Одной из наиболее значимых проблем малых городов России является отток трудовых ресурсов – преимущественно молодых трудоспособных людей в областные центры и мегаполисы. Население провинции катастрофически стареет, предпринимательство развивается исключительно за счет локализации единичных структурных подразделений крупного бизнеса и немногочисленных инициативных проектов, разрыв в уровнях развития социально-культурной инфраструктуры крупных и малых городов в подавляющем большинстве случаев усиливается. Данная ситуация обусловлена, в первую очередь, самой природой малых городов, представляющих собой единую развивающуюся систему большой сложности, где экономико-технологические и социокультурные отношения образуют относительно автономную систему воспроизводства необходимых экономических (рабочая сила), социальных (социальная инфраструктура) и духовных (субкультура) компонентов [2].
При наличии эффективно функционирующих градообразующих предприятий, оказывающих позитивное влияние на все аспекты жизнедеятельности города, проблема оттока молодых людей в поисках рабочих мест не так актуальна, поскольку большинство предпочитают вести трудовую деятельность (при достойной ее оплате) в освоенном социальном пространстве с устоявшимися культурно-бытовыми традициями и сложившимся кругом общения; имея возможность получать новые впечатления от жизни за счет периодических путешествий. Однако в современной ситуации экономической дестабилизации, когда многие градообразующие предприятия ликвидированы или переживают процедуры банкротств, передела собственности, вынуждены работать только на частичной мощности, население малых городов вынуждено искать новые рабочие места и уезжать из провинции. Трудовой потенциал российских малых городов истощается, социально-экономическое развитие тормозится, и даже перспективы жизнеспособности многих муниципальных образований являются дискуссионными: финансовые проблемы способствуют обострению социальных проблем в области развития инфраструктуры, занятости населения, что негативно отражается на качестве жизни горожан. Такие обстоятельства особенно критичны в отношении малозащищенных категорий граждан, в частности, пенсионеров, выпускников образовательных учреждений и молодых специалистов, которым ранее градообразующее предприятие имело возможность оказывать поддержку предоставлением рабочих мест, льготами и т.п. Падение платежеспособности горожан влечет за собой сокращение занятости в сфере обслуживания и коммерции. Сокращение расходов на ремонт и техническое оснащение объектов социальной сферы – школ, больниц, детских спортивных учреждений, домов культуры и т.п. – приводит к ухудшению состояния и постепенному выводу из строя части данных объектов. Вследствие пересмотра предприятиями своих социальных обязательств, ухудшается психологический микроклимат города: для взрослых людей теряется карьерная перспектива, для молодежи – сужается круг образовательных услуг и досуга, рабочих вакансий, для детей – под угрозой становятся возможности получения полноценного образования и рационально занятого досуга [7].
Низкая мобильность трудовых ресурсов в моногородах создает специфичные для данного населенного пункта проблемы. В результате в малых городах изменяется демографическая ситуация – происходит отток наиболее дееспособной части населения на сезонные заработки или на смену местожительства. Неразвитость инфраструктуры, удаленность от рынков труда и монопрофильность, моноспециализация трудового персонала не позволяют рассредоточить высвобождаемый персонал, обеспечить сохранение уровня занятости.
Провести реструктуризацию градообразующего предприятия практически невозможно без привлечения кредитных ресурсов на покрытие периода смены продукции или оборудования. Перспективными направлениями выхода из сложившейся ситуации могут выступить ориентиры на инновационные производства, на поиски мер по повышению конкурентоспособности предприятий, а также создание альтернативных производств и развитие малого и среднего бизнеса посредством бизнес-инкубаторов, механизмов франшизы, лизинга, создания промышленных парков.
Запуск механизма трансформации моногорода в культурный центр по принципу европейских креативных городов за счет мобилизации рекреационного, исторического или интеллектуального потенциала позволит городу выйти на уровень самообеспечения и даст мощный импульс к генерированию инноваций в различных сферах, модернизации инфраструктуры [6]. Разумеется, данный механизм должен быть поддержан со стороны властей на всех этапах реализации, а также сопровождаться комплексной программой подготовки специалистов, ориентированных на творческое предпринимательство, способных оценить уникальность территории или ресурсов, которыми располагает город, и коммерциализовать до сих пор не востребованные ценности, или предложить новые инновационные подходы в городском развитии.
Образовательные организации способны успешно решить данные проблемы функционирования креативной экономики: восполнить дефицит профессионалов – опытных практиков, экспертов и консультантов в сфере творческих индустрий; предложить мероприятия по совершенствованию правового, финансового и организационного механизмов; акцентировать внимание на развитии самобытных, характерных для конкретной местности сфер бизнеса в противовес тенденциям глобализации [3].
