Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

THE RESULTS OF THE ANALYSIS OF VICTIMOLOGICAL PROBLEMS OF PROFESSIONAL TRAINING AT THE UNIVERSITY FUTURE SPECIALISTS OF ECONOMIC SPHERE

Gromova O.N. 1
1 Saint-Petersburg University of the Humanities and Social Sciences
В статье автор анализирует итоги анкетирования и интервьюирования, подтверждающих актуальность использования виктимологических знаний при подготовке специалистов для экономической сферы, особенно в условиях глобализации. Основываясь на анализе ответов респондентов, автор подтвердил актуальность проблематики, отмечая необходимость виктимологических знаний специалистам экономической сферы в связи с возможностью их практического применения для предотвращения экономических угроз. Отмечена недостаточность викимологических знаний в дисциплинах гуманитарного цикла ФГОС ВПО. Данный анализ позволяет провести исследование относительно изменения подхода к отбору содержания обучения, направленного на формирование профессиональной готовности к виктимологической деятельности будущего специалиста для экономической сферы и развитие на ее основе профессиональной виктимологической компетентности.
In the article the author analyzes the results of questionnaires and interviews conducted, confirming the relevance of the use of victimization knowledge for preparation of specialists in the economic realm, especially in the context of globalization. Based on the analysis of respondents ´ answers, the author confirmed the relevance of the problem, noting the need for victimological knowledge of the specialists of economic sphere due to the possibility of their practical application to prevent economic threats. Victimological marked failure of knowledge contained in existing disciplines of humanitarian cycle of the GEF HPE. This analysis allows us to conduct a study on the change of approach to the selection of the content of training, directed on formation of professional readiness of the victim to the activities of the future specialist in the economic realm and development on the basis of the professional victimization of competence.
training
survey
interviewing respondents
specialists of economic profile
victimological knowledge
learning content
professional readiness
professional competence

В условиях глобализации наиболее уязвимой является экономическая сфера, требующая виктимологической профилактики и защиты граждан и организаций, а также общества в целом от различных видов экономических преступлений. В этой связи отмечается актуальность виктимологических исследований не только в области юриспруденции, но и в области различных направлений экономической сферы [1, 2], причем с акцентом на ценностной составляющей профессиональной деятельности современного специалиста [3].

Учитывая современные условия и требования к современным специалистам [4, 5], а также результаты научно-методических исследований в области профессионального образования [6-9], приходится констатировать, что новые социально-экономические условия существования нашего социума предъявляют повышенные требования к профессиональной подготовке будущих специалистов различного профиля, в том числе и специалистов для новой экономики, в частности, экономистов и юристов. Это связано с необходимостью подготовки в условиях высшего профессионального образования высоко квалифицированного, мобильного специалиста, способного решать профессиональные задачи любого уровня сложности, в частности, и в области виктимологической деятельности, которые актуализируются для специалиста экономической сферы требованиями социально-экономического положения страны в условиях глобализации.

Анализ тенденций развития системы профессиональной подготовки специалистов в условиях глобализации и анализ содержания виктимологической подготовки современного специалиста в вузе послужили основой для объективной оценки современного состояния подготовки специалистов к одной из важнейших сфер деятельности - виктимологической.

Цель исследования - провести исследование относительно изменения подхода к отбору содержания обучения, направленного на формирование профессиональной готовности к виктимологической деятельности будущего специалиста для экономической сферы и развитие на ее основе профессиональной виктимологической компетентности. В связи с чем, на наш взгляд, на первый план выступает необходимость усиления виктимологической составляющей профессиональной подготовки будущего специалиста экономической сферы, направленной на развитие профессиональной деятельности, обеспечивающей экономическую безопасность, способствующей предотвращению экономических преступлений и виктимизации хозяйствующего субъекта.

Материал и методы исследования

В рамках исследования проблем виктимологической деятельности нами был осуществлен обзор существующих научно-методических исследований по проблемам профессиональной подготовки в области виктимологии, а также по проблемам совершенствования подготовки специалистов различных профилей.

