Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

COMPETENCE APPROACH IN TRAINING FOR PROFESSIONAL ECONOMISTS FOR SMALL BUSINESSES

Lytneva N.A. 1, 2 Parushina N.V. 1, 2
1 Orel State University of Economy and Trade
2 Srednerussky Management Institute - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation
One of the reform of modern education is the training of high professional competence in the direction of training. Especially sharply this problem stands in front of educational institutions in terms of professional standards, including economic activity. Economic activity is quite diverse and includes such areas as manufacturing, trade, transport, services, marketing, and others. The heterogeneity of the activities are more typical for small businesses, the development of which is on a fairly serious attention in modern conditions. Research in the field of training of economists suggests that such different planned nature requires a serious approach to the development of curricula and educational programs, the evaluation criteria of modern indicators that characterize as a competent professional specialists with high image and professional qualities.
competence
economists
professional standards
small business
education services

В условиях современной экономической неопределенности возрастают требования к профессии экономиста, главные профессиональные качества которого направлены на повышение эффективности функционирования экономических субъектов. Развитие малого предпринимательства предъявляет более высокие требования к профессиональному уровню экономических кадров, что характеризуется их отраслевой спецификой, масштабом деятельности, небольшим количеством персонала. Сфера малого бизнеса характеризуется как многогранный сектор экономики, имеющий разветвленную структуру, функционирующий на уровне местного производства, местных товарных рынков и направленный в основном на удовлетворение   потребностей населения в товарах и услугах. Небольшой масштаб деятельности малых и средних предприятий требует развития маркетинга, гибкости конъюнктуры рынка, высокого уровня конкурентоспособности, что повышает требования к уровню квалификации кадрового персонала, нередко совмещающего одновременно профессиональные качества нескольких специальностей.

Цель исследования заключалась в оценке современного уровня образовательных услуг по экономическим специальностям и разработке рекомендаций по подготовке профессиональных экономистов для малого предпринимательства в свете принятия профессиональных стандартов для широкого круга экономических специальностей.

Материал и методы исследования. Исследование федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования свидетельствует о том, что процесс подготовки профессиональных экономистов в высших учебных заведениях осуществляется по трехуровневой системе образования, которая основана на компетентностном подходе. Профессиональные компетенции являются ориентиром подготовки специалиста, основой формирования его как интеллектуальной личности и профессионального специалиста, отвечающего потребностям работодателей предпринимательской среды. Как показало исследование, тенденции развития малых предприятий связаны с повышением роли и значимости квалифицированного персонала. Руководство предприятий начинает отчетливо понимать, что в основе организации бизнеса должны быть грамотные экономисты, обладающие знаниями изменений, происходящих во внутренней и внешней среде экономического субъекта, а также мотивированные работники, без которых добиться успеха в бизнесе практически невозможно. В результате наблюдается тенденция повышения квалификации кадров, направленная на развитие профессиональных компетенций. Особая активность заинтересованных лиц проявляется в связи с обязанностью применения работодателями профессиональных стандартов с 1 июля 2016 г., что определено Трудовым кодексом РФ [5] и Федеральным законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ [2].

В соответствии со ст. 195.1 ТК РФ под профессиональным стандартом понимают характеристику квалификации работника, которая ему необходима для реализации профессиональных способностей, деятельности, направленной на выполнение трудовых обязанностей. В свою очередь квалификация работника представляет собой совокупность знаний, его умения, профессиональные навыки и опыт работы по соответствующей профессии [5].

Поскольку актуальными для руководства сферы малого бизнеса являются вопросы результативной и эффективной работы экономических служб, то возникает необходимость проведения исследований в области развития профессионального образования экономических кадров для малых предприятий, формирования образовательных индикаторов, направленных на повышение профессиональных компетенций специалистов.

Формирование федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования для освоения основных образовательных программ экономистов в настоящее время основано на требованиях соответствующих профессиональных стандартов в части профессиональных компетенций. Стандарты разработаны для уровня бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Продолжительность обучения образовательных программ определена профессиональными стандартами экономиста или установленными квалификационными требованиями образовательной организацией [3].

Применение компетентностного подхода при формировании образовательных программ по направлению «Экономика» предусматривает развитие способностей обучающегося в области экономики, а также эффективное использование этих способностей в его практической деятельности. Совокупность предусмотренных компетенций подразделяется на общекультурные и профессиональные компетенции (общепрофессиональные и профессиональные). Состав общекультурных компетенций предусматривает получение базовых теоретических знаний. На уровне бакалавриата к теоретическим компетенциям относятся: знание этапов и закономерностей исторического развития общества, основ экономических и правовых знаний в различных сферах деятельности; использование философских знаний для формирования мировоззренческой позиции, а также способности обучающегося к самоорганизации и постоянному самообразованию.

