Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FORMATION OF THE FUND EVALUATION ASSETS IN UNDERGRADUATE PROGRAM UNIVERSAL

Reutova O.V. 1 Stafeeva A.V. 1
1 VPO "Nizhny Novgorod State Pedagogical experiment them. Kozma Minin "(Mininsky University)
The article presents the analysis of modern means of assessment, diagnosis and monitoring of the educational results of students at the University. It is shown that in connection with transition to a competence model of professional education has changed and requirements to the means of evaluation of educational results of students. This also applies to new forms of the organization of the certifications and certifying new technologies, especially in relation to cultural competences, which in the existing educational process were not assessed. It is established that the assessment as a means of improving the quality of vocational education has an optimal measuring value. As a result of theoretical analysis of such innovative means of assessment, as case, task context, SWOT-analysis, project technology it was concluded that their greatest effectiveness for the transition of the educational process in the University on qualitatively new level.
higher education
general baccalaureate
competence approach
educational results
assessment tools
assessment criteria learning outcomes

Компетентностная ориентация основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) определяет необходимость компетентностной ориентации не только самого образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, но и соответствующей переориентации оценочных процедур, технологий и средств оценки качества подготовки обучающихся в рамках компетентностно-ориентированных требований ФГОС ВО [7]. Это имеет отношение ко всем стадиям образовательного процесса: от входной аттестации (в особенности на предмет выявления уровней сформированности общекультурных компетенций) через все виды промежуточных аттестаций до итоговой аттестации на соответствие требованиям ФГОС ВО [2].

Следовательно, должны быть, при максимально возможном задействовании всего наработанного арсенала оценочных средств, модернизированы (переформатированы) имеющиеся в вузе оценочные средства аттестации студентов и выпускников с целью их компетентностной «настройки», разработаны принципиально новые компетентностно-ориентированные средства и технологии аттестации. Это касается и новых форм организации аттестаций, и новых аттестационных технологий (в особенности в отношении общекультурных компетенций, которые в существующем образовательном процессе не являлись предметом оценки) [4].

Требование измеримости в отношении компетенций как предмета контроля результатов обучения составляет на сегодняшний день наивысшую трудность как в теоретическом, так и в практическом плане. Общепризнанные методы измерения компетенций в системе образования на сегодня отсутствуют. Тем не менее задача оценивания компетенций в условиях реализации ФГОС ВО третьего поколения (компетентностный подход) ставится вполне определенно, ее необходимо решать, прежде всего, создавая фонды оценочных средств вузов [6].

Под фондом оценочных средств понимается комплект методических и контрольных измерительных материалов, предназначенных для оценивания компетенций на разных стадиях обучения студентов, а также для аттестационных испытаний выпускников на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям соответствующего ФГОС ВО по завершении освоения основной образовательной программы по определенному направлению.

При этом применение современных оценочных средств рекомендуется обеспечивать через эталонные квалиметрические процедуры, обеспечивающие количественные и качественные оценки, их достоверность и сопоставимость. Фонды оценочных средств разрабатываются с учетом особенностей принятых основных образовательных программ (ОПОП) ФГОС ВО и при этом выполняют функцию социальной нормы качества высшего профессионального образования, описанной в категориях: «вид (направление) деятельности», «квалификационные требования (общекультурные и профессиональные компетенции)», «профессиональные задачи», «решение проектов» и др. [1].

Оценка уровня освоения компетенций абитуриентов, студентов и выпускников вузов требует создания новой инновационной технологии комплексного оценивания совокупности имеющихся знаний, умений и владений (ЗУВ) и социально-личностных характеристик, формирующих их компетенции.

Поэтому при создании фонда оценочных средств необходимо принимать во внимание ряд факторов [7]:

- дидактическую взаимосвязь между результатами образования и компетенциями, различия между понятиями «результаты образования» и «уровень сформированности компетенций»: результаты образования определяются преподавателем, а компетенции приобретаются и проявляются только в процессе деятельности;

- компетенции формируются и развиваются не только через усвоение содержания образовательных программ, но и самой образовательной средой вуза и используемыми образовательными технологиями – соответственно и данные параметры должны проходить процедуру оценки;

- при проектировании инновационных оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности к творческой деятельности, способствующей подготовке студента, готового обеспечивать решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения в квазиреальной деятельности;

- при оценивании уровня сформированности компетенций студентов должны создаваться условия максимального приближения к будущей профессиональной практике; кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели, студенты выпускных курсов вуза, преподаватели смежных дисциплин и др.;

- помимо индивидуальных оценок, должны использоваться групповое оценивание и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами проектов, дипломных, исследовательских работ и др.

