Структура регионального здоровьесберегающего образовательного пространства представлена совокупностью здоровьесберегающих педагогических систем локального, муниципального и регионального уровней, которые связывают общие цели, единые органы административного управления и координации на территории. Это предъявляет выбор определенных подходов к организации управления данным пространством.
Анализ работ О.И. Валенко, Л.Н. Волошиной, И.Ю. Кокаевой, С.П. Серикова, Т.Ф. Ореховой, Ф.Ф. Харисова, Е.Е Чепурных и др. с позиции формирования здоровьесберегающего образовательного пространства как организационно-педагогического процесса позволил выявить механизмы управления, содержание процесса, особенности и этапы формирования исследуемого пространства.
Содержательная часть управления региональным здоровьесберегающим образовательным пространством представляет собой многоуровневую систему организационно-правовой, научно-методической и ресурсной поддержки процесса развивающихся взаимосвязей субъектов образовательного пространства с целью сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса. Основными компонентами управления рассматриваемым пространством являются: изучение ситуации и определение приоритетов; межведомственное проектирование программ и их ресурсное обеспечение; межведомственная координация и реализации программ; мониторинг процесса реализации программ, оценка их эффективности и выработка предложений по оптимизации управления [1].
Сложность управления исследуемым пространством определяется и тем, что в него вовлекается множество ведомств административных органов исполнительной власти нескольких уровней: регионального, муниципального и сельских поселений. Е.Е. Чепурных в работе «Национальная концепция охраны здоровья в системе образования» отмечает, что сохранение здоровья подрастающего поколения – это комплексная задача, которая должна решаться на государственном уровне и концентрировать усилия различных министерств и ведомств [7, с. 3].
Система административных органов отрасли образования на всех уровнях регионального здоровьесберегающего образовательного пространства имеет четкие субординационные отношения, организующие взаимодействие субъектов образовательного пространства, реализующих здоровьесберегающие программы [2].
Управление процессом формирования регионального здоровьесберегающего образовательного пространства органами исполнительной власти на региональном, муниципальном уровне и уровне сельских поселений предполагает межведомственную организационно-управленческую поддержку развития программ формирования здоровьесберегающего образовательного пространства.
Программы формирования здоровьесберегающего образовательного пространства на региональном, муниципальном уровне, а также на уровне сельских поселений координируются и управляются органами местной исполнительной власти в сфере образования на принципе межведомственного сотрудничества. Программы формирования аналогичного пространства в образовательных организациях координируются и управляются администрацией этих организаций на междисциплинарном принципе.
На основе изучения работ, посвященных управлению образовательными системами в сфере образования (Л.Е. Курнешова, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.), нами выявлены требования к организации управления региональным здоровьесберегающим образовательным пространством [3,5,6,8]:
– опираться на систему потребностей общества, каковым в нашем исследовании является проблема плохого состояния здоровья подрастающего поколения, требующего его оздоровления;
– обеспечить создание системы межсекторального взаимодействия субъектов образовательного пространства, реализующих программы формирования здоровьесберегающего образовательного пространства;
– учитывать условия функционирования образовательных организаций и национальных и регионально-культурных особенностей, влияющих на здоровьесберегающую деятельность;
– способствовать высокому качеству образования и сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса в образовательных организациях региона;
– предусматривать создание постоянно действующей системы мониторинга процесса и результатов здоровьесберегающей деятельности в сфере образования.
Опираясь на анализ научных работ и выявленные требования к управлению образовательными системами, нами была разработана структура управления процессом формирования регионального здоровьесберегающего образовательного пространства (схема).
Структура управления формированием регионального здоровьесберегающего образовательного пространства
Обозначения: РЗОП – региональное здоровьесберегающее образовательное пространство; МЗОП – муниципальное здоровьесберегающее образовательное пространство; ЗОП – здоровьесберегающее образовательное пространство; РИРО – региональный институт развития образования; РЦМП – региональный центр медицинской профилактики; О/КМП – отделение/ кабинет медицинской профилактики; ФАП – фельдшерско-акушерский пункт.
