Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

QUALITY ASSESSMENT OFLIFE-LONGEDUCATION OF KINDERGARTEN TEACHERS

Matvievskaya E.G. 1 Muratova A.A. 1
1 Orenburg State Pedagogical University
In article the analysis of the regulating documents and the accompanying researches determining the concept "life-long education", its place of the Russian education system and obtaining by kindergarten teachers is carried out. Characteristics of life-long education are selected. The concept "quality assessment of life-long education" and methods of its implementation is considered. The concept "life-long education" is correlated to the professional Teacher standard and the federal state educational standard of preschool education. Experience of activities of OSPU in a quality assessment of life-long education of kindergarten teachers is provided. The place of a quality assessment of life-long education is reflected in implementation of the personified model of advanced training of teachers. The role of estimative activities of the teacher is reflected in a quality assessment of life-long education. Educational possibilities of system of advanced training for development of estimative activities of the teacher is provided.
life-long education
quality assessment
quality assessment of education
additional professional education
kindergarten teacher

Необходимость непрерывного образования обусловлена современными потребностями производства, экономики, общества и самой системой образования, призванной отвечать этим потребностям. Возможность и право российского гражданина на непрерывное образование заявлены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Закон определяет условия, которые должны быть созданы в системе образования для его непрерывности:

  • реализация основных и дополнительных образовательных программ;
  • предоставление возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ;
  • учет имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования [8, с. 10].

Понятие «непрерывное образование» в настоящее время рассматривается в разноплановых и разнонаправленных исследованиях. Так, в «Словаре согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств» оно определяется как «образование на протяжении всей жизни, которое обеспечивается единством и целостностью системы образования, созданием условий для самообразования и всестороннего развития личности, совокупностью преемственных, согласованных, дифференцированных образовательных программ различных ступеней и уровней, гарантирующих гражданам реализацию права на образование и предоставляющих возможность получать общеобразовательную и профессиональную подготовку, переподготовку, повышать квалификацию на протяжении всей жизни» [6, с.113].

В Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года рассматриваемое определение трактуется как «образование на протяжении всей жизни взрослого человека, которое обеспечивается созданием условий для самообразования и всестороннего личностного развития, совокупностью преемственных, согласованных и разнообразных образовательных программ разных ступеней и уровней, гарантирующих гражданам реализацию права на образование и представляющих возможность получать общеобразовательную и профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации» [1].

В исследовании О.Н. Олейниковой, А.А. Муравьевой по принципам формирования, назначению и структуре профессиональных стандартов, предлагается следующее определение непрерывного образования: «Обучение в течение всей жизни – философия образования, образовательная политика и стратегия, предусматривающая создание условий для охвата как формальным, так и неформальным образованием и обучением всей жизни человека и разнообразных возможностей удовлетворения человеком своих образовательных потребностей <…> Концепция обучения в течение всей жизни рассматривает обучение как стратегию, помогающую людям справиться с собственным становлением, зрелостью и старением в том обществе, где они живут. В этом смысле она соотносится с теориями человеческого развития. В более узком смысле <…> этот термин выражает потребность людей в постоянном обновлении, расширении и приобретении умений, которые обеспечивают возможность трудоустройства и конкурентоспособности на современном рынке труда для поддержания собственного благосостояния» [3, с.6].

Данные определения позволяют выделить следующие характеристики непрерывного образования:

  • направленность на личностное развитие;
  • направленность на профессиональное развитие;
  • образовательные программы как способ осуществления непрерывного образования;
  • преемственность образовательных программ и их интеграция.

В контексте нашего исследования представляется необходимым обращение к профессиональным стандартам как виду многофункционального нормативного документа, определяющего в рамках конкретного вида экономической деятельности требования к содержанию и условиям труда, квалификации, знаниям, умениям и широким компетенциям работников по различным квалификационным уровням [3, с.6]. Такие характеристики непрерывного образования, как преемственность и интеграция образовательных программ различных уровней, предполагают пристальное внимание к качеству образования, начиная с дошкольного, и работе профессионалов, его осуществляющих.

Профессиональный стандарт «Педагог» актуализирует необходимость непрерывного образования воспитателей дошкольных образовательных организаций. Так, трудовые действия воспитателя включают: планирование и реализацию образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами; развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития; организацию образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей. Необходимые умения воспитателя включают: использование методов и средств анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющих оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения; выстраивание партнерских взаимодействий с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использование методов и средств для их психолого-педагогического просвещения. Необходимые знания воспитателя включают: знание специфики дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста, знание современных тенденций развития дошкольного образования [5].

Развитие в России системы образования, ее модернизация и требования профессионального стандарта «Педагог» требуют от воспитателя дошкольной образовательной организации получение образования и повышение собственной квалификации на протяжении всего профессионального пути.

Назначением профессионального стандарта является проведение процедур стандартизации и унификации в рамках вида экономической деятельности, которое включает установление и поддержку единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности работника, которая, будучи связанной с непрерывным образованием, актуализирует его качество. Качество образования Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» определяется как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [8, с.2]. В контексте оценки качества непрерывного образования педагогов дошкольного образования качество образования выражает:

  • степень соответствия воспитателя федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования;
  • степень соответствия профессиональному стандарту «Педагог»;
  • степень соответствия потребностям (включая планируемые результаты образовательной программы) воспитанников, их родителей (законных представителей), работодателей.

Непрерывное образование педагогических работников дошкольного образования включено в обязательные требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, что отражено в соответствующих положениях федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Так, пп. 3.2.6. предполагает в целях эффективной реализации образовательной программы профессиональное развитие педагогических работников, включающее дополнительное профессиональное образование; консультативную поддержку педагогических работников по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации) [7].

