Важнейший стимул сбережения культуры народов – развитие традиционных видов физической активности, пришедших в наши дни из глубокой древности, но сохраняющих свою актуальность, ибо именно в этих играх из века в век молодые люди открывали в себе чувство родства с землей и культурой предков [3,4]. Благодаря развитию демократических институтов в Новейшей истории России произошел подъем национального самосознания. Наиболее ярко это проявляется в проведении народных праздников, составляющей которых являются традиционные игры и состязания. Идея развития традиционных состязаний находит отражение в статье В.В. Путина «Россия – национальный вопрос», а также в Указе Президента РФ № 1666 «О стратегии государственной политики РФ на период до 2025 г.» от 19 декабря 2012 г. Наконец, Правительство РФ приняло Федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России».
Цель данной работы: является рассмотрение мордовских народных игр как фактора этнокультурного воспитания учащихся в общеобразовательной системе.
Метод исследования: учащимся предлагается анкетный опросник, состоящий из 4 вопросов.
Результаты исследования и их обсуждение
Изучив теоретические положения по данному направлению исследования, было осуществлено экспериментальное изучение учащихся 9 класса средней образовательной школы № 22. Данное исследование мы разделили на 4 этапа:
Этапы |
Проделанная работа |
Выполнили |
1.Констатирующий |
Проведение анкетирования среди учащихся 9 класса |
Учащийся 9 класса Батяркин Иван Руководитель – учитель физической культуры Моисеева Елена Николаевна |
2.Практический |
1. Проведение классного часа «Национальные традиции мордовского народа. Народные игры мордвы» |
Классный руководитель – Кураксина Ирина Ивановна. Руководитель – учитель физической культуры Моисеева Елена Николаевна Учащаяся 9 класса Бружукова Таня |
2. Проведение уроков по физической культуре «Подготовка к участию в фестивале «Тюштень – налксемат- финнонь- угрань налхксемат» |
Учитель физической культуры - Моисеева Елена Николаевна Учащийся 9 класса Власов Владислав. |
|
3.Контрольный |
Проведение анкетирования после проделанной работы среди учащихся 9 класса |
Учащаяся 9 класса Артьянова Анна Руководитель – учитель физической культуры Моисеева Елена Николаевна |
4.Итоговый |
Подведение итогов о проделанной работе |
Учащаяся 9 класса Конкина Юлия Руководитель – учитель физической культуры Моисеева Елена Николаевна |
Диагностическое исследование учащихся 9 класса методом анкетирования (Констатирующий этап). Вопросы анкеты:
1. Каких героев мордовского этноса вы знаете?
2. Какие игры называются народными? Перечислите мордовские народные игры.
3. Как вы думаете, какие способности развивают мордовские народные игры?
4. Назовите комплекс состязаний, которые проводятся на фестивале «Тюштень – налксемат-финнонь-угрань налхксемат»? [2]
Критерии оценки результатов: 4–5 баллов – знают – высокий уровень; 2–3 балла – частично знают – средний уровень; 0–1 балл – не знают – низкий уровень.
В анкетировании приняло участие 12 учащихся. Диагностическое исследование на констатирующем этапе представлено в процентном соотношении в таблице 1, диаграмме 1.
