Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

METHODS OF DEVELOPING READINESS OF FUTURE TEACHERS TO THE IMPLEMENTATION OF ECOLOGICAL EDUCATION AT SCHOOL

Ibragimova T.V. 1
1 Chechen State Pedagogical Institute
В статье описывается методика развития готовности будущего учителя к осуществлению эколого-просветительской деятельности: представлены педагогические условия и этапы осуществления методики. Внимание акцентировано на соотношении педагогических условий со структурными компонентами готовности будущего учителя к осуществлению эколого-просветительской деятельности в школе. Описаны особенности первого этапа, на котором реализованы методические принципы формирования готовности к эколого-просветительской деятельности. Указано, что на втором этапе был проведен факультатив «Психология убеждающего воздействия», темы которого учитывали не только особенности просветительской деятельности, но и специфику экологического просвещения со школьниками разного возраста. Отмечается, что на третьем этапе студенты участвовали в педагогических практиках с элементами полевых практик. Обозначены результаты развития готовности будущего учителя к осуществлению эколого-просветительской деятельности в школе в форме запланированных и проведенных мероприятий студентами.
The paper describes the methodology of developing readiness of a future teacherto the implementation of ecological education at school: pedagogical conditions and stages of the procedure are presented. Attention is focused on the ratio of pedagogical conditions and the structural components of readiness of future teachers to the implementation of ecological education at school. The features of the first stage, implementation of the methodological principles of readiness for ecological education activities, are described. It is stated that the second stage was elective subject "Psychology persuasive impact". Its topics took into account not only the features of educational activities, but also the specifics of ecological education with students of different ages. It is noted that in the third stage students participated in pedagogical practices with elements of “field practices”. The author denotes the results of developing readiness of future teachers to the implementation of ecological education at school in the form of the planned and held activities by students.
teacher
educational institution
ecology
ecological and educational activities
professional training
high school
future teacher
pedagogical conditions
methods
Целью развития готовности будущего учителя к осуществлению эколого-просветительской деятельности является совершенствование профессиональной компетентности будущего педагога в данной сфере начиная с уровня экологической грамотности, осваивая уровень экологического сознания и достигая уровня экологической культуры. Сама методика базируется на основе следующих методологических подходов: эколого-психологический, системно-деятельностный и акмеологический. Кроме того, при отборе содержательных и организационно-педагогических оснований методики весьма ценными оказались исследования в сфере проектирования педагогических теорий [2; 3; 4].

Педагогические условия развития готовности будущего учителя к осуществлению эколого-просветительской деятельности в школе определялись с учетом структуры готовности будущего учителя к эколого-просветительской деятельности, включающей мотивационно-смысловой,аффилиационно-гностическийи деятельностно-рефлексивный компоненты.

Для того чтобы сформировать мотивационно-смысловой компонент такой готовности были реализованы методические принципы формирования готовности к эколого-просветительской деятельности на учебных занятиях- это первое педагогическое условие. С целью развития второго компонента готовности к эколого-просветительской деятельности -аффилиационно-гностического - проведен факультатив «Психология убеждающего воздействия» - это второе педагогическое условие. Для развития деятельностно-рефлексивного компонента готовности студента к осуществлению эколого-просветительской деятельности в школе был осуществлен ряд педагогических практик с включением элементов полевой практики, что является третьим педагогическим условием.

Реализация описываемой методики осуществлялась на трех этапах: прогностически-целевом, операционально-деятельностном и диагностико-контрольном этапах. Опишем данные этапы.

На прогностически-целевом этапе методики было реализовано первое педагогическое условие - реализация на занятиях методических принципов формирования готовности к эколого-просветительской деятельности. Данные принципы заимствованы из работы В. А. Ясвина [5], рассматривающего общепсихологические и психолого-педагогические вопросы отношения человека к живой природе. Он определяет этапы формирования данного отношения в онтогенезе у школьников, которые мы адаптировали для развития готовности будущего учителя к осуществлению эколого-просветительской деятельности для студентов. На лекционных, практических, семинарских занятиях использовались следующие три базовых принципа: принцип формирования мыслеобразов, принцип субъектификации природных объектов и принцип экологической коактивности.

