Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

PRACTICE-ORIENTED CLASSES ON PSYCHOANALYTIC DIRECTION OF PSYCHOLOGICAL SCIENCE

Ldokova G.M. 1 Ismailova N.I. 1
1 Elabuga Institute of Kazan Federal University
В статье приводится анализ дидактики высшего педагогического образования, в котором основной акцент ставится на возрастающей наполняемости занятий в вузе практико-ориентированным подходом. Учитывается тот факт, что в системе современного вузовского образования педагоги все чаще отказываются от традиционных форм обучения в пользу развивающих технологий и деятельностно-компетентностного подхода. Авторами статьи разработаны практико-ориентированные занятия для студентов педагогического вуза в рамках изучения психоаналитического направления и теоретических положений классического психоанализа Зигмунда Фрейда. На представленных занятиях происходит реализация компетентностного подхода, которая осуществляется за счет применения практико-ориентированных задач и деятельностно-ориентированных заданий. Здесь моделируются фрагменты будущей профессиональной деятельности в виде разнообразных ситуационных заданий, решая которые, студенты готовы отрабатывать различные действия по применению психологических знаний. Делается вывод о том, что усвоенный собственный опыт в квазипрофессиональной деятельности позволяет стать внутренним условием движения студентов к компетентностному обогащению и выступает как готовность к определенным действиям и операциям на основе трансляции знаний, умений и навыков.
The article provides an analysis of the didactics of higher pedagogical education in which the main emphasis is on increasing the size of classes at the University, a practice-oriented approach. Take into account the fact that in the system of modern higher education teachers are increasingly abandoning the traditional forms of education in favor of educational technologies and activity-competence approach. The authors developed a practice-oriented lectures for students of the pedagogical University in the framework of the psychoanalytic study areas and theoretical propositions of classical psychoanalysis of Sigmund Freud. Presented in the classroom is the implementation of the competence approach, which is implemented through the use of practice-oriented task and activity-oriented tasks. Here, we model the fragments of the future professional activity in a variety of practical tasks, solving which students are ready to try out various actions on the application of psychological knowledge. It is concluded that learned own experience in quasiprofessional activities allows you to become the internal condition of the movement of students to a competence enrichment and acts as a readiness to certain actions and transactions, based on the transmission of knowledge, skills and abilities.
practice-oriented classes
the competence approach
readiness for professional activities

Исторически фундаментальное образование в Российских вузах осуществлялось на знаниево-ориентированной парадигме, где считалось, что процесс усвоения знаний обладает развивающим потенциалом, благодаря чему у студентов должны формироваться умения и навыки.

В последнее десятилетие дидактика высшего педагогического образования наполняется интерактивными методами обучения, что существенно повышает заинтересованность и активность студентов на занятиях и способствует эффективности подготовки будущих специалистов. В системе современного вузовского образования педагоги все чаще отказываются от традиционных форм обучения в пользу развивающих технологий и деятельностно-компетентностного подхода. Результатами, ориентированных на действие, становятся такие учебно-познавательные компетенции студентов, как: готовность к целеполаганию, к прогнозированию, к оценке и рефлексии, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, умение отличать факты от домыслов [3].

На занятиях по психологии реализация компетентностного подхода осуществляется за счет применения практико-ориентированных задач и деятельностно-ориентированных заданий. На таких занятиях моделируются фрагменты будущей профессиональной деятельности в виде разнообразных ситуационных заданий, решая которые, студенты готовы отрабатывать различные действия по применению психологических знаний.

Цель

Большими возможностями для реализации деятельностно-компетентностного подхода в вузе являются практико-ориентированные занятия с использованием задач с практическим содержанием. Однако обновляемость многих учебников и учебных пособий по психологии происходит в изложении материала исторического содержания. Особенно это актуально для учебников по психоаналитическому направлению в психологии. Несмотря на широкую распространенность и популярность в психологии, классический психоанализ известен своей трудностью в трактовке психологических проблем. В такой ситуации прикладная направленность специфического направления в психологии, изобилующих символами и метафорами, составляет основную трудность перевода теоретических положений в предметную область.

Исходя из этого, целью авторами статьи была разработка и внедрение в учебный процесс практико-ориентированных занятий по теоретическим положениям классического психоанализа Зигмунда Фрейда. Приводим два разработанных занятия из семи.

Материал

Занятие 1. Психоанализ З. Фрейда – необходимость, сущность, противоречия

Упражнение 1. «Территория». З. Фрейд – психолог; З. Фрейд – психиатр; З. Фрейд – невролог; З. Фрейд – ученый. Студентам предлагается подойти к тому листку бумаги, с которым он согласен. И сказать, почему он согласен с тем или иным утверждением. По принципу выбора студенты делятся на рабочие подгруппы. Или другой вариант: делятся на 1,2,3,4 и распределяются на 4 подгруппы (можно раздать каждой подгруппе биографию З. Фрейда).

