Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

LIFE SAFETY OF THE PERSON IN THE CONTEXT OF FORMING A DISTINCTIVE FEATURE OF INTELLIGENCE (FOR EXAMPLE TATAR FOLK PEDAGOGY)

Malikov R.Sh. 1 Zakirova N.R. 2 Mustaev R.Sh. 1 Salikhov N.R. 1 Misbakhov A.A. 1
1 Kazan (Volga region) Federal University
2 Naberezhnye Chelny State Institute of Socio-educational technologies and resources
В данной статье раскрываются такие отличительные особенности интеллекта личности, как орудийная деятельность, логика, сознание. Как выявило наше исследование, в татарской народной педагогике способность к орудийной деятельности характеризуется следующими показателями: знание как невидимое орудие; голова – орудие; неважно какое орудие труда, важен результат; интеллект как орудие; любой инструмент как орудие; правильный выбор орудия деятельности – показатель качества интеллектуального развития; к орудию следует добавить интеллект; орудием служит любое животное; неправильный выбор орудия вредит себе же. Логика в татарской народной педагогике отражается в следующих аспектах: требование последовательности и порядка действий; дело следует начать правильно, по плану, чтобы дойти до логического завершения; делать по логике – добиться успеха, без логики – завалить дело; смена дня и ночи – результат логики. Наличие сознания свидетельствуют следующие показатели: действовать согласно своей голове; труд – показатель сознания; сначала продумать, прежде чем делать; сознательный труд результативен; неосознанный труд бесконечен; дело из-под палки безрезультативно; действовать обдуманно, взвешенно, по плану; подумать, прежде чем начать; рука делает, голова отвечает; у животных есть мозг, но нет сознания; не подражать другим бессознательно; положительный пример полезен, если сделать осознанно; важен осознанный выбор. Учет всех отличительных особенностей интеллекта обеспечивает личности безопасность жизнедеятельности.
This article describes the features of such intellectual personality as tool use, the logic of consciousness. As our research has revealed in the Tatar folk pedagogy the ability to tool use is as follows: knowledge as an instrument of the invisible; head - a weapon; no matter what the instrument of labor, the result is important; intellect as a weapon; any instrument as a weapon; the right choice of instrument activity - an indicator of the quality of intellectual development; to the gun should be added to the intellect; instrument is any animal; the wrong choice of instrument is hurting yourself. The logic of the Tatar folk pedagogy is reflected in the following aspects: the requirement of consistency and operating procedures; the matter should start well on the plan to reach its logical conclusion; do logically - to succeed, without logic - to fill up the matter; day and night - the result of logic. The presence of mind shown by the following figures: to act according to his head; work - an indicator of consciousness; think first before you do; rezultativen conscious labor; unconscious work is endless; dealing with a stick without result; act deliberately, carefully, according to the plan; think before you start; Hand does, the head responsible; animals have a brain, but there is no consciousness; not unconsciously imitate others; a good example is useful if you do consciously; important is a conscious choice. Taking into account all the distinguishing features of the individual intelligence provides life safety.
pedagogy
folk pedagogy
intelligence features of intelligence
personality
life safety
education
tools
proverbs
lullabies
fairy tales
Орудийная деятельность - «целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей» [1]. Этот термин больше относится к животным. Известно, что многие животные и птицы в целях добывания пищи используют различные предметы типа камней, палок, прутьев, т.е. используют своего рода инструменты, например, «галапагосский дятловый вьюрок достает при помощи шипа, который он держит в клюве, насекомых из щелей в коре дерева», «сип разбивает толстую скорлупу яйца страуса камнем», «также поступает калан с крепкими раковинами моллюсков», «шимпанзе достает термитов из отверстия термитника при помощи тонкого прутика и дробит скорлупу ореха камнем» [1]. Они все способны подобрать, отобрать или подгонять для этого нужный инструмент, но, в отличие от человека, не умеют при помощи одного инструмента создать другой. Что же касается детей, то орудийная деятельность является показателем их интеллекта, как и взрослого человека.