Высший орган исполнительной власти региона, возглавляемый губернатором области, принимает решение о создании межведомственной программы формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в регионе. На основе данного решения создаются межведомственные координационные советы по охране здоровья детей и молодежи в сфере образования на уровне регионального правительства и во всех администрациях муниципальных образований региона. Данные советы возглавляют заместители руководителей исполнительных органов власти по социальным вопросам. На основе решений муниципальных органов исполнительной власти создаются межведомственные координационные советы по охране здоровья обучающихся в сельских поселениях и междисциплинарные педсоветы по охране здоровья во всех образовательных организациях. Решением межведомственных координационных советов всех уровней создаются междисциплинарные рабочие группы, которые составляют графики разработки программ формирования здоровьесберегающего образовательного пространства соответствующего уровня и реализуют их. В состав рабочих групп на уровне образовательных организаций включаются наиболее активные и мотивированные к здоровьесберегающей деятельности учителя, обучающиеся и их родители. В этом проявляется субъектность участия детей в развитии программы формирования здоровьесберегающего образовательного пространства. Эти программы утверждаются руководителем муниципальной исполнительной власти в сфере образования.
Разработку программ формирования здоровьесберегающего образовательного пространства на муниципальном уровне осуществляют межведомственные рабочие группы, созданные при управлении (отделе) образования. Структура плана формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в муниципальном образовании (сельском поселении) включает:
– цель – формирование здорового образа жизни детей и молодёжи на основе консолидация ресурсов всех секторов общества путем создания здоровьесберегающего образовательного пространства в муниципальном образовании (сельском поселении, образовательной организации);
– основные организаторы: заместитель главы по социальным вопросам муниципального образования (сельского поселения), руководители учреждений образования, руководители медицинских организаций; специалисты администрации муниципального образования (сельского поселения) по делам молодежи, физической культуре и спорту и др.;
– управление и мониторинг на основе создания межведомственного координационного совета муниципального образования (сельского поселения) по охране здоровья детей и молодёжи: руководитель – зам. главы администрации муниципального образования (сельского поселения) по социальным вопросам, члены – руководители учреждений и специалисты социальной сферы;
– координаторы: 1-й уровень – межведомственный координационный совет по охране здоровья детей и молодёжи муниципального образования (сельского поселения); 2-й уровень – межведомственная рабочая группа: руководитель – зам. главы администрации муниципального образования (сельского поселения) по социальным вопросам либо один из директоров школ, члены – заместители руководителей учреждений и специалисты социальной сферы, члены актива сельского поселения, родители учащихся и др.: медицинскую организацию могут представлять специалисты участковых больниц, фельдшерско-акушерских пунктов;
– мониторинг: районный уровень – один из отделов управления образования (могут привлекаться структуры медицинской профилактики медицинских организаций); уровень сельского поселения – зам. главы администрации сельского поселения по социальным вопросам, либо специалист администрации, курирующий учреждения образования (могут привлекаться специалисты фельдшерско-акушерских пунктов); в учреждении образования – заместитель директора по воспитательной работе.
Разделы программы:
- Межсекторальные мероприятия формирования здорового образа жизни детей и молодёжи в муниципальном образовании (сельском поселении);
- Мероприятия здоровьесберегающих программ в образовательных организациях;
- Мероприятия по созданию здоровьесберегающей среды в муниципальном образовании (сельском поселении, образовательной организации);
4.Мониторинг и оценка эффективности.
Программа подписывается разработчиками программы.
Разработку программы формирования регионального здоровьесберегающего образовательного пространства по аналогичной структуре осуществляет межведомственная рабочая группа, созданная при департаменте образования либо региональном институте развития образования. В состав этих рабочих групп привлекаются специалисты ведомств, включенных в состав межведомственных координационных советов по охране здоровья детей и молодежи на муниципальном и региональном уровнях.
Программы формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в образовательных организациях утверждает руководитель муниципальной сферы образования. Программу формирования описываемого пространства в сельских поселениях утверждает глава поселения по согласованию с руководителем муниципальной сферы образования. Программу формирования муниципального здоровьесберегающего образовательного пространства утверждает заместитель главы муниципального образования по социальным вопросам. Программу формирования регионального здоровьесберегающего образовательного пространства утверждает заместитель губернатора региона по социальным вопросам.