Таблица 1
Наименование участников |
Каких героев мордовского этноса вы знаете? |
Какие игры называются народными? |
Как вы думаете, какие способности развивают мордовские народные игры? |
Назовите комплекс состязаний, которые проводятся на фестивале «Тюштень – налксемат- финнонь- угрань налхксемат»? |
||||||||
Знают |
Частично знают |
Не знают |
Знают |
Частично знают |
Не знают |
Знают |
Частично знают |
Не знают |
Знают |
Частично знают |
Не знают |
|
Учащиеся 9 класса |
6 чел 50 % |
2 чел - 16,6% |
4 чел 33,3% |
0 чел0% |
10 чел - 83,3% |
2 чел- 16,6% |
0 чел0% |
6 чел- 50% |
6 чел 50% |
4 чел 33,3 % |
8 чел 66,6 % |
0чел- 0% |
Анализируя данное исследование, можно сделать следующие выводы. На первый вопрос, «Каких героев мордовского этноса вы знаете?», из 12 опрошенных 6 учащихся (50 %) назвали: «Масторава», «Вирява», герои сказок и народных былин; 2 учащийся описал героя, но не смог его назвать, 4 учащихся (33,3 %) не смогли ответить на вопрос. Отвечая на второй вопрос, «Какие игры называются народными? Перечислите мордовские народные игры», из 12 опрошенных 10 учащихся (83,3 %) знают, что народные игры – это те игры, которые придумал народ и играет в них; 2 учащийся (16,6 %) не знает мордовских народных игр. Отвечая на третий вопрос, «Как вы думаете, какие способности развивают мордовские народные игры?», некоторые способности, такие, ловкость, быстроту, внимание отмечают 6 учащихся (50 %), а, к сожалению, 6 учащихся (50 %) не могут сформулировать те способности, которые развивают мордовские народные игры в человеке. Отвечая на последний вопрос, «Назовите комплекс состязаний, которые проводятся на фестивале «Тюштень – налксемат-финнонь-угрань налхксемат»?», только 4-е учащихся (33,3 %) назвали: метание в мишень, стрельба из лука, перетягивание палки, бросание бревна, но не описали их, а 8 учащихся (66,6 %) назвали по 2 состязания, также не зная их сущности.
Диаграмма 1
Диагностическое исследование учащихся 9 класса методом анкетирования (Контрольный этап). В анкетировании после проведенной работы с учащимися 9 класса: классного часа на тему «Национальные традиции мордовского народа. Народные игры мордвы» приняло участие 12 человек. Диагностическое исследование на контрольном этапе представлено в процентном соотношении в таблице 2, диаграмме 2.
Таблица 2
Наименование участников |
Каких героев мордовского этноса вы знаете? |
Какие игры называются народными? |
Как вы думаете, какие способности развивают мордовские народные игры? |
Назовите комплекс состязаний, которые проводятся на фестивале «Тюштень – налксемат- финнонь- угрань налхксемат»? |
||||||||
знают |
частично знают |
не знают |
знают |
частично знают |
не знают |
знают |
частично знают |
не знают |
знают |
частично знают |
не знают |
|
Учащиеся 9 класса |
8 чел 66,6% |
4 чел - 33,3% |
0чел- 0% |
9 чел 75 % |
3 чел - 25 % |
0чел- 0 % |
7 чел 58,3% |
5 чел - 41,6 % |
0 чел- 0 % |
10 чел 83,3 % |
2 чел - 16,6% |
0чел- 0 % |
Диаграмма 2
Анкетирование показало следующие результаты. Отвечая на первый вопрос, «Каких героев мордовского этноса вы знаете?», из 12 опрошенных 8 учащихся (66,6 %) знают, что «Тюштя» – это герой мордовского эпоса, чем-то напоминающего древнегреческого Геракла. Тюштя научил мордву многим ремеслам, основал государство. Когда настала пора защищаться от врагов, собрал войско и научил его воинскому искусству. Для всех мужчин он провел первые испытания: те, кто забежит за ним на высокую гору, станут Ушманами, то есть воинами. Среди воинов устраивались состязания, и те, кто выигрывал их, назначались Ушмандеями – военноначальниками. После победы над врагом устраивались игры по- мордовски «налхксемат», на которых молодые парни соревновались в борьбе и владение оружием, мерились силой и готовили себя к будущим сражениям. Это и были «Тюштянь налхксемат» – игры Тюшти. «Тюрема» переводится как борьба, бой, драка. Отсюда название борьбы – «Тюштянь тюрема».
Пояснение по поводу терминов: название региона – Республика Мордовия: название народа – мордовский народ, мордва, но на самом деле это два этноса: эрзянский этнос и мокшанский этнос, эрзяне и мокшане. Мордовского языка нет. Есть язык эрзянский и есть язык мокшанский. Существует единый мордовский (эрзянский, мокшанский) эпос – «Масторава» (мать-земля), в котором рассказывается о Тюште и его подвигах. Включение в название борьбы имя Тюшти связано с эпосом и несет воспитательно-патриотическую нагрузку, а 4-е учащихся (33,3 %) дали краткие характеристики.
