В современных условиях модернизации общества одной из ведущих тенденций реформирования является гуманизация образования как акцентирование внимания на особенности личности каждого обучающегося, выступающей высшей социальной ценностью. Обозначенная тенденция актуализирует проблему помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, контингент которых непрерывно растет. Несомненно, что эффективность психолого-педагогической помощи для обучающихся с ОВЗ во многом определяется выбором благоприятного возрастного периода, одним из которых является младший школьный возраст. В связи с этим при внедрении федерального образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ в начальном общем образовании решаются следующие задачи:
- обеспечение государством равных возможностей и создание специальных условий для освоения содержания образования для любого ребенка с ОВЗ;
- организация единого образовательного пространства в государстве по отношению к начальному школьному образованию обучающихся с ОВЗ;
- создание равнозначных возможностей общественного развития для детей с ОВЗ вне зависимости от характера и степени проявлений данных ограничений, места жительства, пола, национальности, других факторов;
- обеспечение возможностей выбора и различного содержания образовательных программ и форм организации НОО, учитывая особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
Решение данных задач возможно только при особой подготовке учителя начальной школы, обеспечивающей способность воспроизвести лучшие традиции отечественного образования, а также готовность к инновационной деятельности по реализации ФГОС ОВЗ. Системное повышение квалификации педагогических работников предоставляет возможности совершенствования профессиональных компетенций, необходимых учителю для работы с обучающимися младшего школьного возраста с ОВЗ.
Изучение результативности освоения содержания дополнительных профессиональных программ, реализуемых в процессе повышения квалификации, обусловливает актуализацию проблемы модернизации системы оценки качества, в качестве критериев которой выступают содержательные изменения в профессиональных компетенциях педагогических работников.
Актуальность обозначенной проблемы и практическая значимость определили выбор темы исследования: «Изучение оценки качества освоения педагогами дополнительной профессиональной программы».
Цель исследования – выявить и проанализировать особенности оценки качества освоения педагогами дополнительной профессиональной программы «Особенности реализации требований ФГОС при работе с детьми с ОВЗ в НОО».
Теоретической основой исследования выступили исследования отечественных авторов в области оценки качества образования (Т.Г. Браже [1], Е.Г. Матвиевская [3], В.Д. Шадриков [5]). На основе анализа психолого-педагогической литературы, нормативных документов и опыта реализации диагностических процедур профессорско-преподавательским составом кафедры ДКДОиПВ ИПК и ППРО ОГПУ были разработаны критерии изучения профессиональных компетенций педагогов по проблеме внедрения ФГОС ОВЗ (мотивационный, знаниевый, деятельностный, рефлексивный критерии).
Целью обозначенной программы является совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для педагогической деятельности с детьми с ОВЗ по реализации программ начального общего образования.
Для изучения профессиональных компетенций педагогов начальной школы, работающих с детьми с ОВЗ, в соответствии с обозначенными критериями (мотивационный, знаниевый, деятельностный, рефлексивный) был разработан комплекс диагностических методов и методик.
Методики: «Опросник мотивационных источников» (Д.Е. Барбуто, Р. Сколл, перевод Е.В. Сидоренко) [4], «Оценка профессиональной направленности личности учителя» (Е.И. Рогов) [7], анкета «Готовность к инклюзивному/специальному образованию». Цель: изучить уровень принятия деятельности по инклюзивному/специальному образованию детей как личностно значимой, стремление к активному решению возникающих задач по инклюзивному/специальному образованию (мотивационный критерий).
Анкета «Нормативно-правовые основы реализации требований ФГОС ОВЗ», разработанная преподавателями, реализующими дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Особенности реализации требований ФГОС при работе с детьми с ОВЗ в НОО»; метод свободного опроса. Цель: изучить наличие знаний законодательства об образовании лиц с ОВЗ; знаний психодиагностики, знаний об основных признаках отклонений и особенностях в развитии детей с различными типами нарушений, способах адаптации содержания программ обучения; условиях, которые необходимы для обучения, вариантах адаптации учебного содержания, технологиях включения ребенка с ОВЗ в детский коллектив (знаниевый критерий).
Анализ проблемных педагогических ситуаций. Цель: изучить сформированность умений и способов использования специальных подходов к обучению обучающихся с ОВЗ; использование инклюзивных психолого-педагогических технологий для адресной работы с детьми, умение взаимодействовать с другими специалистами в рамках ПМПк, понимать документацию специалистов; умение разрабатывать и реализовывать ИОМ, СИПР с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся (деятельностный критерий).
