Высшее образование представляет собой социальное инвестирование, оно повышает уровень жизни нашего нынешнего поколения, содействует повышению дохода будущих поколений, формирует образ жизни народа и передает новым поколениям накопленный культурный опыт.
Этим объясняется актуальность данной темы.
Попытаемся рассмотреть взаимосвязь количества обучающихся на 1 преподавателя, на один вуз и количество вузов в 2010/2011.
Рисунок 1. Количество обучающихся на 1 преподавателя, на один вуз и количество вузов в 2010/2011.
Из данных рисунка отчетливо видно, что наиболее перегруженными являются преподаватели вузов УФО, а наименее СЗФО. Наибольшее число студентов на 1 вуз приходится в ПФО, а наименьшее в ЦФО и СЗФО. Больше всего вузов в ЦФО и ПФО, а меньше всего в ДФО. Рассмотрим соответствующие показатели в 2013/2014 учебном году.
Рисунок 2. Количество обучающихся на 1 преподавателя, на один вуз и количество вузов в 2013/2014.
Из данных рисунка видно, что основные пропорции сохранились и в этом учебном году. Наиболее перегруженными являются преподаватели вузов УФО, а наименее СЗФО. Наибольшее число студентов на 1 вуз приходится в ПФО, а наименьшее в ЦФО и СЗФО. Больше всего вузов в ЦФО и ПФО, а меньше всего в ДФО и СКФО. Вместе с тем, количество вузов, студентов и преподавателей заметно сократилось.
Рассмотрим численность студентов на 10 000 человек населения.
Таблица 1
Численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры на 10 000 человек населения (на начало учебного года; человек)
| 
			 
  | 
			
			 2010/11  | 
			
			 2011/12  | 
			
			 2012/13  | 
			
			 2013/14  | 
		||||
| 
			 Образовательные организации высшего образования  | 
			
			 в том числе государственные и муниципальные  | 
			
			 Образовательные организации высшего образования  | 
			
			 в том числе государственные и муниципальные  | 
			
			 Образовательные организации высшего образования  | 
			
			 в том числе государственные и муниципальные  | 
			
			 Образовательные организации высшего образования  | 
			
			 в том числе государственные и муниципальные  | 
		|
| 
			 РФ  | 
			
			 497  | 
			
			 412  | 
			
			 454  | 
			
			 381  | 
			
			 424  | 
			
			 359  | 
			
			 393  | 
			
			 331  | 
		
| 
			 ЦФО  | 
			
			 597  | 
			
			 445  | 
			
			 520  | 
			
			 397  | 
			
			 479  | 
			
			 373  | 
			
			 450  | 
			
			 349  | 
		
| 
			 СЗФО  | 
			
			 530  | 
			
			 450  | 
			
			 483  | 
			
			 413  | 
			
			 451  | 
			
			 387  | 
			
			 408  | 
			
			 355  | 
		
| 
			 ЮФО  | 
			
			 427  | 
			
			 358  | 
			
			 398  | 
			
			 343  | 
			
			 377  | 
			
			 325  | 
			
			 352  | 
			
			 301  | 
		
| 
			 СКФО  | 
			
			 396  | 
			
			 339  | 
			
			 359  | 
			
			 305  | 
			
			 345  | 
			
			 294  | 
			
			 327  | 
			
			 277  | 
		
| 
			 ПФО  | 
			
			 464  | 
			
			 398  | 
			
			 434  | 
			
			 375  | 
			
			 407  | 
			
			 354  | 
			
			 376  | 
			
			 323  | 
		
| 
			 УФО  | 
			
			 470  | 
			
			 414  | 
			
			 436  | 
			
			 385  | 
			
			 403  | 
			
			 356  | 
			
			 372  | 
			
			 329  | 
		
| 
			 СФО  | 
			
			 456  | 
			
			 411  | 
			
			 429  | 
			
			 390  | 
			
			 411  | 
			
			 374  | 
			
			 380  | 
			
			 342  | 
		
| 
			 ДФО  | 
			
			 473  | 
			
			 428  | 
			
			 450  | 
			
			 410  | 
			
			 405  | 
			
			 371  | 
			
			 363  | 
			
			 335  | 
		
Из данных таблицы следует, что численность студентов на 10 000 человек населения наивысшая в ЦФО, а наименьшая в СКФО, причем с 2010 по 2013 гг. произошло незначительное сокращение разрыва между этими ФО. Причем эти пропорции верны как для всех вузов, так и государственных и муниципальных.Отдельно отметим, что только 2 ФО превышают среднероссийский уровень количества студентов на 10 000 человек населения – ЦФО и СЗФО. Остальные ФО можно проранжировать в 2010/2011 учебном году следующим образом: ДФО, УФО, ПФО, СФО, ЮФО, СКФО; а в 2013/2014 учебном году: СФО, ПФО, УФО, ДФО, ЮФО, СКФО.То есть в рассматриваемый период все ФО, кроме ЦФО, СЗФО, ЮФО и СКФО изменили место относительно других ФО по количеству студентов на 10 000 человек населения.При этом максимальное сокращение количества студентов на 10 000 человек населения было в ЦФО, затем в ДФО, СЗФО, УФО, ПФО, ЮФО, СКФО, СФО.
Построим группировку субъектов РФ по количеству студентов на 10 000 человек.
Таблица 2
Группировка субъектов РФ по количеству студентов на 10 000 человек
| 
			 Численность студентов, обучающихся в образовательных организациях высшего образованияпо программам бакалавриата, специалитета, магистратуры на 10 000 человек населения (на начало учебного года; человек)  | 
			
