Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Коробейников А.В.

Представляется справедливым утверждение, что объекты историко- культурного наследия не только должны быть сохранены для грядущих поколений, но могут принести уже сегодня весьма ощутимую пользу жителям тех территорий, на которых они расположены. То есть, представляется целесообразным подход, при котором эти объекты станут рассматриваться в качестве потенциала, который при минимальных вложениях может и должен стать историко-культурным ресурсом.

Наиболее перспективными для исследования и ресурсного использования мы видим, прежде всего, древние городища и оборонительные сооружения, остатки которых (в том числе видимые невооружённым глазом) сохранились у нас во множестве. Сказанное выше подводит нас к идее реконструкции древних фортификаций для включения их в экспозицию музеев. При этом целесообразным представляется решение одновременно не только проблемы музеефикации, но и социальных проблем местных сообществ. Попытаемся в в предельно конспективной форме рассказать о проекте реконструкции городища Иднакар, расположенное на севере Удмуртии, через социально-направленные действия в местном сообществе.

А.Круг проблем локального сообщества

Городище Иднакар исследователи датируют IX-XII веками. Полагают, что городище было построено носителями археологической культуры- предками современных удмуртов. В ходе многолетних раскопок археологами найдены следы трёх оборонительных валов, следы жилищ и производственных сооружений. Однако, на самой территории городища сегодня нет ничего такого, что могло бы явиться объектом показа, и ради чего оно может быть включено в экскурсионно - туристический маршрут. Таким образом, исторический потенциал его пока не задействован.

Члены клубов исторической реконструкции и фехтования из г.Глазова возводили сооружения для проведения своих фестивалей "Меч Иднакара" и ролевых игр вблизи остатков городища, но постройки были разрушены местными жителями- сожжены из чувства протеста или растащены на дрова. Таким образом, до того, как реконструировать городища надо решить проблему защиты объектов от вандализма, прежде всего со стороны детей и подростков из местных сообществ.

В.Проблемы национальной идентификации

Ни одно из древних городищ или городских укреплений на территории Удмуртии пока не позиционировано среди гостей и жителей Удмуртии как символ национальной гордости Удмуртов: как для греков Акрополь, для русских Кремль, для иудеев Стена Плача и т.п. Отмеченные проблемы не осознаваемы пока ни местным сообществом, ни властными структурами. Следовательно, в качестве необходимого первотолчка должна выступить некая внешняя сила, носитель социальной инициативы.

Конструктивные тезисы.

Сказанное подводит нас к идее экспериментальной реконструкции древних фортификаций городища Иднакар силами местных сообществ - прежде всего молодёжи, организованной в клубы исторических реконструкторов по месту их жительства в деревнях Солдырь и Адам, которые расположены в непосредственной близости от следов городища.

Таким образом, мы полагаем, что начать здесь следует не с архитектурной реконструкции объектов в натуре, а с реконструкции исторической миссии городищ в общественном сознании. И лишь затем, считаем целесообразным приступить к реконструкции укреплений в форме объектов показа, тематически связанных с экспозициями близлежащих музеев (филиалов того или иного музея). При этом и реконструируемые объекты, и объекты инфраструктуры, предоставляющие на первых порах минимальные удобства посетителям должны изготавливаться в антивандальном исполнении. Полагаем целесообразным, что эти объекты должны использоваться и охраняться круглогодично сотрудниками из числа жителей близлежащей деревни, ведь это будет их постоянное рабочее место.

Представляется целесообразным в основу деятельности по воплощению проекта положить принципы социального партнёрства. В качестве условия эффективности работы нам видится вовлечение в проект субъектов с различными интересами, и поиск для них точек соприкосновения, в которых произойдёт удовлетворение их потребностей. В свете сказанного, организационно-проектный этап воплощения проекта предусматривает создание неформального экспертного совета из числа руководителей существующих в Глазове клубов ролевых игр, пропаганду миссионерами из Глазова идеи создания клуба исторической реконструкции среди подростков деревень Солдырь и Адам, и, наконец, формирование в их среде групп волонтёров-строителей и членов клуба. Таким образом, социальное партнёрство является здесь дополнительным ресурсом для воплощения проекта.

В результате мы планируем получить музейные объекты для организации спортивного и приключенческого туризма в форме турниров (фестивалей) клубов исторического фехтования, ролевых игр, этнографических фестивалей. Построенный объект одновременно будут служить и досуговой площадкой и местом работы для жителей местного сообщества. Работающие здесь круглый год молодые люди будут показывать посетителям музея инсценировки боёв с применением реплик исторического оружия. А в ходе строительства могут быть проверены научные методики реконструкции древних оборонительных сооружений. Таким образом, мы уверены, что положительный эффект от реализации изложенной здесь проектной идеи не заставит себя долго ждать.