Объективность оценки уровня сформированности компетенции связана с подбором и систематизацией методов оценивания и измерения полученных результатов образования. Мониторинг сформированнности компетенций может быть проведен посредством следующих методов исследования [4]:

  • наблюдение (отслеживание изменений компетенций под влиянием образовательного процесса);
  • экспликация (метод диагностики изменений в формировании компетенций, позволяющий направлять и координировать образовательный процесс; опросные методы (получение информации на основе анализа письменных и устных ответов на стандартные и специально подобранные вопросы, практические задания);
  • портфолио (технология оценивания, направленная на выявление уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций и их совершенствование путем внесения коррекции в образовательный процесс);
  • метод кейсов (процедура оценивания, при которой используются проблемные ситуации и задачи, касающиеся будущей профессиональной деятельности студентов и затрагивающие различные предметные сферы);
  • метод проектов;
  • деловые игры и тренинги;
  • рубежные аттестационные тесты;
  • метод экспертных оценок, подразумевающий привлечение к оценке уровня сформированности компетенций специалистов-экспертов: специалистов-практиков, работодателей, представителей научно-педагогической общественности (для оценки результатов учебной, профессиональной, исследовательской и творческой деятельности студентов);
  • компетентностные тесты для итоговой государственной аттестации выпускников;
  • балльно-рейтинговая технология.

Рассмотрим подробнее некоторые из перечисленных выше технологий оценки уровня сформированности компетенций и образовательных результатов.

С помощью метода кейсов, использующегося в качестве диагностического средства, оцениваются умения эффективно применять усвоенные знания и навыки, практический опыт, коммуникативные способности в решении практических задач. Кейс-метод позволяет получить комплексную оценку уровня сформированности профессиональных компетенций. Кейс представляет собой описание ситуации, моделирующей профессиональную задачу (проблему), направленную на проверку планирования последовательности профессиональных действий и полноту их реализации. К ситуации, описанной в кейсе, формулируются подзадачи (задачи, вопросы), требующие соответствующей реакции испытуемого или ее решения. Количество подзадач варьируется от 2 до 5. В зависимости от содержания и трудности вопросов определяется минимальное время для решения кейса. Решение кейса проверяет сформированность профессиональных компетенций, необходимых для осуществления трудовых действий в соответствии с профессиональным стандартом. В структуру кейса входит формулировка компетенций и трудовых действий из профессионального стандарта, формулировка образовательных результатов, подлежащих оцениванию, инструкция для испытуемых  «Как работать с кейсом?», формулировка проблемы или задачи, подробное описание практической (их) ситуации (ий), сопутствующие описанной ситуации факты, положения.

Контекстная задача представляет собой условие, которое  сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, и для ее разрешения необходимо использовать знания и умения из разных разделов одной учебной дисциплины и (или) из других дисциплин или жизни, на которые нет явного указания в тексте задачи. Деятельность испытуемого в ситуации, описанной  в задании, должна обеспечивать возможность комплексной оценки уровня достижения образовательных результатов. Структура контекстной задачи состоит из условия задачи: описания конкретной ситуации; требования задачи: анализа, осмысления ситуации и поиска способов действий в описанной ситуации; базиса задачи: теоретические факты, законы, закономерности, принципы, служащие основанием решения задачи; решения задачи: реализации перехода от условия задачи к требованию и обоснование предлагаемых способов решения. Форма представления контекстной задачи, проектируемой в качестве оценочного средства, содержит три части.

Первая часть включает саму задачу, условие которой содержит описание реальной или близкой к ней практико-ориентированной ситуации, а требование задачи состоит в разрешении описанной ситуации в контексте будущей профессиональной деятельности. Вторая часть содержит описание объектов оценивания в виде образовательных результатов, сформулированных на основе компетенций ФГОС и трудовых действий профессионального стандарта. Третья часть включает процедуры оценивания образовательных результатов (уровни достижения результатов, критерии и показатели оценки, шкала оценки, вывод по результатам – интерпретация результатов решения задачи).

            Применение различных игровых технологий (ролевые игры, деловые игры, тренинги, интеллектуальные игры) в профессиональном образовании является одним из наиболее перспективных направлений в современных условиях. Высокий инновационный потенциал игровых технологий определяется глубоким погружением участника в игровую ситуацию, широким использованием интерактивного взаимодействия, формированием умений работы в команде. В рамках соответствующей игровой технологии, применяемой педагогом в учебном процессе, можно оценить навыки социального взаимодействия и управления людьми, умение руководить и подчиняться, брать на себя ответственность, находить способы взаимодействия с партнерами, принимать индивидуальные и совместные действия по решению учебных проблем.