Дополняя анализ существующего и опубликованного теоретического и практического опыта по исследуемой проблеме, мы провели анкетирование преподавателей, имеющих высокую квалификацию не только в своей профессиональной сфере, но и в практической деятельности в области юриспруденции, виктимологии и экономической безопасности, осуществляющих, в частности, и профессиональную подготовку студентов по направлению «Экономика» и «Юриспруденция» (к сожалению, выборка составила 20 человек).

Анкетирование преподавателей и их интервьюирование проводились с целью выяснения состояния существующей виктимологической подготовки будущих специалистов экономической сферы, в том числе выявления уровня профессиональной готовности к указанному виду деятельности в рамках профессиональной подготовки в условиях вуза.

Респондентами были проанализированы предложенные нами 18 вопросов, отражающих актуальность и содержательную сторону профессиональной виктимологической подготовки студентов в вузе - будущих специалистов для экономической сферы (экономистов и юристов), а также необходимость ее развития в современных условиях. Заметим, что для обработки результатов анкетирования мы использовали математические методы, в частности, биномиальный критерий m [10].

Изучив ответы преподавателей на первый вопрос об опасности роста международной и национальной преступности в сфере экономической деятельности в условиях глобализации современного социума, и что, на их взгляд, способствует предотвращению преступности в сфере экономической деятельности, мы пришли к выводу, что несмотря на глобализацию современного социума, породившую опасности, связанные с ростом международной и национальной преступности, большинство преподавателей видят возможности предотвращения преступности в сфере экономической деятельности в применении виктимологических знаний. По мнению половины преподавателей, это конкретное указание вида деятельности, направленного на предотвращение экономической преступности, называемого виктимологической профилактикой и защитой. Вторая половина преподавателей расширила свой ответ, увидев в возможностях противодействия экономической преступности не только виктимологическую защиту и профилактику, но и другие средства юридической науки, а также использование экономического законодательства.

Отвечая на второй вопрос о разделе или предметной области юридической науки, содержащей средства и способы предотвращения преступности в сфере экономической деятельности, мнения преподавателей разделились поровну. Половина анкетируемых преподавателей выбрала в качестве предметной области юридической науки, способствующей противодействию преступности в сфере экономической деятельности, виктимологию. Вторая же, выбрала криминологию. Оба ответа взаимодополняют друг друга в связи с тем, что виктимология, являясь самостоятельной предметной областью юридической науки, вместе с тем является разделом такой дисциплины и науки как криминология. Таким образом, обе группы преподавателей, на наш взгляд, выделяют актуальность виктимологических знаний для решения профессиональных задач экономической сферы, связанных с предотвращением экономической преступности.

Согласно ответам на третий вопрос об определении соответствующего вида деятельности, которым, на взгляд респондентов, необходимо владеть специалисту экономической сферы, для формирования правосознания, норм субъективного ценностного отношения к своей профессиональной деятельности; признания правовых норм как обязывающих к определенному поведению, можно утверждать, что под видом этой деятельности, которой необходимо владеть специалисту экономической сферы, большинство преподавателей понимают виктимологическую защиту от противоправных проявлений.

Ответы на четвертый вопрос позволяют сделать вывод о том, что в качестве вида деятельности, которым необходимо владеть специалисту экономической сферы для обеспечения стабильного функционирования национальной экономики российского государства, при котором обеспечивается надежное и устойчивое развитие ее отраслей, а также гарантируется их защита от внутренних и внешних угроз, соблюдается баланс экономических интересов государства, общества и личности,  большинство преподавателей рассматривают экономическую безопасность. Из этого следует, что использование средств, методов и технологий, содержащихся в предметной области экономической безопасности, способствует решению типовых и нестандартных профессиональных задач в сфере экономических отношений, связанных с противодействием экономической преступности, и требуют максимального внимания в процессе обучения.

Ответы на пятый вопрос о деятельности, которой необходимо владеть специалисту экономической сферы, для успешного выявления, устранения или нейтрализации факторов и обстоятельств, формирующих виктимное     поведение субъектов экономических отношений и обуславливающих совершение преступления, дают нам право утверждать, что под видом этой деятельности большинство преподавателей понимают виктимологическую профилактику преступности в сфере экономической деятельности.

