Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

THE COMPETENCE-BASED FOCUSED TRAINING OF PSYCHOLOGY IN MEDICAL SCHOOL

Lopanova E.V. 1 Korennova O.Yu. 1
1 GBOU VPO “Omsk State Medical University”, Ministry of Public Health of the Russian Federation
В статье рассматривается изменение подходов к преподаванию психологии в медицинском вузе – от научно-ориентированного к практикоориентированному. В профессиональном обучении акценты смещаются на саморегуляцию, самоуправление, самоконтроль и собственную активность обучаемых. Студенты инициируют и организуют процесс своего учения. Предлагаемые формы и методы организации деятельности студентов позволяют осваивать необходимые врачу психологические знания и умения на основе осознания дефицита таких знаний, конструирования моделей поведения и взаимодействия с пациентом. Опыт владения психологическими умениями приобретается посредством сочетания разных способов взаимодействия на учебных занятиях
In article change of approaches to teaching psychology in medical school – from scientific focused to praktikooriyentirovanny is considered. In a vocational education accents are displaced on self-control, self-government, self-checking and own activity of trainees. Students initiate and will organize process of the doctrine. The offered forms and methods of the organization of activity of students allow to master psychological knowledge and abilities necessary for the doctor on the basis of awareness of deficiency of such knowledge, designing of behavior models and interaction with the patient. Experience of possession of psychological abilities is gained by means of a combination of different ways of interaction on studies
technologies of training
active training
the skompetentnostno-focused training
competence-based approach in education

Подготовка врачей, как показывает практика, в настоящее время не даёт достаточно качественной подготовки специалиста в области психологии, поскольку, не уделяя достаточного внимания определенным аспектам психологических знаний, выпускники порой не знают как адекватно и правильно найти подход к пациенту, понять его душевное состояние. К сожалению, в медицинских вузах преподавание психологии по-прежнему ведется в основном на теоретическом уровне. В этой связи необходимо изменение подходов к преподаванию психологии в медицинском вузе.

Разрешение противоречия между новыми целями, поставленными обществом, и научно-методическим обеспечением реализации этих целей в образовательном учреждении рассматривается нами как актуальная проблема педагогики высшей школы, а реализация технологий, ориентированных на компетентностный результат обучения, выступает в качестве актуальной цели педагогических исследований (Васильева Е.Ю., Зеер Э.Ф., Зимняя И.А., Лопанова Е.В., Попков В.А. и др.). Предметом исследований являются условия формирования активности личности в учебном процессе и технологии обучения, обеспечивающие реализацию компетентностно-ориентированного подхода в высшей медицинской школе.

Целью исследования явилось теоретическое обоснование и практическая апробация компетентностно-ориентированного подхода к обучению психологии студентов медицинского вуза. Методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ тенденций развития современного медицинского образования, сравнение, обобщение и систематизацию подходов к преподаванию гуманитарных дисциплин в медицинском вузе.

Накопленный в отношении научно ориентированной концепции обучения опыт показал, что естественнонаучная содержательность обучения не обязательно соответствует практическому содержанию обучения. Проблема теории и практики является особенно веской тогда, когда знания не имеют для студентов ориентированных на действие функций. В общеевропейском проекте TUNING понятие компетенций и навыков включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). Компетенции представляют собой сочетание характеристик (относящихся к знанию и его применению, к позициям, навыкам и ответственностям), которые описывают уровень или степень, до которой некоторое лицо способно эти компетенции реализовать [1]. Таким образом, возникает необходимость в изменении стратегии профессионального образования - от научно ориентированной к ориентированной на действие, результат.

Важной особенностью компетентностно-ориентированного профессионального обучения становится отказ от традиционной методики обучения, имеющий рецептивный характер. Взамен должны прийти педагогические и психологические технологии, адекватные современным медицинским технологиям [5]. В профессиональном обучении акценты смещаются на саморегуляцию, самоуправление, самоконтроль и собственную активность обучаемых. Студенты инициируют и организуют процесс своего учения. При этом возрастает гуманистическая ценность самоопределения личности в ходе решения профессионально значимых задач, которые ориентированы на результат. Ориентированность на результат предполагает самостоятельное добывание студентами необходимых знаний в процессе решения определенной профессиональной ситуации, действительной или мнимой, с обязательным выполнением всех фаз профессионального действия.