С целью решения проблемы оттока молодежи, составляющей кадровый потенциал малых городов, в поисках профессионального самоопределения и перспективной работы в мегаполисы, коллективом авторов разработана образовательная программа, предложенная к реализации в Воронежской области.
Комплексная программа поддержки молодых людей, проживающих в провинции и обучающихся в общеобразовательных школах и интернатах, учреждениях профессионального образования и местных филиалах вузов, позволит реализовать социально-экономический механизм сопровождения профессиональной карьеры на этапах профориентации и профессионального становления.
Образовательные программы подобного направления обязательно должны включать разработанный механизм взаимодействия заинтересованных сторон: образовательных учреждений, некоммерческих организаций, а также потенциальных работодателей и влиятельных представителей деловой среды, способных оказать поддержку инициативной молодежи [1]. В Воронежской области организуется взаимодействие выпускников Президентской программы подготовки управленческих кадров, представителей районных администраций Воронежской области, местных центров поддержки предпринимательства, а также педагогических коллективов.
В процессе разработки и реализации образовательных программ профессиональной ориентации и профессионального становления молодежи, на наш взгляд, необходимо решить спектр задач.
Во-первых, целесообразно предварительно проанализировать состояние проблемы трудовой миграции, характерное для конкретного малого города, а также провести многофакторное исследование городских ресурсов, способных выступить в качестве потенциальных источников развития местности.
Во-вторых, следует детально разработать образовательную составляющую программы, основой которой является взаимодействие выпускников Президентской программы – успешных руководителей и собственников бизнеса с учащейся молодежью, а также учтен уникальный характер территорий и особенности социально-экономического пространства каждого малого города.
В-третьих, непосредственно организовать и провести образовательные мероприятия. Это могут быть образовательные модули профориентационного цикла как в очной форме (встречи, лектории, экскурсии и т.п.), так и форме вебинаров, телеконференций; «полевые» практики для молодежи в организациях различных форм бизнеса с целью ознакомления с профессиями и расширения диапазона выбора профессиональной стези; стажировки в организациях различных форм бизнеса для профессиональной адаптации к деятельности по специальности.
Выпускники Президентской программы подготовки управленческих кадров – успешные руководители и собственники бизнеса, проживающие как в г. Воронеже, так и в малых городах Воронежской области, готовы поделиться своим опытом, предоставить площадки для экскурсий, практик и стажировок молодым людям, проживающим в малых городах и обучающимся в общеобразовательных школах, интернатах, учреждениях профессионального образования и местных филиалах вузов (охват проекта – более тысячи человек). Программа включает профориентационный цикл и цикл профессионального становления. Круг рассматриваемых вопросов – профессиональная диагностика, профессиональное самоопределение, знакомство с профессиями на экскурсиях и последующий их анализ.
Лекторий в очной и дистанционной формах включает курс лекций о планировании и развитии карьеры, продвижении стартапов, организации малого бизнеса, разделы инновационного менеджмента, креативного менеджмента, региональной экономики.
Цикл профессионального становления молодежи будет организован в форматах лектория, «полевых» практик и стажировок в организациях (предприятиях). Возможно трудоустройство лучших стажеров. Все без исключения молодые участники программы получат ценный опыт практической работы в местном бизнесе и почувствуют интерес к творческой деятельности и решению сложных задач, поскольку эффективное развитие бизнеса в условиях малого города – это трудная задача в области менеджмента в современных условиях.
Воронежские бизнесмены будут участвовать в лекториях и форумах он-лайн, проведут авторские вебинары. Подбор тематики встреч будет осуществлен с учетом ее востребованности для развития бизнеса в малом городе. Выпускники Президентской программы, проживающие в области, чрезвычайно заинтересованы в развитии местной территории и привлечении инициативных и способных молодых людей к работе в своих организациях.
Для активизации социально-экономических инициатив молодежи целесообразно проведение конкурса проектов «Организация бизнеса на моей малой родине», где требованием к конкурсным работам будет разработка оригинальных предложений и, возможно, собственных инновационных подходов по развитию территории, предварительно проанализировав ее потенциал, а также опыт российских и зарубежных предпринимателей.
Мероприятие «Мое любимое дело» в рамках образовательной программы призвано исследовать предпочтения молодых людей в выборе профессии, проанализировать критерии выбора, а также выявить возможности, способствующие повышению интереса молодежи к работе в условиях родного города.
