Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES OF UUD (UNIVERSAL EDUCATION) STUDENTS GRADE 5 IN ACCORDANCE WITH THE REQUIREMENTS OF THE GEF

Mamonova E.B. 1 Suvorova O.V. 1
1 Nizhny Novgorod State Pedagogical University K. Minin (Minin University)
The article presents the notion of universal educational actions, disclosed the ingredients of these actions. The necessity of development of UUD position regional approach that is proactive disclosure learners themselves. The authors lead an own empirical research development of UUD younger adolescents. Analysis of the theoretical sources allowed to submit UUD on all fronts-personal, regulatory, educational and communicative. Note that most developed, compared to other, proved to be cognitive and communicative UUD, least developed-regulatory and personal UUD. 49% of examinees successfully perform logical teaching steps, as well as solve educational problems, one third of students demonstrate high social competence. Difficulties arise with independent planirovaniemraboty, retention of objectives, evaluation of their actions, as well as with the adoption requirements of school life, an objective assessment of their.
a fifth grader
universal educational actions-uud
personality uud
regulatory uud
cognitive
communicative uud

2015-2016 учебный год ознаменовался переходом федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения на вторую ступень общего образования. В основе ФГОС – обеспечение развития универсальных учебных действий - УУД. Теоретико-методологической основой разработки концепции развития универсальных учебных действий в рамках создания Государственных стандартов общего образования может стать культурно-исторический системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.), раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся. Данный подход пропагандируют и зарубежные исследователи, ставя в основу обучения стремление личности к саморазвитию (Р. Бернс, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс).

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося [5]. Таким образом, акцент в образовательной среде сделан на самостоятельность, активность, саморегуляцию школьников, то есть на субъектные качества обучающихся. Структура субъектности уже в раннем онтогенезе, как показали исследования О.В. Суворовой,  включает в качестве ее ядра – преобразующую или субъектную (творческую и смыслообразующую) активность личности в системе деятельностей и отношений ребенка как единство саморегуляции, мотивации и самосознания. В качестве периферических компонентов – рефлексию, свободу выбора, уникальность, самопринятие, принятие другого, саморазвитие, которые существуют в интериндивидуальной, разделенной со взрослым форме. Характер активности (творческий или репродуктивный) задается спецификой мотивации, саморегуляции и самосознания личности [4, с. 11]. В младшем подростковом возрасте субъектные качества личности  раскрываются в процессе дальнейшего становления УУД.

Вопрос о создании условий для развития активной позиции самих учащихся ставился и в других исследованиях. Так, диссертационное исследование Е.Б. Мамоновой «Особенности развития личностной саморегуляции младших школьников» выявило как самые развитые составляющие личностной саморегуляции: выслушивание разъяснений и прислушивание к замечаниям учителя; равномерное распределение своих сил по ходу работы; планирование своих дел и поступков; проверка правильности по ходу выполнения задания; целеустремлённость, то есть стремление к результату; доведение дела до конца; самостоятельные действия; активность. В ходе развивающей работы важно опираться именно на них. Так, выявлены и менее развитые, по сравнению с другими, проявления личностной надсистемы саморегуляции младшего школьника: самостоятельное преодоление трудностей; позиция доминирования в некоторых ситуациях; решительность; предприимчивость. Данные качества связаны с активной позицией самих учащихся и не находят выхода [2, с. 169]. На следующей возрастной ступени, если не создавать специальных условий, могут не актуализироваться выявленные сильные стороны, а слабые выйти на первый план. Поэтому на втором этапе общего образования важно сконцентрироваться на изучении и создании условий для проявления активной позиции самих обучающихся. Данную задачу как раз и реализует развитие УУД.

В исследованиях коллектива авторов (Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов, 2010), проведенных под руководством А.Г. Асмолова, установлено, что качество усвоения знаний определяется уровнем сформированности универсальных учебных действий детей [1]. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока. Личностный - обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, включает в себя внутреннюю позицию школьника, самооценку, мотивацию учебной деятельности, нравственно-этическую ориентацию. Регулятивный блок включает целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;  оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. Познавательный – содержит общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы; коммуникативный -  обеспечивает социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [1, с. 30].

Цель

Целью нашего исследования явилось исследование особенностей развития УУД обучающихся в пятых классах с целью организации психолого-педагогического сопровождения.

Нами использовались следующие методики исследования: технологическая карта сформированности УУД на основе экспертной оценки учителя А.Г. Асмолова; методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн; модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой; методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы Спилберг-Андреева; методика выявления уровня нравственно-этической ориентации И.А. Машнёвой; тест на оценку самостоятельности мышления Л.А. Ясюковой; определение уровня развития словесно-логического мышления (Любовь Переслени, Татьяна Фотекова).

Исследование проводилось на базе лицея  Нижнего Новгорода. В исследовании приняли участие 108 младших подростков 11-12 лет, обучающихся в 5-х классах.