Ответы на шестой вопрос позволяют утверждать, что к видам деятельности, обеспечивающих виктимологическую безопасность субъектов экономических отношений, половина преподавателей отнесла виктимологическое обеспечение экономической безопасности. Данные выводы в очередной раз актуализируют виктимологическую проблему экономической безопасности хозяйствующих субъектов. Однако, если подходить строго к содержанию вопроса, на который поступило большинство положительных ответов, то следует отметить, что в обозначенной проблеме не содержится указание на конкретный вид деятельности, а лишь определяется такая возможность, ориентированная на обеспечение интегрированной защиты бизнеса, разработку превентивных мер и стратегий экономико-финансовой защиты бизнеса в совокупности с другими организационно-административными и юридическими мерами защиты.

Опираясь на мнения большинства преподавателей ответы на седьмой вопрос позволяют сделать вывод о том, что наиболее значимой составляющей профессиональной деятельности, которой должен владеть будущий специалист экономической сферы для решения профессиональных задач, связанных с противоправными действиями в условиях экономических отношений, является защита от противоправных посягательств, осуществляемая субъектами экономических отношений посредством определенных форм и средствами, одобряемыми государством.

В соответствии с ответами на восьмой вопрос, что является эффективным средством виктимологической защиты, позволяющим предотвратить угрозы в экономической сфере, можно утверждать, что большинство преподавателей видят эффективным средством виктимологической защиты, позволяющим предотвратить угрозы в экономической сфере, уголовный закон, задачей которого является предупреждение преступлений. Для осуществления этой задачи в уголовном законе установлены основание и принципы уголовной ответственности, определены, какие деяния в сфере экономической деятельности признаются преступлениями, и какие виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера применяются за совершение этих преступлений. Большинство преподавателей совершенно справедливо определили уголовный закон как один из способов профилактики преступных посягательств в экономической сфере, эффективное средство защиты жертв и возможность возмещения причиненного ущерба.

Результаты ответов на девятый вопрос дают основания предполагать, что большинство преподавателей посчитали ответом на вопрос о правовом обеспечение экономической безопасности нормативное обеспечение организаций и деятельности субъектов для предотвращения угроз, реального ущерба и минимизации существующих рисков. Данное определение действительно отражает один из существенных признаков права, называемых в теории государства и права нормативным, то есть определяющим право, как систему официально признаваемых и действующих в государстве норм. Однако, следует отметить, что кроме указанного и принятого большинством преподавателей в качестве обеспечения экономической безопасности организаций, существенными и отличительными признаками права, а значит и правовой составляющей по обеспечению экономической безопасности, являются его системность в связи с упорядоченностью определенных правил поведения; письменная фиксация правил поведения в определенной форме; обеспечение исполнения этих правил возможностью государственного принуждения. Таким образом, несмотря на логику в определении правильного ответа на заданный вопрос анкеты следует отметить узость его содержания для рассматриваемой сферы.

Большинство преподавателей на десятый вопрос анкеты об актуальности для специалиста экономической сферы уметь использовать информационно-правовую базу при решении профессиональных виктимологических задач, ответили положительно, принимая во внимание требование ФГОС ВПО к развитию способностей и умений будущего специалиста данного профиля, в частности, умение ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности. Справедливость такого ответа, на наш взгляд, основана и на том, что вся профессиональная деятельность экономиста и юриста, как специалистов экономической сферы, должна осуществляться с использованием правовой базы для удобства пользования которой предусмотрены справочно-правовые системы.

На одиннадцатый вопрос анкеты о достаточности в содержании профессиональной подготовки современного специалиста ценностной составляющей, большинство преподавателей отметили, что подготовка по циклу профессиональных дисциплин должна осуществляться на основе аксиологического подхода, в рамках которого необходимо развивать имеющийся у студентов ценностный ряд (с учетом трансформации ценностей в современном социуме). Основываясь на результатах полученных ответов, мы пришли к выводу о недостаточности ценностной составляющей в содержании дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла.