В составе профессиональных (общепрофессиональных и профессиональных) компетенций первого образовательного уровня предусмотрены: решение задач профессиональной направленности с применением информационно-коммуникационных технологий; осуществление сбора, анализа и обработки информационных данных, необходимых для решения поставленных профессиональных задач; знание специальных методик для оценки и анализа экономических показателей деятельности субъектов; выполнение плановых расчетов, умение их обосновывать; представление результатов работы в соответствии с разработанной стратегией и принятыми стандартами экономического субъекта; осуществление аналитической и научно-исследовательской деятельности; способности в области теоретического и эконометрического моделирования с интерпретацией полученных результатов и т.п.[4].

В результате освоения указанных компетенций образовательной программы бакалавриата по экономическому направлению подготовленные специалисты ориентированы на решение таких задач, как: обобщение и оценка информационных данных по индикативным показателям хозяйственной деятельности экономических субъектов; планирование направлений их развития; анализ и оценка факторов, влияющих на функционирование организаций; принятие управленческих решений по разработке стратегии и инновационных проектов; управленческая деятельность и др.

Анализ компетенций ФГОС высшего образования по направлению «Экономика» для уровня магистратуры свидетельствует о том, что в составе общекультурных компетенций предусмотрены следующие: умение абстрактно мыслить, использовать для умозаключений методы анализа и синтеза; развивать творческий потенциал для поиска решения в нестандартных ситуациях; нести ответственность за принятие необоснованных решений.

Профессиональные компетенции направлены на приобретение навыков принятия управленческих решений; умение осуществлять руководство коллективом в профессиональной деятельности; проводить исследования в различных экономических областях, уметь обобщать результаты исследования и давать критическую оценку; разрабатывать нормативно-законодательные акты для разных уровней управления и принимать управленческие решения в условиях неопределенности экономики; разрабатывать стратегию развития предприятия на основе анализа информационного материала, строить прогнозы индикативных показателей развития организации в перспективном периоде; принимать управленческие решения при умелом руководстве экономическими подразделениями и департаментами; осуществлять профессиональную образовательную деятельность.

Результатом подготовки кадров на уровне магистратуры является приобретение знаний и возможностей их применения в таких областях, как проведение и обобщение результатов научных исследований по направлению «Экономика»; формирование информации по научным исследованиям, выбор способов, методов и приемов достижения результата; осуществление проектно-экономической деятельности; разработка и анализ системы показателей хозяйственной деятельности организаций, методик их расчета и обоснования; разработка стратегий развития экономического субъекта; управление организацией и ее структурными подразделениями.  

Как показало исследование, при составлении образовательных стандартов возникает проблема определения перечня профессиональных компетенций, в полной мере отражающих потребности работодателей в профессиональных кадрах. Образовательные программы уровня бакалавриата содержат профессиональные компетенции общей направленности без учета отраслевой специфики, специфики и направления бизнеса.

Направлением разработки образовательных программ уровня магистратуры являются конкретные виды профессиональной деятельности, для которых осуществляется подготовка специалиста с учетом потребностей работодателей и рынка труда. При этом направления подготовки магистров могут предусматривать ориентир на научно-исследовательскую работу, педагогическую и профессиональную деятельность, прикладную практико-ориентированную профессиональную деятельность.

Вместе с тем знания, полученные на образовательных уровнях бакалавриата и магистратуры, абстрагированы от функционирования малого предпринимательства. Как показало исследование, сектор малого бизнеса нуждается как в управленческих кадрах, так и в специалистах, обладающих знаниями макро- и микроэкономики, бухгалтерского и управленческого учета, текущего и стратегического анализа, налогообложения, финансов, ценообразования, маркетинга, информационных технологий с различной отраслевой направленностью. Кроме того, современная экономическая ситуация ставит задачи выхода малых предприятий на мировые рынки, что требует знаний особенностей правовых аспектов международных отношений, организации внешнеэкономической деятельности, учета и оценки результатов экспортно-импортных сделок [1]. Таким образом, профессиональные кадры малого бизнеса должны обладать как теоретическими знаниями, так и практическими навыками с целью их применения  в развитии малого предпринимательства.

Анализ профессионального образования кадров для малого предпринимательства свидетельствует о том, что их подготовка осуществляется на уровне дополнительного образования по программам переподготовки или повышения квалификации. В системе образовательных организаций отсутствуют профильные образовательные программы по направлению «Экономика» как на уровне подготовки бакалавров, так и на уровне магистров. Специфика малого и среднего бизнеса не предусмотрена ни в части организации экономической деятельности малых предприятий, ни в области учетной, ценовой и маркетинговой политики сферы малого предпринимательства.

Результаты и их обсуждение. Результаты исследования свидетельствуют о том, что реформирование процесса подготовки профессиональных экономистов для сферы малого предпринимательства в условиях неопределенности экономики целесообразно осуществлять в соответствии с рекомендуемой инновационной образовательной моделью, основанной на следующих блоках: учебно-методическая образовательная модель и автоматизированная образовательная модель.