Результаты исследования и их обсуждение

Входящая диагностика, проведенная в 5-х классах, выявила следующие результаты:

наименее развитыми, по сравнению с другими, оказались регулятивные и личностные УУД. У большинства пятиклассников способность к организации деятельности развита на среднем уровне, только у 13% - на высоком, у 9% - на низком. Учащимся 5-х классов ещё сложно самостоятельно, без подсказок, планировать, выполнять работу, удерживать цель деятельности, оценивать свои действия. Личностные УУД больше, чем у половины учащихся 5-х классов, развиты также на среднем уровне, у трети школьников на высоком, у 11% - на низком. Трудности возникают с принятием требований школьной жизни, с объективной оценкой своих личных качеств (38% учащихся дают высокую и завышенную оценку своим способностям, 11% - заниженную), с позитивным, продуктивным настроем на учебную деятельность.

Наиболее развитыми оказались познавательные и коммуникативные УУД. Половина школьников (49%) успешно выполняют логические учебные действия, а также решают учебные проблемы. И треть учащихся демонстрируют высокую социальную компетентность.

Рассмотрим результаты исследования по блокам развития УУД.

Личностные УУД. Большинство учащихся (53%) показали средний уровень развития самоопределения в школе. Они положительно относятся к школе, но не все требования школьной жизни принимают позитивно, необходимость ежедневно учиться, выполнять домашние задания, трудиться иногда вызывает отторжение. У 26% неприятие школьных требований более выражено, и 20% школьников  принимают с радостью все требования школы.

38% пятиклассников  высоко оценивают свои личностные проявления (ум, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками, внешность, уверенность в себе), при этом большинство (85%) хотят, чтобы в будущем у них были высоко развиты все проявления, то есть уровень притязаний высокий. 11% школьников оценивают свои качества на низком уровне, заниженная самооценка негативно сказывается и на отношении к учёбе, на успеваемости, так как ребёнок начинает сомневаться в своих способностях, хотя у большинства из них задатки хорошие. Низко в основном оцениваются следующие значимые сферы: внешность, уверенность в себе и авторитет  у сверстников.

Мотивация учебной деятельности у большинства учеников (66%) находится на среднем уровне развития. Высокий уровень представлен слабо – только у 7% школьников. Низкий уровень мотивации - у трети школьников. При этом познавательная активность у большей части пятиклассников (68%) находится на высоком уровне развития, то есть учёба вызывает интерес, желание докопаться до истины, им нравиться думать, решать, хотят быть исследователями. Ещё выше развита мотивация достижения (у 76% на высоком уровне), то есть учащиеся стремятся к высоким результатам, прилагают силы для этого, гордятся успехами, не боятся трудных заданий, стремятся быть лучшими. Сниженный уровень мотивации обусловлен негативным эмоциональным фоном. У 20% - высокий уровень тревожности, у 33% - высокий уровень агрессивности. Тревожные учащиеся напряжены, скованны, беспокоятся о возможных неудачах, чувствуют себя неудачниками, им не хватает уверенности, испытывают часто страх. Агрессивные учащиеся часто сердятся, кричат, раздражаются, им хочется что-нибудь сломать, при этом не доверяют себе и окружающим, им трудно сдерживать негативные эмоции.

Наиболее развитым личностным УУД является нравственно-этическая ориентация. У большинства учащихся (62%) – высокий уровень развития. Наиболее развиты: отношение к обществу, патриотизм (высокий уровень у 94%), отношение к искусству, творчеству, культуре (высокий уровень у 90% школьников), отношение к умственному и физическому труду (высокий уровень у 86%), отношение к себе, самовоспитание (высокий уровень у 86%). На высокий уровень развития данных проявлений можно опираться как в учебной, так и внеучебной деятельности. Наименее развито, по сравнению с другими, отношение к людям, проявляется в уважительном отношении к другим, но грубость окружающих не осуждают и не обращают  внимания на неуважение к себе. Можно со школьниками обсудить некоторые конкретные, возникающие в процессе обучения ситуации и обратить внимание на указанные моменты.

Регулятивные УУД. 78% учащихся 5-х классов способны к организации своей деятельности на среднем уровне. Таким образом, большинство учеников, получив задание, планируют действия  и задают вопросы, уточняющие задание, в ходе работы. Выполняя задание, начинают работать по плану, но в ходе работы грубо нарушают порядок действий; завершая задание, не доводят работу до окончательного результата. Закончив работу, довольствуются любым результатом; нуждаются и принимают помощь в работе. Видят допущенные ошибки, но не всегда могут дать объективную оценку своей работе.