Образовательным организациям можно предложить несколько направлений деятельности с целью научно-исследовательского и прикладного сопровождения программ профориентации и профессионального становления молодежи из малых городов. Первостепенным нам представляется акцентирование внимания на развитии творческого предпринимательства. На базе созданного в структуре образовательного учреждения подразделения – центра или лаборатории творческого предпринимательства, – можно проводить очно-заочные образовательные программы разового характера (лекционно-образовательные циклы) или на постоянной основе (школа творческих предпринимателей), а также профессиональные мероприятия: тренинги, конкурсы, мастер-классы, форумы и стажировки. Центр творческого предпринимательства может оказывать консалтинговую поддержку стартапов в сфере творческих индустрий, в том числе консультации экспертов, предложения партнерства, ресурсное обеспечение и коворкинг.
Образовательные организации в качестве ведущих ресурсообразующих центров и крупных игроков на рынке занятости способны привлекать молодежь, творческих предпринимателей к деловому сотрудничеству с действующими культурными институтами города. Учреждения культуры в результате подобного взаимодействия получат мощный импульс к модернизации, а молодые специалисты обретут уникальный опыт в сфере проектного менеджмента, в целом же подобные проекты освежат социокультурную обстановку города, разнообразят традиционную программу местных культурно-массовых мероприятий, создадут новые интерактивные культурные площадки.
Важным вектором формирования творческого предпринимательства образовательными организациями выступает качественная подготовка профессиональных кадров в сфере управления проектами различных профилей и активизация творческого потенциала студенчества (постоянно действующие творческие студии: театральная, танцевальная, хор и т.п., специальные курсы дополнительного профессионального образования). Творческие индустрии являются сравнительно новым сектором экономики и, как следствие, испытывают серьезный недостаток в профессиональных кадрах.
Эффективность деятельности образовательной организации в поддержке творческих инициатив определяется наличием в ней микроклимата – творческой «атмосферы», способствующей раскрытию потенциала обучающихся и преподавателей, стимулирующей их познавательный интерес на профессиональном и личностном уровне, вдохновляющей на поиски решений актуальных житейских и умозрительных проблем. Однако система подготовки педагогических кадров российских школ и вузов, за редким исключением, основана на традиционной дидактике, где обеспечивается передача уже известного знания, что отчасти нивелирует творческий потенциал специалиста [4].
Для воспитания успешной гармоничной личности необходимо коренным образом изменить подход к формированию самомотивации молодежи, модернизировать систему образования от шаблонных тестовых форм к личностно-ориентированным, творческим. В обучении акценты следует обозначать не на получении результата, а на процессе. Жесткий контроль родителей и преподавателей, загруженность структурированными плановыми занятиями, приводящие к дефициту свободного времени, оптимально заменить относительной свободой. Наличие свободы формирует ответственность, самостоятельность, независимость, чувство времени. Современным учащимся игровые формы занятий нужны даже в большей степени, чем ранее, поскольку именно в игре реализуется имитационное моделирование ситуаций, развивается абстрактное и критическое мышление, наиболее ненавязчивым образом преподносятся логические цепочки, стратегические и тактические финансовые, производственные схемы, совершенствуются коммуникативные навыки.
В образовательном процессе практические занятия целесообразно проводить в интерактивной форме (проекты, викторины, деловые игры, ролевые ситуации). Кроме активного естественного вовлечения учащихся в процесс обучения, креативные формы занятий сохраняют интерес к изучаемому предмету, формируют самомотивацию, поддерживают самооценку учащегося, смещая акценты с культа высоких баллов в сторону подлинного интереса к науке. Таким образом, только при условии генерирования и реализации комплекса творческих идей, мобилизации творческого потенциала обучающихся и научно-педагогических коллективов можно будет считать образовательную среду подлинно креативной [5].
На базе библиотек целесообразно организовать медиацентры, представляющие собой многофункциональное пространство для реализации образовательных, просветительских, досуговых и творческих проектов и программ, открытые площадки для независимых креативных инициатив, проектов и творческих групп. Для представителей третьего поколения можно организовать обучение компьютерным информационным технологиям, иностранным языкам и творческие клубы, для детей – разработать развивающие и образовательные программы, мастер-классы. Студенты могут выступить волонтерами и приобрести опыт ведения инициативных социальных проектов и профессиональной деятельности.
Ожидаемыми результатами реализации образовательной программы профориентации и профессионального становления молодежи являются формирование кадрового резерва в структуре трудовых ресурсов малых городов; повышение заинтересованности молодежи в социально-культурном и экономическом развитии своей малой родины; активизация студенческих инициатив. Данные меры будут способствовать решению проблемы усиления привлекательности малых городов для развития молодежного предпринимательства, стимулирования инициатив молодых людей в области развития экономики, повышения качества и уровня жизни в малых городах России.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ № 15-06-10765.