В основу инновационной образовательной модели положен научно-методологический подход к инновационным образовательным технологиям реализации программы профессионального образования по выделенному профилю «Экономика и управление в сфере малого предпринимательства» по направлению «Экономика» в рамках многоуровневой системы подготовки профессиональных экономистов и системы дополнительного образования, которая предусматривает горизонтальное изучение профессиональных взаимосвязанных дисциплин в рамках курсовых модулей.

На наш взгляд, профессиональную подготовку специалистов для малого предпринимательства необходимо осуществлять на второй образовательной ступени на уровне магистратуры. Логика построения образовательных программ для кадров малого бизнеса будет предусматривать следующую последовательность.

  1. Первый образовательный уровень бакалавриата по направлению «Экономика» с освоением   общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих получить   теоретические и прикладные навыки и умения осуществления профессиональной деятельности экономиста с учетом отраслевой специфики.
  2. Второй образовательный уровень магистратуры с выделением специального профиля подготовки профессиональных экономистов для малого бизнеса «Экономика и управление в сфере малого предпринимательства» по направлению «Экономика». Разработка и реализация образовательных программ по данному профилю должны быть ориентированы на специфику малого бизнеса, с учетом особенностей организации и функционирования малых предприятий, их правового обеспечения, знание отраслевых аспектов, взаимоотношений с органами власти различных иерархических уровней управления.

В связи с этим в составе общекультурных компетенций рекомендуемого профиля необходимо выделить: ориентацию в системе международных отношений; способность анализа глобальных политических, социальных и макроэкономических ситуаций; способность к нестандартным ситуациям в предпринимательской среде.

В составе общепрофессиональных компетенций рекомендуется предусмотреть: знание экономического рынка малого предпринимательства, способность управлять многопрофильным предприятием и его разветвленной структурой, готовность к инновационному управлению, внедрению новых технологий в управлении и организации малого бизнеса.

Профессиональные компетенции в образовательных программах уровня магистратуры по профилю «Экономика и управление в сфере малого предпринимательства» направления «Экономика» должны быть направлены на максимальное сближение образовательного процесса с практикой функционирования предприятий малого бизнеса и отражать: владение знаниями специального налогообложения, предусмотренного налоговым законодательством для поддержки и развития малого и среднего бизнеса; способность к развитию внешнеэкономической деятельности с гибкой конъюнктурой для международных рынков; умение управлять рисками в процессе операционной, финансовой и инвестиционной деятельности; готовность к инновациям в управленческой и технологической среде малого предприятия; умение осуществлять мониторинг изменений внутренней и внешней среды, влияющих на развитие предпринимательской деятельности; способность оценивать сильные и слабые стороны малого бизнеса, угрозы и возможности в условиях неопределенности; способность к принятию решений по предотвращению ситуации банкротства; готовность к предотвращению коррупционных явлений, принятию решений по легализации доходов от предпринимательской деятельности.

  1. Третий образовательный уровень аспирантуры направлен на развитие направления экономического научного исследования, а также получение навыков преподавательской деятельности в высших образовательных учреждениях [6].

Инновационная образовательная модель направлена на формирование образовательных индикаторов для повышения профессиональных компетенций профессиональных экономистов для малого предпринимательства в современных условиях и предусматривает применение новейших технологий, автоматизированных программ, что относится к структурным составляющим образовательной автоматизированной модели, которая также опирается на многоуровневую систему образования.

Автоматизированная образовательная модель реализуется посредством применения современных концептуальных методик преподавания курсов, учебных дисциплин, использования учетно-аналитических технологий применительно к прикладным вопросам функционирования субъектов малого и среднего бизнеса, что способствует повышению профессионального уровня экономистов, повышает их востребованность рынком труда, способствует устойчивому развитию сферы малого предпринимательства как сектора экономики страны. Изучение автоматизированных программ прикладного характера предполагается в рамках программы дополнительного профессионального образования с учетом специфики видов деятельности малых предприятий, особенностей специальных налоговых режимов, способов организации учета и анализа хозяйственных ситуаций, управленческого, инвестиционного, инновационного анализа.

В настоящее время подготовка профессиональных кадров для малого бизнеса осуществляется в основном в рамках дополнительного образования. Однако система дополнительного образования направлена на углубленную подготовку специалистов для предприятий малого и среднего бизнеса по сокращенным образовательным программам, программам повышения квалификации и переподготовки экономических кадров.

Вывод. На наш взгляд, научно-методический подход к организации учебного процесса подготовки профессиональных специалистов для сферы малого предпринимательства должен быть основан на освоении и расширении специфических профессиональных компетенций, тесной взаимосвязи теории и практики, ориентации учебных программ и курсов на практическую среду малого бизнеса, что обеспечит его эффективность.