Познавательные УУД. 44% учеников показали высокий уровень развития способности к логическим действиям, 55% - средний. 40% школьникам нужен чёткий алгоритм выполнения заданий, без него они теряются и обращаются за помощью. Другие 40% либо самостоятельно находят алгоритм выполнения задания, либо сразу видят, как надо действовать, то есть овладели своими логическими операциями. Трудности с самостоятельным выполнением заданий у 13% школьников. Наиболее развитыми логическими операциями у пятиклассников стали аналогия, способность мыслить с опорой на логический образец, у 80% высокий уровень её развития; и абстрагирование, способность объединить предметы и выделить лишнее, опираясь на существенные признаки, у 78% высокий уровень её развития. То есть обучающиеся способны мыслить и конкретно, и абстрактно. Наименее развита операция обобщения, способность объединять предметы, опираясь на внутренние, существенные признаки и на знания в разных областях, у 52% средний уровень развития операции обобщение, у 18% - высокий, у 30% учащихся не хватает знаний, чтобы обобщить явления по существенным признакам. Раз школьникам так более доступно, важно давать логические образцы и для обобщений, чтобы опираясь на них, в дальнейшем, могли бы действовать самостоятельно. Общая осведомлённость у пятиклассников развита неоднородно: у трети школьников высокий уровень, у 37% -  средний, и у 27% - низкий уровень развития. Способность к постановке и решению проблем развита у большинства учащихся (69%) на среднем уровне. Это значит, что при подаче устной и письменной инструкции ученики нуждаются в дополнительных разъяснениях; при сравнении предметов нуждаются в дополнительных (наводящих, уточняющих) вопросах; способны группировать предметы на основе существенных признаков самостоятельно; при подробном  пересказе нуждаются в разъяснениях; результат получают оригинальным творческим способом, иногда игнорируя предложенный алгоритм; способны дать правильный ответ, но не могут его обосновать.

Коммуникативные УУД. Большинство учащихся (68%) демонстрируют средний уровень развития коммуникативных умений, 32% - высокий. Коммуникативные умения складываются из:  умения общаться, излагать свои мысли -  28% школьников могут самостоятельно донести свою мысль до других, большая часть учеников (68%) нуждаются в наводящих вопросах; умения кооперироваться с другими – большинство (58%) учеников корректно возражают своему оппоненту, способны эффективно взаимодействовать с окружающими; коммуникативно-речевых действий, способности задавать вопросы и отвечать на них – 31% учащихся отвечают, давая развёрнутый ответ, и самостоятельно формулируют корректные вопросы, остальные дают краткий ответ и задают вопросы, требующие уточнений. Умение задавать и отвечать на вопросы тренируется в процессе дискуссий.

Выводы

Таким образом, первоочередными задачами сопровождения пятиклассников являются развитие способности к организации деятельности и мотивации учебной деятельности. Зона ближайшего развития в регулятивной сфере – планировать работу до её начала; задавать вопросы до начала работы; добиваться запланированного результата; проверять результат, находить и исправлять ошибки, первое время важно руководить этим процессом и его контролировать, постепенно отказываться от помощи в работе или использовать взаимопомощь учеников; способность дать объективную оценку своей работе, необходимо вместе с учениками выработать критерии оценки по разным видам деятельности, можно сделать памятки, по которым ученики смогут себя оценить.  Высокому уровню развития мотивации мешает негативный эмоциональный фон, повышенная тревожность и агрессивность. 5-й класс -  сама по себе стрессовая ситуация: новые учителя, требования, предметы, одноклассники. Поэтому важно школьникам дать возможность успокоиться, привыкнуть к новой ситуации обучения, предупреждать об опросах, самостоятельных, контрольных; устраивать их по возможности в щадящей форме: взаимоопрос, устный опрос, тестирование, творческое задание и т.д. Поддерживать наиболее тревожных школьников, постараться придать им уверенности в своих силах. Важно вместе со школьником находить альтернативные агрессии способы выброса накопившегося напряжения, это может быть спорт, физическая нагрузка, водные процедуры, разные виды творчества. С целью принятия школьных требований можно разнообразить школьную жизнь, чтобы моменты рутины чередовались с тем, что приносит радость. Это общение со сверстниками, творческие задания, викторины, путешествия и т.д.  Следует обратить внимание на значимые для пятиклассника сферы – внешность, уверенность в себе и авторитет  у сверстников,  и осторожно высказывать своё мнение по этим категориям. Можно обсудить с учеником за счёт чего он может повысить свой уровень в значимых для него сферах жизни, можно даже помочь составить план преобразований. Опираться на высокий уровень развития патриотизма, отношения к искусству, творчеству, культуре; отношения к умственному и физическому труду; отношения к себе, самовоспитания. Можно даже ставить задачи по самовоспитанию или вместе их формулировать. Учитывать преобладание способности мыслить конкретно или абстрактно. Важно давать логические образцы и для обобщений, чтобы опираясь на них, в дальнейшем, могли бы действовать самостоятельно. Необходимо заинтересовывать в дополнительном чтении, в просмотре познавательных передач, в чтении специальных и общих энциклопедий. В способности к постановке и решению проблем важно приобщать к большей самостоятельности, ориентировать на существенные признаки предметов, учить при пересказе определять тему самостоятельно; настраивать на получение результата рациональным, эффективным способом; учить аргументировать своё решение. Умение задавать и отвечать на вопросы, излагать свои мысли тренируется в процессе дискуссий, которые можно организовывать как на учебные темы, так и на внеучебные. Таким образом, наша задача при организации психолого-педагогического сопровождения младших подростков по результатам исследования УУД - правильно расставить акценты и обратить внимание на первоочередные проблемы.