Инструментом реализации названной стратегии могут служить технологии, ориентированные на результат, успешно опробованные в образовательной практике [3]. Занятие начинается с постановки профессионально-практического задания. Что будет выбрано исходным пунктом задания, зависит от знаний, которые нужно сообщить. Через близкую к профессии постановку задания достигается двойная цель. Во-первых, обучаемые видят, с какими требованиями они столкнуться в дальнейшей профессиональной жизни и, во-вторых, возникает адекватная ситуация запроса необходимых в профессии знаний и умений.

Так как задание является для обучаемых новым и выбрано так, что с помощью раннее полученных знаний и умений его нельзя решить, студенты чувствуют информационный дефицит, запрашивают недостающую информацию. Преподаватель держит ее наготове в форме информационных листов; студенты знакомятся с данной им информацией и направляют ее на планирование решения проблемы. Сначала каждый студент составляет индивидуальный план, затем идет обсуждение планов работы в группе. Происходит оценка последствий принятия мер, чтобы удовлетворить принципу минимум-максимум: с наименьшими затратами добиться наибольшей пользы [4].

За планированием выполнения задания следует воплощение запланированного в конкретные действия. На этапе контроля сделанной работы определяется, соответствует ли результат тому, что запланировано. Занятие заканчивается оценкой выполнения задания. Целесообразность стратегии работы исследуется так же, как и кооперация в группе, рациональное использование инструментов, соблюдение алгоритма действий и т.д.

В рамках стратегии обучения, ориентированного на результат, особые требования предъявляются к лекционной форме занятий со студентами, функции которой заключаются в предоставлении теоретических, методологических знаний по предмету, обозначении проблем, их развития и путей разрешения, выявлении целей и задач, раскрытии содержания профессиональной деятельности [3].

Современная ситуация такова, что непроблемных лекций вообще не должно быть. Лекция, которая не вызывает желания подумать, выяснить, понять, вероятно, не имеет права на существование. Только по отношению к проблемному содержанию люди вступают во взаимодействие и общение, высказывают свою позицию, точку зрения. Развитие точки зрения может идти лишь в процессе диалогического взаимодействия через преодоление возникающих противоречий.

С реализацией принципа проблемности связано применение лекции-визуализации (использование в ходе лекции визуальной информации). Опора на визуальное мышление существенно повышает эффективность восприятия, понимания, уяснения информации, ее превращения в знания. Мы исходили из того, что большой объем передаваемой информации на лекции блокирует ее восприятие и понимание. При помощи опорных схем, плакатов, таблиц, ТСО процесс визуализации всегда порождает проблемную ситуацию, решение которой связано с анализом, синтезом, обобщением - т.е. с операциями активной мыслительной деятельности. Эффективным средством визуализации является метаплан-техника. К элементам метаплана относятся полоса, облако, овал, прямоугольник, круг. За каждым элементом закрепляются определенные сущностные характеристики того или иного понятия, вывода или обобщения. Все элементы метаплана имеют определенный цвет, который непосредственно воздействует на ощущения и чувства, повышает внимание. При работе в метаплан-технике чаще всего используются белый, светло-зеленый, светло-желтый, светло-розовый цвета, при этом в одном метаплане не должно быть более трех-четырех цветов.

Обучение студентов на основе компетентностного подхода предполагает сочетание самых разных способов взаимодействия на учебных занятиях, в основе которых лежит индивидуальное приобретение и присвоение знаний. Традиционный вариант дидактического общения «педагог - обучаемый» целесообразно использовать для постановки проблемы. Работа в паре «обучаемый - обучаемый» особенно важна в сфере самоконтроля и самооценки. Групповая работа эффективна в процессе поиска способа решения учебной задачи, когда педагог выступает в роли консультанта. Межгрупповое взаимодействие целесообразно при общении, выведении общих закономерностей, формулировании оснований и аргументированного их изложения. Индивидуальная работа обучаемого предполагает выполнение заданий по самостоятельному поиску знаний, решение проблемных творческих задач. Индивидуальная деятельность требует критического сопоставления процесса и её результата с методами и результатами других участников. В связи с этим большое значение приобретает такая форма общения, как коллективный учебный диалог.