Управление формированием регионального здоровьесберегающего образовательного пространства осуществляется на основе мониторинга и оценки эффективности его реализации на уровнях образовательных организаций, сельских поселений, муниципальных образований и на региональном уровне.
Мониторинг процесса и оценку эффективности реализации программы формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в образовательной организации осуществляет группа назначенных экспертов из состава междисциплинарного педсовета, которой руководит заместитель по воспитательной работе этой организации. Образовательная организация один раз в год представляет в местные органы власти в сфере образования (специалисту по образованию администрации сельского поселения) по установленной форме отчет о результатах реализации программы формирования здоровьесберегающего образовательного пространства и состоянии здоровья детей. Полученные данные обобщаются, анализируются и с предложениями по коррекции плана мероприятий представляются главе сельского поселении, который утверждает решение, предложенное межведомственным координационным советом, и рекомендует его к дальнейшей реализации. Далее годовой отчет образовательной организацией представляется в муниципальные органы исполнительной власти в сфере образования.
Образовательные организации, расположенные в районном центре (городе, селе, поселке), ведут мониторинг развития здоровьесберегающего образовательного пространства в своих организациях по аналогии с вариантом, изложенным выше. Далее представляют годовые отчеты о результатах реализации программы и о состоянии здоровья детей в управление (отдел) образования местных муниципальных органов исполнительной власти. Полученные данные обобщаются, анализируются и с предложениями по коррекции плана мероприятий представляются в муниципальный межведомственный координационный совет. После обсуждения и выработки предложений по дальнейшему развитию муниципальной программы формирования здоровьесберегающего образовательного пространства она представляется главе муниципального образования, который утверждает решение, предложенное межведомственным координационным советом, и рекомендует его к дальнейшей реализации в сфере муниципального образования.
Управления (отделы) образования муниципальных образований региона годовые отчеты о результатах реализации программы формирования муниципального здоровьесберегающего образовательного пространства и о состоянии здоровья обучающихся детей представляют в департамент образования (отдел, курирующий вопросы здоровья и осуществляющий мониторинг развития здоровьесберегающего образовательного пространства в муниципальных образованиях, сельских поселениях и образовательных организациях). Полученные данные обобщаются, анализируются и с предложениями по коррекции плана мероприятий регионального здоровьесберегающего образовательного пространства представляются в региональный межведомственный координационный совет по охране здоровья детей и молодежи в виде раздела о состоянии здоровья обучающихся детей в ежегодном годовом докладе о состоянии здоровья населения. После обсуждения на данном координационном совете под председательством заместителя губернатора региона по социальным вопросам его решение с предложениями передается губернатору региона, который утверждает его в контексте общего доклада о состоянии здоровья населения и ставит задачи по дальнейшему развитию здоровьесберегающего образовательного пространства в сфере регионального образования.
Руководитель, осуществляющий проектирование и реализацию технологий формирования регионального здоровьесберегающего образовательного пространства, должен обладать высокой методологической культурой. А.В. Золотарева определяет методологическую культуру руководителя как интегрированную характеристику владения современными методологическими знаниями, подходами, технологиями, управленческими и диагностическими умениями, что предполагает владение знаниями в области управления, умением выбирать и реализовать оптимальные технологии в управленческой практике [4, с. 313]. Руководители сферы образования, осуществляющие управление процессом формирования регионального здоровьесберегающего образовательного пространства, также должны обладать высоким уровнем технологической культуры. Технологическая культура предполагает, как подчеркивает А.В. Золотарева, поиск оптимальных средств преобразования действительности в нужное состояние. Процесс управленческой деятельности состоит в последовательном осуществлении разнообразных технологий управления, направленных на достижение цели» [4, с. 314].
Органы исполнительной власти в сфере образования, обладая высокой технологической культурой, должны обеспечить эффективное управление процессом формирования здоровьесберегающего образовательного пространства на всех уровнях, вовлекая в этот процесс на основе взаимодействия управленцев всех ведомств, последовательно реализуя технологии проектирования, обучения, информационно-педагогической поддержки и управления сложными педагогическими системами.