Методики: «Определение уровня сформированности педагогической рефлексии» (Е.Е. Рукавишникова) [6], «Цель-Средство-Результат» (А.А. Карманов) [2]; метод незаконченных предложений. Цель: изучить способность к рефлексивной оценке собственной деятельности по организации образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ, способность к принятию и выполнению оптимальных решений по коррекции образовательной программы школьника в процессе её реализации (рефлексивный критерий).
Представим результаты исследования особенностей оценки качества освоения педагогами дополнительной профессиональной программы «Особенности реализации требований ФГОС при работе с детьми с ОВЗ в НОО» по каждому критерию изучения профессиональных компетенций.
Исследование уровня принятия деятельности по инклюзивному/специальному образованию детей как личностно значимой, стремления к активному решению возникающих задач при реализации ФГОС ОВЗ позволило выявить: преобладание среди педагогов ориентации на внешнюю мотивацию (одобрение другими, избегание неудачи, материальное вознаграждение) - более 60%; превалирование ведущей мотивации направленности на процесс, удовольствия от содержания деятельности показывают 20% педагогов; доминирование у 10% педагогических работников ориентации на профессионально-личностную самореализацию. Преобладание интегративной мотивации показали только 10% опрошенных респондентов. Для данных педагогов значимым является ощущение принадлежности к команде реализации ФГОС ОВЗ, а также выполнение значимой деятельности и понимание ценности собственного труда. Полученные результаты позволяют предположить недостаточную мотивационную готовность отдельных педагогов к реализации инклюзивного/специального образования. И, соответственно, необходимость системной работы в данном направлении в рамках дополнительного профессионального образования, образовательных организаций. По итогам выявления особенностей мотивационной сферы педагогов было подготовлено и издано учебно-методическое пособие «Диагностика особенностей мотивационной сферы. В условиях реализации персонифицированной модели повышения квалификации педагогов» [8].
При изучении знаниевого критерия профессиональных компетенций педагогических работников предлагалось: представить содержание определений десяти дефиниций, называемых в ФГОС ОВЗ (АООП, ИПР, СИПР, БУД, ПКР и другие); определить содержание основных направлений требований стандарта для детей с ОВЗ; обозначить разделы ФГОС образования обучающихся с ОВЗ. Для 70% педагогов характерен необходимый уровень сформированности профессиональных компетенций по знаниевому критерию. Верные ответы были даны на более чем половину понятий (7 из 10). У 20% педагогов отмечаются затруднения в определении содержания понятий: 4 и более понятий не названы. 18% опрошенных слушателей затруднились в описании содержания основных направлений требований стандарта. Только 10% педагогов столкнулись с затруднениями в обозначении разделов ФГОС образования для обучающихся с ОВЗ.
Применение метода свободного опроса позволило выявить достаточный уровень сформированности знаний в области психодиагностики, знаний основных признаков отклонений и особенностей в развитии детей с различными типами нарушений, способов адаптации содержания программ обучения; знаний об условиях, необходимых для обучения, способах адаптации учебного материала, технологиях включения ребенка с ОВЗ в детский коллектив. Достаточный уровень продемонстрировали 80% опрошенных респондентов. Отдельные педагоги (20%) затруднились с обозначением особых образовательных потребностей обучающихся различных категорий ОВЗ, определением необходимых специальных условий для организации образовательного процесса.
При реализации метода анализа практических ситуаций получены следующие результаты: необходимый уровень сформированности практических способностей у 85% педагогов; недостаточный уровень продемонстрировали 15% педагогических работников. Участники, имеющие необходимый уровень, предлагают конструктивное разрешение ситуаций, хорошо ориентируются во взаимодействии с другими специалистами и ведении различной документации, демонстрируют умения эффективной коммуникации с обучающимися с ОВЗ. Педагоги, у которых отмечается недостаточный уровень сформированности практических способностей, испытывают затруднения в предложении конструктивных вариантов выхода из ситуаций, обусловленные недостаточным владением технологиями психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ; допускают не всегда корректное использование коммуникативных техник во взаимодействии с обучающимся с ОВЗ.
Изучение рефлексивного критерия показало, что в целом по результатам прохождения дополнительной профессиональной программы 85% педагогов показывают достаточно высокий уровень рефлексии. Для данной группы педагогов характерно развитие умения объективно оценивать результаты собственной деятельности при организации образовательного процесса с обучающимися с ОВЗ, они не склонны переоценивать или недооценивать ее итоги, в своих оценках других людей отличаются беспристрастностью. Однако 15% все же показали недостаточно высокий уровень развития рефлексии, отличаются не обоснованностью и неустойчивостью в постановке целей, склонны переоценивать/недооценивать результаты взаимодействия с детьми с ОВЗ.