Упражнение 2. «Узнай феномен психоанализа». Студентам необходимо узнать то или иное положение З. Фрейда и составить по нему проект, в который нужно включить: название феномена, его характеристики, возможное его применение (учет) в практике психолога.

  1. «Разрешение этого феномена достигается обычно путем идентификации с родителем своего пола и (частичным) временным отказом от родителя противоположного пола, который «вновь открывается» в его (ее) взрослом сексуальном объекте. Лица с фиксацией на этом считаются фиксированными на матери или фиксированными на отце, что обнаруживается при выборе сексуальных партнеров, явно напоминающих их родителей)» [1].
  2. «На заре психоанализа данный феномен рассматривался как нежелательное явление, мешающее восстановлению вытесненных воспоминаний и нарушающее объективность пациента. Однако З. Фрейд стал рассматривать его как существенную часть терапевтического процесса: «В конечном счете, побеждать любой конфликт необходимо в границах этого феномена». Считается, что поведение психолога – подыгрывание ожиданиям пациента или реагирование соответственно этим ожиданиям – создает новую ситуацию» [2].
  3. «Возвращение детских сексуальных стремлений и подросток стремится к одной цели – нормальному сексуальному общению. На этой стадии развития инстанция "Я" должна бороться против агрессивных импульсов "Оно", которые вновь дают о себе знать. Чтобы бороться против агрессивных импульсов "Оно", инстанция "Я" использует как правило новый механизм защиты – интеллектуализацию. Аскетизм с помощью внутренних запретов тормозит этот феномен, а интеллектуализация сводит его к простому представлению в воображении и таким путем позволяет подростку освободиться от этих навязчивых желаний» [1].
  4. «Психоаналитическая теория основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными энергетическими системами. Сообразуясь с достижениями физики и физиологии XIX века, Фрейд считал, что поведение человека активируется единой энергией. Фрейд взял этот общий принцип природы, перевел его на язык психологических терминов и заключил: у каждого человека имеется определенное ограниченное количество энергии, питающей психическую активность, и что любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется именно этим феноменом. Хотя количество данных феноменов может быть неограниченным, Фрейд признавал существование двух: первая группа включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение человеческого рода. Вторая группа данного феномена лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств» [2].

Ответы: 1 – Эдипов комплекс; 2 – перенос; 3 – генитальная стадия; 4 – инстинкты Эрос и Танатос.

Упражнение 3. «Создание кейса. Тема: Личность по 3. Фрейду (топографическая структура сознания и структурная модель личности)». Инструкция по созданию кейса: З. Фрейд выделяет в психике три компонента в зависимости от типа модели. По топографической модели – это бессознание, предсознание, сознание. По структурной модели – это «Оно» – Ид, «Я» – Эго и «Сверх-Я» – Суперэго. Каждой группе необходимо составить жизненную ситуацию или пример из жизни, найти интересное сравнение какого-нибудь компонента по любой модели. Описания раздаются по подгруппам, и участники подгрупп должны узнать о чем идет речь.  

Занятие 2. «Механизмы психологической защиты личности»

Педагог: Сегодня у нас занятие, посвященное теме, вызывающей интерес не только в психодинамическом направлении, но и на практике. Первое упражнение подскажет Вам, какую тему мы будем разбирать на занятии.

Упражнение 1. «Шеф всегда прав». Студентам предлагаются придумать на различные слова ведущего фразу, которая бы наглядно продемонстрировала, что шеф всегда прав в той или иной ситуации. После высказываний студенты должны назвать, какой, о чем идет речь (ответ: о механизмах психологической защиты, в частности рационализация) [5].

Ведущий предлагает слова (см. выделенные жирным шрифтом)

Шеф не кричит, шеф убедительно высказывает свою точку зрения;

Шеф не забывает, он просто не засоряет память излишней информацией;

Шеф не ошибается, шеф принимает рискованные решения;

Шеф не трус – он поступает предусмотрительно;

Шеф не любит сплетни, шеф внимательно выслушивает мнение сотрудников;

Шеф не любит подхалимов, шеф премирует лояльных работников;

Шеф не мямлит, шеф делится своими размышлениями;

Шеф не упрям, шеф последователен.

Упражнение 2. «Примеры психологических защит в повседневной жизни»

  1. В приведенном ниже примере наглядно показаны различные виды психологических защит, способы и обстоятельства их применения. Ваша задача:
  • узнать, какие механизмы защиты представлены в примере;
  • объяснить на этом же примере как психолог объяснил бы проявления представленных механизмов защиты.

