным критериям:

- актуальность выбранной темы;

- соответствие целей и задач;

- реализация компетентностного подхода;

- учет требований профессиональных стандартов;

- разработанность методологического аппарата исследования;

- выраженность авторской позиции исследователя;

- прогностичность применяемых методов и методик;

- применение математических методов обработки результатов исследования;

- обоснованность выводов;

- адекватность представленных дидактических ресурсов;

- реализуемость разработанных рекомендаций;

- правильность оформления и особенности презентации проекта.

Результаты оценки выражаются в баллах и заносятся в специальный протокол.

Информация о планируемом мероприятии размещается на сайте университета. Посетить его может любой желающий. Публичные защиты исследовательских проектов неизменно пользуются популярностью и становятся традиционным ярким событием общественной и научной жизни вуза. Проявляют активный интерес не только преподаватели, но и студенты, и представители администрации. За большим круглым столом разгораются дискуссии, рождаются новые идеи, спонтанно возникают творческие объединения, инициируются интересные и полезные начинания. Слушатели, проживающие в отдаленных населенных пунктах, принимают участие в защите при помощи конференц-связи, программы Skype или возможностей системы дистанционных коммуникаций и обучения (СДКО).

Материалы выполненных проектов оформляются в виде статей и выкладываются на сайте электронной научно-практической конференции «Современное профессиональное образование: теоретические основы и прикладные аспекты».

Осваивая программу переподготовки, слушатели создают собственные учебно-методические продукты:

- образовательные программы;

- дополнительные профессиональные программы;

- дистанционные курсы и мастер-классы;

- рабочие программы дисциплин/модулей;

- учебно-методические комплексы;

- учебные и учебно-методические пособия, электронные учебники;

- конспект лекции, практического занятия, лабораторной работы, воспитательного мероприятия;

- дидактические ресурсы (презентации, тесты, задания, авторские приемы и т.д.).

Разработанные учебно-методические продукты выкладываются на сайте вуза в специальном разделе «Методическая копилка». Каждая разработка сопровождается подробным описанием, включающим обоснование, разъяснение алгоритма и технологии создания, особенностей применения, анализа продуктивности. Разработчики получают обратную связь от коллег, преподавателей курса и экспертов. Предоставляя материалы, авторы дают свое согласие на использование персональных находок в профессиональной деятельности коллег, дополняют материалы шаблонами, схемами, таблицами и другими инструментами, облегчающими перенос в другую педагогическую ситуацию. По желанию авторов отдельные разработки рецензируются, подается заявка на получение патента.

В обязательном порядке наши слушатели осваивают интерактивные средства обучения: мультимедийные презентации, двумерная и трехмерная компьютерная графика, флэш- и gif-анимация.

Помимо перечисленных выше учебно-методических ресурсов, которые являются традиционными для системы образования, мы уделяем особое внимание использованию возможностей облачных технологий. Слушатели практикуются в реализации образовательного потенциала всевозможных онлайн-сервисов и приложений:

- онлайн доска – интерактивное средство, объединяющее различные учебные материалы, позволяющее не только просматривать, но и редактировать размещенную информацию (сonceptboard,realtimeboard, linoit и др.);

- конструктор сайтов (Wix, Google сайты,Wordpress, SetUp);

- сервисы для ведения блогов (Блог.ру, Blogger, социальные сети, Sway);

- объединение, систематизация имеющегося контента по определенной теме (сборник мультимедийных ресурсов – multimediascrapbook, список сайтов – hotlist, treasurehunt, subjectsampler);

- интернет-ресурсы для организации проектной деятельности студентов (webquest);

- специализированные образовательные сервисы (i-exam.ru, umapalata.com, onlinetestpad.com);

- приложения для организации работы преподавателя (Миниплан, Трелло, Тимер).

Разработав и оформив учебно-методические продукты, слушатели принимают участие в профессиональных конкурсах: «Неделя качества ОГАУ», ежегодный внутривузовский конкурс индивидуального мастерства, конкурс мультимедиа презентаций, конкурс электронного портфолио, «Лучшая научная статья», конкурс авторских программ, учебно-методических материалов и виртуальных ресурсов и др.

Осуществляя дистанционное обучение по дополнительным профессиональным программам, мы проектируем не только профессиональные компетенции слушателей, но и учитываем эмоциональные аспекты педагогической деятельности. Труд преподавателя сопровождается множеством эмоциогенных факторов, большинство из которых носят разрушающий характер. Большинство педагогов остро нуждаются в восполнении затраченных внутренних ресурсов, в поддержке и заинтересованном общении со стороны коллег. Для решения этой задачи мы мотивируем слушателей на активное участие в профессиональных сообществах, таких как «Социальная сеть работников образования», «Мой университет», «Методисты.ру», «Инфоурок»,«RusEdu», «e-Learning PRO» и др. Многие наши слушатели создают собственные профессиональные сообщества в социальных сетях. Общение с активными, творческими коллегами благоприятно сказывается на профессиональной мотивации преподавателя, стимулирует рефлексию, повышает удовлетворенность процессом и результатом труда, формирует чувство общности, стимулирует креативное мышление, заставляет двигаться вперед, активизирует профессиональное и личностное саморазвитие.

Реализация обучения с применением ДОТ по дополнительным профессиональным программам на основе принципов эвристического подхода, позволяет превратить процесс профессиональной переподготовки в надежный инструмент повышения качества образования.