Программное содержание профессионального обучения должно пройти следующий путь: первоначальное обобщенное представление о закономерностях психического развития; конкретизация и углубление объективных процессов развития психики в онтогенезе, построение практической (профессиональной) деятельности с учетом объективных процессов развития психики человека.

На одном из первых занятий по психологии преподаватель вместе со студентами определяет место дисциплины в структуре профессиональной деятельности. На основе выявленного значения учебной дисциплины обучаемые определяют свои, внутренние нормы, внутреннее содержание, к которым должно добавиться внешнее содержание, пока для них чужое. Иллюзия того, что содержание дисциплины, определенное преподавателем, станет внутренним содержанием каждого студента, знакома всем педагогам, хотя ее наличие противоречит принципу природосообразности.

Сформированность первичных представлений о возрастных и индивидуальных особенностях людей дает обучаемым знания, которые создают иллюзию «понятных» знаний и которые попадают в зону краткосрочной памяти. Для перехода знаний - описаний в знания - предписания (категориальные знания) и конкретные умения необходимо перевести знания на критериальный уровень. С этой целью проводится обучающий семинар, на котором студенты, анализируя конкретную ситуацию «Врач - пациент», самостоятельно вырабатывают обобщенные критерии оценки ее основных компонентов (задач, содержания, структуры) с точки зрения возрастных и индивидуальных особенностей участников ситуации. Теперь необходимо перенести самостоятельно добытые критерии на конкретную деятельность. Для этого обучаемые группами 3-5 человек разрабатывают способы работы с пациентами, выполняя конкретные задания: по определению форм и методов профилактического консультирования (индивидуального и группового), повышения комплаентности, определению особенностей работы с пациентами определенного возраста, с разной степенью тревожности [2]. Для углубления научной обоснованности проектов студенты защищают свои разработки перед товарищами, преподавателем.

Способы организации обучения определяются стратегической целью педагога - необходимостью введения обучаемых в режим постоянно нарастающей активной совместной познавательной деятельности. Для этого педагог многократно повторяет три технологических этапа:

1. Опираясь на имеющиеся у обучаемых знания, педагог осуществляет постановку учебной проблемы и ввод в неё (организация рабочего процесса). Здесь достигается начальная познавательная активность, первичная актуализация внутренних целей студентов.

2. Для поддержания зародившейся цели на требуемом уровне активности обучаемым предоставляется реальное поле для самостоятельной деятельности. Это происходит следующим образом: слушатели разбиваются на рабочие группы (3-4 человека), вторично, уже самостоятельно, через общение в микрогруппах, актуализируют (уточняют, проясняют) свою внутреннюю цель, осознавая поставленную педагогом учебную проблему, определяют, что искать, вырабатывают способ совместной деятельности для её решения, производят реализацию цели. В процессе поиска вырабатывают и отстаивают свою позицию при общем решении учебной проблемы.

 3. Общее обсуждение. Оно необходимо как следующий этап совместной познавательной деятельности. Требованием обоснованной, логичной аргументации педагог приводит обучаемых к верному решению учебной проблемы. Здесь действия преподавателя целиком определяются пониманием целей данного воздействия, его собственной научной позицией, умением действовать в конкретной, постоянно меняющейся ситуации.

Заключение. Таким образом, ключевым моментом в психолого-педагогической подготовке будущего специалиста к компетентному выполнению профессиональной деятельности врача можно считать проектирование и организацию образовательного процесса, в котором реально воплощены основные принципы компетентностно-ориентированного образования.

Рецензенты:

Долгих В.Т., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой патологической физиологии ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, г. Омск;

Васильева Е.Ю., д.п.н., заведующий кафедрой педагогики и психологии ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, г. Архангельск.