В соответствии с ответами на двенадцатый вопрос о том, какие дисциплины ФГОС ВПО по направлению подготовки «Экономика» содержат элементы, способствующие развитию у студентов профессиональной готовности к виктимологической деятельности, и тринадцатый вопрос, относящийся к содержанию подготовки юристов: какие дисциплины ФГОС ВПО по направлению подготовки «Юриспруденция» содержат элементы,  способствующие развитию у студентов профессиональной готовности к виктимологической деятельности,  можно утверждать, что большинство преподавателей считают, что дисциплины ФГОС ВПО по направлению подготовки «Экономика» Гуманитарного, социального и экономического циклов: «Философия», «Право», «Социология», «Психология», «Логика», а также некоторые вопросы дисциплин Профессионального цикла: «Статистика», «Безопасность жизнедеятельности», содержат элементы, способствующие развитию у студентов профессиональную готовность к виктимологической деятельности. Аналогично респонденты ответили на вопрос относительно виктимологической готовности студентов по направлению подготовки «Юриспруденция». Преподаватели посчитали, что элементы дисциплин ФГОС ВПО по направлению подготовки «Юриспруденция», «Криминология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Социология», «Уголовный процесс» и «Криминалистика», способствуют развитию у студентов профессиональной готовности к виктимологической деятельности. Необходимо отметить справедливость выводов респондентов, которые определили перечень дисциплин, содержащих в той или иной степени виктимологические аспекты, что свидетельствует о междисциплинарности проблем виктимологии.  Однако, отсутствие системы необходимых знаний и применение в учебном процессе отдельных вопросов виктимологии без учета особенностей будущей специальности не способствуют формированию у будущих специалистов готовности к виктимологической деятельности, а, соответственно, развитию виктимологической компетентности.

Согласно ответам преподавателей на четырнадцатый вопрос следующего содержания: «Какие вопросы дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла ФГОС ВПО по направлению подготовки «Экономика» имеют виктимологический характер и изучение которых в наибольшей степени способствует развитию у будущих специалистов экономической сферы профессиональной готовности к виктимологической деятельности», под вопросами дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла ФГОС ВПО по направлению подготовки «Экономика», имеющими виктимологический характер и отчасти способствующими развитию у будущих специалистов экономической сферы профессиональной готовности к виктимологической деятельности, является изучение девиантного поведения субъектов отношений; личностных факторов, определяющих безопасность жизнедеятельности; угроз экономическим отношениям.

По ответам на пятнадцатый вопрос можно судить об отношении респондентов к требованиям содержания обучения, указанным в ФГОС ВПО по направлению подготовки «Экономика» и «Юриспруденция» относительно профессиональной готовности к виктимологической деятельности. Большая часть преподавателей указала на то, что содержание обучения требует корректировки в связи с необходимостью добавить соответствующие разделы в имеющиеся дисциплины либо ввести специальные дисциплины, обеспечивающие более полную подготовку по виктимологии. И лишь немногие посчитали, что виктимологические вопросы в области экономики в полной мере рассматриваются в курсах «Право» и «Основы безопасности жизнедеятельности». Здесь же, на наш взгляд, необходимо заметить, что существенная корректировка содержания курса «Право» показалась респондентам недостаточной мерой по совершенствованию профессиональной готовности к виктимологической деятельности.

Ответы на шестнадцатый вопрос, содержанием которого являются  сведения о том, каким образом можно осуществлять формирование профессиональной готовности к виктимологической деятельности у будущих специалистов для экономической сферы: в рамках традиционных курсов профессиональной подготовки ФГОС ВПО; посредством введения отдельного спецкурса или системы спецкурсов по виктимологическим проблемам экономической сферы; за счет взаимодополнения содержания обучения различных курсов профессионального цикла ФГОС ВПО по виктимологическим проблемам экономической сферы, свидетельствуют о том, что, по мнению большинства преподавателей, формирование профессиональной готовности к виктимологической деятельности у будущих специалистов для экономической сферы можно осуществить в рамках традиционных курсов профессиональной подготовки ФГОС ВПО по направлению подготовки «Экономика» и «Юриспруденция», а также посредством введения отдельного спецкурса или системы спецкурсов по виктимологическим проблемам экономической сферы.