В приемной клиники, специализирующейся на пластических операциях. «Нет, мне это точно очень надо. Я совершенно одна. Я никому не нравлюсь, у меня нет даже парня. Да и подруги, все без исключения считают меня уродиной. Это они мне говорят, что я красива, что у меня красивое лицо, нос, щеки, что я худая, а что они думают… о нет, об этом даже подумать страшно. Со мной, наверно, то и общаются только из-за того, что в аудите, да еще в нескольких предметах лучше всех, если бы не это, то ко мне бы вообще никто не подходил. Уродина, страх, нет точно надо сделать коррекцию лица. Да, если бы у меня лицо было как у Соньки, все было бы лучше, я это точно знаю, знаю…» [4].

Ответ: Один из наиболее встречаемых примеров использования механизма рационализации. Неуверенная от природы девушка на подсознательном уровне ищет причину своей неуверенности. Этой причиной якобы становится её внешний вид, и совсем не обязательно то, что у девушки на самом деле есть какие- то проблемы с внешностью. Вследствие чего внешность становится для неё фрустрирующим фактором. Дабы оправдать, доказать наличие причины (несовершенная внешность), находится ряд самоубеждений, что и является процессом рационализации. Достаточно интересным является тот факт, что данные рационализации являются оправданием существования внутренней фрустрации. Также стоит отметить, что, прибегая к рационализациям, девушка невольно убеждает себя, а порой и других в своей неуверенности.

  1. Интересен тот факт, что порой мода становится инструментом, прикрытием, оправданием желания быть кем-то, быть похожим на кого-то, или просто быть как все. Одна молодая девушка видела в своей знакомой идеал для подражания. Ей хотелось вести себя как она, выглядеть как она, иметь общих знакомых, общие интересы, одним словом, быть ею. Вскоре после их знакомства можно было без труда заметить схожесть в одежде, в цветовой гамме. Марки одежды так вообще были одинаковыми; создавалось такое впечатление, что она ходила за ней попятам по тем же самым отделам одежды. Однажды кто-то как бы невзначай заметил: “Вы как будто вместе по магазинам ходите…” Последовало некоторое смущение, но затем решительно: “Нет, что ты. Я просто читала журнал, и там было написано, что марка «…» самая популярная в этом сезоне, да к тому же качество у нее просто замечательное. А, что Алена тоже там одевается, странно, даже не заметила. Ну что же, мода, ничего не поделаешь…”[5].

Ответ: Из данного примера видно, что девушка на подсознательном уровне использует защитный механизм идентификации. С помощью идентификации происходит попытка построения собственной личности. Осуществляется процесс уподобления, отождествления данной девушки с её знакомой. Однако же, данная идентификация не является полностью подсознательным и неосознаваемым действием. В какой-то степени данное поведение является для самой личности фрустрирующим фактором. Это объясняется смущением, вызванным по поводу намека на схожесть в одежде. Дабы избежать возникшую фрустрирующую ситуацию, вход вступает другой защитный механизм – рационализация, которая определяется как процесс самооправдания, психологической самозащиты личности.  

  1. Интересно складывались отношения в бухгалтерии между Мариной и Оксаной. Сразу стоит отметить, что когда Марина устроилась туда на работу, Оксана была уже главным бухгалтером. Поначалу, Марина не взлюбила, а лучше сказать, терпеть не могла Оксану, со всеми ее поручениями. Марина то и дело выбегала в курилку, “чтоб отдышаться” и выплеснуть свой гнев или на пачке сигарет или на невольном собеседнике. Ох, можно было посочувствовать тем людям, на которых обрушивался такой поток негативной информации, одно хорошо, что не имевшей к ним никакого отношения. Марина в течение этих 5–10 минут высказывала все, что она думает об их “прекрасной” заведующей, в выражениях она, конечно же, не стеснялась, а затем под удар попадала и вся их организация, да и вообще это “прекрасное” дело, как анализ и аудит. Выплеснув все свои эмоции, она преспокойно возвращалась на рабочее место, но уже через несколько часов опять спешила в курилку. Однако, со временем, все стало меняться. Неизвестно с чем связано столь резкое перевоплощение, то ли предупреждение о возможном увольнении, то ли просто смирилась, но изменение на лицо. Марина стала вежливой, тихой, спокойно выполняющей все поручения Оксаны. Сцены в курилки прекратились, да и вообще она практически перестала там появляться. Вместо этого все время крутится возле Оксаны, то что принести, то что-нибудь сделать, отпечатать, в общем стала сама напрашиваться на лишнюю работу. И все время твердит о том, как же сильно она ошибалась по поводу их заведующей. Оказывается такой хороший руководитель, знает свое дело, да и как человек милая. Одно только интересно, Оксана то, совсем не изменилась, да и отношение ни к Марине, ни к кому-либо другому не поменяла; как были все подчиненными, так и остались. И все же Марина упорно теперь твердит, что заведующая у них просто ангел [2].