Отвечая на второй вопрос, «Какие игры называются народными?», 9 опрошенных (75 %) назвали, что те игры называются народными, которые придумал народ, играет в них, что они передаются из поколения в поколение, что в играх отображается основной вид деятельности народа; 3 учащийся (25 %) дал частичное определение народным играм. Отвечая на третий вопрос «Как вы думаете, какие способности развивают мордовские народные игры?», 7 учащихся (58,3 %) назвали такие способности, как чувство дружбы, товарищества, взаимовыручку, силу воли, упорство, а 5 учащихся (41,6 %) отметили только такие способности, как точность, скорость и силу. Отвечая на последний вопрос «Назовите комплекс состязаний, которые проводятся на фестивале «Тюштень – налксемат-финнонь- угрань налхксемат»?», 10 учащихся (83,3 %) назвали: «Тюштянь налксемат» – это по-эрзянски, по-мокшански будет: «Тюштянь налхксемат», проявляя политкорректность, мы назвали фестиваль, проводимый в Республике Мордовия «Тюштянь налксемат – финнонь – угрань налхксемат». Получается «Тюштянь налксемат» (игры Тюшти) – по-эрзянски, «финнонь – угрань налхксемат» (финно-угорские игры) по-мокшански.
Комплекс состязаний «Финнонь – угрань налхксемат»
1. Метание в мишень ножа, топора, копья на точность.
2. Стрельба из лука на точность. Данные состязания являются реконструкцией. Нож, топор, копье и лук являлись основным набором вооружения финно-угорских воинов и охотников. Состязание на меткость позволяет привить интерес молодого поколения к истории.
3. Перетягивание палки.
4. Перетягивание хватом за кисть или палец, стоя на пеньках. Данные состязания в виду простоты и азартности позволяют проводить их на любой площадке и в любое время без подготовки для любых возрастных групп.
5. Поднимание бревна на количество.
6. Бросание деревянного шара или гири на дальность.
7. Бросание бревна на дальность. Данные состязания проводились между сильными мужчинами и являлись популярными, так как позволяли мужчинам проявить свою силу и достойно выглядеть среди своих сверстников и односельчан.
8. Бег в гору на скорость. Данный вид состязания взят из мордовского национального эпоса «Масторава». Эпический князь Тюштя набирал воинов, заставляя мужчин забегать на высокую гору.
Комплекс может быть расширен за счет включения в него состязаний финно-угорских народов, не вошедших в сферу исследования.
9. Бой мешками. Данное состязание проводилось среди самых маленьких и являлось предварительным этапом для последующего участия в поединках в более старшем возрасте.
10. Мордовская национальная борьба «Тюштянь тюрема». Этот вид борьбы является объединением традиционных видов поединков в различных областях проживания мордвы. За основу создания объединенного единоборства послужили традиционные состязания, как кулачные бои в Белинском районе Пензенской области, борьба на поясах на празднике «Акша келу» (белая береза) в Зубово-Полянском районе Республики Мордовия, вольная борьба на празднике «Игрища» в Больше – Игнатовском районе Республики Мордовия, традиции рукопашных поединков в Дубенском районе Республики Мордовия [1].
11. Игра в мяч. Командная игра. Состав команды от 5 до 10 человек. Мордовская игра в мяч напоминает «ручной мяч» или «регби». Играют на площадке шириной от 6 до 10 метров и длинной от 10 до 20 метров. Цель игры: забить мяч в ворота (высота 1 метр, ширина 1,5 метра). Особенность игры – силовая борьба всех участников, а 2 учащихся (16,6 %) назвали состязания, но не смогли дать их полноценное описание.
Показатели уровня, t-критерия Стьюдента при сравнении средних арифметических значений по вопросам анкетирования (учащиеся 9 класса).