Опираясь на мнение большинства преподавателей, ответы на семнадцатый вопрос о том, что профессиональный уровень виктимологической компетентности студентов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» и «Юриспруденция» будет сформирован, если будущие специалисты: имеют правовые знаниями для решения профессиональных задач экономической сферы; владеют навыками субъект-субъектного взаимодействия для осуществления профессиональной деятельности в экономической сфере; умеют решать профессиональные виктимологические задачи экономической сферы, позволяющие предотвращать экономические угрозы, позволяют сделать выводы о том, что профессиональный уровень виктимологической компетентности студентов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» и «Юриспруденция», будет сформирован, если будущие специалисты имеют правовые знаниями для решения профессиональных задач экономической сферы, а также умеют решать профессиональные виктимологические задачи экономической сферы, позволяющие предотвращать экономические угрозы.

На восемнадцатый вопрос анкеты о том, обучение каким вопросам должно преобладать в содержании дисциплин профессиональной подготовки будущих специалистов для экономической сферы, отражающих виктимологическую направленность, большинство преподавателей отметили необходимость обучению решения задач, связанных с угрозами в экономической сфере, с опорой на ценностную и информационно-правовую составляющие профессиональных знаний будущего специалиста, а равно обучение основам виктимологии, правовым основам экономической и информационной безопасности хозяйствующего субъекта, использованию информационно-правовых систем и ИКТ в профессиональной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждения

Исследование обсуждаемой проблемы осуществляется автором в рамках докторского диссертационного исследования, направленного на совершенствование системы профессиональной подготовки в российских вузах будущих специалистов для экономической сферы в области изучения и  формирования особенностей и содержания профессиональной виктимологической компетентности современного специалиста указанного профиля. Обсуждение актуальности виктимологической подготовки студентов экономического профиля осуществлялось автором на научных конференциях, в частности, на конференции «Чрезвычайное законодательство и образование в условиях глобализации», проводимой в мае 2014 г. в СПбУ ГПС МЧС РФ; на VIII Межвузовская научно-практическая конференция, которая прошла 4 июня 2015 г. в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов.

Заключение

Таким образом, в результате анализа данных, полученных в рамках эксперимента, мы пришли к выводу, что все вопросы анкеты можно разделить на три группы:

  • первая - содержит вопросы относительно актуальности проблематики. Подавляющее большинство преподавателей отмечает необходимость виктимологических знаний в связи с возможностью их практического применения в своей профессиональной деятельности для предотвращения экономических угроз. При чем, судя по ответам на второй вопрос, все преподаватели в равной степени обратились к такой дисциплине как криминология, несмотря на то, что ровно их половина в качестве основного содержания профилактики виктимизации экономических отношений, выбрала виктимологию как основную предметную область юридической науки, содержащую средства и способы предотвращения преступности в сфере экономической деятельности. Тем не менее, обе группы респондентов отметили актуальность виктимологических знаний для профессиональной подготовки не только экономистов, но также и юристов, предполагающих в качестве своей специализации гражданско-правовой профиль. Данные выводы подтверждаются ответами респондентов, определивших защиту экономических отношений от преступных посягательств как неотъемлемую часть профессиональной деятельности будущих специалистов. Но при этом, судя по ответам на восьмой вопрос, все же в качестве основной профилактической меры, определяющей неотвратимость наказания за преступления в сфере экономической деятельности, респонденты определили уголовной закон, содержащий признаки угроз для субъектов экономических отношений. Данные выводы предопределили ответы на девятый вопрос относительно правового обеспечения экономической безопасности организаций, связав его исключительно с нормативностью, тем самым существенно сузив его реальное содержание. Но даже в этом случае была отмечена актуализация проблемы, связанной с экономической безопасностью хозяйствующих субъектов. Одним из актуальных способов, отмеченных респондентами для решения виктимологических задач специалистами экономической сферы, являются справочно- правовые системы, позволяющие легко определить экономическое законодательство в массе прочих законодательных актов. Ценностная составляющая специалистов экономической сферы также определена преподавателями как значимый и необходимый элемент профессиональной подготовки.
  • вторая - предполагает определение понятия виктимологической деятельности и ее составляющих, способных служить источником профессиональных виктимологических задач для специалистов экономической сферы, умение решать которые позволят ему предотвращать экономические угрозы субъектов экономических отношений, большинство респондентов отнесли виктимологическую защиту от противоправных проявлений, экономическую безопасность, виктимологическую профилактику и виктимологическое обеспечение экономической безопасности. Ответы преподавателей на поставленные вопросы позволили сделать обобщающий вывод о том, что стабильное функционирование всех экономических процессов может быть обеспечено посредством всех перечисленных элементов деятельности, которую мы условно определили, как деятельность виктимологическую.
  • третья - относятся к исследованию содержания профессиональной подготовки ФГОС ВПО по направлению подготовки «Экономика» и «Юриспруденция».