			 Количество субъектов в 2010/11 уч. году  | 
			
			 Количество субъектов в 2013/14 уч. году  | 
		
| 
			 0-99  | 
			
			 4  | 
			
			 2  | 
		
| 
			 100-199  | 
			
			 2  | 
			
			 5  | 
		
| 
			 200-299  | 
			
			 7 (РИ, ЧР)  | 
			
			 21 (РИ, КБР, ЧР)  | 
		
| 
			 300-399  | 
			
			 27 (РД, КБР, КЧР)  | 
			
			 35 (РД, КЧР, СК)  | 
		
| 
			 400-499  | 
			
			 27 (РСОА, СК)  | 
			
			 16 (РСОА)  | 
		
| 
			 500-599  | 
			
			 12  | 
			
			 3  | 
		
| 
			 600-699  | 
			
			 3  | 
			
			 2  | 
		
| 
			 700-799  | 
			
			 1 (Томская область)  | 
			
			 1 (г. Москва)  | 
		
| 
			 900-999  | 
			
			 1 (г. Санкт-Петербург)  | 
			
			 0  | 
		
| 
			 1100-1199  | 
			
			 1 (г. Москва)  | 
			
			 0  | 
		
| 
			 Общий итог  | 
			
			 85  | 
			
			 85  | 
		
Из данных таблицы видно, что изменение численности студентов на 10 000 человек носит разнонаправленный характер, поскольку количество субъектов с минимальным количеством студентов уменьшилось. Больше всего студентов на 10 000 человек в г. Москва; среди субъектов СКФО максимальное количество студентов в РСОА, а минимальное в ЧР, РИ и КБР.
Построим группировку субъектов РФ по количеству студентов, обучающихся в государственных и муниципальных организациях на 10 000 человек.
Таблица 3
Группировка субъектов РФ по количеству студентов, обучающихся в государственных и муниципальных организациях на 10 000 человек
| 
			 Численность студентов, обучающихся в государственных и муниципальных организациях по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры на 10 000 человек населения (на начало учебного года; человек)  | 
			
			 Количество субъектов в 2010/2011 учебном году  | 
			
			 Количество субъектов в 2013/2014 учебном году  | 
		
| 
			 0-99  | 
			
			 5  | 
			
			 3  | 
		
| 
			 100-199  | 
			
			 3  | 
			
			 8 (КБР)  | 
		
| 
			 200-299  | 
			
			 18 (РИ, КБР, ЧР)  | 
			
			 38 (РД, РИ, КЧР, ЧР)  | 
		
| 
			 300-399  | 
			
			 30 (РД, КЧР)  | 
			
			 27 (РСОА, СК)  | 
		
| 
			 400-499  | 
			
			 23 (РСОА, СК)  | 
			
			 5  | 
		
| 
			 500-599  | 
			
			 3  | 
			
			 2 (г. Москва, Тюменская область без автономных округов)  | 
		
| 
			 600-699  | 
			
			 0  | 
			
			 2 (г. Санкт-Петербург, Томская область)  | 
		
| 
			 700-799  | 
			
			 2 (г. Москва, Томская область)  | 
			
			 0  | 
		
| 
			 800-899  | 
			
			 1 (г. Санкт-Петербург)  | 
			
			 0  | 
		
| 
			 Общий итог  | 
			
			 85  | 
			
			 85  | 
		
Из данных таблицы следует, что изменение численности студентов, обучающихся в государственных и муниципальных организациях, на 10 000 человек носит разнонаправленный характер, поскольку количество субъектов с минимальным количеством студентов уменьшилось.
Больше всего студентов, обучающихся в государственных и муниципальных организациях, на 10 000 человек в г. Санкт-Петербург и Томской области; среди субъектов СКФО максимальное количество студентов в РСОА и СК, а минимальное в КБР.
Рассмотрим число филиалов образовательных организаций высшего образования.
Таблица 4
Число филиалов образовательных организаций высшего образования (на начало учебного года)
| 
			 
  | 
			
			 2010/11  | 
			
			 2013/14  | 
		||||
| 
			 Филиалы образовательных организаций высшего образования  | 
			
