Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES OF PROTECTION OF DISSERTATION IN THE COUNTRIES OF WESTERN EUROPE

Skorobogatova M.R. 1
1 V.I. Vernadsky Crimean Federal University
The study of the defense of the dissertation in Western Europe: Britain, Germany, France and Italy made it possible to identify a number of identical trends, which is due to common historical traditions and modern processes of integration and standardization: increasing the requirements for applicants for a scientific degree, inviting scientists from other universities, Including foreign or non-academic environment, harmonization of the nomenclature of academic degrees. At the same time, the process of defending a thesis in the countries studied has a number of features that characterize educational identity: the preservation of historical and national traditions of preparing applicants for the award of a scientific degree, the autonomy of universities, in particular, dissertational councils, in determining the requirements for the design of dissertations and the procedure for protection, point evaluation of the dissertation.
thesis
doctoral education
criteria and evaluation of the thesis

Защита диссертационной работы в странах Западной Европы является необходимым, но не единственным условием для получения ученой степени. Современные интеграционные процессы, вызванные построением Европейского пространства высшего образования, определяют общие тенденции развития процесса защиты диссертационной работы в странах Западной Европы. Однако в каждой стране существует ряд особенностей, связанных со стремлением сохранить национально-культурную и образовательную идентичность, университетские традиции и конкурентные преимущества.

На этом основании целесообразным является определение особенностей и тенденций процесса защиты диссертационной работы в странах Западной Европы. В качестве объектов исследования выбраны страны Великобритания, Германия, Италия и Франция, поскольку именно в них впервые были заложены правила к получению ученых степеней в период становления европейских университетов, и эти же страны являются инициаторами современных реформ в системах высшего образования Европы.

Так, поскольку во всех странах, ратифицировавших Болонское соглашение, в систему подготовки аспирантов (в европейских странах – докторантов) внедрена образовательная программа, то предварительным условием допуска к защите диссертационной работы является успешное прохождение образовательной программы, цель которой - приобретение исследовательских и профессиональных компетенций, необходимых для работы над научным исследованием, соответствующая сдача зачетов и экзаменов. Исключением здесь стала Германия, поскольку в этой стране сохраняется индивидуальная модель подготовки аспирантов, не предусматривающая обязательного образовательного компонента. Главное же требование к получению ученой степени во всех странах – это предоставление завершенной диссертационной работы как подтверждение системного понимания своей сферы исследования, владения навыками и методами исследования, способности создавать новый научный замысел, умения использовать критический анализ и синтез новых идей.

В последнее десятилетие появилось новое требование для соискателей ученой степени – наличие публикаций в научных рецензируемых журналах по теме исследования и участие в научных конференциях, в том числе зарубежных. Количество необходимых статей и конференций устанавливается в каждом университете отдельно, но в среднем составляет от одной до пяти. Помимо этого, в каждой стране аспирант, завершивший диссертацию, должен предоставить в диссертационный совет пакет сопроводительных документов: краткое изложение работы, список публикаций, биографию, представление научного руководителя [4; 5; 7].

Требования к оформлению диссертации в странах Западной Европы практически идентичны: самостоятельность и оригинальность научного исследования, использование существующей или разработка новой научной методологии, демонстрация способности  критического мышления, наличие перспектив в данной области исследования, умение принимать обоснованные решения в сложных вопросах, навыки использования научного стиля в написании текста. Информация о самостоятельности и оригинальности научной работы оформляется или в начале текста диссертации, или в виде специального сертификата, в котором помимо подтверждения оригинальности указываются сведения о том, что диссертация не была представлена на соискание ученой степени или любого другого диплома ни в одном другом учреждении. Требования к объему диссертации могут отличаться в зависимости от направления исследования, но в среднем составляют от 80 до 100 тыс. слов (400-500 страниц) в гуманитарных направлениях и около 60 тыс. слов (250-300 страниц) в медицинском или математическом направлениях [3; 5].