Ответ: В данной ситуации поначалу можно наблюдать использование защитного механизма – замещение. Девушка для сдерживания эмоций гнева, на более значимого субъекта, заведующую, выступающую как фрустратор, во избежание ответной агрессии, снимает напряжение, обращая весь негатив на более слабые субъекты, сотрудников. Однако вскоре данный защитный механизм перестает справляться с всё более возрастающей фрустрирующей ситуацией, и в ход вступает новый защитный механизм – образование реакции или реактивное образование. Сначала происходит вытеснение и подавление нежелательных эмоций и установок, и образуется новая, социально приемлемая установка поведения. Без сомнения в данном процессе имеют место рационализации.

  1. Бывает же порой, что одна сестра любит что-то всем сердцем, а другая спокойна или вообще это терпеть не может. Вот так было с Анастасией и Елизаветой. Анастасия любила спокойную тихую жизнь, в отличии от Елизаветы, для которой общении и веселье было смыслом всей ее жизни. Она не могла без компании и искала малейший повод выйти из дома к друзьям. Анастасия любила покой, дом, уют. Она увлекалась коллекционированием ракушек. Вся ее комната даже чем-то напоминала дно океана. Такое обилие ракушек и прочих морских вещиц порой слегка раздражало Елизавету, не находившей оправдания столь бесполезному увлечению своей сестры. Нельзя было сказать, чтоб сестры очень любили друг друга или были слишком привязаны, нет, отношения были достаточно уравновешенными, без ссор и сантиментов. Однако судьба бывает порой жестока. Анастасия неожиданно умерла. Столь нежданная утрата была для Елизаветы непреодолимым горем. Невозможно было раньше даже предположить, что она способна так глубоко чувствовать, так сильно переживать, так страдать. Мгновенно Елизавета превратилась из общительного, веселого человека в практически нелюдимую девушку, сидящую большую часть времени дома одна. Она стала тихой, спокойной, без лишних эмоций. Она порвала все свои связи с ее некогда любимыми друзьями, а вместо этого, как не странно, проводила целые дни в спальне Анастасии, рассматривая те, когда-то ненавистные, ракушки. Порой Елизавету можно было увидеть на пляже собирающую новые ракушки, как это делала ее сестра. Удивительно, но порой создавалось такое впечатление, что это Анастасия все также бродит по пляжу в поисках нового подарка моря…[5].

Ответ: В данном случае можно наблюдать пример использования интроекции. Елизавета после столь неожиданной потери родного человека – сестры – на подсознательном уровне прибегает к одному из механизмов защиты – интроекции. Конечно же, это полностью неосознаваемый процесс и отличается достаточно быстрой сменой жизненных позиций и установок. Проекция в данном случае приводит к чисто психологическому преодолению фрустрации. Елизавета перенимает манеры поведения и образ жизни своей сестры, тем самым создавая ощущение присутствия некогда близкого человека.

Упражнение 3. «Актуализация знаний». Педагог предлагает ответить студентам на вопрос: какие ассоциации возникают на термин «механизмы психологической защиты». Студенты отвечают и обязательно делают связь термина с предложенной ассоциацией.

Обсуждение результатов и выводы

Наш собственный опыт реализации серии практико-ориентированных занятий по психоаналитическому направлению показал эффективность разумного сочетания ориентации на знания студентов и их прикладного использования.     Подобные занятия, принципом которых стало понятийное поле «знаю как», превращают студента из пассивного объекта педагогического воздействия в активного субъекта учебно-познавательной деятельности. Интересный, знакомый и личностно-центрированный материал воспринимается как менее трудный, учебный процесс становится творческим и познавательным, появляется возможность делать выбор и нести за него ответственность, проявлять инициативу, обладать самостоятельностью.

Освоенный опыт квазипрофессиональной деятельности позволяет студентам стать внутренним условием движения к компетентностному обогащению, он выступает как готовность к определенным действиям и операциям на основе трансляции знаний, умений и навыков.

Таким образом, практико-ориентированные занятия, целью которых стала готовность студентов к навыкам практической работы, особенно востребуемых сегодня в профессиональной психолого-педагогической деятельности, развивают внутреннюю мотивацию обучения, формируют систему умений и навыков, позволяют быстро адаптироваться для решения конкретных жизненно важных задач и проблем.