Анализ результатов анкетирования и интервьюирования позволил сделать следующие выводы:

1. Несмотря на существование достаточно устойчивой и стройной системы профессиональной подготовки в области экономических отношений, образовательная практика высшего учебного заведения показывает, что преподаватели недостаточно ориентированы в определении понятия виктимологической деятельности в экономической сфере и ее составляющих, подменяя их либо понятием «экономическая безопасность», либо понятиями «виктимологическая профилактика», либо   просто «защита от экономических преступлений». Заметим, что каждое из указанных понятий является одним из элементов виктимологической деятельности в экономической сфере и должны рассматриваться в их совокупности наряду с другими составляющими, не учтенными респондентами при ответах на поставленные вопросы. Этот вывод заставляет нас обратиться к предметной области «Виктимология» для определения понятия и  содержания виктимологической деятельности в экономической сфере, чтобы в дальнейшем иметь перечень профессиональных виктимологических задач для специалиста экономической сферы, умение решать которые позволят сформировать у него профессиональную компетентность в области практического применения виктимологических знаний и умений для устранения преступных посягательств в области экономических отношений (или виктимологическую профессиональную компетентность как высший уровень профессиональной готовности к виктимологической деятельности в области экономических отношений).

2. На основе анкетирования мы пришли к выводу, что фактически все преподаватели показывают наличие виктимологических знаний в отдельных дисциплинах ФГОС ВПО по направлениям подготовки «Экономика» и «Юриспруденция», но, по их мнению, это не   способствуют развитию у студентов - будущих специалистов экономической сферы - профессиональной готовности к виктимологической деятельности в области экономических отношений. Анкетирование и опрос показали, что к указанным дисциплинам респонденты относят курсы гуманитарного, социального и экономического цикла, и, отчасти, курсы профессионального цикла. При этом перечень дисциплин, содержащих элементы виктимогических знаний для профессиональной подготовки «Экономика» и «Юриспруденция», отличаются. Таким образом, можно сделать вывод, что только отдельные дисциплины содержат виктимологические знания и умения, которые могут способствовать развитию профессиональной виктимологической компетентности у будущего специалиста экономической сферы. Однако они не составляют целостную систему виктимологических знаний в сфере экономики, что в дальнейшем затруднит их комплексное применение. Отсюда также можно сделать вывод, что требуется дополнительная дисциплина по выбору по виктимологии экономической сферы, которая позволит ликвидировать этот недочет в ФГОС ВПО. Кроме того, обучение виктимологическим знаниям следует проводить посредством контекстного обучения, то есть на основе системы учебных профессиональных задач виктимологического характера для экономической сферы.

Обобщая сказанное, отметим, что сами респонденты подтвердили нашу гипотезу о необходимости развития профессиональной подготовки современных специалистов для экономической сферы в области виктимологии и о недостаточности виктимологических знаний, продиктованных действующими ФГОС ВПО. Кроме этого, фактически все респонденты предложили добавить виктимологическую составляющую либо в виде отдельных разделов уже имеющихся дисциплин профессиональной подготовки в вузе, либо ввести специальные дисциплины, что обеспечит современного студента - будущего юриста или экономиста - специалиста для экономической сферы более полной подготовкой в области виктимологии, в том числе, в области использования конкретных виктимологических знаний и умений при решении профессиональных задач экономической сферы, направленных на предотвращение экономических угроз.