В татарской пословице «Знание запрягает телегу без коня, готовит еду без дров» («Гыйлем атсыз арба җиктерә, утынсыз аш пешерә») речь идет о применении знания как орудия труда, с помощью чего человек, практически, может сделать все, даже невозможное. Использование знания и практики как орудия труда свойственно лишь человеку. Вопреки пословице, запрягать телегу без коня и сварить еду без огня никак невозможно, но народная мудрость для доказательства преимущества знания человека и его практической возможности придумала такое неопровержимое сравнение.

Пословица «Был бы труд да вода вкусная, никто не спросит, копал ли иголкой» («Хезмәте булсын да чыккан суы тәмле булсын, энә белән казыдыңмы дип сорамаслар») намекает на то, что в трудовом процессе важен инструмент. Многих интересует результат труда, а как и чем все это сделано, мало кого волнует, несмотря на то, что этот результат добыт огромным трудом, силой воли, затратой большой энергии, умом, и, наконец, отбором и использованием нужных инструментов. Пословица «Учеба - иголкой копать колодец» («Уку - инә белән кое казу») применяется по отношению к интеллектуальному труду. Интеллектуальный труд человека народная мудрость уподобляет невозможному труду, раскрывает тяжесть этого процесса, приравнивает к подвигу, т.к. иголкой копать колодец никак невозможно. Это и есть высокая оценка интеллекта человека.

В пословице «В руке инструмент - пол дела, поработаешь, целая работа» («Кулда корал - ярты эш, эшләсәң, бөтен эш») орудие труда оценивается наполовину. Иметь орудие труда - это еще ничего не значит, важно, чтобы человек заставил работать этот инструмент, для чего необходимо подключить свой интеллект. Таким образом, результат целостного труда состоит наполовину из инструмента и вложенного физического и интеллектуального труда.

Следует отметить еще одну пословицу, которая непосредственно указывает на важность орудия в трудовом процессе. Она звучит так: «Мужчина похвалится, инструмент сделает» («Ир мактаныр, корал эшләр»). Это точное определение важности орудия деятельности в трудовом процессе. Правильный выбор орудия деятельности является показателем качества интеллектуального развития человека.

Орудийная деятельность больше всего хорошо иллюстрируется в татарских народных сказках. В сказке «Всемогущий Петух» один храбрый да пригожий Петушок с качестве орудия труда использовал повстречавшихся по дороге ему Медведя, Волка и Лису, которые залезли ему в рот. Петушок пошел забрать у Бая свое кольцо, чего никак добровольно не хотел вернуть Бай. Поэтому приказали слугам закрыть Петуха в конюшню, чтобы кони залегали его. Интеллектуально развитый Петух тут же выпустил изо рта Медведя, который задрал всех лошадей. Потом Петуха заперли с гусями, чтобы те защипали его, но против них он использовал Лису. После этого заперли с овцами и баранами, чтобы те забодали его, но против них он вызвал Волка. В четвертый раз его бросили в колодец, где он выпил всю воду. В пятый день его бросили в печку в огонь, но он выплеснул всю воду из живота. И в котле Петух не сварился: выпустил воду, которая погасила огонь. Потом выпустил вех животных из живота, а те перебили всех байских наемников, нашли кольцо, поделили богатство Бая и пошли прочь. Такое умелое использование зверей и воду в качестве нужного инструмента спасли Петуху жизнь и помогли добиться успеха. И все же мораль сказки не в орудийной деятельности, она лишь инструмент, а мораль состоит в словах Петуха: «Вот какой бесславный конец ожидает того, кто позарится на чужое добро» [5, с. 62].