Высокий уровень освоения педагогами дополнительной профессиональной программы «Особенности реализации требований ФГОС при работе с детьми с ОВЗ в НОО» обеспечивался разработкой учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию дополнительной профессиональной программы (содержание тезисов лекций, заданий для семинарских, практических занятий, самостоятельной работы); проведением индивидуальных консультаций для слушателей по выявленным профессиональным затруднениям; реализацией возможностей электронного обучения; усилением практической части курсовой подготовки (организация стажерских площадок по проблеме реализации ФГОС ОВЗ, проведение мастер-классов).
Изучение критериев профессиональных компетенций педагогических работников при освоении дополнительной профессиональной программы позволило также выявить ряд профессиональных затруднений, связанных с реализацией ФГОС обучающихся с ОВЗ: недостаточную мотивационную готовность отдельных педагогов к принятию идей инклюзивного/специального образования; несовершенство навыков проектирования разделов адаптированных образовательных программ; неудовлетворительный уровень формулирования профессиональных целей и прогнозирования путей их достижения; не всегда адекватное проектирование содержания видов деятельности обучающихся в соответствии с направлениями требований стандарта для обучающихся с ОВЗ; недостаточный уровень умений отдельных педагогов применять эффективные психолого-педагогические технологии сопровождения обучающихся с ОВЗ; недостаточно грамотное использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе для обучающихся с ОВЗ. Также отдельные слушатели продемонстрировали затруднения в формулировании проблем своей профессиональной деятельности и способов их преодоления.
Причины выявленных затруднений носят внешний и внутренний характер. Среди внешних причин: желание получить от преподавателей курса готовые алгоритмы решения педагогических проблем, непонимание сущности и значения реализации ФГОС ОВЗ; несогласованность требований методических и управленческих структур к разработке адаптированных образовательных программ; личностные качества педагогов (низкая самооценка, преобладание мотивации избегания неудач); профессиональные деформации педагогов, эмоциональное выгорание [9].
К внутренним причинам можно отнести недостаточный уровень владения преподавателями, реализующими программу, мотивационными механизмами для осуществления их в рамках курсовой подготовки; недостаточная разработанность и доступность учебно-методических и научно-методических материалов, обеспечивающих реализацию курса; несовершенство организационного ресурса (ограниченность возможностей для проведения практических занятий с элементами тренинга) [9].
Достижение более значимых результатов в освоении педагогами дополнительной профессиональной программы «Особенности реализации требований ФГОС при работе с детьми с ОВЗ в НОО» обусловлено совершенствованием учебно-методического, информационного, организационного и кадрового ресурсов.
В решении данной проблемы считаем необходимым выделить следующие направления.
Совершенствование учебно-методического ресурса посредством расширения форм оценивания и разработки содержания фонда оценочных средств для выявления уровня профессиональной компетентности слушателей; разработки учебно-методического сопровождения дополнительной профессиональной программы, включающего тезисы лекций, задания для практической и самостоятельной работы; уточнения тематики занятий в соответствии с выявленными профессиональными затруднениями педагогов; разработки учебных и учебно-методических пособий, раскрывающих основные направления деятельности педагога для предупреждения проблем в образовательном процессе и удовлетворения индивидуальных запросов слушателей; активного использования интерактивных форм работы и эффективных технологий обучения.
Совершенствование информационного ресурса посредством специальным образом организованной совокупности документированной информации, которая представлена в форме печатных, рукописных, электронных изданий; организации связи между пользователем (слушателем или преподавателем) и информационными ресурсами среды в реальном масштабе времени; визуализации учебной информации, хранения больших объемов информации с возможностью ее передачи, легкого доступа пользователя к данным, информационно-поисковой деятельности, контроля за результатами усвоения информации, специализированного единообразного интерактивного диалога.
Совершенствование организационного ресурса посредством развития системы формирования социального заказа и комплектования групп, развития системы информирования слушателей и приглашения педагогов на освоение ДПП с личным ноутбуком в условиях функционирования зоны Wi-Fi.
Совершенствование кадрового ресурса посредством системного повышения квалификации преподавательского и методического состава кафедры по проблемам реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ.
Таким образом, изучение критериев профессиональных компетенций педагогов при освоении слушателями дополнительной профессиональной программы «Особенности реализации требований ФГОС при работе с детьми с ОВЗ в НОО» позволяет представить особенности оценки качества дополнительного профессионального образования, выявить профессиональные затруднения при введении ФГОС для обучающихся с ОВЗ, разработать пути совершенствования основных ресурсов при реализации дополнительной профессиональной программы в Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования г. Оренбурга.