Принцип формирования мыслеобразов представляет собой направленность на когнитивную сферу личности студента, когда путем осмысления научной информации, созерцания и обсуждения произведений искусства, анализа лингвистического материала и философских теорий у студента создается некий целостный образ такого разностороннего и гармоничного окружающего мира, который важно сохранить путем активного позитивного взаимодействия с природой. Здесь затрагивается и эмоциональная сфера личности, потому что включение не только научной, но и художественной информации позволяет повлиять на чувства и эмоции личности. В данном принципе мы использовали следующие методы: методэкологических ассоциаций, метод экологической лабилизации, метод художественной репрезентации природных объектов [1].

Принцип субъектификации природных объектов продолжает формировать субъектную позицию студента по отношению к природе, в части расширения субъектной модальности отношения личности к окружающему миру. Субъектная установка личности кардинально меняет весь характер ее взаимодействия со средой, которая определяет выбор стратегий поведения в окружающей действительности, продиктованная экологическими представлениями. На занятиях со студентами в рамках данного принципа использовались следующие методы: метод экологической идентификации, экологической эмпатии, экологической рефлексии.

Применение на занятиях с будущими педагогами третьего принципа - экологической коактивности- позволяет сформировать субъектно-этическое отношение к объектам окружающей среды через деятельность, направленную на природный мир. В рамках данного принципа студенты не только теоретически рассуждали на тему необходимости сохранения окружающей природы, но осуществляли конкретные стратегии помощи миру природы. Причем такие стратегии помощи носили различный характер: от простых, классических - изготовление кормушек для птиц, посадки деревьев, уборки территории, до более сложных по масштабу организации и проведения - проведение экологических конференций, смотров, экскурсий, цель которых заключается в планировании и реализации конкретных мероприятий, направленных на сохранение окружающей среды. В данный принцип входили такие методы как метод экологических экспектаций, метод ритуализации экологической деятельности и метод экологической заботы. Использование описанных выше принципов позволило существенным образом повысить уровень развития готовности будущих студентов к осуществлению эколого-просветительской деятельности в школе.

На операционально-деятельностном этапе методики было реализовано второе педагогическое условие - включение в образовательную программу факультатива «Психология убеждающего воздействия».Факультатив реализовывался на втором курсе обучения по профилю «Химия» и «Биология» кафедры химии и ПМХ факультета естествознания. Ряд дисциплин, преподаваемых на данном факультете, содержат много ресурсов для развития экологической грамотности, сознания и даже культуры личности(«Психология» и «Педагогика», «Педагогическая риторика» и «Профессиональная этика», «Экологическая химия», «Основы экологической культуры», «Химия окружающей среды», «Лекарственные растения», «Фауна Чеченской республики», «Культурные растения Чеченской республики» и пр.). Однако владение даже всеми знаниями, заложенными в данных дисциплинах, бывает недостаточно для того, чтобы убедить школьников в важности сохранения окружающей среды. Для этого требуется обладание определенной харизмой, личностным авторитетом, умением заражать интересом и убеждать. Поэтому для осуществления эколого-просветительской деятельности педагог должен владеть искусством убеждения, которое предполагается отточить в рамках факультатива «Психология убеждающего воздействия».Представим темы, которые были включены в программу факультативного курса: Коммуникация: основные функции, виды, понятия. Возрастные закономерности восприятия информации. Психология личности. Правила убеждающей коммуникации. Искусство установления контакта с аудиторией. Имидж убеждающего. Особенности внутренних и внешних проявлений личности в психологии убеждения. Приемы повышения самооценки для повышения убедительности выступающего. Технологические умения убеждающего: пластические умения, логические умения, экспрессивные умения, дискуссионные умения, перцептивные умения. Особенности просветительской деятельности в образовательном учреждении. Методики диагностики отношения школьников к природе. Выявление экологических установок, возрастных аспектов отношения к природе. Оформительские навыки в просветительской деятельности. Эко-психологический тренинг. Экскурсии в заповедники, заказники, музеи, на водопады, минеральные источники, озера, реки, леса. Творческая работа. В некоторые занятия факультатива включались различного рода кейсы, которые позволяли студентам проанализировать текущую экологическую ситуацию в Чеченской республике, рассмотреть варианты разрешения экологических проблем.