В начале во многих татарских волшебных сказках речь идет о том, что в семье стариков не было детей, но в результате волшебной силы и орудийной деятельности у них появляется сын или дочь. В сказке «Камыр-батыр» сына слепили из теста. Рос Камыр-батыр «не по дням, а по часам». Выстругал дед своему сыну биту из дерева, которую он тут же сломал, потом сделали в кузнице биту из железа. К сожалению, не смог Камыр-батыр применить железную биту по назначению: начал он калечить других детей, за что его и прогнали из деревни. Отсюда можно сделать вывод, что использование орудия не по назначению оборачивается для хозяина большой непоправимой бедой, над чем следует задумываться.

Камыр-батыр отправился по свету бродить. По дороге он собрал себе товарищей: людей со стреноженной ногой и зажавшего ноздрю одним пальцем, старика со шляпой набекрень, меткого стрелка, детину с бородой. Когда дошли до дома бая, захотели взять его дочь замуж за Камыра-батыра, а бай никак не хотел отдавать. Тогда начались состязания. Стреноженный перебежал байских скороходов; стрелок его разбудит ото сна; старик со шляпой охладил горячую баню; открыв ноздрю человек выдул слуг из поля боя; детина стукал кулаками об землю - слуги оказались под горой; да и сам Камыр-батыр со своей битой сражался на славу. Бай сдался и отдал свою дочь. Сказка о том, как правильно следует использовать свои умения и возможности вовремя, чтобы одержать победу. Камыр-батыр добился успеха из-за того, что ремесла своих товарищей использовал по назначению и к месту. Он умел во время ориентироваться, анализировать ситуацию, подсказать кому что делать. Значит, обладал интеллектуальными способностями, в частности высоко развитой орудийной деятельностью, что является хорошим примером для подрастающего поколения.

Логика (от греч. logos - слово, понятие, рассуждение, разум) - это «раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путем, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому ее также можно определить как науку о способах получения выводного знания» [2]. Следует отметить, что «логика занимается не только связями высказываний в правильных выводах, но и многими иными проблемами: смыслом и значением выражений языка, различными отношениями между терминами (понятиями), операциями определения и логического деления понятий, вероятностными и статистическими рассуждениями, парадоксами и логическими ошибками и т.д. Но главная тема логических исследований - анализ правильности рассуждения, формулировка законов и принципов, соблюдение которых является необходимым условием получения истинных заключений в процессе вывода» [6].

В татарских пословицах и поговорках встречаются множество логических силлогизмов. Самым актуальным во все времена и важнейшим силлогизмом следует считать пословицу «Не усвоив алиф, на «би» не переходи» («Әлифне танымыйча, «би»гә күчмә»). Алиф, би - это первые две буквы арабского алфавита, которым пользовался татарский народ весь период своего общественно-исторического развития до 1928 г. Алфавит любого народа - это, практически, логическая цепь, которую следует изучать последовательно и по порядку. В данном случае старотатарский алфавит начинался с буквы «алиф», и, естественно, эту букву изучали первым, лишь потом переходили к следующей букве «би». Это лишь убедительный пример, который известен даже ребенку, начинающему изучать чтение и письмо. По сути, в пословице вовсе речь не идет об изучении алфавита, а имеется в виду делать дела последовательно, поэтапно, доводив начатое до конца, что будет логичным. Пословица учит быть старательным, терпеливым в действиях, не оставлять начатое дело в середине, в чем и состоит логика и мудрость татарского народа.

Пословица «Счет начинается с единицы, чтение с алифа» («Исәп бердән башлана, уку әлифтән») является как бы продолжением предыдущей. Что касается первой буквы арабского алфавита «алиф» мы уже выяснили, а по поводу счета и так ясно всем. Переносное значение пословицы означает, что дело следует начинать правильно, по плану, чтобы дойти до логического завершения. Кто начал свое дело не с того конца, тот конца и края не найдет, и результата от такого дела не будет.

Практически, сюжеты всех татарских народных сказок построены по определенной логике. Герои во многих случаях рассуждают логично, поступают согласно своей логике и добиваются успеха. Лишь у отрицательных героев отсутствует логика, поэтому они сдают свои позиции.