Таблица 3
№ п/п |
Учащиеся |
1 вопрос |
Уровень |
2 вопрос |
Уровень |
3 вопрос |
Уровень |
4 вопрос |
Уровень |
||||||||
конст этап |
контр этап |
конст этап |
контр этап |
конст этап |
контр этап |
конст этап |
контр этап |
конст этап |
контр этап |
конст этап |
контр этап |
конст этап |
контр этап |
конст этап |
контр этап |
||
1. |
Кабаева О. |
4 |
4 |
выс |
выс |
2 |
5 |
сред |
выс |
2 |
3 |
сред |
сред |
5 |
4 |
выс |
выс |
2. |
Басяркин И. |
4 |
5 |
выс |
выс |
2 |
3 |
сред |
сред |
2 |
5 |
сред |
выс |
4 |
5 |
выс |
выс |
3. |
Бусаров А. |
0 |
2 |
низ |
сред |
2 |
5 |
сред |
выс |
3 |
5 |
сред |
выс |
4 |
4 |
выс |
выс |
4. |
Курышева Р. |
4 |
5 |
выс |
выс |
2 |
5 |
сред |
выс |
1 |
2 |
низ |
сред |
3 |
5 |
сред |
выс |
5. |
Фирсова А. |
4 |
4 |
выс |
выс |
2 |
4 |
сред |
выс |
2 |
3 |
сред |
сред |
2 |
5 |
сред |
выс |
6. |
Мартынова А. |
2 |
2 |
сред |
сред |
0 |
4 |
низ |
выс |
0 |
5 |
низ |
выс |
3 |
3 |
сред |
сред |
7. |
Цыганова Д. |
0 |
3 |
низ |
сред |
2 |
3 |
сред |
сред |
0 |
4 |
низ |
выс |
2 |
2 |
сред |
сред |
8. |
Ильин В. |
0 |
5 |
низ |
выс |
2 |
5 |
сред |
выс |
0 |
3 |
низ |
сред |
4 |
4 |
выс |
выс |
9. |
Миронов Н. |
5 |
5 |
выс |
выс |
2 |
5 |
сред |
выс |
2 |
5 |
сред |
выс |
2 |
4 |
сред |
выс |
10. |
Ширяев П. |
0 |
4 |
низ |
выс |
2 |
5 |
сред |
выс |
3 |
5 |
сред |
выс |
2 |
5 |
сред |
выс |
11. |
Родюшкин А. |
0 |
5 |
низ |
выс |
2 |
3 |
сред |
сред |
0 |
5 |
низ |
выс |
2 |
5 |
сред |
выс |
12. |
Артемов В. |
0 |
3 |
низ |
сред |
1 |
5 |
низ |
выс |
1 |
3 |
низ |
сред |
2 |
4 |
сред |
выс |
Сред. арифмет. |
1,9 |
3,9 |
1,75 |
4,3 |
1,3 |
4,0 |
2,9 |
4,1 |
Можно сделать следующие выводы. По результатам среднего арифметического показателя данной группы учащихся 9 класса мы видим, что проделанная работа: проведение классного часа и уроков физической культуры – отразилась на результатах данного исследования. По данным среднеарифметических показателей мы видим, что все результаты увеличились вдвое, а в некоторых вопросах втрое. Уровень знаний учащихся на констатирующем этапе по всем вопросам прослеживается и низкий, и средний, и высокий. Чего нельзя сказать о контрольном уровне, где по всем вопросам анкеты уровень знаний учащихся повысился до высокого, и только в трёх случаях – до среднего.
Мы понимаем, что этнокультуры имеют единую основу – общечеловеческие ценности, но каждый этнос своеобразно выражает и реализует их, исходя из национальных обычаев и традиций. Как общее, так и своеобразное в этнокультурах позитивно сказывается на воспитании, так как, во-первых – объединяет народ, а во-вторых – это показатель уровня развития этнокультуры. Культурно-исторические ценности родного края других народов – такова дидактическая последовательность обращения к ним [5].
Заключение
Данное исследование было посвящено проблеме мордовских народных игр как фактору этнокультурного развития учащихся в системе образования. Одним из важнейших из средств физического воспитания у мордвы и других народов издревле служила игровая деятельность. Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь школьников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. В арсенале традиционной культуры мокши и эрзи существовал определенный комплекс специальных мер, предпринимаемых с самого раннего возраста, направленных непосредственно на сохранение, укрепление и развитие физического здоровья людей. Грамотное использование достижений предшествующих поколений в области сохранения и развития физического здоровья способно улучшить ситуацию в сфере образования.
В процессе исследования было определено место мордовских национальных игр в воспитании учащихся, были рассмотрены формы и методы проведения народных игр. Определена необходимость мордовских национальных игр в программный материал урока физической культуры. Мордовские национальные игры несут в себе огромную педагогическую ценность, способствуют патриотическому воспитанию школьников, прививают любовь к родной земле, развивают физические качества, приобщают школьников к окружающему миру, к социальной действительности.