В основе проектной технологии лежит развитие познавательных, творческих, аналитических способностей обучаемых, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Проектная технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую обучаемые выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповой работой и технологией коллективного взаимодействия. Проектная технология способствует развитию навыков совместной деятельности, вырабатывает чувство индивидуальной и коллективной ответственности, обучает сотрудничеству. Важным компонентом проектной технологии является этап защиты проекта, в процессе которого педагог оценивает уровень сформированности заявленных компетенций. Кроме того, на этом этапе диагностируются презентационные умения и навыки, коммуникативная и интерактивная компетентность обучаемых. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», предметными. Так, если обучаемые работают над теоретической проблемой, они должны представить конкретное ее решение. Практическое задание должно быть ориентировано на практический результат, готовый к применению.

Критериями оценки проекта выступают: актуальность заявленной проблемы, способность к самостоятельному формулированию проблемы, реалистичность в описании цели и задач проекта, эффективность механизмов реализации и результативность проекта, качество продуктов проектной деятельности, компетентность при защите проекта. В проекте должны быть выделены структурные компоненты: 1) титульный лист; 2) план работы над проектом; 3) введение, в котором приводится обоснование актуальности проекта, формулируются цели и задачи; 4) текстовое изложение материала представляется в соответствии с блоками решаемых задач. В текстовом материале каждого блока необходимо указать ссылки на используемые источники, в том числе на учреждения, в которых собиралась необходимая информация. В выводах по каждому блоку желательно высказать авторскую позицию и привести комментарии по исследуемой проблеме; 5) заключение; 6) список использованной литературы.

Качественно проведённый SWOT-анализ указывает на сформированность профессиональных компетенций, необходимых для осуществления трудовых действий в соответствии с профессиональным стандартом [2]. Основной целью SWOT-анализа является не просто констатация сильных и слабых сторон явления, процесса или какой-либо системы, предположений о дополнительных возможностях или потенциальных угрозах. Более значимым является анализ таких компонентов системы (организации, проекта, продукта, коллектива...), как: внутренняя среда, внешняя среда, «Транспозиционные механизмы» - предупреждающие факторы (те сильные стороны, которые можно актуализировать во внутренней среде, чтобы предотвратить деструктивные угрозы) и компенсирующие действия (те внешние возможности, привлекая или имея которые, можно компенсировать слабости и недостатки). Очень важно то, как специалист распределяет компоненты по внешним и внутренним средам, т.к. это способность определить границы системы и зоны ответственности.

В структуру SWOT-анализа как оценочного средства входят следующие компоненты: определение объекта анализа, формулировка компетенций и трудовых действий из профессионального стандарта, формулировка образовательных результатов, подлежащих оцениванию, инструкция для испытуемых «Как проводить SWOT-анализ», формулировка цели SWOT-анализа, критерии оценки.

Эссе (от франц. essai – опыт – набросок) - жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора. Эссе представляется в письменной форме и относится к письменным формам контроля. Письменная работа должна содержать оригинальный взгляд автора на предмет исследования и может не совпадать с общепринятой точкой зрения на него. Формируемые умения: 1) умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы; 2) умение самостоятельно проводить анализ проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины; 3) умение делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

В настоящей статье была сделана попытка обозначить наиболее эффективные технологии оценивания образовательных результатов обучающихся в рамках компетентностно-ориентированных требований ФГОС ВО. При формировании компетентностной модели подготовки будущего специалиста необходимо использовать инновационные оценочные средства, позволяющие вести непрерывное отслеживание качества учебных достижений и формирование личных качеств. Средства оценивания должны выявлять как содержательный, так и деятельностный компоненты подготовленности выпускника, что предполагает демонстрацию компетенций или их применение в конкретных ситуациях.

Следует подчеркнуть, что для получения надежных данных о сформированности компетенций измерители должны быть научно обоснованными и создаваться на основе теории педагогических измерений. Помимо разработки оценочных средств, чрезвычайно важной является проблема интерпретации результатов контроля, т.е. определение уровня сформированности компетенций. Процесс их создания является сложным, длительным, итерационным и ресурсоемким. Он потребует значительных усилий специально подготовленных разработчиков заданий, преподавателей, специалистов в области оценки качества образования, методистов, психологов, экспертов, в том числе представителей академических и профессиональных сообществ и других специалистов. Однако, несмотря на сложность реализации, компетентностный подход к оценке результатов образования в настоящее время не имеет альтернативы.