Таким образом, оценка качества непрерывного образования педагогов дошкольных образовательных организаций осуществляется через:

  • мониторинг освоения образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность – учреждениях дополнительного профессионального образования («формальное образование»);
  • мониторинг обучения (подготовки), в том числе по месту работы (в форме консультаций, наставничества, стажировки, инструктажа, тренинга, через реализацию различных программ подготовки, обмена опытом и т.д.) и в рамках деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций («неформальное образование»);
  • мониторинг индивидуальной познавательной деятельности («самообразования» или «информального образования»).

Отличительной особенностью оценки качества непрерывного образования педагогов является необходимость участия в ней максимального количества участников образовательных отношений: самого педагога, его работодателя, системы повышения квалификации, заинтересованных организаций.

Организации дополнительного профессионального образования обладают продуктивным потенциалом оценки качества непрерывного образования, генерирование ее результатов в деятельность образовательных организаций различного уровня и видов образования (формального, неформального) для повышения качества непрерывного образования.

Опыт деятельности ИПК и ППРО ОГПУ позволяет выделить следующие направления оценки качества непрерывного образования:

  • на основе самооценки педагога в процессе повышения квалификации в рамках персонифицированной модели;
  • на основе анализа результатов дополнительного профессионального образования (в рамках непрерывного образовательного процесса (повышения квалификации, профессиональной переподготовки), в рамках отсроченного отслеживания результатов (аналитические сессии), в рамках сопоставления результатов дополнительного профессионального образования педагогов в течение определенного временного промежутка).

Повышение квалификации, являясь инструментом непрерывного профессионального развития педагогов, в современных условиях одной из задач определяет создание условий для саморазвития педагога. Персонифицированная модель повышения квалификации работников образования, разработанная и реализуемая в ИПК и ППРО ОГПУ, предоставляет педагогу возможности управления развитием собственной профессиональной компетентности на основе соотнесения личностной направленности, собственной уникальности и самоценности субъектного опыта. Это позволяет перевести профессиональные проблемы из обусловленных государственным и общественным заказом в обусловленные собственными потребностями. Ведущей характеристикой персонифицированной модели повышения квалификации становится максимальная ориентация на внутреннюю активность обучающегося и его самостоятельность в образовательной и профессиональной деятельности.

Персонифицированная образовательная ситуация, выстраиваемая в рамках персонифицированной модели повышения квалификации, способствует тому, что слушатель оценивает себя: определяет смыслы своей деятельности (потребности и стремления), собственную роль (место в организации коллективной деятельности), свои функции (действия по достижению общего результата).

Методы персонифицированного образовательного процесса обеспечивают обучающихся овладением способами решения профессиональных проблем исходя из проведенной оценки на основе формирования таких личностных свойств и способностей, как самопонимание, самооценка, самопрогнозирование себя и своей деятельности. Это способствует формированию внутренней позиции обучающегося, приоритетной характеристикой которой становится самостоятельность – готовность без внешних воздействий ориентироваться в возникающих социальных, профессиональных, личностных ситуациях и успешно решать профессиональные задачи, что обеспечивает повышение качества непрерывного образования.

В непрерывном, постоянном самосовершенствовании и саморазвитии педагога значительную роль играет его оценочная деятельность, обеспечивающая рефлексивную способность самостоятельного целеполагания и оценки (в соответствии с поставленными целями) результата деятельности.

Образовательный потенциал системы повышения квалификации для развития оценочной деятельности педагога включает направленность образовательного процесса на коррекцию профессиональных затруднений педагога, удовлетворение его разносторонних профессиональных потребностей и интересов. С этой целью разрабатываются диагностические материалы, используемые в процессе диагностики на различных этапах образовательного процесса: анкеты, контрольно-измерительные материалы, которые позволяют педагогам соотнести собственный уровень профессиональной компетентности с определенным в нормативно-правовых документах. Аналитические карты позволяют провести самооценку, определить приращения в когнитивном, мотивационно-ценностном, операционально-деятельностном, рефлексивном полях собственной профессиональной деятельности. Разработка образовательных практико-ориентированных продуктов (конспектов образовательной деятельности, образовательных проектов, образовательных программ, планирования по различным направлениям деятельности дошкольной образовательной организации) и обязательное прохождение стажировок в рамках дополнительных профессиональных программ позволяет педагогам дошкольного образования не только оценить качество собственного непрерывного образования, но и повысить его уровень.

Результаты дополнительного профессионального образования педагогов дошкольного образования в настоящее время определяются в соотнесении с профессиональным стандартом «Педагог». Оценка качества непрерывного образования осуществляется на основе анализа результатов:

  • прохождения обучающимся отдельно взятой дополнительной профессиональной программы (на основе диагностических материалов, используемых в процессе входной, текущей, итоговой диагностики (анкет и контрольно-измерительных материалов));
  • совокупности нескольких дополнительных профессиональных программ (проведение аналитических сессий в территориях, которые позволяют отследить отсроченные результаты дополнительного профессионального образования);
  • различных видов образования (формального, неформального, информального).

Оценка качества непрерывного образования педагогов дошкольного образования осуществляется при взаимодействии ИПК и ППРО ОГПУ с министерством образования Оренбургской области, органами управления образованием муниципальных образований Оренбургской области, работодателями. Это позволяет своевременно реагировать на имеющиеся затруднения педагогов дошкольного образования в рамках дополнительного профессионального образования, в рамках научно-методической поддержки неформального и информального образования педагогов, что способствует повышению качества их непрерывного образования.