В сказке «Луна и Солнце» одноименные герои захотели быть вместе и стоять без движения. Это решение одобрили все звери и птицы. Была не согласна лишь Летучая Мышь, которая объяснила свою логику так: «... я не подписалась, что если они оба будут стоять на одном месте, то ветер будет дуть всегда в одну сторону и деревья вырастут кривые. Кроме того, хлеб будет расти только там, где солнечно, а в тени - вовсе нет» [5, с. 64]. С правильной логикой согласились все и решили, чтобы Луна и Солнце ходили друг за другом вокруг Земли. За это Солнце рассердилось и не разрешило Летучей Мыши появляться днем, а Луна отнеслась спокойно. Поэтому она летает и охотится только по ночам. Умение Летучей Мыши логически мыслить и доказать свою правоту обустроило мир.

Татарская народная педагогика имеет множество примеров на необходимость наличия сознания у человека. Например, татарская пословица «Если голова не своя, все равно, если и отрубят» («Башың үзеңнеке булмаса, киссәләр дә барыбер!») раскрывает суть человека, не имеющего сознания. Практически, здесь речь идет о пустой голове, которая не соображает, не думает, не способна принимать какие-либо решения. Естественно, в таком случае эта голова, соответственно, человек, владеющий такой головой, бесполезен и не нужен обществу. Если и «отрубят» эту голову, то никому вреда не будет. В комментарии к этой пословице Н. Исанбет приводит притчу о том, что одного парня призвали в армию. На предупреждение «смотри, не дай отрубить себе голову» он ответил: «Если голова не своя, все равно, если и отрубят» [4, c. 586]. Поэтому данная пословица призывает к осознанным действиям.

В пословице «Сознание не в голове, а в труде» («Акыл башта түгел, эштә») подчеркивается связь труда человека и его ума. Труд является показателем, на сколько человек сознателен. Сознание само по себе еще не является достоинством личности. Оно ценится лишь полученными результатами деятельности, поэтому показателем сознания является не голова личности, а в то, чем он занимается и что из этого получается.

В своей пословице «Сначала подумай, потом делай» («Иң элек уйла, аннан соң эшлә») народная мудрость также отмечает, что перед тем, когда что-либо хочешь совершить, следует подключать свой мозг, хорошенько все обдумать и взвесить свои силы и умения, лишь потом приступить к работе. Народ все время ценил конечный результат труда, качество выполненной работы, а все это получится лишь при осознанной деятельности. Пословицу «Не делай, не обдумав» («Уйламыйча эшләмә») также следует отнести к этому ряду. Необдуманная работа может привести к плохому результату в лучшем случае, к трагедии - в худшем.

По пословице «Если душевное перейдет в сознание, то не будет бесконечного дела» («Күңелгә килгән уйга килсә, бетми торган эш булмас») результативность деятельности зависит от трех составляющих. Во-первых, это дело должно нравиться личности, т.е. должно быть его духовно составляющим; во-вторых, оно должно быть осознанным, т.е. пропущенным через мозг, одобренным хотя бы самой личностью, взвешенным, целесообразным, важным и нужным; в-третьих, под воздействием первых двух составляющих действовать, двигаться в направлении к победному концу, работать, трудиться, на что хватит сила воли и энергии, когда будет желание. Как было уже отмечено, желание состоит из того, что лежит душе и делается осознанно.

Истинность предыдущей дополнительно подтверждается пословицей «Работа не по душе долго не завершится» («Күңел ятмаган эш озак бетмәс»). Практически, работа по душе - это и есть работа осознанная. Если человеку не нравится, чем он занимается и что делает, то от этого и никакого результата не будет, о качестве и речи быть не может. Пословицу следует использовать в профориентационной работе со школьниками и студентами. При выборе профессии важно, чтобы этот выбор был осознанным, чтобы человеку его деятельность нравилась, лишь в таком случае можно добиться хорошего результата от деятельности. Две последние пословицы доказывают, насколько важна осознанность действий в жизни человека, которая гарантирует материальный достаток и духовную целостность.