На диагностико-контрольном этапе реализации методики большая роль отводилась осуществлению третьего педагогического условия - проведению педагогических практик с элементами полевых практик. Реализация данного условия осуществлялась со студентами третьего курса, которые уже имели опыт учебной практики в образовательных учреждениях, прошли обучение по ряду дисциплин, составляющих основы готовности эколого-просветительской деятельности в школе (педагогика, психология, основы экологической культуры, педагогическая риторика, профессиональная этика, ботаника, зоология, безопасность жизнедеятельности, неорганическая химия, химия окружающей среды и пр.). В ФГОУ ВО «Чеченский государственный педагогический институт» на первых двух курсах студенты проходят учебную практику, а далее (с третьего курса) - производственную.

Проходя практику в школе, будущий педагог получает бесценный опыт взаимодействия с различными участниками образовательных отношений. Однако при реализации экологического просвещения в школе такое взаимодействие зачастую носит несколько искусственный, камерный характер. Разговор о природе за партами может быстро надоесть как обучающимся, так и самому учителю. Чтобы грамотно осуществлять такие выходы студент должен сам в процессе обучения в вузе погрузиться в естественную природную атмосферу, это взаимодействие с природными ресурсами осуществляется в условиях полевой практики. При этом рабочей программой педагогических вузов, в частности Чеченского государственного педагогического института не предусматривается прохождение полевой практики. Поэтому разрешение указанного противоречия представляется нам в сочетании классической педагогической практики с элементами полевой практики. Особенности полевой практики проявляются впроведении различных биохимических исследований, мониторинге состояния окружающей среды, анализе существующих природосохраняющих мероприятий и необходимости их корректировки или усиления. Отметим мероприятия, которые были проведены студентами в рамках полевой практики. Будущие педагоги провели изучение поверхностного загрязнения вод таких рек как Терек, Сунжа, Аргун, их притоков на протяженности от г. Грозного до железнодорожного моста; а также озера Кезеной-Ам. Изучалась студентами структура водного и солевого баланса почвы в местах добычи нефти, при этом полученные выводы показали наличие химического загрязнения почвы. Студентами отмечено, что земли лесного фонда отличаются сохранностью структуры и природного химического состава почвы (особенно в горных территориях). Будущими педагогами выявлено, что более загрязненной является территория промзоны г. Грозный (бывший НПО «Грознефтеоргсинтез»).

Также в процессе полевой практики студенты осуществляли выявление мест скопления техногенных залежей. Ими был проведен мониторинг состояния воздушного бассейна республики (определение допустимой концентрации вредных веществ (ПДК), выявление структуры выбросов загрязняющих веществ). Были обозначены предприятия, представляющую наибольшую угрозу загрязнения атмосферного воздуха - это ОАО «Грознефтегаз», ГУП «Чечжилкомтранс» и ряд других. Также исследованы другие причины загрязнения воздуха. В частности студенты пришли к выводу, что горящие нефтяные скважины являются одним из источников загрязнения воздуха. Помимо прочего будущие педагогипроявили желание провести химический анализ почвы в местах сельскохозяйственных угодий, а также исследовать состава почвенного грунта в местах былых боевых действий. Но в силу опасности возможного сохранения неразорвавшихся снарядов такие попытки были приостановлены.

Вместе с тем, не смотря на выявленные экологические проблемы в Чеченской республике, студенты пришли к пониманию, что родной край обладает и колоссальными ресурсами. Благодаря экскурсиям в заказники студенты познакомились с разнообразием флоры и фауны, включая редкие виды растений и животных.

Такие полученные на практике выводы позволили студентам более осознанно и содержательно подойти к взаимодействию со школьниками в образовательных организациях уже в процессе учебной практики. Побывав на территориях не только республиканского, но и мирового значения, будущие педагоги совершенно по-другому стали воспринимать их значимость, что актуализирует необходимость осуществления эколого-просветительской деятельности в школе. Можно сказать, что они получили вдохновение на организацию различных мероприятий по эколого-просветительской деятельности в рамках школы и за ее пределами. 