Вместе с тем каждый университет имеет возможность устанавливать внутренние требования к оформлению диссертации. В качестве примера приведем требования к оформлению диссертации Института образования Лондонского университета (Institute of education University of London) [4]:

  1. Текст диссертации должен быть четким и понятным любому читателю; приветствуется оформление таблиц и рисунков, разделение на главы и разделы; сжатый стиль, без дублирования материала; полный и точный библиографический список; объем работы в 75-80 тысяч слов, абсолютный максимум – 100 тысяч слов.
  2. Необходимо соблюдать логические и рациональные связи между составными частями диссертации.
  3. Обязательное наличие как минимум двух публикаций в реферативных журналах по результатам научного исследования.
  4. Исследование должно быть написано самостоятельно. В случаях работы аспиранта в группе исследователей необходимо доказать независимость и самостоятельность результатов своей работы.
  5. Аспирант должен продемонстрировать подробные знания о первоисточниках и понимание основных теоретических и методологических вопросов. Обзор должен содержать критический анализ литературы с пониманием проблем и различий мнений.
  6. Обзор литературы должен определить новое теоретическое или методологическое решение проблемы; четкое и краткое изложение задач исследования должно быть оформлено в виде гипотезы, предположения.
  7. Анализ данных должен продемонстрировать актуальность, методы и достигнутые результаты исследования. Кроме того, используемые аналитические методы должны быть обоснованы и обеспечивать выполнение поставленных задач; любые проблемы, возникающие при анализе, должны быть признаны.
  8. Заключение диссертации должно включать выводы исследования без повторения написанного текста и быть сконцентрированным на научной новизне. Результаты должны включать теоретическую и практическую значимость. В завершение следует указать на необходимость дальнейшего развития научной проблемы с указанием вопросов, требующих дальнейшего рассмотрения.

В случае выполнения вышеперечисленных требований соискатель ученой степени представляет диссертацию и пакет сопроводительных документов в диссертационный совет университета, который является автономным и конечным гарантом качества выполнения диссертационной работы. Поэтому решение членов совета должно быть согласованным, мотивированным и оформленным, как правило, в виде протокола. Во Франции диссертационный совет имеет название «Совет по защите диссертации», в Германии – «Экзаменационная/Диссертационная комиссия», в Италии – «Совет факультета», в Великобритании – «Совет кафедры». Но независимо от названия диссертационный совет – это коллегиальный орган, обеспечивающий независимую экспертизу исследования и состоящий из ученых, специализирующихся по темам близким к защищаемой. Члены диссертационного совета избирают из своего состава председателя, экспертов и, в случае необходимости, секретаря; научный руководитель не может быть выбран ни в качестве эксперта, ни в качестве председателя совета [1; 2; 6; 9]. Тенденцией в организации диссертационных советов является приглашение ученых из других университетов, в том числе зарубежных или представителей неакадемической среды.

В течение установленного диссертационным советом времени эксперты знакомятся с диссертацией и составляют отзыв, чаще всего отражающий незначительные замечания работы. В случае значительных замечаний, но которые в целом не влияют на положительный результат работы, аспиранту предоставляется дополнительное время (не более шести месяцев) для доработки текста диссертации, поле чего он повторно подает диссертацию на рассмотрение. Только в случае положительной оценки всеми экспертами готовится рекомендация о возможности присвоения ученой степени и назначается дата защиты диссертации.

Процедура защиты диссертационной работы во многом сохраняет исторически сложившиеся традиции. Как и со времен Средневековья, соискатель перед профессорами, членами диссертационного совета, представляет результаты своей работы, демонстрирует знания в выбранном научном направлении, умения вести дискуссию и навыки ораторского мастерства. При этом на защите диссертации в Германии, Франции и Италии в обсуждении и дискуссии может принимать участие любой из присутствующих на защите диссертации (за исключением конфиденциальных тем, на которых присутствуют только члены диссертационного совета). В Великобритании защита диссертации имеет закрытый характер; присутствовать и соответственно обсуждать диссертацию могут только члены совета.

Время, отведенное на защиту диссертации, также имеет свои особенности. Так, в Германии на процесс защиты диссертационной работы отводится до 90 минут, во Франции до 120 минут, в Великобритании до 180 минут, а в Италии – от 180 минут. К примеру, в Германии время, отведенное на защиту диссертации, распределяется следующим образом: 15 минут – на сообщение о готовности совета, о назначении председателя, объявляются эксперты и протоколист; 35 минут отводится непосредственно на изложение исследования и 40 минут – на обсуждение и дискуссию [2].