В пословице «Работа из-под палки не ценится» («Көчләп эшләттергән - эшкә сан юк») также говорится о деятельности, которая выполнена неосознанно, а по воли другого человека. Такая работа не будет цениться, т.к. туда не будет вложена душа и сердце, а, следовательно, и сознание. Работа из-под палки не дает качественный результат, оставляет желать лучшего, не доставляет духовное наслаждение и удовлетворения ни самому работнику, ни другим.

Народная мудрость посредством пословицы «Если есть дело, сядь и обдумай» («Ни булса эшең, утыр да төшен») советует обдумать, взвесить, составить план предстоящей работы. Слово «төшен» следует перевести как осознай, обмозгуй, подумай, поразмышляй и т.д. Пословица также подтверждает, что лишь подключив сознание, возможно добиться определенного положительного результата.

Пословица «Перед началом работы обдумай конец» («Эшне башлаганда ахырын уйла») советует пропустить предстоящую работу через себя, т.е. свое сознание. Такое действие даст возможность взвесить, стоит ли взяться за такую работу, сможешь ли ее завершить, насколько она будет эффективной и полезной для себя и для общества. Все это может определиться лишь путем подключения сознания личности.

Необходимость подключения сознания в процесс трудовой деятельности подтверждается и пословицей «Руками делаешь, головой отвечаешь» («Кул белән эшлисең, баш белән җавап бирәсең»). По логике вещей, в любом случае инициатором работы, духовным вдохновителем, идейным наставником любой деятельности является сама личность. Поэтому независимо от того, каков результат деятельности, человек несет ответственность за нее. «Отвечать головой» в данном случае означает «отвечать за свое сознание», которое затеяло это дело. В другую пословицу из этого же ряда заложен такой же смысл: «За руку отвечает голова» («Кул өчен баш җаваплы»). В пословице голова равнозначно сознанию.

В народе имеются пословицы и поговорки и на тему неосознанного, бесполезного, нерезультативного труда, например, пословица «Бык всю жизнь пашет, только не знает для чего» («Үгез гомере буе сабан сөрә, ник сөргәнен белми») иносказательно намекает, что человек делает свое дело, но до сих пор не осознал суть своей деятельности. Мораль пословицы состоит в том, что человек не должен быть как животное, которое так же, как и человек, имеет мозг, но не имеет сознание, т.к. сознание показатель интеллекта, присущего лишь личности, поэтому каждое свое дело необходимо пропустить не только через мозг, но и сознание.

О бессознательности действий свидетельствуют пословицы и поговорки, включенные в тематику «Делать, следуя другому человеку». В пословице «В зале будут смеяться, на кухне будут ржать» («Ак өйдәгеләр көлсә, аш өендәгеләр ыржаер») критикуется беспричинный смех, следуя смеху других, в прямом значении; а в переносном значении означает, что нельзя подражать примеру других, не осознав свои действия. В пословице смыслосоставляющим является слово «ржать», которое означает, что необдуманный поступок, слепо подражающий другим, будет похож на такой вид смеха, т.е. такая необдуманная и ненужная деятельность будет обречен на неуспех. Синонимичными по значению являются пословицы «Из-за смеха передних ржут за занавеской» («Түрдәгеләр көлә дип чаршау арты ыржайган»), «Из-за смеха передних за занавеской растягиваются» («Түръяк көлгәнгә чаршау арты изү тарта, ди»).

Пословица «Последуешь лошади, станешь лошадью; последуешь жеребенку, станешь жеребенком» («Атка иярсәң, ат булырсың; тайга иярсәң, тай булырсың») в иносказательном значении критикует отсутствие сознания у человека, который любит лишь подражать другим, а обдумать свои действия или придумать свое, напрягая мозг, не умеет и не может.