Одним из интереснейших мероприятий, которое были проведено в процессе учебной практики, была акция «Сохраним уникальность родного края». Совместно с завучем по учебно-воспитательной работе в школе студенты организовали масштабную работу по активизации всех обучающихся в аспекте эколого-просветительской деятельности. Школьники старших классов подготовили ряд плакатов на тему «Экология Чечни». Подростки 7-9 классов оформили книжный стенд и стенд с фотографиями уникальных природных мест Чеченской республики (горы, водопады, минеральные источники). Школьным библиотекарем вместе с учащимися 5-6 классов была подобрана литература о природе, о животных, о растениях для книжной выставки. Школьники начального образования (1-2 класс) выполнили рисунки на тему акции. Ученики 3-4 классов совместно с родителями сделали поделки из природных материалов. Педагогическим коллективом школы совместно с родителями обучающихся был оформлен фитоуголок. Таким образом, студентам удалось задействовать всех участников образовательного процесса в такой масштабной эколого-просветительской деятельности.

Следующее мероприятие, которое было проведено студентами совместно с библиотекарем в рамках эколого-просветительской деятельности, - это читательская конференция. Следует отметить, что просветительская деятельность библиотек давно зарекомендовала себя как важный и самостоятельный аспект эколого-просветительской деятельности. Для выступавших школьников на читательской конференции в качестве поощрения такой активности студентами была организована экскурсия в государственный биологический заказник «Аргунский». Дети познакомились с редкими и исчезающими видами растений (мушмула германская, лен светлый, лещина обыкновенная, бузина черная, аморфа кустарниковая, жимолость каприфоль, обвойник греческий, пролеска сибирская, ятрышник, тюльпан Шренка и др.) и животных (тювик европейский, выдра кавказская, подорлик малый, пискулька, филин, фазан, орлан-белохвост и др.). В рамках эколого-просветительской деятельности студентами были проведены классные часы на темы «Мой мир», «Экология и психология», «Красота родного края» и пр.

Помимо прочего студентами совместно со школьным психологом был проведен эко-психологический тренинг для подростков. Программа и содержание тренинга подробно описаны в монографии С.В. Ясвина [6, с. 389]. С данным тренингом будущие педагоги познакомились на факультативе «Психология убеждающего воздействия».

Понимая значимость формирования экологического сознания школьников, студенты исходили из того, что оно определяется и сформированным экологическим сознанием родителей обучающихся. В этой связи было проведено родительское собрание, на котором студенты рассказывали о мероприятиях, проведенных в рамках эколого-просветительской деятельности в школе, показывали детские работы (рисунки, фотографии, поделки), рекомендовали проводить семейные экологические чтения, походы и экскурсии. Многие родители отметили положительные сдвиги в экологическом сознании школьников, выражали благодарность за такую значимую и эффективную эколого-просветительскую деятельность в школе.

Следует отметить, что такая активная эколого-просветительская деятельность студентов привела к созданию в школе экологического клуба «Тайны природы», причем с инициативой выступили сами обучающиеся. Клуб был создан в помещении школьной библиотеки, тематически оформлен (фотографии животных, красивые растения, фитокомпозиции из живых и засушенных растений, репродукции картин природы, подборка музыкальных произведений со звуками природы и пр.) и содержал план мероприятий, которые составляли сами школьники под руководством учителей. В рамках этого клуба обучающиеся сначала со студентами, а потом самостоятельно стали проводить ежемесячные экологические чтения, круглые столы, экологические вечера, семинары, гражданские форумы, игровые программы, экологические вечера, конкурсы, экологические вечера.

Таким образом, в описанной методике развития готовности будущего учителя к осуществлению эколого-просветительской деятельности в школе показана реализация трех педагогических условий, направленных на каждый компонент готовности. Причем в методике отражена этапность развития такой готовности: от уровня экологической грамотности, до уровня экологической культуры будущего педагога. Экологическую культуру мы рассматриваем как высший уровень развития готовности будущего педагога к осуществлению эколого-просветительской деятельности в школе. Осознавая, что такой уровень будет доступен не каждому студенту, прошедшему обучение в вузе через соответствующие педагогические условия будем полагать, что достижение второго уровня - экологического сознания - будет вполне достаточно для осуществления эффективной эколого-просветительской деятельности в школе.

Рецензенты:

Ярычев Н.У., д.п.н., доцент, зав. кафедрой теории и истории социальной работы ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный.

Олефир С.В., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», г. Челябинск.