Особенностью в странах Западной Европы является балльное оценивание диссертационной работы. Так, в Италии и во Франции трехбалльная система оценивания диссертации. В Италии: «отлично» (ottimo), «очень хорошо» (molto buono) и «хорошо» (buono), или, как, например, в университете Пиза: «отлично» (ottimo) «хорошо» (buono) и «достаточно» (sufficiente). Во Франции: «отлично» (très honorable avec les félicitations du jury) – высшая оценка, «превосходно» (très honorable) и «похвально» (honorable). Как видно, в Италии и во Франции нет неудовлетворительной оценки, в случае несоответствия необходимым критериям или наличия грубых нарушений диссертация снимается с рассмотрения. В Германии оценивание включает следующие градации: «отлично» (summa cum laude, mit höchstem Lob, mit Auszeichnung, ausgezeichnet), «очень хорошо» (magna cum laude, mit großem Lob, sehr gut), «хорошо» (cum laude, mit Lob, gut), «удовлетворительно» (satis bene‚ genügend, befriedigend) и «неудовлетворительно» (non probatum, non sufficit, non rite, insufficienter, ungenügend, nicht bestanden) [5; 6, с. 13; 9].

Оригинальной является система оценивания диссертационной работы в Великобритании [9], где применяются следующие градации:

  • присвоение ученой степени доктора философии (PhD - аналог российского кандидата наук);
  • присвоение ученой степени доктора философии при условии незначительных изменений и исправлений;
  • отказ о присвоении ученой степени, с присвоением степени магистра или возможностью предоставления повторной подачи диссертации после исправления замечаний (подобная процедура встречается и в Италии, где после первого года обучения в аспирантуре обучающийся может обратиться с ходатайством о получении степени магистра философии – MPhil);
  • отказ о присвоении ученой степени, но с правом предоставления исправленной диссертации в установленный срок;
  • отказ о присвоении ученой степени доктора философии с присуждением степени магистра без возможности повторной подачи диссертации;
  • отказ о присвоении любой степени без возможности повторной подачи диссертации.

Согласно Лиссабонской конвенции «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе» в странах Западной Европы тенденцией является гармонизация номенклатуры ученых степеней, предполагающая единое название – доктор философии – PhD (от лат. philosophiae doctor). Однако и в этом вопросе в каждой стране существуют свои особенности. Так, в Германии практически во всех университетах используют общеевропейское название ученой степени – PhD. В Великобритании также большинство университетов используют аббревиатуру PhD, но существует и достаточно большое разнообразие названий профессиональных ученых степеней (доктор права – DL, доктор образования – Ded, доктор медицины – DM, доктор делового администрирования – DBA и др.). А такие университеты, как Букингемский, Сассекс, Йорк, используют аббревиатуру DPhil. В Италии основным названием ученой степени является «доктор научного исследования» – Dottorato di Ricerca или DR, а во Франции – доктор наук – Doctorat.

Таким образом, защита диссертации в странах Западной Европы имеет во многом идентичные тенденции развития, что обусловлено процессами интеграции и стандартизации, а также особенности, характеризующие образовательную идентичность. В качестве основных тенденций выделяем:

  • повышение требований к соискателям: успешное прохождение образовательной программы, наличие научных статей и участие в конференциях;
  • приглашение в диссертационный совет представителей других, в том числе зарубежных, университетов;
  • гармонизация номенклатуры ученых степеней.

К особенностям защиты диссертационной работы в странах Западной Европы относим:

  • сохранение исторических и национальных традиций подготовки соискателей к присвоению ученой степени;
  • автономия университетов, в частности диссертационных советов, в определении требований к оформлению диссертаций и к процедуре защиты;
  • балльное оценивание диссертационной работы.

Вместе с тем в условиях Европейского пространства высшего образования большая вероятность, что в ближайшей перспективе в странах Западной Европы будет решаться вопрос о единых общеевропейских стандартах оценивания диссертации.