			 в том числегосударственные и муниципальные  | 
			
			 частные  | 
			
			 Филиалы образовательных организаций высшего образования  | 
			
			 в том числе государственные и муниципальные  | 
			
			 частные  | 
		|
| 
			 РФ  | 
			
			 1668  | 
			
			 1069  | 
			
			 599  | 
			
			 1482  | 
			
			 949  | 
			
			 533  | 
		
| 
			 ЦФО  | 
			
			 400  | 
			
			 221  | 
			
			 179  | 
			
			 347  | 
			
			 191  | 
			
			 156  | 
		
| 
			 СЗФО  | 
			
			 165  | 
			
			 102  | 
			
			 63  | 
			
			 141  | 
			
			 83  | 
			
			 58  | 
		
| 
			 ЮФО  | 
			
			 201  | 
			
			 133  | 
			
			 68  | 
			
			 174  | 
			
			 111  | 
			
			 63  | 
		
| 
			 СКФО  | 
			
			 117  | 
			
			 82  | 
			
			 35  | 
			
			 99  | 
			
			 71  | 
			
			 28  | 
		
| 
			 ПФО  | 
			
			 327  | 
			
			 204  | 
			
			 123  | 
			
			 320  | 
			
			 212  | 
			
			 108  | 
		
| 
			 УФО  | 
			
			 180  | 
			
			 131  | 
			
			 49  | 
			
			 163  | 
			
			 112  | 
			
			 51  | 
		
| 
			 СФО  | 
			
			 183  | 
			
			 126  | 
			
			 57  | 
			
			 158  | 
			
			 112  | 
			
			 46  | 
		
| 
			 ДФО  | 
			
			 95  | 
			
			 70  | 
			
			 25  | 
			
			 80  | 
			
			 57  | 
			
			 23  | 
		
Из данных таблицы видно, что больше всего филиалов вузов в ЦФО и ПФО, а меньше всего в ДФО и СКФО.
Можно констатировать незначительное сокращение разрыва между этими ФО.
Причем доля частных филиалов сокращается только в СКФО, ПФО и СФО.
Построим группировку субъектов РФ по числу филиалов образовательных организаций высшего образования.
Таблица 5
Группировка субъектов РФ по числу филиалов образовательных организаций высшего образования
| 
			 Число филиалов образовательных организаций высшего образования  | 
			
			 Количество субъектов в 2010 году  | 
			
			 Количество субъектов в 2013 году  | 
		
| 
			 0-9  | 
			
			 26 (РИ, КБР, РСОА, ЧР)  | 
			
			 28 (РИ, КБР, КЧР, РСОА, ЧР)  | 
		
| 
			 10-19  | 
			
			 24 (КЧР)  | 
			
			 32  | 
		
| 
			 20-29  | 
			
			 19  | 
			
			 12  | 
		
| 
			 30-39  | 
			
			 6  | 
			
			 5 (РД)  | 
		
| 
			 40-49  | 
			
			 3 (РД)  | 
			
			 2 (СК)  | 
		
| 
			 50-59  | 
			
			 3 (СК)  | 
			
			 3  | 
		
| 
			 60-69  | 
			
			 1 (Ростовская область)  | 
			
			 2 (Краснодарский край, Тюменская область)  | 
		
| 
			 80-89  | 
			
			 2 (Краснодарский край, Тюменская область)  | 
			
			 
  | 
		
| 
			 110-120  | 
			
			 0  | 
			
			 1 (Московская область)  | 
		
| 
			 120-129  | 
			
			 1 (Московская область)  | 
			
			 0  | 
		
| 
			 Общий итог  | 
			
			 85  | 
			
			 85  | 
		
Из данных таблицы следует, что число филиалов образовательных организаций высшего образования уменьшается. Максимальное количество филиалов образовательных организаций высшего образования в Московской области, а среди субъектов СКФО, в Ставропольском крае и Республике Дагестан.
На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.
Численность студентов на 10 000 человек населения наивысшая в ЦФО, а наименьшая в СКФО, причем с 2010 по 2013 гг. произошло незначительное сокращение разрыва между этими ФО. Только два ФО превышают среднероссийский уровень количества студентов на 10 000 человек населения – ЦФО и СЗФО.
Максимальное сокращение количества студентов на 10 000 человек населения в рассматриваемый период было в ЦФО, затем в ДФО, СЗФО, УФО, ПФО, ЮФО, СКФО, СФО.
Изменение численности студентов на 10 000 человек носит разнонаправленный характер. Больше всего студентов на 10 000 человек в г. Москва; среди субъектов СКФО максимальное количество студентов в РСОА, а минимальное в ЧР, РИ и КБР.
Больше всего филиалов вузов в ЦФО и ПФО, а меньше всего в ДФО и СКФО, причем можно констатировать незначительное сокращение разрыва между этими ФО. Доля частных филиалов сокращается только в СКФО, ПФО и СФО. Максимальное количество филиалов образовательных организаций высшего образования в Московской области, а среди субъектов СКФО, в Ставропольском крае и Республике Дагестан.
Рецензенты:Гезиханов Р.А., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Бухгалтерский учет и аудит» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный;
Авторханов А.И., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономический анализ» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный.