В пословице «Увидев лошадь, не хромай, увидев воду, не жажди» («Ат күрдем дип аксап барма, су күрдем дип сусап барма») критикуется переключение сознания на другой предмет без необходимости. Человек должен добиться своей цели, невзирая ни на что, никакие препятствия не должны ему помешать реализовать задуманное, и ничто не должно сбить с правильного пути. Увиденное или услышанное может быть обманчивым, нельзя слепо следовать по их пути, что может сбить со своей правильно выбранной дороги и сильно навредить.

Если есть необходимость в подражании, тут татарская народная мудрость тоже не сопротивляется. Это и есть метод воспитания, который в научной педагогике так и называется - метод положительного примера. В выборе за кем следовать и кому подражать также необходимо подключить свой мозг, ум и сознание. Результат такой деятельности также зависит от тех же составляющих: может привести и к положительному и к плохому концу. Как сказано в пословице «За конем - поваляется в цветах, за свиньей - поваляется в грязи» («Атка ияргән чәчәктә аунар, дуңгызга ияргән балчыкта аунар»), можно поваляться и в цветках и в грязи - все зависит от осознанного выбора объекта подражания. У пословицы имеются различные варианты, что усиливает значимость ее значения: «Примкнувший к жеребенку - в цветах, примкнувший к свинье в грязи поваляется» («Колынга ияргән чәчкәгә, дуңгызга ияргән баткакка аунар»). Подобная пословица имеется и у караимов.

Спасение или кончина человека также зависят от его сознания, насколько он правильно может определиться с выбором, о чем свидетельствует пословица «Взявший за хвост коня переплыл Волгу, / Взявший за хвост собаки утонул в Волге» («Ат койрыгыннан тоткан Идел кичкән, / Эт койрыганнан тоткан Иделгә баткан»). Эта пословица служила бы хорошим примером и на орудийную деятельность в татарской народной педагогике. Выбор инструмента, который используется человеком, может оказать добрую службу, а может дать и отрицательный результат. Все зависит от осознанного выбора самого человека.

Примечательна пословица «Последуешь за учеными, раскроются глаза, последуешь невеждам, останешься без глаз» («Галимнәргә иярсәң, күзең ачылыр, наданнарга иярсәң, күзең чыгар») на наличие или отсутствие сознания человека. Результат выбора здесь очевиден, отсутствует двусмысленность в целом, но лишь «күзең ачылыр» (раскроются глаза) следует понимать как получишь знания и «күзең чыгар» (дословно: выкатиться глаз) означает, что останешься без знаний.

Исследуя воспитательный потенциал средств татарской народной педагогики, Р.Ш. Маликов отметил, что «стремление воспитать в ребенке любовь к знаниям прослеживается в песнях, где сравниваются «галим» (ученый) и «надан» (незнайка, недоучка, глупый) и дается им морально-нравственная оценка» [3]. Из этого следует, что на сознание как отличительной особенности интеллектуальной системы обращается внимание во многих жанрах татарской народной педагогики.

Народная мудрость раскрывает, что может случиться, если слепо подрожать другому. Как сказано в пословице «Не следуй за другим, в воду упадешь» («Кеше артыннан барма, суга төшәрсең»), результат слепого копирования может быть плачевным. По другой пословице «Будешь ходить за другим, утонешь во дворе» («Кеше йөрүен йөрсәң, киртә эчендә батып үләрсең»), повторение чужих ошибок может привести к смерти.

Все эти пословицы и поговорки свидетельствует об отсутствии интеллекта у человека, а именно отсутствия такой отличительной особенности интеллектуальной системы, как сознание. Таким образом, интеллект и безопасность жизнедеятельности тесно связаны между собой, одно является гарантов второго.

Рецензенты:

Борытко Н.М., д.п.н., профессор, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград;

Мухаметшин А.А., д.п.н., профессор, Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов, г. Набережные Челны.